URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Рыбин А.И. В поисках Атлантиды: Исследование мифов и легенд
Id: 180273
 
269 руб.

В поисках Атлантиды: Исследование мифов и легенд. Изд.3

URSS. 2010. 248 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-354-01251-0. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Многие столетия человечество пытается разгадать тайну Атлантиды --- загадочной цивилизации, нашедшей гибель в океанской пучине. Существовала ли Атлантида в реальности или все-таки это не более чем красивая легенда, тесно связанная с мистическими и оккультными представлениями? На этот вечный вопрос пытается ответить настоящая книга.

Ее автор делает небезуспешную попытку путем исследования многочисленных легенд и мифов об Атлантиде, с привлечением большого числа источников, приподнять завесу тайны над материком, о котором тысячелетия назад рассказал Платон. Данная работа входит в задуманный автором фундаментальный труд, посвященный древней легенде, и в то же время является совершенно самостоятельным произведением. Следующая книга посвящена географическим и геологическим аспектам исследования Атлантиды ("В поисках Атлантиды: исследование географии и геологии". 3-е изд. М.: URSS, 2010).

Книга будет интересна историкам, философам, религиоведам, географам, всем тем, кто уже успел познакомиться с таинственным миром Атлантиды, а также читателям, впервые открывающим для себя этот мир.


 Оглавление

Предисловие
 1.Общий характер изложения
 2.Ссылки
 3.Особенности изложения
I Основания легенды (или мифа) Платона
 1.Интерес к легенде
 2.Мифы и легенды
 3.Китеж
 4.Значение мифов
 5.Атлантида -- легенда или миф?
 6.Платон и Гомер
 7.Познавательное значение легенды об Атлантиде
 8.Роль наук о Земле
 9.Землетрясения при жизни Платона и до него
 10.Легенды о потопах
 11.Миф о Фаэтоне
 12."Темные" места легенды Платона
II Почему Атлантида оказалась в Атлантическом океане?
 1.Океан в древнегреческой мифологии
 2.Диалоги об Атлантиде
 3.Местоположение Атлантиды по Платону
 4.Атлантида и человечество?
 5.Цари Атлантиды и дата Платона гибели Атлантиды
 6.Континентальные мосты
 7.Сложность проблемы Атлантиды и синтетические науки
 8.Трудности легенды об Атлантиде
 9.Географическое распространение Атлантид
 10.Подвижные, сейсмические пояса Земли
 11.Атлантида -- часть подвижного пояса
 12.Пьер Термье и недоверие к Атлантической Атлантиде
 13.Недоверие Аристотеля и ученых
 14.Сатира Феопомпа и гипербореи
 15.Плиний и роль вулканизма
 16.Посидоний
 17.Легенда -- утопия
 18.Первый глобус
 19.Атлантида -- Персия
 20.Причины утопизма Платона
 21.Отношение древних к мифам
 22.Атлантида -- Крит или Карфаген
 23.Талассократия критян
 24."Возвращение гераклидов"
 25.Причины перемещения Атлантиды в Атлантику
III Критика легенды Платона
 1.Размеры Атлантиды и заимствования
 2.Каналы Атлантиды и аллегории Платона
 3."Научный" взгляд Жирова и характер его изложения
 4.Локализация на Азорах
 5.Другие "Основания" Атлантической Атлантиды
 6."Псевдо-Атлантиды" Жирова
 7.Дата гибели Атлантиды и оледенения
 8.Неолит
 9.Древнейшие города и цивилизации
 10.Матриархат и амазонки
 11.Ранняя датировка Платоном древних культур
 12.Письменность и возникновение древнегреческой мифологии
 13.Баснословие древних датировок и исчисление времени в древности
 14.Более реальная дата гибели возможной Атлантиды и отход от "самой сути легенды"
IV Народы моря как прообраз атлантов
 1.Мифология Платона
 2.Пеласги и эллины
 3.Миф о войне атлантов с (пра)афинянами
 4.Морские народы
 5.Аргонавты
 6.Троя и колонизация Малой Азии, Черноморья
 7.Заключительный
V Атлантида и Солон
 1.История легенды и "записки" Солона
 2.Скептицизм Платона
 3.Отсутствие скептицизма у Жирова, Галанопулоса
 4.О достоверности диалогов
 5.Платон посетил Египет?
 6.Влияние Библии
 7.Влияние пифагорейцев
 8.Натурфилософия
 9."Идеи" Платона
 10.Мечты об идеальном государстве
 11.Расписная, пестрая керамика
 12.Атлантида Щербакова
 13.Древнегреческие или "доисторические" источники легенды
VI Атлантида и Гомер
 1.Влияние Гомера на легенду
 2.Смещение в Океан странствий Одиссея
 3.Одиссея в Средиземном море
 4.Перемена направления колонизации греков
 5.Лотофаги, циклопы, Эолия
 6.Гадес. Аид, Орк и их миграция на Запад
 7.Западная Италия -- центр локализации мифов
 8.Киммерийцы
 9.Флегрейские поля (западнее Неаполя)
 10.Лестригоны
 11.Локализация мифов в Греции
 12.Схерия в Малой Азии
 13.Локализация Итаки
 14.Ликтония
 15.Параллели Одиссеи и Атлантиды
VII Сведения древних о Западе
 1.Финикийцы
 2.Острова на Западе -- мифические, легендарные, исчезнувшие
 3.Тартесс
 4.Канары
 5.Первые греческие мореплаватели в Океане и Касситериты
 6."Основной замысел" Гомера и Платона
 7.Карфаген
 8.Елисейские поля
 9."Счастливые острова" в Индийском океане
 10.Миграция на небо
Приложение. Атлантида как объект научного исследования И. А. Резанова
Основная литература

 Предисловие

И если даже случится, что ни одна душа так и не прочитает моих писаний, потратил ли я понапрасну время, употребив так много свободных часов на столь полезные и приятные размышления.
Мишель Монтень. Опыты

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

А.С.Пушкин.Руслан и Людмила

Общий характер изложения

Проблема Атлантиды излагается с самой широкой точки зрения, имея в виду как глобальное географическое распространение локализации Атлантиды, так и многочисленные причины, выдвигаемые для объяснения ее гибели. Здесь полностью исключены связанные с Атлантидой мистические и оккультные представления, в достаточной степени изложенные нашим виднейшим энтузиастом -- атлантологом Николаем Феодосьевичем Жировым (1964, с.18, 108--117) под названием "Эзотерическое предание об Атлантиде" (греч. esotericos, лат. okkultus -- внутренний, значит, тайное, понятное лишь "посвященным"). Исключение сделано лишь для сборника "Оккультизм и йога" (1936), оставшегося неизвестным Жирову, и которого нет в Российской (Румянцевской) библиотеке. А "эзотерическое предание" -- это, скорее всего, уже миф. Проблема Атлантиды нашла отражение в художественной литературе (Жиров, с.9--10), но здесь не рассматривается.

Мы следуем, таким образом, болгарскому атлантологу и искусствоведу Кирил(л)у Кростеву (Кръстев, 1966, с.5): этой проблемой "занималось множество поэтов, беллетристов и мистиков, чьи произведения оставим в стороне, -- как ни привлекательно это чтение для человеческого воображения".

Немецкий атлантолог, исследователь географии Северо-Западной Африки Пауль Борхард (Borchardt, 1927, S.19) согласен с соотечественником -- географом Рихардом Хеннигом, что "весь вопрос об Атлантиде с давних пор прямо-таки безответственным образом сделался игрушкой (Spielball) самых диких, безбрежных фантазий и геологических сенсаций, и если можно вообще к нему подступиться, нужно основывать его с самого начала на почве самых трезвых фактов и исторической действительности даже с риском, что конечный результат значительно разочарует многих любителей кинодраматических напряжений и сам по себе решительно не будет иметь ничего волнующего и необычайного".

Хотя автор остановился, главным образом, на наиболее актуальном, новейшем этапе развития этой проблемы, нельзя было, конечно, обойти молчанием историю проблемы, ибо следует полностью согласиться с суждение: "Если мы о чем-нибудь не знаем, как оно произошло, то и не понимаем его". Это так называемый исторический или педагогический аспект понимания (Рыбин, 1975, с.25).

Вот как его весьма кстати выразили искусствоведы Н.А.Сидорова и А.П.Чубова (Искусство римской Африки. М.: Искусство, 1979, с.8): "Но чтобы полнее и глубже понять особенности развития искусства северо-африканских провинций римского времени, следует кратко остановиться на истории Северной Африки и охарактеризовать искусство народов, населявших ее до прихода римлян".

Едва ли не впервые привлекаются в оборот многие философские, социологические, исторические, археологические, психологические, географические, геологические, геофизические исследования и факты. Изложение ведется в духе обычных историко-философских трудов -- критически, на широком фоне древнегреческой мифологии, истории, философии, искусства. "Несмотря на то, что древнегреческие мыслители сделали огромный шаг вперед в развитии философских и естественнонаучных воззрений, мифология как форма объяснения мира занимала большое место в системе взглядов древнего грека" (Искусство стран и народов мира. 1962, т.1, с.550).

Может быть изложение характеризуется даже скептицизмом. И это неудивительно, ибо, по свидетельству старейшего знатока греческой философии А.Ф.Лосева, "скептицизм пронизывает собою в Греции и Риме художественные произведения, философские трактаты и даже религиозную убежденность" (Секст Эмпирик / Предисл. А.Ф.Лосева, т.1, с.5). Приобщиться к этому скептицизму -- не значит ли понять античных авторов? Без этого скептицизма мы должны были бы приписать автору легенды об Атлантиде, основателю объективного идеализма Платону (от 428--427 до 348--347 гг. до н.э.) такие качества, как отсутствие памяти или логики (V 2 наст. изд.). Изложение вообще проникнуто стремлением к пониманию всех и вся (разумеется, по возможности).

Удобна следующая периодизация (изобразительного искусства) Древней Греции (Искусство стран и народов мира. 1962, т.1, с.549):

Гомеровский период (этап, эпоха, время), XI--VIII вв. до н.э.

Архаика, VII--VI вв. до н.э.

Классика, V -- первые три четверти IV вв. до н.э.

Эллинизм, четвертая четверть IV -- I вв. до н.э.

Ссылки

Ссылки на так называемые диалоги об Атлантиде Платона "Тимей" и "Критий" (с сокращениями Т. и К.), именуемые иногда просто диалогами, а также на другие сочинения Платона обычно (и в этой книге) цитируют по страницам издания на языке оригинала Генриха Стефана (Анри Этьена) 1578 г. в Париже с добавлением первых букв латинского алфавита А, В, С, D, E (Платон, 1863, ч. I, с.XII--XIII). Это так называемые маргинальные знаки (лат. маргиналис -- находящиеся на краю), т.е. знаки на полях книги, согласно общепринятой традиции.

При этом мы используем перевод В.Н.Карпова (1798--1867), который перевел все, кроме "Законов" и "Послесловия к законам" ("Послезаконие", "Эпиномис"). "Перед нами не только переводчик, но вместе с тем критик и отчасти комментатор сочинений Платона (1863, ч. I, с.VII), хотя перевод его не передает и тени поэтических красот подлинника, а иногда не свободен от промахов" (Брокгауз и Ефрон, 1895, т.28, с.587). В оправдание Карпова можно заметить, что и последующие переводы Платона тоже далеки от "поэтических красот подлинника", исключая, может быть, перевод поэта-философа В.С.Соловьева, работа которого, однако, была оборвана в самом начале преждевременной смертью.

Диалоги Платона об Атлантиде привел Жиров (с.384--394). При этом Жиров (с.62,72,73,74,384,406) настойчиво указывает на перевод диалогов Г.Ф.Карповым (1848--1890) -- историком средневековой России и Украины (Малороссии), переводами Платона не занимавшегося. (О переводах Платона на русский язык см. Платон, 1923, т.I, с.1--9.) Вероятно, эта ошибка идет от А.Б.Дитмара (Томсон, 1953, с.541). Он же (с.548) писал о комментариях Г.Ф.Карпова к Платону и Аристотелю.

Кростев (с.131), Зайдлер (1966, с.21) и Резанов (1975, с.4) некритически воспроизвели ошибочное утверждение Дитмара и Жирова. Как тут не вспомнить знаменитый афоризм: "В мире нет ничего долговечнее ошибки". Правда, спустя 13 лет Резанов свою ошибку исправил (Природа, 1988, N6, с.49). Но эта ошибка говорит и о том, что перевод В.Н.Карпова, с легкой руки Жирова (или Дитмара), весьма распространен среди атлантологов и, пользуясь им, мы следуем традиции.

С рецензии на книгу Жирова и с отклика на локализацию Атлантиды греческим сейсмологом, профессором Афинского университета Ангелосом Георге Галанопулосом на острове Тира или Санторин в Эгейском море автор занялся этой проблемой (Рыбин, 1965, 1967).

Особенности изложения

Следуя хорошей манере изложения большого педагога-математика Я.С.Дубнова, "я не останавливался перед некоторыми длиннотами и отступлениями в сторону, если мне казалось, что они могут быть полезны моему собеседнику (читателю. -- А.Р.). Конечно, основной канвой служит тема, указанная в заглавии. Однако вокруг нее вырастает множество сопоставлений и аналогий, от рассмотрения которых я не считал нужным отказываться" (Математическое просвещение. М., 1960, вып.5, с.7--8). При комплексности проблемы Атлантиды такие "отступления" необходимы для понимания.

Автор следовал также предложениям другого крупного педагога математика Рихарда Куранта и великого математика Давида Гильберта: "О деталях содержания информирует подробное оглавление. Что касается формы, то я (Курант) должен сделать следующее принципиальное замечание. Классический идеал атомистического, в известной мере, изложения математики требует, чтобы материал был сгущен в форме постулатов, теорем и доказательств. При этом внутренняя связь и мотивировка теории не являются непосредственно предметом изложения. В противовес этому математическую дисциплину можно рассматривать как непрерывную ткань взаимных связей, при изложении которых метод и мотивировка выступают на первый план, а кристаллизация результатов в изолированные резко очерченные теоремы играет лишь вторичную (второстепенную. -- А.Р.) роль" (Методы математической физики: пер. с нем. М.; Л., 1951, т.2, с.11).

Этот характер изложения подчеркнут обилием внутритекстовых ссылок с помощью главы (римскими цифрами) и параграфа этой главы (арабскими цифрами). При ссылке внутри главы указывается только параграф.

Пусть, наконец, будут приняты во внимание знаменитые слова Геродота (VII 152): "Я обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан, и это пусть относится ко всему моему труду".

Для большей понятности автор прибегал к иллюстрациям из художественной литературы и критики, в основном отечественной классики, которая, разумеется, более понятна читателю, чем древнегреческая поэзия, мифология, философия.

Как и в этой монографии, в научно-популярной книге Энтони Хэллема (1985) много цитат, поскольку "при хорошем отборе они, как мне кажется, больше оживляют предмет, нежели бесконечное перефразирование. Некоторые цитаты относятся поистине к рангу небольших литературных жемчужин, так как геологический язык в прежние времена чаще блистал красноречием и более сочной фразеологией, чем это в обычае сегодня" (с.8; Природа. 1986, N4, c.124).

Обилие цитат позволит читателю прийти к своим собственным выводам, возможно, и даже вероятно, отличным от выводов автора. "Пусть читателя не утомит следование за множеством самих по себе интересных данных ("длиннотами и отступлениями в сторону" Дубнова. -- А.Р.), доказательствами и опровержениями, которые, может быть, доведут его до истины" (Кръстев, с.6).

"При чтении текста обращают на себя внимание некоторые повторения в изложении одних и тех же положений и фактов, встречающихся в разных местах книги. Но это отнюдь не технические повторения, а чаще всего развитие мысли автора в ином аспекте и на ином уровне. Это характерная особенность изложения, присущая данной работе. Мысль В.И.Вернадского (с.425) развивается как бы по расширяющейся спирали" (Кръстев). При изложении многоаспектной, многогранной проблемы Атлантиды повторений не избежать.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце