URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Журавлев И.В. Как доказать, что мы не в матрице?: Сознание, коммуникация и психические расстройства
Id: 184083
 
239 руб. Бестселлер!

Как доказать, что мы не в матрице?: Сознание, коммуникация и психические расстройства. Изд.2

URSS. 2014. 152 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-1086-9.

 Аннотация

В книге обсуждается самый интересный из всех когда-либо поднимавшихся человеком вопросов --- вопрос о реальности, в которой живет человек, о ее объективности и познаваемости. Как доказать, что мир, который мы видим вокруг себя, не является наваждением, сном, матрицей? Отвечая на этот вопрос, автор знакомит читателя с фундаментальными понятиями и проблемами классической и современной теории познания. В работе используется материал разных наук, и в том числе --- учения о душевных болезнях. Автор демонстрирует, что решить проблему матрицы можно только обратившись к истории сознания --- истории, свидетельствующей о том, что сущность человека заключается в его способности общаться с другими людьми.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся философией, психологией, психопатологией, психолингвистикой, проблемами человеческого общения.


 Анонс

"Так можно ли все-таки доказать, что мы не в матрице?" -- спросили однажды мои студенты. К этому времени я уже достаточно подробно рассказал им о свойствах человеческого восприятия и сознания, о проблеме психологической реальности и о том, как происходит "опредмечивание" мира, так что, казалось бы, ответить на этот вопрос и не быть непонятым не составило бы мне никакого труда... Но все оказалось сложнее: даже объяснив моим слушателям, как эту проблему решали великие философы прошлого, я так и не увидел во многих устремленных на меня глазах понимания...

Вот поэтому мне и пришла в голову идея написать о проблеме матрицы книгу, причем такую, в которой будет меньше ответов, чем вопросов -- специально для того, чтобы читатель стремился мыслить сам, а не узнавать мысли автора. Пришлось ограничиться этой книгой-беседой, и сколь бы такой виртуальный диалог ни отличался от диалога реального, я все же льщу себе надеждой, что диалог этот состоится и будет множиться в сотнях разных мест, в сотнях человеческих мирков-мирозданий, и что каждый читатель найдет при этом для себя то, что он давно искал и, как это ни парадоксально прозвучит, что у него и так уже было.


Автор: ...Теперь ты, я думаю, понимаешь, что, посвятив свою книгу автору "Апгрейда обезьяны", я посвятил ее совсем не Александру Никонову?

Читатель: Кому же? Или чему? Постой-постой... Предметной деятельности? Абсолютному духу, который сам себя разворачивает? Мировому порядку? Или Богу...

Автор: Выбирай сам.


 Оглавление

Предисловие
I. Три диалога о сознании
 Предварительные замечания
 Первый диалог. Психофизическая проблема
 Второй диалог. Антропный принцип
 Третий диалог. Путь к объективности
II. Психотический мир
 Предварительные замечания
 Проблема одержимости
 Отношения "субъект -- объект" и закон синтеза
 Отношения "Я -- другой" и закон диалога
 Какое отношение всё это имеет к проблеме матрицы?
III. Быть человеком -- значит обретать себя в других
 Предварительные замечания
 Движение вокруг вещи
 Отношения "субъект -- объект" и семиотический механизм
 Появление идеального объекта и отношения "индивидуальное -- общественное"
 Деятельность или общение?
 Проблема социальности: откуда взялся другой?
 Люди и манекены
 "Провал" проекта автокоммуникации
 Коммуникация и непрерывность
 Проблема активности
 Психическое расстройство как "отказ" от коммуникации
 В поисках утраченного
Вместо заключения: На мир нельзя посмотреть пустыми глазами
Список литературы

 Предисловие

Не быть в состоянии представлять себе разум иначе, чем акциденцией индивида, -- значит вообще не представлять себе его.
Иоганн Фихте
Ищите сознание человека здесь, в предметном мире!
А.Н.Леонтьев
...обратим внимание на следующий весьма характерный и не только странностями времени объяснимый вопрос, который постоянно мучил Декарта и от которого он освобождался: не являются ли наши мысли продуктом чьего-то наваждения? Не водит ли нас злой гений? Ведь нужно доказать, что такого злого гения нет.
Мераб Мамардашвили
Скажите пожалуйста, что реально, а что нереально?
Из письма душевнобольной

Автору "Апгрейда обезьяны" посвящается...

"Так можно ли все-таки доказать, что мы не в матрице?" -- спросили однажды мои студенты, когда я говорил им о расстройствах восприятия и, в частности, о таких случаях, когда галлюцинаторная реальность полностью вытесняет реальность объективную. К этому времени я уже достаточно подробно рассказал им о свойствах человеческого восприятия и сознания, о проблеме психологической реальности и о том, как происходит "опредмечивание" мира, так что, казалось бы, ответить на этот вопрос и не быть непонятым не составило бы мне никакого труда -- к тому же если учесть, что я действительно знаю на него ответ. Но все оказалось сложнее: даже рассказав моим слушателям, как эту проблему решали Платон, Декарт, Кант, Гуссерль и другие философы (так подробно, как это было позволительно сделать на четырехчасовой лекции), я так и не увидел во многих устремленных на меня глазах понимания. В конце концов мои студенты доверчиво записали у себя в тетрадках примерно следующее: "Проблема объективности мира (проблема матрицы) неразрывно связана с проблемой интерсубъективности (проблемой чужого сознания). Решить вторую -- значит решить и первую. Сознание других людей никогда нам непосредственно не дано (в чужую голову не влезешь), однако если бы мы всерьез подумали, что вокруг нас не люди, а автоматы, то этим актом уничтожили бы самих себя. Наша организация такова, что мы не можем не наделять сознанием других людей -- если, конечно, мы не больны шизофренией. Если бы законы сознания не были объективными, то сознанию просто неоткуда было бы взяться. Мы встречаемся друг с другом в предметах нашего сознания, причем предметы эти и суть не что иное, как окружающие нас вещи объективного мира".

Но и эта формулировка может (и могла) быть понята только теми, кто сам обдумывал указанные проблемы и пришел к ней (или, может быть, к формулировкам полностью противоположным) самостоятельно. Пониманию нельзя научить, а если бы даже моя задача заключалась в том, чтобы просто его показать, то для этого потребовалось бы "раскалывать" университет на новые спецкурсы. Вот поэтому мне и пришла в голову идея написать о проблеме матрицы книгу, причем такую, в которой будет меньше ответов, чем вопросов -- специально для того, чтобы читатель стремился в первую очередь мыслить сам, а не узнавать готовые мысли автора. Пришлось ограничиться этой книгой-беседой, и сколь бы такой виртуальный диалог ни отличался от диалога реального, я все же льщу себе надеждой, что диалог этот состоится и будет множиться в сотнях разных мест, в сотнях человеческих мирков-мирозданий, и что каждый читатель найдет при этом для себя то, что он давно искал и, как ни парадоксально это прозвучит, что у него и так уже было.

Я думаю, сказанных слов вполне достаточно, чтобы предупредить возможное понимание книги как учебного пособия по философии, психологии или же психопатологии: по-моему, она вполне заслуживает того, чтобы не быть ни первым, ни вторым, ни третьим.


 Об авторе

Игнатий Владимирович Журавлев

Кандидат психологических наук, научный сотрудник Отдела психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания РАН, преподаватель факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, врач-психиатр. Автор научных работ по общему языкознанию, семиотике, психолингвистике, теории коммуникации, общей и клинической психологии, психиатрии, психосоматической медицине, философии и методологии науки. Поэт и переводчик.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце