URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой Обложка Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой
Id: 286143
729 р.

История новоевропейской философии в ее связи с наукой Изд. стереотип.

URSS. 2022. 376 с. ISBN 978-5-9710-9685-6.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге рассматривается европейская философия Нового времени, или философия модерна, начиная с ее предыстории в эпоху Возрождения и заканчивая немецким идеализмом. Автор показывает, как в XV–XVI веках формировались мировоззренческие и теоретические предпосылки новоевропейской мысли, получившие свое развитие и классическое завершение в творчестве Декарта, Бэкона, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Поскольку... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Философия эпохи Возрождения
 1. От теоцентризма средних веков к антропоцентризму Ренессанса
 2. Николай Кузанский
 3. Понятие бесконечности и гелиоцентрическая система Николая Коперника
 4. Джордано Бруно и бесконечная Вселенная
ГЛАВА ВТОРАЯ. Галилей. Формирование классической механики
 1. Бесконечное и неделимое. Галилей и Николай Кузанский
 2. Теория движения Галилея
 3. Маятник и перспектива
 4. Причина и закон в механике Галилея
 5. Изменение понятия материи
 6. Парадоксы теоретического мышления Галилея
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Рационализм Рене Декарта
 1. Очевидность как критерий истины. "Cogito ergo sum"
 2. Природа как протяженная субстанция
 3. Пробабилизм Декарта
 4. Метод – инструмент построения "нового мира"
 5. Картезианская теория движения
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Фрэнсис Бэкон и практическая ориентация новой науки
 1. Индуктивный метод. Выявление источников заблуждения
 2. Наука – орудие господства человека над природой
 3. Техника как идеал для науки
 4. План создания истории науки и техники
 5. Наука и общество: социальные проблемы организации науки
 6. "Новая Атлантида" – бэконовский проект Академии наук
ГЛАВА ПЯТАЯ. Атомизм XVII–XVIII веков
 1. Пьер Гассенди и философское обоснование атомизма
 2. Христиан Гюйгенс. Атомистическая теория движения
 3. Роберт Бойль. Трактовка эксперимента
 4. Руджер Иосип Бошкович. Атомы как центры сил
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Исаак Ньютон
 1. Борьба против "скрытых качеств" в естествознании XVII–XVIII веков
 2. Роль эксперимента у Ньютона. Эксперимент мысленный и реальный
 3. Понятие силы в динамике Ньютона
 4. Абсолютное пространство и истинное движение
 5. Философская подоплека ньютоновской теории тяготения
 6. Полемика вокруг Ньютоновых "Начал"
 7. Ньютонианство в XVIII веке
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Готфрид Вильгельм Лейбниц
 1. Критика Лейбницем принципа субъективной достоверности
 2. Учение о методе, или "общая наука"
 3. Анализ математических аксиом
 4. Конструкция как принцип порождения объекта
 5. Сущность природы – не протяжение, а сила
 6. Монадология
 7. Природа – непрерывная лестница существ
 8. Проблема континуума и вопрос о связи души и тела
 9. Специфика научной программы Лейбница и трудности в решении проблемы материи
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. XVIII век: философия Просвещения
 1. Дж.Локк: общественно-правовой идеал Просвещения
 2. Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости"
 3. "Гражданин мира" – носитель "чистого разума"
 4. Просветительская трактовка человека
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Иммануил Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности
 1. Критический идеализм Канта против онтологического обоснования знания
 2. Всеобщность и необходимость научного знания
 3. Пространство и время – априорные формы чувственности
 4. Рассудок и проблема объективности познания
 5. Рассудок и разум
 6. Явление и вещь в себе
 7. Мир природы и царство свободы
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Натурфилософия Канта – попытка обоснования экспериментально-математического естествознания
 1. Проблема континуума и ее решение Кантом
 2. Соотношение математики, естествознания и метафизики. Попытка примирить Лейбница и Ньютона
 3. Понятие природы у Канта
 4. Проблема идеализации
 5. Философское обоснование новой науки о природе
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Послекантовский немецкий идеализм и принцип историзма
 1. Механицизм и принцип целесообразности
 2. Рождение историзма
 3. Идеализм свободы Фихте. Деятельность Я как начало всего сущего
 4. Объективный идеализм Шеллинга. Принцип тождества субъекта и объекта
 5. Учение Гегеля о саморазвивающемся Понятии
 6. Диалектика Гегеля. Всемогущество отрицания
 7. Пантеистический характер гегелевского историзма
Примечания

Введение
top

Философия Нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу XVI–XVII вв., эпохе Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) и Рене Декарта (1596–1650). Однако для понимания специфики новоевропейской мысли необходимо рассмотреть переходный период между средневековой и новой философией, который носит название Возрождения и приходится на XV–XVI вв. Впрочем, всякое хронологическое деление в известной мере условно, поскольку при проведении границ, отделяющих одну эпоху от другой, многое зависит от того, какую сторону сложного и многомерного исторического процесса мы выбираем в качестве определяющей.

Какие же особенности характеризуют культуру эпохи Возрождения и раннего Нового времени? Отметим наиболее важные моменты, сыгравшие главную роль в формировании новоевропейской культуры в целом и теоретического мышления в частности.

Рождение нового типа сознания связано с процессом секуляризации, с движением Реформации и затем Контрреформации, с бурным развитием городов, открытием Нового Света, возрастанием роли денежного хозяйства и предпринимательства, т.е. становлением капитализма, а также с созданием нового типа науки – экспериментально-математического естествознания.

Процесс секуляризации начинается в Европе примерно в XV в., а в XVI–XVII вв. углубляется и расширяется. Все большую самостоятельность по отношению к церкви и религии приобретает не только социально-политическая и экономическая, но и духовная жизнь – философия, наука, искусство. Философия осознает себя автономным, независимым от Откровения знанием о Боге, мире и человеке. Аналогичный процесс идет и в художественном сознании: архитектура, живопись, музыка, поэзия постепенно теряют свою органическую связь с церковной жизнью и обретают как новые выразительные средства, так и новые сферы приложения. Происходит смена мировоззренческих ориентиров. В то время как средневековый человек рассматривал земную жизнь как приготовление к жизни вечной, – что, вопреки распространенному предрассудку, отнюдь не умаляло для него земных радостей, – взгляд человека Нового времени устремлен прежде всего на мирское существование; посюсторонний мир все больше приобретает для него самодовлеющее значение. Это выражается, в частности, в распространении в XV–XVII вв., с одной стороны, пантеистических учений, а с другой – различных вариантов утопизма как стремления устроить "Царство Божие" на земле. Духовный корень пантеизма – стремление преодолеть дуализм посюстороннего и потустороннего миров и дать природе божественный статус. Своеобразная сакрализация природы – один из признаков ранней новоевропейской культуры от Бернардино Телезио (1508–1588) и Джордано Бруно (1548–1600) до Спинозы (1632–1677), Жан-Жака Руссо (1712–1778) и романтиков конца XVIII – начала XIX в., в том числе и Гёте (1749–1832).

Становление новоевропейской культуры отмечено рождением того феномена, который впоследствии получил название "духа капитализма" и первые ростки которого, связанные прежде всего с увеличением денежного запаса, историки политэкономии обнаруживают уже в XIV–XV вв. В Италии, в частности в богатой Флоренции, где в XIV в. деньги стали играть большую роль в хозяйстве и натуральный обмен все больше вытеснялся денежным, постепенно входит в быт важнейший элемент капиталистического хозяйства – счет, отчетность, бухгалтерский учет – "клеточка" капиталистически рациональной экономики. Благодаря этому человек, по словам В.Зомбарта, "приучается к чисто количественному воззрению на мир". В XV в. во флорентийском деловом мире распространился способ рационального ведения коммерческих и вообще хозяйственных дел, о чем свидетельствуют, в частности, "Семейные книги" флорентийца Леона Баттиста Альберти – очень интересный исторический документ. "Врожденный талант флорентийцев вносить всюду расчет и подводить итоги своим действиям сказывается в торговых книгах того времени, сельскохозяйственных записях и, наконец, в тех счетах, которые они вели даже в домашнем быту; во всем этом они значительно опередили прочих европейцев XV века".

Отмеченные процессы сопровождаются появлением нового типа человека – человека с развитым и рефлектированным индивидуальным сознанием. В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, сообщества или союза, который они возглавляли. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность и все чаще представляет не то или иное сообщество, но самого себя. Сознание собственной силы и таланта, гордость, честолюбие, самоутверждение отличают человека на заре Нового времени. Возникает любопытный феномен – почти религиозное почитание выдающихся людей; поэты и художники, писатели-гуманисты и даже знаменитые ученые-юристы занимают то место, которое в античности принадлежало героям, а в средние века – святым. Неудивительно, что слава среди современников и память потомков становится своего рода земным суррогатом взыскуемого в средние века Царства Небесного; честолюбие, почти демоническое, составляет отличительную черту многих возрожденческих гуманистов и ученых-естествоиспытателей Нового времени. Отсюда широко известные споры о приоритете, которых не знало средневековье. Ослабление чувства солидарности – оборотная сторона культа индивидуальности, рожденного антропоцентризмом раннего Нового времени. Это обстоятельство наложило свою печать на взаимоотношения гуманистов XV–XVI вв. "Никогда, кажется, нигде в свете не было касты, в которой бы так слабо было развито и так мало уважалось чувство солидарности. Как только они начинают возвышаться, тотчас становятся в высшей степени неразборчивыми в средствах по отношению друг к другу. В спорах между собой они не довольствуются научными доводами, но переходят тотчас к личным нападкам и беззастенчивой ругани и стремятся не к тому, чтобы победить противника в споре, но чтобы его уничтожить".

На заре Нового времени, как никогда прежде, возрос интерес к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего гуманисты ценят своеобразие и уникальность индивидуума. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие: портрет и автопортрет, изображение человеческого лица – один из любимых жанров новоевропейской живописи. Обожествление человека отразилось и в архитектуре как самом фундаментальном из искусств. На протяжении средних веков в архитектуре доминировал храм как обитель Бога; в эпоху Ренессанса – замок и дворец, жилище божественного человека.

Исключительно важную роль в формировании философии и науки Нового времени сыграла Реформация, которая внесла существенные перемены в общую духовную атмосферу и хозяйственную жизнь Западной Европы. Протестантизм выступил с критикой католической церкви с характерным для нее принципом иерархии. В кальвинизме, особенно у его английских последователей, борьба против иерархического принципа, господствовавшего в средневековом миросозерцании, велась наиболее ожесточенно. Не признавая необходимости в посредниках между человеком и Богом и тем самым отвергая иерархию церковных властей, протестанты подчеркивали, что Бог непосредственно обращается к каждому человеку и столь же непосредственно правит Вселенной, не нуждаясь в сонме небесных чинов – ангелов и архангелов, проводников божественной воли в мире. Поскольку космическая иерархия в средние века осмыслялась с помощью философии и физики Аристотеля, то именно Аристотель стал предметом ожесточенной критики со стороны протестантских богословов; на него особенно обрушивались пиетисты, считавшие как раз учение греческого философа источником католической неблагочестивости. И Лютер, и Кальвин, критикуя схоластику, видели в Аристотеле главного виновника того интеллектуализма, который, по их мнению, едва ли не вытеснил веру в католической церкви. Так, Лютер, требуя перестроить университетское образование, обличает язычество, насаждаемое в университетах с помощью прежде всего аристотелевской философии. В университетах, пишет он, "царит распущенность, священному писанию и христианской вере уделяется мало внимания; в них единолично властвует – затмевая Христа – слепой языческий наставник Аристотель. И я советовал бы полностью изъять книги Аристотеля: Physicorum, Metaphysica, De Anima, Ethicorum, которые до сих пор считались лучшими, вместе со всеми другими, славословящими естественные вещи, хотя на основании их нельзя изучить ни естественные, ни духовные предметы... Я осмеливаюсь сказать, что (любой) гончар имеет более глубокие знания о естественных вещах, чем можно почерпнуть из книг Аристотеля. Мое сердце скорбит, что проклятый, высокомерный, лукавый язычник своими лживыми словами совратил и одурачил столь многих истинных христиан".

Противопоставление веры и знания, характерное для протестантизма, привело к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума миром "земных вещей", поскольку трансцендентный Бог, по убеждению протестантских богословов, есть исключительно предмет веры, а не знания. Под "земными вещами" понималось прежде всего практически ориентированное познание природы. Предоставив дело спасения души "одной лишь вере", протестантизм тем самым вытолкнул разум на поприще мирской практической деятельности – ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в практической сфере тем более поощрялось, что сама эта сфера, с точки зрения реформаторов, приобретает особо важное значение: труд выступает теперь как своего рода мирская аскеза, поскольку монашескую аскезу протестантизм не принимает.

Отсюда уважение к любому труду – как крестьянскому, так и ремесленному, как деятельности землекопа, так и деятельности предпринимателя. Этим объясняется характерное для протестантов признание особой ценности технических и научных изобретений, всевозможных усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс.

Именно в этих условиях возникает экспериментально-математическое естествознание, первые шаги которого мы видим в конце XVI – начале XVII в. в творчестве Кеплера, Галилея, Кавальери и др. Уже в XVII в. новая наука о природе во многом определяла содержание и задачи метафизики, а в XVIII и XIX вв. вообще оттеснила последнюю на задний план, создав особый – сциентистский – способ мышления и жизненной ориентации, по сей день определяющий характер европейской культуры и индустриально-технической цивилизации, ставшей теперь всемирной. По словам немецкого философа Г.Ромбаха, "точная наука есть философия Нового времени". Это может показаться преувеличением: ведь хорошо известно, что философия, нередко (а особенно в первой половине XIX в.) настроенная критически по отношению к сциентизму, тоже принесла на европейской почве достаточно богатые плоды. И тем не менее именно наука главным образом определяла как общественное сознание, так и общий облик новоевропейской цивилизации. Это станет особенно очевидно, если принять во внимание еще одну важную особенность этой цивилизации, вызванную к жизни именно развитием науки.

Я имею в виду технику, по своему характеру отличающуюся от той, что существовала в восточных обществах, в античности и в средневековье. Возникшая в XVII–XIX вв. в союзе с экспериментально-математическим естествознанием, техника больше всего повлияла на особенности того типа цивилизации, которую мы называем индустриальной. "Современная техника, – пишет немецкий философ С.Мозер, – это автономное образование истории нового времени, так же как наука и искусство. Она не есть просто сумма отдельных методов. Скорее, последние суть конкретные проявления этого автономного и универсального процесса.

Связь между экспериментально-математическим естествознанием и техникой – глубинная, органическая: само рождение механики невозможно без преодоления непереходимого для античности и средних веков рубежа между естественным, с одной стороны, и техническим, искусственным – с другой. В виде эксперимента техника входит в само тело новой науки, а потому реальность, изучаемая новым естествознанием, – это не просто природная, но конструируемая реальность, создаваемая в значительной мере с помощью технической аппаратуры. Как отмечает В.С.Степин, техническая аппаратура – приборные установки – входят в качестве конститутивного момента в ту систему объектов, которые изучаются наукой. "В развитых формах эксперимента такого рода объекты изготовляются искусственно. К ним относятся в первую очередь приборные установки, с помощью которых проводится экспериментальное исследование... Вполне правомерно рассматривать объекты природы, включенные в экспериментальную ситуацию, как "квазиприборные" устройства независимо от того, получены они искусственным путем или естественно возникли в природе независимо от деятельности человека... В эксперименте взаимодействующие фрагменты природы всегда выступают в функции приборных подсистем". В свою очередь полученные таким образом достижения науки открывают возможность для неограниченного развития техники.

Все эти особенности новоевропейской культуры вызвали к жизни и новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с теологией, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то начиная с XVII в. она опирается главным образом – хотя, конечно, не исключительно – на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философской мыслью XVII–XVIII вв., надо принять во внимание специфику нового типа науки о природе, основы которой закладывались именно в этот период и которая существенно отличается от естествознания античности и средних веков. И поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии, хотя первоначально гносеология еще обосновывается с помощью онтологических предпосылок.

Учитывая это обстоятельство, мы рассматриваем историю философии Нового времени в ее тесной связи с развитием науки: наряду с анализом философских учений Николая Кузанского, Джордано Бруно, Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Готфрида Лейбница, Иммануила Канта мы исследуем творчество таких выдающихся ученых, как Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Христиан Гюйгенс, Роберт Бойль и др. Прослеживание связи философии с наукой позволяет, с одной стороны, выявить теоретические предпосылки новой математики и естествознания, а с другой – увидеть, каким образом наиболее продуманные философские построения уходят своими корнями в ту почву, из которой растет и научное мышление этой эпохи и которая определяет духовный горизонт новой Европы.


Об авторе
top
photoГайденко Пиама Павловна
Крупнейший российский философ, специалист по истории философии, науки и культуры. Член-корреспондент РАН. В 1957 г. окончила философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Работала на кафедре истории зарубежной философии, занималась историей новой философии, а также современной зарубежной философией. С 1969 г. работала в Институте истории естествознания и техники АН СССР, с 1988 г. — в Институте философии АН СССР, позднее — заведующей сектором философских проблем истории науки ИФ РАН. Автор книг по истории отечественной и зарубежной философии, истории и методологии науки, в том числе: «Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века», «История греческой философии в ее связи с наукой» (М.: URSS), «История новоевропейской философии в ее связи с наукой» (М.: URSS), «Владимир Соловьев и философия Серебряного века», «Научная рациональность и философский разум».