URSS.ru Магазин научной книги
30 лет Издательской группе URSS
Обложка Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Обложка Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания
Id: 299701
15.9 EUR

Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Изд. стереотип.

URSS. 2023. 312 с. ISBN 978-5-9710-2609-9.
Типографская бумага

Аннотация

Монография содержит теоретическое рассмотрение проблемы психолингвистических механизмов порождения речи и обобщение многочисленных экспериментальных данных в этой области. В книге впервые дается целостное описание речевых процессов с позиций психологической школы Л.С.Выготского. Автор рассматривает понятие единицы в лингвистике и психолингвистике, анализирует различные психолингвистические модели порождения высказываний, освещает ...(Подробнее)проблему организации речевой деятельности и затрагивает вопросы, связанные с различными уровнями ее осознания. В книге содержится пять глав, каждая из которых представляет собой по сути самостоятельное исследование.

Книга адресована лингвистам, психологам, а также преподавателям, аспирантам и студентам филологических и психологических факультетов вузов.


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию1
От автора3
Глава I. Понятие единицы в лингвистике и психолингвистике7
§ 1. Лингвистические и языковые единицы7
§ 2. Проблема отображения и ее значение для психолингвистики9
§ 3. Различные направления в трактовке психолингвистических единиц13
§ 4. Психолингвистические единицы в понимании Ч. Осгуда18
§ 5. Психолингвистические единицы в понимании Дж. Миллера24
§ 6. Взгляды Н. А. Бернштейна и проблема психолингвистических единиц29
§ 7. Анализ «по единицам» и элементарное действие35
§ 8. Выводы38
Глава II. Психолингвистические модели порождения высказываний40
§ 1. Предварительные замечания40
§ 2. Исследования на основе марковских моделей41
§ 3. Ассоциативные эксперименты45
§ 4. Значение контекста47
§ 5. Грамматика с конечным числом состояний и грамматические классы ассоциаций49
§ 6. «Психолингвистика последовательностей»51
§ 7. Единицы и уровни в модели Ч. Осгуда54
§ 8. Неприменимость марковской модели в психолингвистическом моделировании порождения высказываний57
§ 9. «Грамматика для слушающего» Ч. Хокетта58
§ 10. Грамматика НС61
§ 11. Психолингвистическое использование модели НС63
§ 12. «О понимании и создании предложений»» Ч. Осгуда65
§ 13. Исследования Н. Джонсона и В. Левелта73
§ 14. Неприменимость модели НС в психолингвистическом моделировании75
§ 15. Трансформационная грамматика77
§ 16. Психолингвистическая интерпретация ТГ у H. Xомского80
§ 17. Психолингвистические исследования на основе трансформационной модели87
§ 18. Семантическая теория Каца — Фодора96
§ 19. Критика трансформационной модели99
§ 20. Эксперименты по доказательству неадекватности ТГ106
§ 21. Попытки пересмотра трансформационной модели «изнутри»109
§ 22. Проблема внутренней речи111
§ 23. Экспериментальное обоснование идеи внутреннего программирования114
§ 24. Аппликативная модель115
§ 25. Некоторые идеи в рамках теории МП118
§ 26. Теории восприятия речи118
§ 27. Проблема «врожденных знаний»126
§ 28. Выводы131
Глава III. Планы, их структура и реализация133
§ 1. Предварительные замечания и классификация речевых высказываний133
§ 2. Структура и обусловленность речевого действия. Вероятностное прогнозирование144
§ 3. Структура программы высказывания и ее отношение к внутренней речи. Перевод153
§ 4. Моторное программирование речи172
§ 5. Виды памяти и ее роль в порождении высказывания176
§ 6. Оперативная память189
§ 7. Непосредственная и постоянная память. Критерии выбора слова193
§ 8. Реализация программы высказывания205
§ 9. Реализация моторной программы217
§ 10. Выводы219
Глава IV. Контролируемое речевое поведение и формирование Образов224
§ 1. Общие положения224
§ 2. Уровни осознаваемости и задачи обучения родному и второму языку231
§ 3. Психологическая характеристика обучения родному языку239
§ 4. Психологическая характеристика обучения второму языку249
§ 5. Выводы260
Глава V. Основные черты предлагаемой модели263
Резюме (на английском языке)272
Литература280
Именной указатель298

Contents
top
Author's preface to the second edition1
Author's foreword3
Chapter I. The concept of the unit in psycholinguistics7
§ 1. Linguistic and language units7
§ 2. The problem of representation and its importance for psycholinguistics9
§ 3. The various trends in the interpretation of psycholinguistic units13
§ 4. Psycholinguistic units according to the conceptions of Ch Osgood18
§ 5. Psycholinguistic units according to the conceptions of G. Miller24
§ 6. The views of N. A. Bernstein and the problem of psycholinguistic units29
§ 7. An analysis «by units» and elementary action35
§ 8. Conclusions38
Chapter II. Psycholinguistic models of the generation of utterances40
§ 1. Preliminary remarks40
§ 2. Researches based on Markovian models41
§ 3. Associative experiments45
§ 4. The meaning of context47
§ 5. Finite state grammar and grammatical classes of association49
§ 6. «Sequential psycholinguistics»51
§ 7. Units and levels in Ch. Osgood's model54
§ 8. The inapplicability of the Markovian model to the psycholinguistic modeling of the generation of utterances57
§ 9. «Grammar for the hearer» of Ch. Hockett58
§ 10. Immediate Constituents grammar61
§ 11. The psycholinguistic use of the I. C. model63
§ 12. «On understanding and creating sentences» of Ch. Osgood65
§ 13. The researches of N. Johnson and W. Levelt73
§ 14. The inapplicability of the I. C. model to psycholinguistic modeling75
§ 15. Transformational grammars77
§ 16. The psycholinguistic interpretation of T. G. by N. Chomsky80
§ 17. Psycholinguistic research based on the transformational model87
§ 18. The semantic theory of Katz — Fodor96
§ 19. A critique of the transformational model99
§ 20. Experiments proving the inadequacy of T. G106
§ 21. Attempts to revise the transformational model from within109
§ 22. The problem of internal speech111
§ 23. The experimental basis for the idea of internal programming114
§ 24. The applicative model115
§ 25. Some ideas within the framework of the MT theory118
§ 26. Theories of speech perception118
§ 27. The problem of «innate knowledge))126
§ 28. Conclusions131
Chapter III. Plans, their structure and realization133
§ 1. Preliminary remarks and the classification of speech utterances133
§ 2. The structure and conditionally of speech activity. Probability prognostication144
§ 3. The structure of the plan of utterances and its relationship to internal speech. Translation153
§ 4. Motor programming of speech172
§ 5. Views on memory and its role in the generation of utterances176
§ 6. Operative memory189
§ 7. Spontaneous and permanent memory. Criteria for the choice of words193
§ 8. The realization of the plan of utterance205
§ 9. The realization of the motor program217
§ 10. Conclusions219
Chapter IV. Controlled speech behavior and the formation of Jmages224
§ 1. General propositions224
§ 2. The levels of consciousness and the learning of a native and a second language231
§ 3. The psychological characteristics of learning a native language239
§ 4. The psychological characteristics of learning a second language249
§ 5. Conclusions260
Chapter V. The basic features of the proposed model263
Summary (in English)272
References280
Index of names298

Предисловие ко второму изданию
top

Книга, выходящая вторым изданием (первое было выпущено издательством "Наука" в 1969 году), казалось бы, должна была устареть – шутка ли сказать, с момента ее написания прошло 35 лет!

Тем не менее, этого не случилось. Потому что главное в этой книге – не описание конкретных психолингвистических моделей и отдельных экспериментов, а ее теоретическое содержание. Это основная публикация – и в то же время декларация – так называемой Московской психолингвистической школы (это название придумал не я!). В книге подробно описана психолингвистическая теория, основанная на психологической концепции Л.С. Выготского и его школы и альтернативная как по отношению к необихевиористской психолингвистике 50Нх гг. (так называемое "первое поколение" психолингвистов), так и по отношению к "порождающей" психолингвистике Н.Хомского и Дж.Миллера ("второе поколение"). Эта теория была разработана в стенах Института языкознания АН СССР и Научно-методического центра русского языка при МГУ им. М.В.Ломоносова Т.В. Рябовой-Ахутиной (прямой ученицей А.Р. Лурия) и мной.

В сущности, после выхода первого издания данной книги в психолингвистике произошло не так уж много принципиальных изменений. Появилась психолингвистика "третьего поколения", попытавшаяся синтезировать теорию Хомского с классической европейской психологией. Возникла когнитивная психология, явно стремящаяся поглотить психолингвистику. Обо всем этом, в том числе о некоторых конкретных психолингвистических моделях и экспериментах, появившихся в последние десятилетия, достаточно подробно написано в книгах: Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Изд.3. М., 2003; Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989; Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996; Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989; Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987, и в бесчисленном количестве статей в журналах и сборниках. (Что касается моих собственных работ более позднего времени, их полный список до 2001 г. имеется в моей книге "Деятельный ум" (М.: "Смысл", 2001).)

Книга в первом издании была переведена на немецкий язык и издана как в ГДР (Берлин, 1975), так и в ФРГ (Мюнхен, 1975).

Это – уже третья моя книга 60Нх годов, переиздаваемая издательством УРСС (ранее, в 2003 г., вышли "Слово в речевой деятельности", первое издание 1965 г., и "Язык, речь, речевая деятельность", первое издание 1969 г.). Не могу не выразить издательству глубокую благодарность.

А.А.Леонтьев

От автора
top
Каждая наука перерастает стадию первоначального эмпиризма и становится наукой в точном смысле слова в тот момент, когда она оказывается в состоянии применить к каждому явлению в своей области два определяющих вопроса: 1) как происходит явление и 2) почему оно происходит. Первый вопрос побуждает к поискам сначала качественных характеристик явлений. Второй вопрос требует постановки всех суждений об этих явлениях на почву строгой причинности и ведет к формулированию законов протекания и зависимости этих явлений, тоже вначале качественно описательных, а в дальнейшем облеченных в строгие формы математических моделей установленной причинной зависимости.
Н.А.Бернштейн

Приведенное в качестве эпиграфа высказывание виднейшего физиолога профессора Н.А.Бернштейна как нельзя лучше применимо к современному состоянию науки о речевой деятельности. Занимаясь качественным описанием того, как происходят изучаемые ею явления, она выступала на научной арене под названием лингвистики. Когда был поставлен вопрос о количественных характеристиках тех же явлений, лингвистика расслоилась, выделив из себя "традиционную" и "математическую", иногда отождествляемую со структурной лингвистикой.

Причинный подход требует, конечно, выхода за пределы собственно лингвистики. (Заметим в скобках, что это почему-то чрезвычайно пугает иногда лингвистов. Им кажется, что этим мы расширяем область исследования до пределов, бессмысленно широких с точки зрения целесообразности описания языка. Между тем дело происходит как раз наоборот: привлекая нелингвистические данные, мы тем самым сужаем круг возможностей выбора собственно лингвистических моделей). Такой выход начался уже в первой половине нашего века, но лишь в последнее десятилетие ясно наблюдается постепенная переориентировка лингвистики на комплексное исследование речевых процессов в целом, отразившаяся в развитии психолингвистики, социолингвистики, антропологической лингвистики, да и в целом ряде тенденций внутри собственно лингвистической науки.

К числу работ этого типа, ставящих себе задачей дать пока качественно описательную интерпретацию системы внешних факторов и внутренних взаимозависимостей, управляющих речевым поведением человека, и принадлежит настоящая книга, представляющая собой развитие идей, впервые сформулированных автором в книге "Слово в речевой деятельности" (М., "Наука", 1965). Естественно, что эволюция взглядов автора на речевую деятельность не могла не отразиться в некотором расхождении теоретического содержания обеих книг, но это расхождение не носит принципиального характера.

Само собою разумеется, что при современном состоянии проблем, являющихся предметом настоящей книги, – а ее содержание объективно выходит за границы сформулированной в заглавии узкой темы и включает в той или иной мере всю основную проблематику психолингвистики (теории речевой деятельности), ибо лишь на таком материале можно сколько-нибудь основательно раскрыть эту тему, – нельзя надеяться на то, что в ней не только будет предложен ответ на все эти проблемы, но и сами проблемы будут полностью освещены. Вообще, не имея собственного экспериментального материала или имея его в весьма ограниченном количестве (как обстоит дело в данном случае), ни один ученый не может претендовать на окончательное суждение в той или иной области психолингвистического исследования.

Тем не менее автор считает себя вправе предложить вниманию читателя данную книгу, и вот почему. Представляется, что именно сейчас, в конце 60-х годов, в психолингвистике наступило время для серьезного теоретического переосмысления достигнутых результатов и перехода на новый, более высокий уровень, на котором психолингвистика перестанет быть, как до сих пор, изолированной областью, связанной больше с математической теорией порождающих грамматик, чем с психологией, и больше со структурной лингвистикой^ чем с социологией, и найдет свое место в общем синтезе наук о человеке. Необходимость такого переосмысления ясна уже довольно давно; в последнее время она все чаще выражается в форме эксплицитной критики взглядов Н.Хомского и его единомышленников с психологической или психологосоциологической платформы. Период ослепления блеском идей Хомского сменяется пониманием того, что они отнюдь не исчерпывают собой содержание психолингвистической проблематики. Как сформулировал это понимание английский психолог Н.Сазерленд:

"Восхищение Хомским не должно, однако, вести нас к выводу, что нам ничего не осталось делать", и "задача психолингвистики не сводится к подтверждению взглядов Хомского на linguistic competence соответствующими экспериментами", как это чаще всего было в 1963–1965 гг.

Такое переосмысление предполагает, однако, большую подготовительную работу, прежде всего – серьезную оценку эвристической значимости уже добытых данных с объективных позиций. Иными словами, по нашему мнению, сейчас теоретическое освещение имеющейся информации в чем-то более существенно, чем накопление новой, и настоящая книга является определенным шагом в этом направлении. Насколько этот шаг удачен, судить читателю, а не автору.

Книга состоит из пяти глав, каждая из них в сущности составляет самостоятельное исследование. Первая глава "Понятие единицы в лингвистике и психолингвистике" представляет собой попытку подойти к исследованию психолингвистических механизмов порождения речи "сверху", дедуктивным путем – через понятие единицы речевого поведения (как элемента и элементарного действия), соотнесенное с определенным пониманием самого акта поведения как целого; в главе излагаются, в частности, две психофизиологические концепции акта поведения, наиболее отвечающие современному уровню знаний: концепция Миллера – Прибрама – Галантера и концепция Н.А.Бернштейна. Глава вторая "Психолингвистические модели порождения высказываний" обобщает важнейшие теоретические и экспериментальные работы в этой области, которые существуют к настоящему времени, и дает по мере возможности их критический анализ и систематизацию с точки зрения тех объективных данных о механизмах речи, которые могут быть из этих работ почерпнуты. Глава третья "Планы, их структура и реализация" посвящена принципиальной организации речевой деятельности и обсуждению вероятной номенклатуры и взаимоотношений компонентов модели порождения; к ней примыкает четвертая глава "Контролируемое речевое поведение и формирование Образов", в которой затрагиваются вопросы, связанные с различными уровнями осознания речевой деятельности. Наконец, содержание пятой главы "Основные черты предлагаемой модели" ясно из самого ее названия. Эта же глава в английском переводе дана в виде резюме.

Таким образом, книга в целом имеет два аспекта, которые можно назвать ретроспективным и проспективным. Автор надеется, что эти аспекты получились не только равноценными, но и равно ценными для читателя.

В данной книге, как и в предыдущей, много места уделено изложению существующих экспериментальных исследований и попыток их истолкования. Конечно, было бы лучше обойтись без детального реферирования проблем и в каждом случае сразу переходить к делу. Однако в настоящее время на русском языке не существует источников, откуда читатель мог бы почерпнуть такую информацию. При этих условиях автор не имел права ограничиваться изложением своих собственных соображений – надо было подумать и об интересах читателя. (Кстати, насколько автор может судить, такой принцип себя оправдал в отношении первой книги).

Сведения об истории психолингвистических исследований в разных странах и мысли о путях практического использования (в частности, при обучении языку) теоретических идей, высказанных на страницах работы, не вошли в настоящую книгу, хотя желательность подобных разделов очевидна. Первые – потому, что они достаточно подробно даны в книге автора "Психолингвистика" (Л., 1967), к которой и делаются отсылки в необходимых случаях. Вторые – потому, что им будет специально посвящена работа "Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолого-лингвистические очерки)" (в печати).


Об авторе
top
photoЛеонтьев Алексей Алексеевич
Выдающийся отечественный лингвист, психолог, педагог. Признанный основатель психолингвистики в СССР. Профессор кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Доктор филологических наук (1968), доктор психологических наук (1975), действительный член Российской академии образования (1992), ректор Института языков и культур имени Л. Н. Толстого (1994). Автор сотен научных публикаций по психологии, языкознанию, этнографии, семиотике, криминалистике, массовой коммуникации и педагогике, в том числе более 30 научных и научно-популярных книг. Организатор серии прикладных исследований по проблеме общения в сфере лекционной деятельности, рекламы, кино и др. Результаты его исследований широко используются в методике обучения языку, в криминалистике и в других областях практической деятельности.
Информация / Заказ
Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
2023. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


Информация / Заказ
2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR

Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее)


Информация / Заказ
2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее)