URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ушаков Д.Н. Краткое введение в науку о языке
Id: 18728
 
246 руб.

Краткое введение в науку о языке. Изд.10

URSS. 2004. 152 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00625-2.

 Аннотация

Выдающийся представитель русской лингвистической школы Дмитрий Николаевич Ушаков (1873--1942) был известен не только как составитель и редактор "Толкового словаря русского языка" и автор многочисленных работ по языкознанию, но и как замечательный педагог, создатель программ и учебников по русскому языку для начальной, средней и высшей школы.

Книга "Краткое введение в науку о языке", представляющая собой изложение лекционного курса, прочитанного автором на Московских женских педагогических курсах, на многие годы стала учебным пособием по общему языкознанию. В вводной части даются предварительные понятия о языке и языковедении; далее автор рассматривает следующие вопросы: в чем состоит язык, как известное психофизическое явление, и какие существуют языки, как возникает и как живет язык.

Предназначена лингвистам всех специальностей, историкам языка, студентам и аспирантам. Может быть полезна учителям русского языка и школьникам старших классов.


 Оглавление

Предисловие

Вводная часть

Глава I. Предварительные понятия о языке и языковедении
 § 1.Названия науки о языке. Цель и предмет ее.
 § 2.Язык слов.
 § 3.Жизнь языка.
 § 4.Живые и мертвые языки.
 § 5.Родственные языки; язык и диалект.
 § 6.Литературный язык.
 § 7.Родство языков и родство рас; национальность.
 § 8.Связь языковедения с другими науками.
 § 9.Разделение языковедения.
 § 10.Грамматика школьная и научная. Психология, логика, грамматика.
 § 11.Язык и письмо.
 § 12.Из истории науки о языке.
 § 13.Содержание книги.

Отдел первый

Глава II. Звуки
 § 14.Физиология звуков речи.
 § 15.Звуки речи.
 §§ 16--25. Органы речи и их функции.
 § 26.Различия звуков речи по качеству.
 §§ 27--32. Гласные.
 § 33.Гласные чистые и носовые.
 § 34.Гласные с неполным голосом и без голоса.
 §§ 35-37. Согласные.
 § 38.Согласные шумные.
 § 39.Сонорные.
 § 40.Смягчение.
 § 41.Лабиализация.
 § 42.Слитные согласные.
 § 43.Различие гласных и согласных.
 § 44.Физиологическая классификация звуков речи.
 § 45.Различия звуков речи по количеству, высоте и силе.
 § 46.Слог.
 § 47.Звуки слоговые и неслоговые.
 § 48.Ударение.
 § 49.Слоговое свойство и выдыхательное ударение.
Приложение к главе II. Звуки русского языка
 § 50.Фонетика русского языка.
 §§ 51--53. Гласные звуки.
 § 54."Гласные" буквы.
 § 55.Согласные звуки.
 § 56."Согласные" буквы.
 § 57.Образчик фонетической транскрипции.
Глава III. Значения
 § 58.Психология речи.
 § 59.Произвольные и непроизвольные движения органов речи.
 § 60.Представления слов.
 § 61.Образование значений слов.
 § 62.Мышление.
 § 63.Процесс речи.
 §§ 64--66. Значения звуковой стороны языка.
 § 67.О значении языка для мышления и умственного развития человечества.
Глава IV. Формы
 § 68.Основа и формальная принадлежность.
 § 69.Формы словообразования и формы словоизменения.
 § 70.Два условия существования формы.
 § 71.Грамматические ассоциации.
 § 72.Отрицательная форма.
 § 73.Возможность отсутствия форм слов в языке.
 § 74.Формы сочетаний слов.
 § 75.Грамматические факты.
 §§ 76--79. Различные способы образования форм слов.
 §§ 80--83. Происхождение различных формальных принадлежностей.
 §§ 84--85. Морфологическая классификация языков.
Глава V. Слова
 § 86.Отдельное слово.
 § 87.Виды отдельных слов.
 § 88.Две классификации слов.
 § 89.Классы слов по значению.
 § 90.Классы слов по формам.
 § 91.Грамматические части речи в русском языке.
Глава VI. Предложение
 § 92.Суждение и предложение.
 § 93.Предложение полное и неполное.
 § 94.Члены суждения и члены предложения.
 § 95.Связка.
 § 96.Предложение грамматическое и неграмматическое.
 § 97.Отношение между предложениями.
 § 98.О синтаксическом "разборе".

Отдел второй

Глава VII. Языки
 § 99.Генеалогическая классификация языков.
 § 100.Индо-европейская семья.
 § 101.Распадение индо-европейского праязыка.
 §§ 102--112. Краткий перечень других семей и отдельных языков.
Глава VIII. Происхождение языка. Возникновение и исчезновение языков
 § 115.Вопрос о единстве происхождения человеческих языков.
 § 114.Вопрос о происхождении языка.
 § 115.Усвоение языка.
 § 116.Жизнь языка как явления физического, психического и общественного.
 § 117.Распадение и об'единение языков.
 § 118.Заимствования.
 § 110.Исчезновение языков.
 § 120.Общие языки. Литературный язык.
Глава IX. Жизнь языка
 § 121.Изменение фактов языка под влиянием факторов: фазического и психического.
 §§ 122-126. Изменение звуковой стороны слов.
 §§ 127-133. Изменение значений.
 §§ 114-139. Утрата слов и появление новых.
 §§ 140-146. Изменение форм слов.
Пособия
Указатель

 Из предисловия к 1-му изданию

В нашем обществе очень мало научных сведений о языке: полным невежеством в этой области знания часто страдают люди, владеющие широким общим образованием и даже глубокими познаниями в других областях. Это происходит, главным образом, оттого, что научное языковедение -- наука молодая и только сравнительно недавно (около полувека) нашла себе приют в высшей школе; в среднюю же школу она только начинает проникать.

Между тем научное изучение языка (которое нужно отличать от практического, напр., обучения языку для целей общения между людьми) может представить глубокий интерес и имеет немаловажное общеобразовательное значение, так как предметом этой науки является такая важная сторона духовной деятельности человека, как язык. Язык по своему происхождению и употреблению тесно связан как с мышлением человека, так и с его физическим строением, а в своем историческом развитии язык связан с историей говорящего на нем народа. Поэтому и наука о языке имеет связь с другими науками, изучающими как духовную и физическую природу человека, так и историю народов, а именно -- с психологией и физиологией, с одной стороны, и с историей -- с другой. Отсюда важное место научным сведениям о языке в кругу общего образования.

Наконец, в школе для преподавателя языка, в особенности родного, научное понимание языка вообще и научные сведения о преподаваемом языке в частности весьма необходимы. И не для того, чтобы сообщать их ученикам: они необходимы потому, что одни только они в состоянии помочь преподавателю поставить свой предмет -- обучение языку -- так, чтобы это был предмет живой, развивающий духовные способности и расширяющий умственный кругозор учащихся. Грамматика в школе часто приобретает характер мертвой схоластики именно потому, что понимание явлений языка, лежащее в основе школьного преподавания, далеко от научного. В частности, в преподаваемом под названием грамматики материале на каждом шагу встречается, например, смешение грамматики с логикой и отчасти с психологией. Полезно, разумеется, учить и логике и психологии, по вредно для дела, если преподающий думает, что обучает в это время грамматике. И если когда-либо ставятся вопросы, полезно ли учить грамматике, заключает ли она в себе какие-либо общеобразовательные элементы, когда и как учить ей, то, как бы ни решались эти вопросы, целесообразное решение их невозможно без ясного понимания, чему именно учит грамматика.

Опыт элементарного изложения главнейших основ науки о языке в целях общеобразовательных и представляет собою моя книга. Она слагалась в течение многих лет и литографировалась частями, начиная с 1902 года, сначала в связи с моим преподаванием в педагогических классах женских институтов (в Москве) введенного в них так называемого "специального" курса русского языка, а позже в связи с моими чтениями на женских педагогических и высших курсах. Содержание ее основано главным образом на лекциях моего покойного учителя, профессора Московского университета, академика Ф.Ф.Фортунатова, что читатель, знакомый с его "Общим курсом сравнительного языковедения", легко может заметить во многих местах моей книги.

Печатая результат своей преподавательской работы, я прежде всего желал дать в руки пособие своим слушательницам; но я решился выпустить его и "в свет" в том предположении, что он, может быть, пригодится для начинающего филолога, для старших классов средних учебных заведений, для учителей и, наконец, вообще для самообразования.

1913 г.

В последующие издания, в том числе и в настоящее, вносились небольшие поправки и дополнения.

Проф. Н.Ф.Яковлева благодарю за полезные указания.

1928 г.

Д.Ушаков.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце