URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России
Id: 180646
 
307 руб.

Очерки по истории математики в России. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 296 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-397-04392-2.

 Аннотация

Предлагаемая книга, написанная классиком теории вероятностей Б.В.Гнеденко (1912--1995), содержит очерк основных этапов развития математической культуры, которые прошла наша страна с древнейших времен до 40-х годов XX в. Настоящее ее переиздание включает комментарии, учитывающие результаты, полученные историками математики за последние 60 лет.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, но будет интересна и специалистам --- математикам, историкам, методологам науки.


 Оглавление

ГЛАВА I. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ В РОССИИ ДО НАЧАЛА XVIII ВЕКА

1. Математические познания до XYII века
 Первичные представления. Международные связи. Объем знаний. Сочинение монаха Кирика. Роль духовенства. Влияние крещения Руси. Славянская нумерация, "Русская Правда". Иные источники. Церковные запрещения. Состояние науки на Западе.
2. Математические познания в XVII веке
 Общие замечания о рукописях. "Устав ратных дел". "Книга сошного письма". Другие геометрические рукописи. Отношение к арифметике в XVII веке. Содержание рукописей. Характерные особенности рукописей. Арифметические действия: статья торговая; "статья о нечести во всяких овощах и товарах"; "статья меновая в торгу"; статья складная торговая. Математические развлечения: о плотниках; о льве, волке и псе; о яйцах; о хождении юношей. Правило ложного положения. Склонность к сложным вычислениям. Счет костьми или пенязи. Досчатый счет. Замечание о коммутативности умножения. Таблицы.
3. Организация школ
 Духовные академии. Необходимость светского обучения. Навигацкая школа. Цифирные школы. Гарнизонные школы.
4. "Арифметика" Магницкого
 Значение "Арифметики". Магницкий. Стиль книги. Определение арифметики. Наименования чисел. Содержание книги. Терминология книги. Форма изложения. Прикладная тенденция. Прогрессии. Алгебраическая часть книги. Послесловие.

ГЛАВА II. НАУЧНАЯ РАБОТА В РОССИИ В XVIII и XIX ВЕКАХ

5. Основание Академии наук
 Потребность России в науке. Эпизод с вечным двигателем. Избрание Петра I в Парижскую академию. Организация Академии наук. Академические гимназия и университет. Первый русский научный журнал.
6. Эйлер
 Научное наследство. Биографический очерк. Приезд в Россию. Переезд в Берлин. Возвращение в Петербург. Несколько слов об эпохе. Работы, вызванные развитием транспорта. Работы в области артиллерии. Работы в области оптики. Работы по математическому анализу. Работы в области теории чисел. Нестрогость доказательств. Источники творчества.
7. Организация университетов
 Академия наук после Эйлера. Значение университетов для науки. Первые годы Московского университета. Проект создания новых университетов. Реформы Сперанского.
8. Николай Иванович Лобачевский
 "Коперник геометрии". Геометрия Эвклида. Врожденность идеи пространства по Канту. Попытки доказательства Лобачевским пятого постулата. Идея новой геометрической системы. Отношение современников к геометрии Лобачевского. Признание идей Лобачевского. Взгляды Лобачевского на геометрию. Критика Канта. Исследования Лобачевского вне геометрии. Педагогические взгляды. Административная деятельность. Биографические сведения.
9. Петербургская математическая школа
 Особенности Петербургской школы. Влияние французской математической школы. В.Я.Буняковский. Представители математической физики. Представители теории чисел.
10. Михаил Васильевич Остроградский
 Научные заслуги Остроградского. Биографические сведения. Предмет исследований. Лекции Остроградского. Влияние Остроградского на уровень преподавания в университетах. Остроградский как педагог.
11. Пафнутий Львович Чебышев
 Значение Чебышева для науки. Биографические сведения. Чебышев как педагог. Общая характеристика научного творчества. Вопросы практики в творчестве Чебышева. Работы в области теории механизмов. Теория наилучшего приближения функций. Работы в области теории чисел. Работы по теории вероятностей. Последействие идей Чебышева.
12. Андрей Андреевич Марков
 Биографические сведения. А.А.Марков как гражданин. Круг научных интересов. Первый период работ по теории вероятностей. Второй период исследований по теории вероятностей. Последействие идей Маркова.
13. Александр Михайлович Ляпунов
 Биографические сведения. Научные интересы. Фигуры равновесия. Устойчивость движения. Педагогическая деятельность. Отношение к науке. Вопросы средней школы.
14. Софья Васильевна Ковалевская
 Детство. Фиктивный брак. Годы учения. Самостоятельные исследования. Жизнь в России, страсть к спекуляциям. Второй творческий период. Педагогическая и литературная деятельность. Заключение.
15. Московское математическое общество
 Н.Д.Брашман. Организация общества. Математический сборник. Научное мировоззрение.

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИКИ В XX ВЕКЕ

16. Особенности развития математики в XX веке
 Массовость науки. Влияние Великой Октябрьской социалистической революции. Математические институты. Академик Владимир Андреевич Стеклов. Трудности изложения. Необходимость ограничения материала книги.
17. Математические центры Советского Союза
 Увеличение числа математических центров. Старые математические центры. Киевская математическая школа. Грузинская математическая школа. Математика в Ташкенте. Одесса, Саратов,Томск, Горький, Свердловск.
18. Московская математическая школа
 Исходные математические идеи. Измеримые множества и измеримые функции. Возникновение Московской математической школы. Первое поколение учеников Лузина. Лузитания. Второе поколение учеников Лузина. Расширение интересов Московской математической школы. Топология. Заключение.
19. Советская школа теории чисел"
 Особенность теории чисел. Распределение простых чисел. Проблема Варинга. Проблема Гольдбаха. Лев Генрихович Шнирельман. Метод Шнирельмана. Седьмая проблема Гильберта, Проблема Гаусса. Теоремы Хинчина.
20. Советская школа теории вероятностей
 Обыденные представления о случайных событиях. Примеры случайных событий. Характерная особенность современных научных представлений. Роль русской науки в развитии теории вероятностей. Отношение к теории вероятностей на Западе в XIX и начале XX века. Содержание теории вероятностей до Чебышева. Первые исследования по теории вероятностей в России. Роль академика С.Н.Бернштейна. Исследования В.И.Романовского и его школы. Возникновение Московской школы теории вероятностей. Закон больших чисел. Аксиоматика. Теория стохастических процессов. Процессы без последействия. Стационарные процессы. Влияние на классическую проблематику. Исследования по математической статистике.
Дополнения:
Дополнение 1. Славянская нумерация
Дополнение 2. Линия, ограничивающая максимальную площадь"
Дополнение 3. Полиномы, наименее уклоняющиеся от нуля"
Дополнение 4. Понятие множества
Использованная литература

 Предисловие ко второму изданию

Перед Вами, дорогой читатель, книга изданная в 1946 г. -- более полувека тому назад -- краткий очерк истории отечественной математики, причем в значительной своей части посвященный последним на тот момент десятилетиям, то есть первому тридцатилетию советской власти. Каков был идеологический прессинг во время войны и в послевоенные годы, как неистовствовали надзирающие органы -- общеизвестно. И казалось бы книга на такую тему, написанная в такое тяжелое время должна была бы безнадежно устареть и не представлять никакого интереса для современного читателя. Поразительно, но это совсем не так. До сих пор на механико-математическом факультете Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова ее рекомендуют студентам при чтении курса истории математики. Ибо нет другого такого же краткого, идейно ясного и доступного рассказа о развитии отечественной математики. Разумеется, в этой книге многое (даже входящее в университетский курс истории математики) отсутствует. Краткий очерк не может объять всего даже наиболее существенного -- Вы не найдете в книге, например, ни слова о развитии математической логики и П.С.Порецком, о Ф.Э.Молине и его трудах по теории алгебр. О многих вопросах (даже очень важных) упоминать в те годы по соображениям политическим или идеологическим попросту не полагалось: читатель не найдет никакой информации о выдающихся представителях петербургской школы, эмигрировавших после революции 1917 г. на Запад (академике Я.В.Успенском, А.С.Безиковиче и Я.Д.Тамаркине), или о репрессиях, обрушившихся на патриарха московских математиков Д.Ф.Егорова, или драматических событиях нашумевшего "дела Лузина", наложившего тяжелый отпечаток на всю дальнейшую жизнь советского математического сообщества.

Чрезвычайно слабо к тому времени была изучена история математики в России XVIII--XIX вв. Ставшая к концу века всемирно известной Советская историко-математическая школа делала тогда свои первые шаги: менее десятилетия отработал основанный М.Я.Выгодским и С.А.Яновской в 1933 г. в Московском университете научно-исследовательский семинар по истории математики, лишь в 1948 г. появился первый выпуск "Историко-математических исследований", впереди были исследования по истории отечественной математики М.Я.Выгодского, В.П.Зубова, А.П.Юшкевича, С.А.Яновской, наконец, выход в 1968 г. фундаментальной книги А.П.Юшкевича "История отечественной математики до 1917 года", и публикация в 1967--1970 гг. отмеченной медалью А.Койре многотомной "Истории отечественной математики" под редакцией И.З.Штокало, появление в 1960--1963 гг. университетского учебника по истории математики К.А.Рыбникова.

И несмотря на все эти как естественные, так и вынужденные упущения, книга точно характеризовала магистральные пути развития математики в дореволюционной России, в главном, правильно рисовала картину развития основных направлений исследований в нашей стране в первое тридцатилетие советской власти.

В этом главное достоинство книги, определяющее ее востребованность современным читателем и вызывающее чувство восхищения ее автором, сумевшем написать подобную книгу в столь непростое время. Подчиняясь всем требованиям тогдашних идеологов, автор сумел (и это высочайшее искусство!) практически избежать дежурной для того времени неправды. Так внимательный читатель заметит, что подчеркивая благотворность (см., например, стр.158--159) для развития математики в нашей стране научной политики советской власти (что, в основном, является правдой), автор вовсе не видит в этой политике основной причины возникновения в Москве знаменитой школы теории функций, положившей начало выдвижению Москвы в ранг одной из мировых математических столиц XX века, что между прочим стало штампом в советской историографии истории математики уже в те годы. Так на стр.173 Борис Владимирович пишет: "Интерес к определенной, сначала узкой, области науки у целого поколения математиков пробудился лишь в годы непосредственно предшествовавшие Великой Октябрьской социалистической революции" (курсив мой). Вынужденным образом опуская сведения о развернувшейся в конце 20-ых гг. кампании против патриарха московских математиков Д.Ф.Егорова, автор отдает должное и его научным достижениям (с обычной, правда, вплоть до последнего времени недооценкой его результатов в области теории дифференциальных уравнений с частными производными), и его выдающейся роли в создании Московской школы теории функций. Присоединяясь к ставшей обязательной в то время критике идеологической позиции П.А.Некрасова (с которой не во всем можно согласиться сегодня), он не забывает упомянуть о его заслугах в теории дифференциальных уравнений (стр.182).

Другое достоинство книги -- ее замечательный русский язык, ясность и доступность для читателя, в том числе и для такого, знания которого ограничиваются программой средней школы. Излагая вопросы, сама формулировка которых требует известной математической эрудиции, вроде теоремы Коши--Ковалевской, Борис Владимирович прибегает к аналогиям на доступном читателю материале (в нашем примере, на материале систем тригонометрических уравнений).

Окончательный вариант книги Борис Владимирович готовил уже после победы в Великой Отечественной войне. Поэтому неудивительно наличие в ней духа созидания и оптимизма. Автор молод (ему еще не было 35 лет), поразительно талантлив, только начиналась его карьера на Украине (членом-корреспондентом Академии которой он стал в 1945 г.), основные его достижения были еще впереди, перед ним открывались замечательные перспективы. В то же время, несмотря на молодость, его мысль поражает зрелостью, без которой невозможно было бы написать ту книгу, которая, дорогой читатель, лежит перед тобой. Очень хотелось бы, чтобы это свойственное книге настроение, выражающее дух находящейся на подъеме Советской математической школы, передался бы и сегодняшнему читателю, живущему в эпоху лишенную ясных перспектив.

* * *

Книга была с энтузиазмом принята читателями и разошлась, несмотря на тираж в 50 тысяч экземпляров, достаточно быстро. В начале 50-ых гг. Борис Владимирович задумался о втором ее издании, существенно переработанном и расширенном, тем более, что с подобным предложением выступило Государственное издательство технико-теоретической литературы. К тому же родилась идея издания ее украинского перевода. Однако предпринятая против книги идеологическая атака, заставила его отказаться от этих планов (слишком велика могла оказаться плата за такое переиздание -- об этом свидетельствовали события мрачной эпохи уходящего в иной мир вождя). Впоследствии, хотя и всегда творчески активный, но и перегруженный текущими делами и самыми разнообразными проектами и планами, Борис Владимирович, к сожалению, не вернулся к этому намерению.

Конечно, если бы он переиздавал эту книгу сам, он наверняка многое бы в ней изменил -- кое-что переписал, а кое-что добавил. Мы же переиздаем ее без изменений, выправляя лишь замеченные опечатки, которых кстати оказалось совсем немного, и некоторые фактические неточности, допущенные автором по недоразумению (таких совсем мало). Так как прошедшие полстолетия было временем интенсивных историко-математических исследований (для которых книга Бориса Владимировича стала важным стимулом), существенно изменивших наши представлениях о фактическом ходе развития отечественной математики, мы позволили себе внести некоторые дополнения и поправки к тексту в специальных примечаниях, ссылки к которым отмечены в тексте круглыми скобками. В этих примечаниях читатель найдет также информацию по вопросам, о которых в 40-е гг. XX в. было невозможно говорить и писать открыто, а также проблемам, точка зрения на которые к сегодняшнему дню кардинально изменилась.

Просмотрев эти дополнения и, особенно, литературу к ним, читатель не сможет не заметить -- каких замечательных успехов добились математики нашей страны в послевоенный период ее истории. Среди ученых, которым наша страна обязана этими успехами, и автор этой книги -- выдающийся русский математик, создатель замечательной школы в области теории вероятностей и ее приложений Борис Владимирович Гнеденко.

Демидов С.С.

 Предисловие

Мысль о создании книжки, дающей возможность широкому кругу читателей составить общее представление о тех основных этапах развития математической культуры, которые прошла наша страна с древнейших времен и до наших дней, меня интересует уже почти десять лет. Трудность этой задачи отпугивала меня от того, чтобы взяться за ее решение. Однако годы шли, а такой книги наш читатель не получал, хотя потребность в ней назрела очень давно. В настоящее время, когда к истории родной страны и развитию ее культуры проявляется повышенный интерес, эта потребность ощущается особенно остро. Библиотеки же, а тем более книжные магазины буквально ничего не могут предложить своему потребителю по указанному вопросу. Последнее обстоятельство заставило меня отказаться от сомнений и приняться за работу над этой книгой.

В процессе обдумывания и писания мне пришлось познакомиться с большим числом произведений и в большей или меньшей мере использовать их содержание. Я не считал нужным указывать каждый раз источники, которые освещали мне тот или иной вопрос; исключение сделаю сейчас только в отношении прекрасных исследований проф. В.В.Бобынина и особенно его сочинения "Очерки по истории физико-математических знаний в России XVII столетия", послуживших одним из важнейших источников при написании первой главы.

Ранее появившиеся книги и исследования, сделавшиеся теперь, как правило, библиографической редкостью, преследовали более ограниченные цели, чем те, которые ставит перед собой настоящая книга. Действительно, произведения Бобынина, Галанина, Райнова и многие другие затрагивают историю математических знаний в России только до второй четверти XVIII века, т.е. до момента организации Академии наук. А ведь именно с этого момента начинается большой и богатый научными событиями период развития математики: основание университетов, появление и творчество великих русских математиков, создание математических обществ, издание журналов и пр. Отдельные моменты из истории этого периода освещены в ряде журнальных статей и книг. Особенно в этом отношении повезло первому и величайшему русскому математику -- "Копернику геометрии" -- Н.И.Лобачевскому. Я знаю также одно сводное произведение этого рода-книгу проф. А.В.Васильева "Математика", в которой изложены краткие биографические и научные сведения о наиболее видных представителях русской математики XVIII и первой половины XIX века, кончая "русским Гауссом" -- П.Л.Чебышевым. Дальнейший мощный подъем математического творчества, связанный с именами академиков Маркова, Ляпунова, а также ныне живущих ученых, не нашел отражения в какой-либо сводной работе. Поэтому предпринятая мною попытка нарисовать общую картину развития математических познаний в России с древнейших времен до наших дней, да еще вдобавок на небольшом числе страниц, повидимому, является первой. Это обстоятельство должно извинить автора за целый ряд промахов и неудач, которые, несомненно, имеются в работе. Мне самому ясно, что большим недостатком книги является то, что в ней все ограничивается (в первой главе) описанием математической культуры только русского и украинского народов, математические же знания народов Прибалтики, Кавказа, Средней Азии, а также навыки многочисленных племен Сибири не нашли вовсе своего отражения. Ознакомление же с древними культурами указанных частей Советского Союза представляет значительный интерес как общеобразовательный, так и научный. Ведь хорошо известно, какое огромное влияние на развитие алгебраических представлений в Европе оказали среднеазиатские математики средних веков и в особенности Мухаммед ибн Муса Альхорезми (IX век). Несомненно, что древне-армянская и древне-грузинская культуры, сложившиеся под воздействием древней Греции, Рима и мусульманского мира, также представляют интереснейший объект для ознакомления.

Другой, еще более серьезный дефект этих очерков состоит в том, что в них многие прекраснейшие достижения русской и советской математики не нашли отражения по причине их крайней неэлементарности.

Я не желал эту книжку превращать в калейдоскоп имен и названий и поэтому ограничился упоминанием сравнительно небольшого числа математиков. Понятно, что в произведенном выборе неизбежно сказались личные научные вкусы автора, хотя я и старался, по мере возможности, быть при этом объективным.

В заключение считаю своим приятным долгом поблагодарить всех тех, кто своими советами и вниманием облегчал мою работу: в особенности благодарю доктора исторических наук проф. В.Н.Бочкарева, докторов физико-математических наук проф. Д.Д.Галанина и проф. А.П.Юшкевича, познакомившихся с книгой в рукописи и сделавших мне ряд важных замечаний.


 О Борисе Владимировиче Гнеденко

Борис Владимирович Гнеденко (1912--1995) -- один из крупнейших советских математиков, жизнь которого с 1934 года и до последних дней была связана с механико-математическим факультетом Московского университета (работая с 1945 по 1960 гг. на Украине и в Германской Демократической Республике, он поддерживал тесные научные связи с факультетом).

Борис Владимирович родился 1 января 1912 г. в Симбирске. В силу сложившихся обстоятельств его семья переехала вначале в Казань (1915), затем в Углич (1923), и, наконец, в Саратов (1925). В 1927 г. пятнадцатилетним юношей он поступил на физико-математический факультет Саратовского университета, который закончил в 1930 г. В 1934 г. Б.В.Гнеденко стал аспирантом мехмата МГУ.

Б.В.Гнеденко был учеником и соратником А.Я.Хинчина и А.Н.Колмогорова -- ярчайших деятелей Московской математической школы. Он является одним из создателей теории суммирования независимых случайных величин, сформировавшейся в 20--30-х годах, которая стала называться классической уже в 50-е годы XX века. Начав свою научную деятельность с теории суммирования, где ему принадлежит ряд основополагающих достижений, с течением времени он стал обращаться и к прикладным областям теории вероятностей.

Б.В.Гнеденко -- основатель вероятностных школ на Украине и в Германской Демократической Республике.

Кафедра теории вероятностей, одна из ведущих на механико-математическом факультете МГУ, основанная А.Н.Колмогоровым (1935), была передана Андреем Николаевичем Б.В.Гнеденко (1966). За тридцать лет под руководством Бориса Владимировича кафедра укрепила свои позиции на факультете.

Сотни тысяч студентов учились и учатся по его книге "Курс теории вероятностей", хорошо известной во всем мире. Она многократно издавалась -- в девяти странах, на десяти языках -- и является базовым учебником во многих ведущих университетах мира.

Очерк истории теории вероятностей, помещенный в учебнике, является замечательным примером еще одной грани таланта Бориса Владимировича. Это -- историко-математические исследования. Среди его многочисленных работ этого направления выделяется удивительно удачная книга "Очерки по истории математики в России" (1-е издание -- 1946 г., 2-е издание -- М.: УРСС, 2005 г.).

Борис Владимирович много сил и времени уделял пропаганде математики. В начале 60-х годов Б.В.Гнеденко организовал выпуск серии брошюр, посвященных применению математики в различных областях практической деятельности.

Б.В.Гнеденко был избран почетным доктором Берлинского университета им.Гумбольдта (1976), почетным доктором Афинского университета (1993), являлся членом Королевского Статистического общества (Великобритания), членом редколлегий ряда отечественных и зарубежных журналов.

В.М.Золотарев


Академик АН УССР Борис Владимирович Гнеденко по общему международному признанию является одним из наиболее выдающихся математиков, работающих в настоящее время в области теории вероятностей. Исключительно тонкое владение методами классического анализа он соединяет с пониманием широкой современной проблематики теории вероятностей и с постоянным интересом к ее приложениям.
А. Н. Колмогоров, 1962

 Об авторе

Гнеденко Борис Владимирович
Выдающийся ученый в области теории вероятностей и ее приложений. Мировую известность ему принесли исследования по теории суммирования независимых случайных величин, отраженные, в частности, в монографии «Предельные распределения для сумм независимых случайных величин» (1949, в соавт. с А. Н. Колмогоровым). Одним из первых среди отечественных ученых в середине 1930-х гг. начал развивать теорию массового обслуживания, притом в ее прикладном аспекте. Создал на Украине всемирно известную школу теории вероятностей и математической статистики, московскую школу теории массового обслуживания, оказал большое влияние на формирование теоретико-вероятностных школ во многих странах. Его «Курс теории вероятностей» признан одним из лучших учебников для студентов. С 1966 г. до конца своих дней бессменно руководил кафедрой теории вероятностей механико-математического факультета МГУ. Академик АН Украины (1948). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член Royal Statistical Society (Великобритания), почетный доктор Берлинского университета им. Гумбольдта и Афинского университета.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце