URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Берков В.О. Гармония
Id: 182025
 
675 руб.

Гармония. Изд.3

URSS. 2015. 680 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-9710-1002-9.

 Аннотация

Книга адресована прежде всего профессиональным музыкантам и студентам музыкальных вузов, но будет интересна всем любителям музыки.


 Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие (ко второму изданию) 3
Указания к практическим работам
I. Гармонический анализ 7
II. Задачи. Сочинения 12
III. Упражнения на фортепиано 18

Глава I (Введение) Общие понятия
§ 1. Гармония 24
§ 2. Лад и функция 26
§ 3. Голосоведение 27
§ 4. Художественное значение гармонии. Ее роль в создании музыкаль- ного образа 28
§ 5. Гармония как художественное средство, как объект изучения, как
предмет преподавания 29
§ 6. Физические (акустические) предпосылки гармонии 29
§ 7. Гармония как компонент музыкального языка. Отношения гармонии
и мелодии 30
§ 8. Гармония и музыкальная форма. Формообразующие средства . . 31
§ 9. Выразительные возможности гармонии 31
§ 10. Национальная характерность гармонии 32
§ 11. Историческая эволюция гармонии 32

Глава II Ладофункциональная теория
§ 12. Общая оценка функциональной теории 34
§ 13. Важнейшие черты и показательные признаки современной функцио- нальной теории 34
§ 14. Некоторые недостатки в применении функциональной теории . . 35
§ 15. Функции в многоголосии и одноголосии 35
§ 16. Функциональная организация мажора и минора 36
§ 17. Принцип функционального окружения 37
§ 18. Коренная последовательность функций 37
§ 19. Основные и переменные функции 39
§ 20. Функции высшего порядка 40
§ 21. Функциональность как формообразующий фактор 41
§ 22. Гармонические обороты 41
§ 23. Историческое развитие устойчивости и неустойчивости в музыке . 43
Из истории развития функциональных взглядов в области гармонии 43
§ 24. Вступительные замечания 43
§ 25. Чайковский . 44
§ 26. Римский-Корсаков л , 45
§ 27. Танеев 47
§ 28. Заключительные замечания 47

Глава III Натуральный мажор
§ 29. Общие положения 49
§ 30. Классические средства гармонии в натуральном мажоре. Дальней- шее развитие этого лада (новая диатоника) 50
§ 31. Классификация гармонических средств. Пояснение некоторых осо- бенностей изложения данного вопроса 51
§ 32. Главные трезвучия и их обращения 52
§ 33. Побочные трезвучия и их обращения. VI ступень 63
§ 34. Побочные трезвучия и их обращения. III ступень (Продолжение) 70
§ 35. Побочные трезвучия и их обращения. II и VII ступени, (Окончание) 82

Глава IV
Натуральный мажор (Окончание)
§ 36. Главные септаккорды и их обращения 84
§ 37. Побочные септаккорды и их обращения ... .... 91
§ 38. Нонаккорды V и II ступеней. Ундецимаккорды V ступени ... 97
§ 39. Голосоведение в оборотах с аккордами натурального мажора . 106
§ 40. Соединение трезвучий с трезвучиями 107
§ 41. Соединение трезвучий с секстаккордами и секстаккордов с трезву- чиями 168
§ 42. Соединение двух секстаккордов ПО
§ 43. Гармонизация задачи с вариантами 111
Задания по гармоническому анализу к главам III и IV—Натураль- ный мажор 118
Глава V Натуральный минор
§ 44. Общие положения 120
§ 45. Обороты натурального минора в художественном творчестве — рус- ская народная песня . 122
§ 46. Обороты натурального минора в художественном творчестве — рус¬ская классическая и советская музыка (Продолжение) .... 126
§ 47. Обороты натурального минора в художественном творчестве — за- рубежная музыка (Окончание) 132
Задания по гармоническому анализу к главе V — Натуральный минор 134
Глава VI
Система особых диатонических ладов. Лады — ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский
§ 48. Общие положения
§ 49. Односоставные и одноименные особые диатонические лады § 50. Автентические и плагальные особые диатонические лады. Ги- полады
Глава VII
Специфические особые диатонические лады минорной группы — фригийский и дорийский
§ 51. Общие положения
§ 52. Фригийский тетрахорд и некоторые ладотоналыіые процессы
§ 53. Характерные обороты фригийского лада
§ 54. Обороты фригийского лада в художественном творчестве
§ 55. Характерные обороты дорийского лада
§ 56. Обороты дорийского лада в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе VII — Фригийский лад. До- рийский лад . . . .
Глава VIII
Специфические особые диатонические лады мажорной группы — миксолидийский и лидийский
§ 57. Общие положения , , .
§ 58. Характерные обороты миксолидийского лада
§ 59. Обороты миксолидийского лада в художественном творчестве
§ 60. Характерные обороты лидийского лада
§ 61. Обороты лидийского лада в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе VIII — Миксолидийский лад. Лидийский лад .
Г л а в а IX Гармонические и мелодические лады
§ 62. Общие положения .
§ 63. Обороты гармонического мажора
§ 64. Обороты гармонического мажора в художественном творчестве
Дополнение
§ 65. Обороты мелодического минора
§ 66. Обороты мелодического минора в художественном творчестве
§ 67. Обороты мелодического мажора
§ 68. Обороты мелодического мажора в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе IX — Гармонический мажор.
Мелодический минор. Мелодический мажор
Глава X
Хроматизм. Побочные доминанты и субдоминанты
§ 69. Общие положения
§ 70. Побочные доминанты и субдоминанты
§ 71. Двойная доминанта
Задания по гармоническому анализу к главе X — Хроматизм. Побочные доминанты и субдоминанты
Глава XI Отклонения
§ 72. Общие положения 234
§ 73. Отклонения в периоде 237
§ 74. Отклонения в периоде. Терцовые цепи (Окончание) . . . .241
§ 75. Отклонения в кодах и заключениях 245
§ 76. Отклонения в кадансах . . . 249
§ 77. Предвосхищающие отклонения . 253
§ 78. Отклонения в современной музыке 257
Задания по гармоническому анализу к главе XI — Отклонения . , . 263
Глава XII Альтерация
§ 79. Общие положения 264
§ 80. Аккорды с увеличенной секстой — уменьшенной терцией. Общий
обзор 271
§ 81. Аккорды с увеличенной сексгой. Альтерированная двойная доми- нанта, (Продолжение) 277
§ 82. Остальные аккорды с увеличенной секстой (Окончание) . . . 290
§ 83. Аккорды с повышенной квинтой 295
§ 84. Аккорды с пониженным основным тоном 297
§ 85. Вдвойне альтерированные аккорды 297
§ 86. Дважды альтерированные аккорды 300
§ 87. Альтерированные аккорды с побочными тонами 301
§ 88. Неаполитанская гармония 306
§ 89. Переход альтерированных аккордов друг в друга. Дезальтерация 313 Задания по гармоническому анализу к главе XII — Альтерация. Неаполи- танская гармония . .314

Глава XIII
Взаимопроникновение ладов — мажоро-минор и миноро-мажор
§ 90. Общие положения 316
§ 91. Специфические аккорды мажоро-минора. VI низкая ступень . . 324 § 92. Специфические аккорды мажоро-минора. III низкая ступень (Про- должение) 330
§ 93. Специфические аккорды мажоро-минора. I (одноименная) ступень.
Гармонии мажоро-минора в целом (Окончание) 335
Дополнение. Обороты миноро-мажора 341
Задания по гармоническому анализу к главе XIII — Взаимопроникновение ладов —< мажоро-минор и миноро-мажор. Специфические аккорды мажоро-минора 342
Глава XIV Особые хроматические медианты
§ 94. Общие положения 344
§ 95. III высокая мажорная ступень (в мажоре) 349
§ 96. VI низкая минорная ступень (в миноре) 362
§ 97. VI высокая мажорная ступень (в мажоре) 370
Задания по гармоническому анализу к главе XIV — Особые хроматиче- ские медианты. III высокая мажорная ступень (в мажоре). VI низ- кая минорная ступень (в миноре). VI высокая мажорная ступень (в мажоре) 372
Глава XV Энгармонизм. Энгармоническая модуляция
Вступление 374
§ 98. Общие положения 376
§ 99. Некоторые приемы, свойственные энгармонической модуляции . . 384
§ 100. Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд . . 387
§ 101. Энгармоническая модуляция через доминантсептаккорд . . . 399 § 102. Энгармоническая модуляция через увеличенное трезвучие . . .412
§ 103. Менее обычные энгармонические модуляции 420
Задания по гармоническому анализу к главе XV — Энгармонизм. Энгармо- ническая модуляция 423
Дополнение. Гармонический анализ. Упражнения на фортепиано . . 424

Глава XVI Эллипсис. Эллиптическая модуляция
§ 104. Общие положения 427
§ 105. Прерванные кадансы и обороты 431
§ 106. Учебная классификация эллиптических соединений 439
§ 107. Эллипсис доминант 441
Задания по гармоническому анализу & главе XVI — Эллипсис. Эллипти- ческая модуляция 446

Глава XVII Секвенция. Секвентная модуляция
§ 108. Общие положения 447
§ 109. Классификация секвенций . 449
§ ПО. Строение мотива (звена) секвенции 450
§ 111. Интервальное строение секвенции. Количество звеньев .... 457
§ 112. Варьирование в секвенциях 458
§ 113. Секвенцирование в мелодии и в гармонии, 459
§ 114. Золотая секвенция 461
§ 115. Цепочка доминант 468
§ 116. Скользящие аккорды 475
§ 117. Секвентное строение периода 481
§ 118. Секвенция как средство модуляции 486
§ 119. Секвенции в современной музыке 487
Задания по гармоническому анализу к главе XVII — Секвенция. Секвент- ная модуляция Л 491

Глава XVIII Тональные планы
§ 120. Общие положения 492
§ 121. Тональные планы крупных форм инструментальной музыки —сим- фоний Бетховена . 496
§ 122. Тональные планы крупных форм вокально-инструментальной музыки 511 § 123. Тональный план в аккорде, и в гармоническом обороте . . .513
§ 124. Многосменные тональные планы 516
§ 125. Повторяющиеся («закрепленные») тональные соотношения . .519
§ 126. Тональные планы в современной музыке 521
Задания по гармоническому анализу к главе XVIII — Тональные планы 522
Глава XIX Органный пункт
§ 127. Общие положения 523
§ 128. Включение и выключение органного пункта. Голосоведение . . 529 § 129. Некоторые последовательности на органном пункте доминанты и
тоники 531
§ 130. Органный пункт на тонической терции 531
§ 131. Органные пункты на других звуках лада 534
§ 132. Указания к гармоническому анализу органных пунктов . . . 536
§ 133. Начальные органные пункты 537
§ 134. Начальные органные пункты (Окончание) 544
§ 135. Заключительные органные пункты 552
§ 136. Вступительные органные пункты "558
§ 137. Предрепризные органные пункты 561
§ 138. Предрепризные органные пункты (Окончание) 562
§ 139. Органные пункты в динамических репризах 564
§ 140. Кульминации на органных пункгах 568
§ 141. Органные пункты в развитии произведения, рассмотренного в целом 569
§ 142. Органные пункты в современной музыке 574
Задания по гармоническому анализу к главе XIX — Органный пункт . . 579

Глава XX Гармоническое варьирование
§ 143. Общие положения 581
§ 144. Практические работы учащихся 583
§ 145. Гармоническое варьирование коротких мелодических построений . 595 § 146. Гармоническое варьирование коротких мелодических построений
(Окончание) 599
§ 147. Гармоническое варьирование лейтмотивов 602
§ 148. Глинкинский тип варьирования гармонии 619
§ 149. Гармоническое варьирование в современной музыке .... 624 Задания по гармоническому анализу к главе XX — Гармоническое варьи- рование 625
Указания к гармоническому анализу произведений современной музыки.
Примеры анализа 626
§ 150. Общие положения 626
§ 151. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», соч. 75 (Десять пьес для фор- тепиано) . «Танец антильских девушек» («Танец девушек с лилия- ми»), ля минор 630
§ 152. Д. Шостакович. «Двадцать четыре прелюдии и фуги» для фортепиа- но, соч. 87. Прелюдия № 24, ре минор 635
§ 153. Н?. Мясковский. Шестая симфония ми-бемоль минор, соч. 23, ч. I 641 § 154. С. Прокофьев. Восьмая соната для фортепиано Си-бемоль мажор,
соч. 84, ч. II 663
Список рекомендуемой литературы 666

 Об авторе

Берков Виктор Осипович
Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Цент­ральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом инсти­туте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.

Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического ана­лиза, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской му­зыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие сред­ства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце