URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Розин В.М. Традиционная и современная философия
Id: 185599
 
375 руб. Бестселлер!

Традиционная и современная философия. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 400 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-397-04523-0.

 Аннотация

В книге рассматриваются основные линии критики и деконструкции картины действительности, сложившейся в классической философии. Отвергается трактовка мышления и реальности как деиндивидуального, внеисторического феномена, предлагается анализ личности, истории и языка. Вместо классических дискурсов философии заявляются и разрабатываются феноменология, методология и гуманитарный подход. В связи с этим реконструируются основные идеи современной философской мысли; на материале авторских исследований (главным образом культурно-исторических и методологических) характеризуются основные ее особенности: использование в философии научных исследований, возрастание значимости культурно-исторических реконструкций как одного из центральных дискурсов современной философии, разработка онтологии «культура и личность», методологизация философии. Сквозь все исследование проходит обсуждение условий и предпосылок мыслимости явлений, интересующих философов, причем автор старается показать, что в настоящее время складываются новые способы философского мышления, влекущие за собой и новое видение реальности. Общие рассуждения В.Розин подтверждает и иллюстрирует оригинальными эмпирическими исследованиями в самых разных областях гуманитарного знания.

Книга рассчитана на широкий круг читателей (философов, ученых, преподавателей, студентов), интересующихся историей философии и современным состоянием философской мысли.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Становление и особенности картезианско-кантианской картины действительности
 1.Предыстория классической философской мысли
 2.Декарт и картезианская картина действительности
 3.Метафизика И. Канта в контексте проекта модерна
 4.Истолкование в немецкой классической философии обусловленности мышления
Глава 2. Критика и деконструкция картезианско-кантианской картины действительности
 1.Личность против познающего субъекта
 2.Генезис и история как два варианта преодоления константности бытия. Оппозиция естественно-научного и гуманитарного подходов
 3.Феноменологический подход -- альтернатива картезианско-кантианской картине действительности
  3.1.Рациональная реконструкция двух образцов феноменологической работы
 4.Методология против метафизики
  4.1.Понимание методологии в ММК
  4.2.Преодоление имманентной трактовки мышления
  4.3.Выготский о кризисе психологической науки и путях его разрешения
  4.4.Конфигурирование: проект или методологическая стратегия?
 5.Гуманитарное познание в контексте герменевтики
Глава 3. Некоторые особенности современной философской мысли
 1.Опора современной философии на научные исследования
 2.Культурно-историческая реконструкция как один из центральных дискурсов современной философии
  2.1.Культурно-историческая реконструкция феномена "Ка"
  2.2.Две жизни Александра Сергеевича Пушкина (историко-гуманитарное исследование)
 3.Культура и личность -- дополнительные реальности современной философии
  3.1.Становление эзотерической личности как пример одной из точек развития культуры
  3.1.1.Добавление к методологии исторического исследования
  3.1.2.Как вавилонские писцы решали математические задачи
  3.2.Реконструкция творчества Эмануила Сведенборга
  3.3.Двухслойность исторической действительности
 4.Методологическое сопровождение современной философской мысли
  4.1.Проблематизация
  4.1.1.Право, власть, гражданское общество
  4.2.Формирование стратегий познания (исследования) явления
  4.2.1.Становление "конституирующей инстанции" человека
  4.3.Анализ понятий и других рефлексивных содержаний
  4.3.1.К проблеме трансляции в культуре нового опыта
  4.4.Пересмотр онтологии и собственных способов работы
  4.4.1.Эволюция и метаморфозы понятия "природа"
  4.4.2.Фрагмент из методологического романа "Проникновение в мышление" (главный герой романа -- Марк Евгеньевич Вадимов)
  4.4.3.Почему необходимо пересматривать собственные подходы и способы работы
Заключение

 Введение

Читая исследования, посвященные осмыслению современных направлений философской мысли, например, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, марксизма, методологии, посмодернизма, я обнаруживаю в своей работе представления и методы, сходные с теми, которые заявляются или практикуются в этих направлениях. Так я стараюсь реализовать установки гуманитарного подхода в том его варианте, который близок к идеям экзистенциализма и герменевтики (рассмотрение экзистенциальной ситуации исследователя и его ценностей как обусловливающих гуманитарное познание, идея герменевтического круга, установка на понимание и истолкование текстов, стремление предоставить изучаемому полноценный голос, чтобы его существование стало возможным, и другие). Мне не чужда позиция феноменолога, стремящегося так установить свое сознание, чтобы была схвачена целостность и сущность предмета в его неповторимом своеобразии, и одновременно задан, нащупан сам предмет. Я вслед за М. Фуко, на которого, как известно, определенное влияние оказал марксизм, анализирую социальные практики, дискурсы мышления и диспозитивы. Генетические реконструкции, также возникшие не без влияния "Капитала" К. Маркса, -- мой постоянный хлеб. Методологические размышления и анализы практикуются в большинстве моих философских работ. Наконец, даже ряд представлений постмодернизма, например, касающихся многих реальностей и критики метанарративов, находят место в моих работах (не случайно, поэтому несколько раз слышал, что Розин -- постмодернист, что, конечно, совершенно неверно).

При этом нельзя сказать, что я эклектик. Мои исследования достаточно органично включают указанные здесь представления и методы. Одновременно я не заблуждаюсь, понимая, что, скажем, феноменологи или постмодернисты никогда не признают меня за своего. И они будут правы. Мне важно другое: с моей точки зрения, ряд представлений влиятельных направлений современной философской мысли достаточно естественно сходятся в моих исследованиях, и, думаю, подобное схождение и у других философов -- характерная черта времени. В то же время я понимаю, что все эти представления и методы берутся мною иначе, чем в родной для этих направлений стихии мысли, что они переосмысляются, поскольку я включаю их в другое целое, они работаю в другой мыслительной практике.

В отношении же каждой из названной традиций философской мысли я не только выступаю как пользователь, но и как критик. Например, считаю, что хотя феноменологи и Мартин Хайдеггер изо всех сил пытались преодолеть в своем мышлении психологизм и субъективизм, им это в полной мере так и не удалось. Удалясь из дверей, эти установки возвращались через окно, в том смысле, что, искореняя психологизм и субъективизм из рассуждений, феноменологии реализуют их в своем видении объекта изучения и трактовке понимания. Герменевтики, на мой взгляд, не смогли связать свои построения с историей и социальными практиками, а "марксисты" с пониманием и личностью. Я не разделяю и практику философского мышления, только имеющую в виду современные научные исследования, но не опирающуюся на них. Думаю, пока сохраняется философская работа, где главным остается почти мистическое философское трансцендентальное схватывание и постижение, современные проблемы не удастся эффективно решить.

Мой опыт мышления иной. Философские построения у меня предполагают научные исследования в рамках гуманитарных и социальных наук. Предполагают они генезис (реконструкцию происхождения и развития) интересующих меня феноменов, а также исторические исследования. В рамках генезиса я анализирую вызовы времени и экзистенциальные ситуации, изобретение семиотик (знаков, схем, нарративов), позволяющие их разрешать, творчество индивидов, выслушивающих свое время и отвечающих на его вызовы, социальные практики и коммуникацию, обеспечивающие новое видение и существование, проблемы, возникающие вслед за этим, способы их решения и т. д. "Погружая" изучаемые феномены в историю, я получаю возможность увидеть их как уникальные образования, которые необходимо не только объяснить, но и понять в гуманитарном смысле. Этот опыт мышления заставил меня пересмотреть многие представления о человеке, культуре, обществе, самом мышлении.

Дальше в связи с этим я буду рассматривать, с одной стороны, ситуацию в современной философии, с другой -- собственный опыт мышления, с третьей стороны, попытаюсь охарактеризовать новые представлений о человеке, культуре, обществе, мышлении и ряде других феноменов.


 Об авторе

Вадим Маркович РОЗИН

Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов "Мир психологии", "Философские науки", "Политика и общество".

Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг., развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.

Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том, пишет он предельно ясно и понятно.

Автор более 400 научных публикаций, в том числе 44 книг и учебников, среди которых: "Философия образования" (1999), "Типы и дискурсы научного мышления" (URSS, 2000), "Культурология" (1998-2004), "Эзотерический мир. Семантика сакрального текста" (URSS, 2002), "Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации" (URSS, 2002), "Личность и ее изучение" (URSS, 2004), "Психология: наука и практика" (2005), "Методология: становление и современное состояние"(2005), "Мышление и творчество" (2006), "Любовь в зеркалах философии, науки и литературы" (2006), "Проникновение в мышление. История одного исследования Марка Вадимова" (URSS, 2006), "Демаркация науки и религии: Анализ учения и творчества Эмануэля Сведенборга" (URSS, 2007), "Беседы о реальности и сновидения Марка Вадимова: Методологический роман" (URSS. 2008), "Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир"(URSS, 2009), "Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке" (URSS, 2009), "Феномен множественной личности: По материалам книги Дэниела Киза "Множественные умы Билли Миллигана"" (URSS, 2009).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце