URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Спиноза Б. Переписка Бенедикта де Спинозы: С приложением жизнеописания Спинозы И.Колеруса. Пер. с лат.
Id: 180488
 
439 руб.

Переписка Бенедикта де Спинозы: С приложением жизнеописания Спинозы И.Колеруса. Пер. с лат. Изд.2

URSS. 2014. 456 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-1045-6.

 Аннотация

Рекомендуется как специалистам --- философам и историкам философии, так и всем заинтересованным читателям.


 Содержание

PDF

I. Жизнь Б. де Спинозы, описанная Іоганномъ Колерусомъ на основаніи нѣкоторыхъ данныхъ, почерпнутыхъ изъ сочиненій этого знаменитаго философа, и изъ показаній многихъ лицъ, вполнѣ достойныхъ довѣрія и близко знавшихъ его.
jГ Жизнь Б., де Спинозы і
Его первоначальный занятія 2
Спиноза занимается теологіей, которую оставляетъ для изученія физики 5
Евреи изгоняютъ его изъ своей общины .... 7
Спиноза обучается ремеслу 14
Онъ переселяется въ Ринсбургъ, затѣмъ въ Вор- бургъ и, наконецъ, въ Гагу іб
Онъ былъ весьма воздерженъ и экономенъ ... 17
Его наружность и манера одѣваться 18
9. Его манеры, его обращеніе, его безкорыстіе ... — іо. Онъ былъ знакомъ со многими высокопоставлен- ными лицами 21
іг. Его сочиненія и взгляды 25
Нѣкоторыя его сочиненія, оставшіяся ненапечатан- ными 38
Многіе авторы опровергаютъ его сочиненія ... 39
О послѣдней болѣзни Спинозы и его смерти . . 47
II. Приложеніе къ «Жизни Б. де Спинозы^.
Подлинный текстъ отлученія, обнародованный въ 1862 г.
Ванъ-Флотеномъ:
СТР.
Португальскій оригиналъ 55
Латинскій переводъ 56
Русскій переводъ 58


III. Письма нѣкоторыхъ ученыхъ мужей къ Бенедикту де Спинозѣ и его отвѣты, проли-вающіе не мало свѣта на нѣкоторыя сочиненія
философа.
Письмо I. Отъ Генриха Олъденбурга Спинозѣ.
Воспоминаніе о личномъ свиданіи въ Ринсбургѣ,—Просьба по- дробнее развить мысли, высказанныя Спинозою въ личныхъ бесѣ- дахъ относительно Бога и Его аттрибутовъ, а также относительно философіи Декарта и Бэкона.—Сообщеніе о появленіи физико-хи- мическаго трактата Бойля 63
Письмо II. Отъ Спинозы Генриху Олъденбургу.
ОпредѣленІе Бога. Опредѣленіе аттрибута. Бытіе Бога слѣдуетъ изъ Его опредѣленія. Три положенія относительно субстанціи.— Ошибки философіи Декарта и Бэкона.—Воля.—Непроизвольность заблужденій , 65
Письмо III. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Несостоятельность онтологическаго доказательства бытія Бо- жія.—Вопросъ объ отношеніи между двумя аттрибутами—протя- женіемъ и мышленіемъ. — Недоказательность аксіомъ и теоремъ, выставляемыхъ Спинозой.—Занятія Лондонской «Коллегіи фило- софовъ» » jo
Письмо IV. Отъ Спинозы Г Олъденбургу.
Принципъ онтологическаго доказательства: всякое ясное и от- четливое понятіе истинно. —Отношеніе между аттрибутами мышле- нія и протяженія. — Обоснованіе положеній, высказанныхъ въ письмѣ II касательно субстанціи и аттрибутовъ 74
Письмо V. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ. СТР. Просьба разрешить нѣкоторыя трудности 77
Письмо VI. Отъ Спинозы Г. Олъденбургу. Возраженіе на разсужденія Роберта Бойля о селитрѣ, текуче¬сти и плотности.—Содержаніе первыхъ самостоятельныхътрактатовъ Спинозы и отличіе его воззрѣній отъ воззрѣній теологовъ ... 78
Письмо VII. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ. Привѣтствія отъ Р. Бойля.—Учрежденіе Королевскаго Обще- ства.—Совѣтъ обнародовать сочиненія, излагающія философскія воззрѣнія Спинозы • 94
Письмо VIII. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ. Возраженія Бойля на разборъ его книги о селитрѣ, текучести и плотности 96
Письмо IX. Отъ Спинозы Г. Олъденбургу.
Переѣздъ въ Ворбургъ и поѣздка въ Амстердамъ. Изданіе «Принциповъ Декартовой философіи въ геометрическомъ обосно- ваніи».—Отвѣтъ на возраженія Бойля по поводу книжки послѣд- няго о селитрѣ, текучести и плотности 103
Письмо X. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Совѣтъ обнародовать сочиненія, излагающія философскія воз- зрѣнія Спинозы,— Новыя изданія Бойля.—Занятія Королевскаго Общества 112
Письмо XI. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Возраженія Бойля на замѣчанія Спинозы касательно его книги о селитрѣ.—Параллель между философскимъ направленіемъ Спи- нозы и Бойля ііб
Письмо XII. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Извѣстія о новыхъ научныхъ изданіяхъ 119
Письмо XIII. Отъ Спинозы Г. Олъденбургу.
Научныя новости.—Астрономическая ошибки Декарта . . .120
Письмо XIIIЬ. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Латинское изданіе книги Бойля.—Извѣстіе о чумѣ и войнѣ меж- ду Англіей и Голландіей.—Занятія Королевскаго Общества. Науч- ныя новости . . . f 122
Письмо XIII с. Отъ Спинозы Г. Олъденбургу. СТР.
Человѣческую природу нельзя ни осмѣивать, ни оплакивать: человѣкъ долженъ быть изучаемъ какъ часть природы.—Поня-тіе о ничтожномъ, безобразномъ и нел-впомъ есть результатъ на¬шего несовершеннаго знанія природы.—Мотивы къ написанію Тео-
логико-Политическаго Трактата 125
Письмо XIV. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Научныя новости.—Занятія Королевскаго Общества . . . .127
Письмо XV, Отъ Спинозы Г. Олъденбургу.
Понятія о части и цѣломъ и связи частей между собою. Отношеніе между частями природы.—Отношеніе между субстан- цией и модусами.—Отношеніе человеческой души къ природѣ.— Заиятія Хр. Гюйгенса.—Политическія извѣстія 130
Письмо XVI. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Научныя новости.—Слухи о возстановлеиіи Іудейскаго царства. 136
Письмо XVII. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Первыя и послѣдующія впечатлѣнія при чтеыіи Теологико-По-
литическаго Трактата 140
Письмо XVIII. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ. Дружескій совѣтъ по поводу изданія Этики 142
Письмо XIX. Отъ Спинозы Г. Олъденбургу.
Попытка издать Этику и препятствія, заставившія отложить это изданіе.—Просьба указать неясныя мѣста Теологико-Политическаго Трактата въ виду намѣренія снабдить эти мѣста пояснительными
примѣчаніями 143
Письмо XX. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ. Три пункта въ Теологико-Политическомъ Трактатѣ, смущаю- щіе читателей ) 145
Письмо XXI. Отъ Спинозы Г. Олъденбургу.
Разъяснеиіе трехъ указанныхъ особенностей философскаго міро- воззрѣнія Спинозы. Богъ есть имманентная причина всѣхъ вещей. Божественное откровеніе удостоверяется только мудростью самаго ученія. Божественная Премудрость проявила себя во всѣхъ вещахъ безъ изъятія 14^
Письмо XXII. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ. Опасность, представляемая ученіемъ Спинозы съ точки зрѣнія читателей Теологико-Политическаго Трактата: фатальная необхо-
1. димость всего сущаго уничтожаетъ понятія о нравственной ответ- ственности.—Понятіе Спинозы о чудѣ опровергается признаніемъ безграничности Божественнаго могущества.—Христіанское ученіе обосновано текстами Св. Писанія 149
Письмо XXIII. Отъ Спинозы Г. Олъденбургу.
Возраженія на замѣчанія Олъденбурга касательно опасности, которую представляетъ ученіе Спинозы. Богъ отнюдь не подчи-ненъ судьбѣ, но свободенъ, хотя все съ необходимостью вытекаетъ изъ Его природы. Неизбежная необходимость всехъ вещей не исключаетъ ни Божественныхъ, ни человеческихъ законовъ. Люди не должны оправдываться передъ лицомъ Бога въ своихъ
проступкахъ, потому что находятся во власти Его 151
Письмо XXIV. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Опровержение доводовъ Спинозы относительно того, что необ- ходимость всего сущаго не уничтожаетъ нравственной ответствен- ности, и относительно понятія Спинозы о чуде .156
Письмо XXV. Отъ Спинозы Г. Олъденбургу.
Дальнейшее развитіе мысли о томъ, что люди не могутъ оправ- дывать себя предъ лицомъ Бога. Люди невиновны въ собствен- номъ смысле слова и, однако, должны выносить последствія своихъ поступковъ 158
Письмо XXV Ь. Отъ Г. Олъденбурга Спинозѣ.
Дальнейшее опроверженіе ученія Спинозы о непроизвольности человеческихъ действій. Безусловная и буквальная истинность всего Евангельскаго повествованія ібі
Письмо XXVI. Отъ Симона де Вриса Спинозѣ.
Сведенія объ основаніи Амстердамскаго кружка молодежи, изучавшаго Этику.—Трудности, возникшія при изученіи некото- рыхъ определеній Спинозы, и неясность самаго понятія объ опре- деленіи. Мненія касательно этого вопроса Борелли, Такэ и Кла- вія.—Неясность определенія субстанціи и мысли Спинозы о томъ, что всякая вещь можетъ разсматриваться съ двухъ различныхъ то- чекъ зренія.—Затрудненіе, возникающее изъ представленія о еди- ной субстанціи съ многочисленными аттрибутами 163
Письмо XXVII. Отъ Спинозы С. де Врису. Сведенія о жизни Спинозы въ Ринсбурге и его юномъ со¬жителе и ученике.—Два рода определеній: определенія условныя и безусловныя.—Два доказательства того, что субстанція можетъ обладать многими аттрибутами. Опредѣленіе субстанціи и аттри- бута.—Примѣры вещей, разсматриваемыхъ съ двухъ различныхъ точекъ зрѣнія. 169
Письмо XXVIII. Отъ Спинозы С. де Врису. Значеніе опыта въ познаніи различнаго рода вещей: вещи, свойства которыхъ могутъ быть выведены изъ самаго опредѣленія.— Принадлежатъ ли вещи и ихъ состоянія къ числу вѣчныхъ истянъ. 174
Письмо XXIX. Отъ Спинозы Людвигу Мейеру.
Различные роды безконечнаго.—Понятіе о субстанціи, мо- дусе, вѣчности и продолжительности. — Неделимость субстанціи. Происхожденіе понятія о дѣлимости субстанціи и о количестве. —Два рода познанія: познаніе вещей посредствомъ опыта и по- средствомъ чистаго разума.—Понятія о времени, мере и числе, какъ вспомогательныя средства нашего воображснія.—ІІонятія о величинахъ безконечныхъ или безпредельныхъ въ математике.— Древнее доказательство бытія Божія 176
Письмо XXIXb. Отъ Спинозы Л. Мейеру. Несколько указаній относительно составленія предисловія къ «Принципамъ Декартовой философіи» 185
Письмо XXX. Отъ Спинозы Петру Баллингу.
Вопросъ о предчувствіи и предзнаменованіяхъ. — Галлюцинаціи. —Двоякое происхожденіе явленій воображенія: физическое и ду- шевное состояніе человека, какъ причина возникновенія образовъ. —Возможныя и невозможныя предзнаменованія.—Ассоціаціи пред- ставленій 188
Письмо XXXI. Отъ Вильгельма де Блейенберга Спинозѣ.
НЬкоторыя неясности въ «Принпипахъ Декартовой философіи» и «Метафизическихъ размышленіяхъ».—Если Богъ есть непосред- ственная причина всего сущаго и творящагося, то отсюда следуетъ заключить, что въ міре не можетъ существовать никакого зла, или что самъ Богъ есть причина зла 192
Письмо XXXII. Отъ Спинозы В. де Блейенбергу.
Основаніе истинной дружбы.—Зло не есть что-либо положи¬тельное. Каждая вещь заключаетъ въ себе совершенство, прости¬рающееся до того предела, до какого простирается ея сущность.— Все делается согласно воле и разуму Бога.—Все зло, какое только можетъ заключаться въ какомъ-либо поступке, выражаетъ лишь со¬стояніе лишенія, т.-е. нѣчто совершенно отрицательное.—Наше по- нятіе о злѣ возникаетъ изъ общихъ родовыхъ понятій о предме- тахъ.—Почему Св. Писаніе говоритъ, что Богъ требуетъ обраще- нія нечестивыхъ.—Въ какомъ смысле Богъ запретилъ Адаму вку- шать отъ древа познанія.—И нечестивые, и праведники исполняютъ лишь волю Бога 197
Письмо XXXIII. Отъ В. де Блейенберга Спинозѣ.
Два правила, руководящія при философскихъ занятіяхъ: от- четливость понятія и согласіе съ Божественнымъ откровеніемъ.— Опроверженіе взглядовъ Спинозы съ точки зрѣнія перваго пра- вила. — Лишеніе лучшаго состоянія должно быть признано зломъ. — Зло не можетъ быть признано чѣмъ-то отрицатель- нымъ по отношенію къ Богу.—Противорѣчіе между понятіемъ о предопредѣленіи и тѣмъ положеніемъ «Принциповъ Декартовой философіи», по которому человѣкъ имѣетъ способность сдержи- вать свою волю въ предѣлахъ разума.—Противорѣчіе, заключаю- щееся въ положеніи Спинозы, что нечестивые служатъ Богу такъ же, какъ праведники.—Ученіе о предопредѣленіи уничтожаетъ це- лую область въ духовной жизни человѣка.—Возраженія на нѣко- торыя положенія «Принциповъ Декартовой философіи».—Возра- женіе противъ Спинозы съ точки зрѣнія второго руководящего правила. Св. Писаніе должно быть понимаемо буквально. Утѣ- шеніе, проливаемое въ душу христіанской религіей 205
Письмо XXXIV. Отъ Спинозы В. де Блейенберіу.
Коренное различіе между религіозной и философской точками зрѣнія. —Душевное спокойствіе, проистекающее изъ философскаго міросозерцанія.—Разногласія между Блейенбергомъ и Спинозой основаны на различномъ пониманіи природы Бога.—Что такое ли- шеніе и отрицаніе.—Разъясненіе воззрѣній Декарта на человѣческую волю и на ея отношеніе къ разуму.—Св. Писаніе часто выражается притчами, что нисколько не умаляетъ его значенія 228
Письмо XXXV. Отъ В. де Блейенберга Спинозѣ.
Изъ доктрины о предопредѣленіи пришлось бы заключать, что Богъ одинаково хочетъ какъ совершенныхъ, такъ и несовершен-ныхъ дѣйствій.—Это заключеніе уничтожаетъ въ корнѣ самое по-нятіе добродѣтели и нравственной ответственности за поступки.— Вопросы, возбуждаемые доктриной о предопределеніи . . . . 240
Письмо XXXVI. Отъ Спинозы В. де Блейенбергу. Богъ есть причина всего сущаго, но зло не можетъ быть раз-сматриваемо какъ нечто реально-сущее.—Хотя нечестивые и пра¬ведные равно исполняютъ лишь Божественное предначертаніе, однако они отличаются другъ отъ друга самой своей сущностью.—Ясное и отчетливое пониманіе Бога и собственнаго блага неизбежно при- водить къ добродетели , 248
Письмо XXXVII. Отъ В. де Блейенберга Спинозѣ.
Неясности, оставшіяся послѣ личнаго разговора въ Ворбургѣ.— Взглядъ Декарта и Спинозы на смерть и на безсмертіе души. —Прось- ба сообщить главнѣйшія положенія Этики, чтобы съ помощью ихъ уразумѣть метафизическіе вопросы, оставшіеся невыясненными въ перепискѣ 254
Письмо XXXIII. Отъ Спинозы В. де Блейенбергу.
Положенія этики должны основываться на метафизикѣ, а по¬тому Этика не можетъ способствовать уясненію тѣхъ вопросовъ, которые остались невыясненными въ письмахъ Спинозы . . , . 2$8
Письмо XXXIX. Отъ Спинозы Христіану Гюйгенсу. Доказательство бытія Божія. Природа Бога заключаетъ въ себѣ неизбежное существование 260
Письмо XL. Отъ Спинозы X. Гюйгенсу. ■ Доказательство того, что можетъ быть только одно Существо самодовлеющее или существующее собственной силой. Свойства, необходимо присущія Существу, къ природе котораго принадле- жим необходимое существованіе.—Существо это заключаетъ въ себе все возможныя совершенства и должно быть единымъ.— Существо, обладающее всеми возможными совершенствами, и есть Богъ 264
Письмо XLI. Отъ Спинозы X. Гюйгенсу.
Более подробное разъясненіе предшествующаго письма.—Разъ мы допускаемъ самодовлеющее бытіе Существа, въ своемъ родѣ не- ограниченна™ и совершеннаго, то темъ более нужно допустить бытіе Существа, абсолютно неограниченнаго и совершеннаго.—По- нятіе о несовершенстве.—Замечанія относительно выделки опти- ческихъ стеколъ 268
Письмо XLIL Отъ Спинозы I. Б. (повидимому, I. Брессеру).
Несколько дружескихъ советовъ молодому ученому.—Третья часть «Принциповъ Декартовой философіи» въ геометрическомъ обоснованіи Спинозы.—Политическія известія 274
Письмо XLII b. Отъ Спинозы I. Б. (повидимому, І.Брессеру).
Методъ, руководящей нашими отчетливыми и ясными пред- ставленіями 277
Письмо XLIII. Отъ Спинозы I. Ванъ-деръ-Мейеру. Правило азартныхъ игръ, основанное на теоріи вероятности . 279
Письмо XLIV. Отъ Спинозы Іариху Іеллесу.
Замѣчанія о Діоптрикѣ Декарта 282
Письмо XLV. Отъ Спинозы Іариху Іеллесу. Химическій курьезъ.—Декартово доказательство ^ытія Божія.— Оптическія замѣчанія 284
Письмо XLVI. Отъ Спинозы Іариху Іеллесу*
Описаніе физическаго опыта 289
Письмо XLVIL Отъ Спинозы Іариху Геллесу.
Слухъ о голландскомъ переводѣ Теологико-Политическаго Трактата.—Безнравственная книга подъ заглавіемъ: «Политически человѣкъ».—Мнѣніе о богатствѣ Ѳалеса Милетскаго 292
Письмо XLV1II. Отъ Л. де Вельтгузена L Оостену. Изложеніе «Теологико-Политическаго Трактата» Спинозы.— Атеистическая тенденціи автора 295
Письмо XLIX. Отъ Спинозы I. Оостену. Возраженія на нападки Ламберта де Вельтгузена. — Самый об-разъ жизни автора «Теологико-Политическаго Трактата» показы-
ваетъ, что онъ не можетъ быть атеистомъ. —Теологико-Полити- ческій Трактатъ имѣетъ въ основаніи своемъ идею Бога, Котораго мы должны познавать, какъ необходимую, но свободную причину всего сущаго.—Необходимость всѣхъ вещей не устраняетъ ни Бо- жественных^ ни человѣческихъ законовъ.—Неосновательность за- ключенія Вельтгузена о томъ, что авторъ Теологико-Политическаго Трактата признаетъ истиннымъ пророкомъ Магомета 313
Письмо L. Отъ Спинозы L I.
Суть различія между политическими взглядами Гоббеса и Спи- нозы.—Богъ можетъ называться единымъ лишь въ условномъ смыслѣ, такъ какъ по отношенію къ Богу мы не можетъ говорить о числтъ.— Форма есть нѣчто отрицательное. —Сочиненіе, направленное про- тивъ Теологико-Политическаго Трактата 320
Письмо LI. Отъ Готфрида Лейбница Спинозѣ. Просьба дать отзывъ объ оптической замѣткѣ.—Извѣстія о нѣкоторыхъ сочиненіяхъ, касающихся діоптрики 323
Письмо LIL Отъ Спинозы Готфриду Лейбницу. Замѣчанія касательно оптической замѣтки Лейбница . . . 327
Письмо LIIL Отъ Людвиіа Фабриціуса Спинозѣ. Предложеніе отъ имени Курфюрста Пфальцскаго занять ка-ѳедру философіи въ Гейдельбергскомъ университетѣ . . . . 330
Письмо LIV. Отъ Спинозы Людвигу Фабриціусу. Отказъ отъ предложенія Курфюрста Пфальцскаго и мотивы этого отказа 331
Письмо LV. Отъ Гуго Бокселл Спинозѣ. Суодествуютъ ли духи и привидѣнія, и если существуютъ, то что они представляютъ изъ себя? 333
Письмо LVI. Отъ Спинозы Гуго Бокселю.
Просьба указать какого-нибудь достойнаго довѣрія автора, разсказъ котораго о привидѣніяхъ былъ бы сколько-нибудь убѣди- тельнымъ для человѣка, не вѣрящаго въ духовъ 334
Письмо LVII. Отъ Гуго Бокселл Спинозѣ.
Основанія, склоняющія насъ признать существованіе духовъ всякаго рода,кромѣ женскаго.—Основанія эти неубѣдительны только для того, кто допускаетъ, что міръ создался благодаря случайно¬сти.—Древніе и новые авторы, писавшіе о духахъ и привидѣніяхъ. 337
Письмо LVIII. Отъ Спинозы Гуго Бокселю.
Разсмотрѣніе заключенія Бокселя о томъ, что духи могутъ быть всякаго рода, кромѣ женскаго.—Міръ есть необходимое слѣдствіе Божественной природы и отнюдь не созданъ случайно. Всякое иное мнѣніе основано на приписываніи Богу чисто человѣческихъ аттрибутовъ. — Разсмотрѣніе основаній, склоняющихъ Бокселя къ признанію духовъ.—Заключения, выводимыя изъ разсказовъ о при- видѣніяхъ и духахъ, вполнѣ произвольны 341
Письмо LIX. Отъ Гуго Бокселл Спинозѣ.
Понятія о случайномъ, необходимомъ и свободномъ.—Изъ того, что воля Бога вѣчна, еще не слѣдуетъ, что міръ вѣченъ.—Нѣко-торыя свойства Бога могутъ быть въ извѣстномъ смыслѣ уподоб¬лены человѣческимъ. — Вполнѣ очевидныхъ доказательствъ суще-ствованія духовъ нельзя представить, потому что подобныя дока- зательства вообще очень рѣдки.—Свидетельства философовъ и ученыхъ въ пользу существованія духовъ 348
Письмо LX. Отъ Спинозы Гуго Бокселю.
Разъясненіе понятій случайнаго, необходимаго и свободнаго.— Существованіе, познаніе и творчество Бога свободно, хотя и не- обходимо.—Доказательства очевидныя и правдоподобныя.—Бога можно только понимать, но не представлять образно.—Человѣкъ не имѣетъ полнаго понятія о Боге, такъ какъ онъ познаетъ лишь нѣкоторые изъ его безчисленныхъ аттрибутовъ.—Все, чтб гово- рится о духахъ и привиденіяхъ, отнюдь не доказываетъ ихъ су- ществованія.—Ссылки на Платона, Аристотеля и Сократа ничего не прибавляютъ въ пользу существованія духовъ 354
Письмо LXI. Отъ Эренф. Вальт. де Чирнгауса Спинозѣ.
Изъ двухъ спорящихъ людей, каждый со своей точки зренія правъ.—Разсмотреніе спора о свободе воли. Троякая постановка вопроса о свободе воли: I, Свобода надъ вещами, находящимися вне насъ. II, Свобода въ движеніяхъ собственнаго тела. III, Сво¬бода въ психическихъ движеніяхъ.—Спиноза, отрицающій свободу воли, и Декартъ, признающій ее,—оба правы со своей точки зре-нія, но абсолютная правда остается на стороне Декарта . . . .360
Письмо LXII Отъ Спинозы Г. Г. Шуллеру.
Определеніе свободной в€щи,- Свободнымъ можетъ быть на-званъ только Богъ.—Понятіе о свободе сотворенныхъ вещей и въ томъ числе людей есть прирожденная иллюзія.—Необходимый порядокъ всего сущаго не противоречитъ понятію о добродетели. 364
Письмо LXIII. Отъ Э. В. де Чирнгауса Спинозѣ.
Какимъ образомъ изъ понятія о протяженіи можетъ быть a priori выведено разнообразіе вещей?—Въ чемъ состоитъ различіе идеи истинной и адэкватной? — Многочисленность определены, адэкватно передающихъ природу вещи.—Изъ одного определенія вещи свойства ея могутъ быть выведены легче,, чемъ изъ другихъ определеній 370
Письмо LXIV. Отъ Спинозы Э. В. де Чирнгаусу. Различіе между идеей истинной и адэкватной.—Чтобы вывести все свойства вещи, нужно взять то определеніе вещи, которое вы- ражаетъ ея действующую причину 373
Письмо LXV. Отъ Г. Шуллера Спинозѣ.
Извѣстія о Чирнгаусѣ и порученіе отъ него. Просьба разъ- яснить некоторые вопросы въ Этике.—Извѣстіе о Бойлѣ и Оль- денбургѣ 375
Письмо LXVI. Отъ Г. Шуллера Спинозѣ.
Разъясненіе вопросовъ, затруднявшихъ Чирнгауса. — Чело- вѣкъ не можетъ познавать никакихъ другихъ аттрибутовъ Бога, кроме протяженія и мышленія.—Примеры того, чтб произве- дено Богомъ непосредственно и что—посредствомъ безконечной модификаціи ....378
Письмо LXVII. Отъ Э. В. де Чирнгауса Спинозѣ.
Недоумѣніе, возникающее изъ понятія о множественности Бо- жественныхъ аттрибутовъ.—Почему душа, представляющая извест- ную модификацію, выражаемую безчисленными аттрибутами, по- знаетъ только аттрибутъ протяженія 381
Письмо LXVIII. Отъ Спинозы Э. В. де Чирнгаусу.
Безчисленныя идеи, которыми каждая вещь выражается въ безконечномъ разумѣ Божьемъ, образуютъ не одну душу, но без- численное множество душъ , 382
Письмо LXIX. Отъ Э. В. де Чирнгауса Спинозѣ. Какимъ образомъ можно a priori доказать разнообразіе ве- щей?—Вопросъ изъ математики 383
Письмо LXX. Отъ Спинозы Э. В. де Чирнгаусу.
Изъ понятія о пространстве, какъ его представляетъ себе Де- картъ, т. е. изъ понятія инертной массы, невозможно доказать су- ществованіе телъ 384
Письмо LXXL Отъ Э. В. де Чирнгауса Спинозѣ.
Декартъ делаетъ выводъ о разнообразіи вещей не изъ понятія объ инертной массе, но изъ понятія о матеріи и о двигателе— Боге.—Изъ одного определенія вещи можно вывести заключеніе только объ одномъ изъ ея свойствъ, для выведенія же остальныхъ ея свойствъ нужно сопоставить данную вещь съ какой-нибудь другой вещью. — Затрудненіе, возникающее при выведеніи заклю- ченія о разнообразіи телъ изъ разсмотренія какого-нибудь одного аттрибута Бога . . . , • 3 85
Письмо LXXII. Отъ Спинозы Э. В. де Чирнгаусу. Изъ одного понятія о протяженіи действительно не можетъ быть выведено разнообразіе вещей.—Изъ определенія реальныхъ вещей можетъ быть сд-влано заключеніе о многихъ свойствахъ этихъ вещей. — Изъ опредѣленія Бога можетъ быть сдѣлано за- ключеніе о многихъ свойствахъ Его 387
Письмо LXXIII. Отъ Альберта Бурга Спинозѣ.
Призывъ къ обращенію въ католичество. — Безпочвенность всякой философіи: всѣ философскія ученія подрываютъ другъ друга. —Ложность основного принципа Теологико-Политическаго Трактата.—Безчисленныя явленія, недоступныя нашему разуму.— Доказательства истинности католическаго ученія въ противополож¬ность всѣмъ другимъ вѣроисповѣданіямъ.—Свойства католической церкви и ея преимущества передъ другими церквами . . . -3^9
Письмо LXXIV. Отъ Спинозы Альберту Бургу.
Нелѣпость перехода въ католичество.—Святость жизни свой¬ственна одинаково членамъ всѣхъ христіанскихъ вѣроисповѣданій. — Философское ученіе не нуждается ни въ какомъ особомъ удостовѣ-реніи, потому что истина есть показатель самой себя.—Католичество не имѣетъ за собою никакого особаго удостовѣренія, недоступнаго
другимъ христіанскимъ вѣроисповѣданіямъ 403
Письмо LXXV Отъ Спинозы Ламберту фонъ Вельтіузену. Просьба приложить возраженіе адресата къ новому изданію Теологико-Политическаго Трактата 410
Письмо LXXVI. Отъ Г. Шуллера Спинозѣ.
Извѣстія о Чирнгаусѣ и его знакомство съ Гюйгенсомъ и Лейб- ницемъ.—Нѣкоторыя недоразумѣнія, возникшая у Чирнгауса при чтеніи Этики. .» 412
Письмо LXXVIL Отъ Спинозы Г. Шуллеру. Разъясненія недоразумѣній Чирнгауса.—Осторожность, необ- ходимая въ сношеніяхъ съ Лейбницемъ 416
Письмо LXXVIII. Отъ Спинозы L Г. Гревію.
Просьба доставить письмо о смерти Декарта 418

IV. Приложеніе къ перепискѣ Спинозы:
Хронологически указатель писемъ 420
Алфавитный указатель содержанія переписки . . 423
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце