Работа "Оправдание добра" – это, пожалуй, самое известное и наиболее показательное произведение Владимира Соловьева. В последнее время оно уже достаточно известно в России, и о нем много чего написано. И вот перед читателем еще один труд на эту же тему. И вполне естественно может возникнуть вопрос о том, что же еще нового можно сказать по этому поводу? Мой ответ будет достаточно категоричный и, возможно, неожиданный. Осмелюсь утверждать, что в этой работе Соловьева есть такой угол понимания, который еще никем и никогда не был представлен. Одновременно именно этот угол, эта сторона прочтения кажется мне чрезвычайно существенной для подлинного постижения философии Соловьева, а вслед за тем и русской философии всеединства, и даже, в какой-то мере, русской философии вообще. Обычно специфику русской философии видят в ее нравственном характере, в этаком начале морализаторском. Уже это представляет русскую философию как нечто второсортное, скорее философию прикладную, а не фундаментальную. Вот, казалось бы, и "Оправдание добра" Соловьева – типичный пример такого морализаторства. Главная задача моей работы и состоит в том, чтобы преодолеть этот миф. И не то что я стою на некоторой внешне альтернативной позиции к нравственной значимости русской философии. Нет, дело мне представляется в несколько более тонкой форме. И вот чтобы эту тонкость очертить, и пришлось взяться за эту книгу. Хотя главную мысль можно сказать уже сейчас и сразу. Русская философия – это такой тип философствования, в котором нравственное начало есть лишь наиболее яркое выражение нового понимания онтологии. В центре образа бытия в такой философии находится субъект-бытие, т.е. бытие существ, и даже само бытие осмысливается как существо. Быть – значит, жить. И нравственность в этом случае приобретает звучание фундаментального знания о субъектном бытии, так что главное даже не в нравственности самой по себе. Главное заключается в постижении нового типа онтологий, субъектных онтологий, с точки зрения которых может быть по-новому увидена любая проблема. И тогда нравственность – это не одна из форм регулирования отношений частного класса существ (людей), но выражение наиболее полного знания о бытии субъектных онтологий вообще, учение о законах мира-субъекта, составленного из различных субъектов-частей, вступающих между собою в многосложные онтологические отношения. Тогда – да, русская философия – это философия в первую очередь нравственная, но только принципиально меняется само понятие нравственности. Так, по форме все как-будто остается прежним, но суть меняется качественно. И "Оправдание добра" – это именно такое качественное преображение, вплоть до переворачивания, этой сути нравственности. Из придатка объектных онтологий – в фундаментальное знание о субъектном бытии. Вот, собственно, та главная мысль, которая только и будет разворачиваться ниже на все лады. Но, как хочется верить автору, хотя, прочитав книгу, читатель в самом деле только и сделает, что вернется к пониманию этой простой мысли, однако, за той же формой она уже будет хранить несравнимо более богатое наполнение, и потому здесь что-то принципиально изменится. Что именно – это, по-видимому, и можно будет постичь, только впустив в себя изрядную полноту текста и несущего им смысла. Первая попытка такой реформы понимания системы смыслов русской философии всеединства была сделана мной в книге "Логика всеединства". Эта новая книга – и продолжение, и развитие "логики всеединства" не столько на теме синтеза, сколько на идее субъекта, субъектной онтологии, и того знания о существах, которое я называю "витологией" – наукой о жизни в ее универсальном звучании. В этом смысле "Оправдание добра" Соловьева – это фундаментальный труд по витологии. И чтобы доказать это, я буду использовать вновь тот же метод, что и в "Логике всеединства", – метод логико-философской реконструкции философского текста, постепенно обнажающего неизвестную доселе смысловую вселенную. Моисеев Вячеслав Иванович Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ), член бюро Московского философского общества, член редколлегии журнала «Соловьевские исследования». В 1989 г. окончил с отличием лечебный факультет Воронежского государственного медицинского института, затем поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, которую окончил в 1992 г., защитив кандидатскую диссертацию по теме «Неклассический тип рациональности в биологическом знании». После окончания аспирантуры начал работать преподавателем философии в Воронежском государственном медицинском институте и одновременно учился на вечернем отделении математического факультета Воронежского государственного университета, который окончил с отличием в 1998 году. В 2000-м защитил в Российском государственном гуманитарном университете докторскую диссертацию по теме «Логико-философская реконструкция концептуальных оснований русской философии всеединства». С 2003 по 2006 гг. заведовал кафедрой философии Воронежской государственной медицинской академии. С 2006 г. заведует кафедрой философии МГМСУ. Автор монографий «Логика всеединства», «Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева» (М.: URSS), «Философия трансдисциплинарности» (в соавт. с Л. П. Киященко), «Логика открытого синтеза», «Человек и общество: образы синтеза», «Очерки по философии неовсеединства» (М.: URSS), «R-физика» (М.: URSS) и учебных пособий «Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины», «Философия», «Культурология», «Биоэтика» (в соавт. с О. Н. Моисеевой). Организатор пятнадцати всероссийских конференций «Философские проблемы биологии и медицины» (2007–2021). Председатель координационного совета по совершенствованию гуманитарного образования в медвузах России. Основатель нового философского направления — философии неовсеединства.
Область интересов: постнеклассическая наука и философия трансдисциплинарности, философская логика, философия науки, философия биологии и медицины, русская философия всеединства, философия неовсеединства. |