Музыку въ ея генезисе и ходе развитiя можно отчасти уподобить словесной речи, языку, съ которымъ она имеетъ въ этомъ отношенiи аналогичныя стороны, не исключающiя, однакоже, коренныхъ отличiй. Зачатки способности выраженiя своихъ чувствъ и впечатленiй музыкальными, какъ и членораздельными звуками, можно считать прирожденными человеку, но формы такого выраженiя чрезвычайно многообразны и разнятся по времени, месту и степени интеллектуальнаго развитiя того или другого племени или народа. Наука о музыке несравненно менее выработана, нежели наука о языке, но въ музыке, какъ и въ словесной речи, можно отметить разветвленiя на множество племенныхъ и нацiональныхъ отличiй, которыя съ развитiемъ музыкальной науки, вероятно, дадутъ возможность разделить ихъ по семействамъ и группамъ, какъ делятся языки. Хотя у насъ имеется сравнительно немного сведенiй о музыке народовъ, чуждыхъ европейской цивилизацiи, но изъ теоретическихъ сочиненiй о музыке древнихъ индусовъ и аравитянъ намъ известно, что величина звуковыхъ ступеней и составъ основныхъ гаммъ у нихъ были иные, нежели у европейцевъ. Для примера укажемъ также на песни полудикихъ племенъ современнаго Кавказа, а именно, племени сванетовъ, записанныя на месте летъ 20 назадъ С.И.Танеевымъ; песни эти настолько разнятся отъ нашихъ или западно- европейскихъ, что не все ступени мелодiи въ нихъ могли быть выражены общепринятыми нотными знаками, а сочетанiя вокальной мелодiи съ сопровождающимъ инструментомъ въ своей произвольной дикости не представляютъ для насъ ни красоты, ни смысла и для европейскаго слуха не имеютъ логическаго оправданiя. Записи этихъ песенъ тогда же были проверены въ различныхъ местахъ Сванетiи и оказались совершенно правильными, такъ что песни эти несомненно представляютъ образцы нацiональной музыки, основанной на совершенно иной системе, нежели европейская. Но не говоря о дикихъ и полудикихъ племенахъ, можно указать, напримеръ, на современное церковное пенiе Православнаго Востока, которое на основанiи весьма обстоятельныхъ свидетельствъ можно считать построеннымъ на звуковой системе, весьма разнящейся отъ музыкальной системы, господствующей въ Европе. Число указанiй подобнаго рода можно было бы еще увеличить, но мы ограничимся вышеприведенными. На основе такихъ фактовъ можно вывести нижеследующiя заключенiя: во первыхъ, едвали можно предположить существованiе абсолютнаго начала музыкальной красоты, которое было бы прирожденнымъ всему человечеству. Скорее возможно допустить, что такiя основныя понятiя о музыкальной красоте могутъ возникать совершенно своеобразно и разниться у племенъ и народовъ не только своими зачаточными формами, но и всемъ ходомъ развитiя въ преемственныхъ поколенiяхъ того или другого племени, а также и отделившихся отъ него ветвей. Во вторыхъ, если человечество способно создавать и вырабатывать различныя музыкальныя системы, то при близкомъ знакомстве съ ними, вероятно, возможно будетъ ввести то деленiе этихъ системъ на семейства и группы, о которомъ мы упоминали выше. Известную аналогiю между музыкальной и словесной речью можно также усмотреть въ способе ихъ анализа и систематизацiи. Вся совокупность различныхъ отделовъ такъ называемой теорiи музыки въ этомъ случае будетъ соответствовать грамматике, риторике и пiитике, а исторiя музыки будетъ иметь такое же значенiе, какъ исторiя языка, выведенная изъ его литературы и поэтическихъ произведенiй народа. Въ настоящее время для систематической исторiи развитiя музыкальныхъ сочетанiй и формъ въ европейской музыке сделано довольно много; что же касается до музыки русской, то она въ этомъ отношенiи находится въ особыхъ условiяхъ, сущность которыхъ будетъ видна изъ последующаго изложенiя. Древнейшая мелодiя русскаго богослужебнаго пенiя, а также записи духовныхъ стиховъ, былинъ и старинныхъ народныхъ песенъ, все безъ исключенiя, свидетельствуютъ о томъ, что первоначальной основой русской музыки была строго дiатоническая музыкальная система во всей ея неприкосновенности. Историками музыки христiанскихъ народовъ западной Европы, на основанiи древнейшихъ памятниковъ церковнаго и светскаго искусства, давно уже установлено положенiе, что первоначальной основой музыки этихъ народовъ была та же самая дiатоническая система. Изъ этого съ большой вероятностью возможно предположить, что музыка славянскаго племени, а следовательно, и русскаго народа имела, вместе съ музыкой другихъ индо-европейцевъ, одну общую прародину и, что эта прародина, исчезающая въ недоступной для взора историка глубине прошлыхъ вековъ и тысячелетiй, была общей колыбелью зачатковъ языка и музыки всехъ европейскихъ народовъ, въ томъ числе и русскаго. Такимъ образомъ, русская музыка по происхожденiю своему есть ветвь искусства общеевропейскаго, а ея многовековая обособленность отъ этой общей европейской семьи искусства обусловлена особенностями историческихъ судебъ русскаго народа, своимъ тяжелымъ гнетомъ надолго задержавшихъ его интеллектуальное и художественное развитiе. Въ сущности, не прошло еще и столетiя съ того времени, когда русская музыка, после долгаго разобщенiя съ Западной Европой, вступила наконецъ, въ качестве равноправнаго члена въ семью европейскихъ музыкальныхъ школъ, но, присоединившись къ этой семье, она сохраняетъ свои историческiя, бытовыя и нацiональныя особенности, составляющая ея наиболее драгоценное достоянiе. Кашкин Николай Дмитриевич Русский музыкальный критик и педагог. Родился в Воронеже, в семье книготорговца. Получил домашнее образование; первоначально учился музыке у своего отца. В детстве выступал как пианист. В 1860 г. поселился в Москве, где занимался у известного пианиста и композитора А. И. Дюбюка (фортепиано и теория музыки). С 1863 г. преподавал в Музыкальных классах Русского музыкального общества. В 1866–1906 гг. профессор Московской консерватории (класс фортепиано, теоретические предметы, курс истории музыки). Был музыкальным сотрудником газеты "Русские ведомости"; позже публиковался в "Московских ведомостях". С 1918 г. жил в Казани.
Н. Д. Кашкин — один из видных представителей русской музыкально-критической мысли, отстаивавший принципы реалистической музыки. Его статьи, публиковавшиеся в периодической печати на протяжении почти 40 лет, способствовали утверждению русской национальной музыкальной культуры. Он был активным пропагандистом творчества П. И. Чайковского и, будучи талантливым мемуаристом, выпустил в свет воспоминания о многих русских музыкальных деятелях, в том числе П. И. Чайковском, М. И. Глинке, композиторах "Могучей кучки", Н. Г. Рубинштейне. Им также были написаны работы по истории Московской консерватории, "Учебник элементарной теории музыки" (1875; многократно переиздавался), "Оперная сцена Московского императорского театра" (1897; под псевдонимом Н. Дмитриев), "Очерк истории русской музыки" (1908) и другие. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |