URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Винарская Е.Н. Сознание человека: Взгляд с научного перекрестка
Id: 180254
 
289 руб.

Сознание человека: Взгляд с научного перекрестка. Изд.2, испр. и доп.

URSS. 2010. 376 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00104-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5-. Обложка: 4+. Чуть надорваны страницы с библиографией.
Серия: Relata Refero

 Аннотация

Чудо сознания принадлежит к тем явлениям, которые С.П.Капица определил как "очевидное невероятное". Автор настоящей книги, по исходному образованию врач-невролог, работала в нескольких пограничных с неврологией естественно-научных и гуманитарных областях знания, что и позволило ей утверждать, что сознание имеет отношение к философии и психологии в той же мере, что к биологии, физике и семиотике.

Обобщение в этой книге соответствующих материалов современной западной науки и древних восточных учений методом системного синтеза позволяет обсудить проблему предотвращения возможной гибели человечества посредством выявления ключевой роли человека в системе мироздания и понимания пока еще мало осознанного колоссального потенциала его сознания.

Адресовано всем людям, интересующимся проблемами наук о человеке (медикам и педагогам, психологам и лингвистам, физикам, философам и др.) и обеспокоенным судьбой будущих поколений.


 Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I. КОСМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ

Глава 1. Энергетический каркас сознания
Глава 2. Биоритмы
Глава 3. Чувства, волеизъявления и духовные ценности личности

ЧАСТЬ II. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ

Глава 4. Биологическая адаптация и бессознательное
Глава 5. Социально-культурная адаптация и уровни сознания
Глава 6. Смысл жизни

ЧАСТЬ III. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ

Глава 7. Типы знаковых единиц сознания
Глава 8. Смысл и значение знаков (Нейро-психо-лингвистический эксперимент)
Глава 9. Душа и сознание

ЧАСТЬ IV. СОЗНАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Глава 10. Законы сохранения отношений (з.с.о.) в свете теории функциональной системы
Глава 11. Роль сознания в саморегуляции функциональной системы
Глава 12. Дополнительность сознания и бессознательных з. с. о.

ЧАСТЬ V. ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ ПРИНЦИПА "ОНТОГЕНЕЗ ПОВТОРЯЕТ ФИЛОГЕНЕЗ"

Глава 13. Какое образование нужно для человека XXI века?
Глава 14. Сознание и знания
Глава 15. Анатомическая симметрия и функциональная асимметрия полушарий мозга человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Зонные настройки и знаковые перестройки сознания  

Терминологический словарь
Использованная литература

 Введение

Посвящается российским интеллигентам XXI века

Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают
возможность объединить известные явления и предсказывать новые, то они полезны.
К. Циолковский

Феномен сознания был предметом размышлений с тех пор, как человек стал мыслить; сознание неразрывно связано с мышлением, речевой способностью и познавательной деятельностью. Этому феномену посвятили свои труды выдающиеся умы всех времен и всех культур, но сложность его столь велика, что люди каждого поколения вновь и вновь стараются понять его в свете своих исторически актуальных ценностных ориентиров.

К. Циолковскому принадлежит глубокая мысль о том, что научно все, что мы держим в руках, и ненаучно все, чего не понимаем. Это положение можно отнести и к феномену сознания. Позитивные сведения в этой области накапливаются по крупинкам, тогда как многие повторно наблюдаемые факты до сих пор относятся в обществе к числу ненаучных измышлений и просто фантазий. Во всяком случае предметов для размышлений остается более, чем достаточно.

Наступающий, по сухой западной терминологии XXI век, а по красочной образной восточной терминологии -- век Водолея, должен многое обновить и изменить в сложившихся традициях жизни. Если человечество хочет сохранить себя, свою культуру, да и свою Планету, то наступивший век должен стать началом преодоления накопившихся противоречий: экологических, демографических, национальных, экономических, политических, религиозных, культурных и пр., и пр.

Известный геолог, физик и эколог А.Н. Дмитриев (2001) убежден, что ХХ век трагичен не столько войнами, сколько оторванностью интеллектуального багажа техногенно ориентированного человечества от фундаментальных знаний об естественных природных процессах. И этот трагизм нарастает с увеличением техногенного давления на геологогеофизическую среду и с резким падением нравственного потенциала человечества. При этом совокупное планетарное сознание человечества, будучи несгармонизированным с естественными природными процессами, является основной причиной большинства природных катастроф на планете.

Противоречивые тенденции в развитии человечества достигли такой остроты, что в общественном сознании то и дело возникают образы грядущего Апокалипсиса. Однако, весь опыт существования цивилизации доказывает, по мнению физика-теоретика и конструктора новейшей техники А.Е. Акимова (1999), что теперь с роковой неотвратимостью следует ожидать скачка в понимании законов Природы, расширения знаний о ней и на этой основе неизбежного возникновения новых технологий, способных решать те проблемы, которые ныне считаются неразрешимыми.

Мы не знаем, когда этот скачок произойдет, но, понятно, что без перестройки сознания людей и его ценностной структуры такой скачок вряд ли возможен. Перестройка ценностного сознания -- процесс болезненный. Для россиян это очевидно, судя по тому, что с ними происходит с начала официально объявленной перестройки государственного строя и распада СССР. Люди перестали понимать, что хорошо и что плохо; каким нравственным ценностям нужно следовать; на каком пути можно прогнозировать социальный успех, а на каком -- личное и общественное фиаско; где желательно жить и какую профессию выбрать; кого выбирать в лидеры; на что тратить деньги; чему учить детей и следует ли их иметь вообще.

К сожалению, ценностный хаос поразил не только Россию, но и человечество, в целом. Поэтому не только россияне, но и все люди планеты должны быть готовы к кардинальным перестройкам своего поведения, для чего необходимо изменить, в первую очередь, свое сознание. Ведь человек в отличие от животных управляет своим поведением сознательно. Он подчиняет свои инстинкты сознанию. Больше того, он руководствуется не личными целями, а хорошо осознанными общественными целями. Только в этом случае человек чувствует себя комфортно и достигает наибольших успехов в жизни. Осознание себя членом общества, а своих личных целей, как частного случая целей общественных, предполагает у человека хорошо сформированное и гармоничное мировоззрение.

В современном мире с его острейшими противоречиями иметь гармоничное мировоззрение очень трудно, практически невозможно, поскольку для этого нужно изолироваться от ценностных противоречий общества. Люди вязнут в эгоистических личных проблемах и растрачивают свои творческие силы впустую в межличностной конкуренции и борьбе. Выход из этого тупика опять-таки связан с ясным осознанием действительности. Сознание должно подсказать человеку, каких нравственных ценностей ему следует придерживаться и как себя вести, чтобы жить в гармонии не только с самим собой и своим ближайшим окружением, но и с обществом, и с Природой, в целом. Должен произойти переворот в общественном сознании, что может осуществиться, и в этом правы астрологи, в связи с глобальными изменениями в мировой природной системе. Возможно ли это? Думается, что возможно, -- природная перестройка уже началась: ожил ряд вулканов, во многих регионах планеты произошли необычно резкие перепады температуры, снегопады, ураганы, наводнения, засухи и подвижки ледников. Нужно хорошо понимать, что такое сознание и как оно связано с Природой, чтобы разобраться с причинами этих природных перестроек.

Однако, до сих пор нет общепринятого определения сознания, что констатируется, например, в международном руководстве по клинической неврологии (J.A.M. Frederiks, 1969), а философ М.К. Мамардашвили обращает внимание на принципиальную парадоксальность сознания. Приходится признать, что человек еще очень мало знает, что такое сознание, и как оно функционирует. Знания в этой области содержатся в составе различных наук: философии и психологии, физиологии и биологии, неврологии и психиатрии, лингвистики и семиотики, культурологии и даже физики. Следовательно, чтобы познать проблему сознания человека, необходим синтез фактов и концепций этих научных дисциплин. Для такого широкого синтеза необходима перестройка характерного для XX века аналитического способа мышления и субординация его адекватному для XXI века синтетическому способу. В.И. Вернадский (1977) утверждал, что настало время, когда ученые специализируются "... не по наукам, а по проблемам. Междисциплинарные комплексные направления в современной науке начинают преобладать, все в большей степени выявляются тенденции взаимопроникновения научных исследований гуманитарных и естественных наук о природных и социальных явлениях". А для этого обществу необходимо творчески овладеть функционально системной методологией.

С современной точки зрения отечественных психологии и философии, сознание -- это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности. Оно возникает в процессе общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком. Отражение сознанием действительности всегда активный процесс. Единство сознания и деятельности -- важнейший принцип психологии, позволяющий решить проблему личности.

Сознание представляет собой конкретно-историческую форму психики. В ходе исторического развития сознания перестраиваются отдельные психические процессы: восприятие, память, мышление, речь и пр. Общественно-полезная деятельность человека несет ему знания, в силу чего свойственная человеку форма отражения объективной действительности и называется со-знанием.

Любые значения (образы, представления, языковые значения, теоретические концепции), обладая определенными смыслами, являются содержанием сознания. Значение -- это то, что открывается в предмете или явлении объективно и отражается, фиксируется в языке. Оно не зависит от индивидуального отношения человека к действительности и выделяет ее объективные устойчивые свойства. Смыслы выступают прежде всего как отношение, которое создается в жизни, в деятельности субъекта, как личностный смысл, зависящий от мотива деятельности. Значения и смыслы могут совпадать или не совпадать друг с другом в историческом развитии человеческого сознания.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. От наследственной природы зависят возможности развития самых различных видов деятельности, но как именно эти возможности будут реализованы в культуре, как сформируются сознание и различные психические процессы -- это определяется уже не наследственностью, а всеми условиями жизни субъекта, внешними воздействиями на него среды, в том числе культурной, воспитанием и его собственной деятельностью и отношением к тому, что его окружает.

Внешние причины действуют через внутренние условия и ими опосредствуются. Личность не прививается ребенку извне, а вырабатывается в процессе его деятельности при посредстве центральной нервной системы. Значение мозга в психической деятельности демонстрируется особенностями поведения больных с его очаговыми поражениями, т.е. в своего рода нейропсихологическом эксперименте природы.

Языковое мышление -- есть только одна из форм действительного мышления. Знания, накопленные в истории, представляют собой общественное сознание. Впитав в себя исторический опыт, сознание осваивает действительность идеально, направляя при этом всю практическую деятельность человека. Тем самым сознание не только отражает объективный мир, но и творит его. На всем протяжении мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и основной проблемой была и остается проблема сознания и отношения сознания к материи.

Это краткое представление проблемы сознания тем не менее показывает, насколько сложен этот феномен и как много конкретно-научных уточнений и пояснений он требует с неизбежными при этом междисциплинарными согласованиями и обобщениями, что требует, в свою очередь, критического и одновременно творческого рассмотрения современных научных положений с положениями ученых прошлого времени, иногда давно прошедшего. "... без истории предмета нет теории предмета" (Н. Чернышевский. Избр. Соч., с.303).

Существующий в наши дни информационный кризис усугубляет трудности изучения сознания. Наличие избытка слабо осознанных знаний, разделенных к тому же трудно преодолимыми "китайскими стенами", а также огромных междисциплинарных "белых пятен", изучение которых бывает наиболее продуктивным, но организация изучения которых оказывается исключительно сложной; острая нехватка сравнительно молодых специалистов двойной и тройной компетенции, -- все это создает характерный для наших дней информационный кризис. Такой информационный кризис естественно усугубляет трудности изучения сознания. В частности, осложняет его та "китайская стена", которая в так называемой Западной науке отделяет проблему сознания от забытых, полузабытых или активно игнорируемых научных положений, проверенных тысячелетиями учений древних мудрецов о духовном поведении человека, о его душе. Назрела острая потребность в синтезе современных положений о сознании Западной науки с положениями древних мудрецов Востока о том же предмете, но в большинстве случаев по-другому именуемых и рассматриваемых в иной культурной традиции.

Конечно, язык восточных трактатов, а также многих произведений ныне живущих последователей восточных мудрецов, многословен и многозначен, отличается смысловыми противоречиями и нечеткой терминологией, даваемые определения могут несколько раз на протяжении одного абзаца изменяться, язык тяготеет к мифу и к трудно проверяемой легенде. Такой язык может раздражать современного логически мыслящего западного ученого и потому изложенные на нем идеи нередко начинают игнорироваться. Но восточные трактаты "эзотерической" литературы и не предназначались для широкого читателя. Эзотерический (esotericos греч. -- внутренний) значит тайный, сокровенный, понятный лишь избранным и предназначенный только для посвященных. Если спуститься с высот логического мышления и обратиться к эмоционально выразительному мышлению посредством индивидуализированных расплывчатых образов, то содержание таких трактатов становится понятнее.

Схематизируя можно сказать, что так называемый Западный мир, т.е. США и частично Европа, -- это мир богатый и денежный, с умеренным, регламентируемым ростом населения, мир материальных ценностей, рационального мышления, технократии и науки. Восточный мир, представленный странами Азиатского материка, -- это мир, отрешенный до недавнего времени от материальных ценностей и с нищим, растущим по геометрической прогрессии населением, мир идеальных ценностей, богатый духовной мудростью, мир уходящих в глубокую древность религий и таинственных эзотерических учений.

Актуальность синтеза западной и восточной культурных традиций назрела давно. Так, можно сослаться на Шри Ауробиндо (1872 -- 1950) лидера национально-освободительного движения Индии, мыслителя-пророка, духовного искателя, основоположника интегральной йоги, провозвестника супраментальной эволюции человечества и прекрасного поэта, в том числе и на английском языке. В издававшемся им журнале "Арья" Шри Ауробиндо провозгласил необходимость систематического изучения высших проблем существования и синтеза духовных традиций человечества (западных и восточных), а также и различных видов знания (научного и основанного на интуитивной опыте). Синтез западных и восточных культурных традиций особенно необходим для изучения проблемы сознания. Без изучения этого предмета в обеих культурных традициях вряд ли может быть создана современная теория сознания.

Тяга к синтезу западной и восточной научных традиций существует и внутри самой эзотерики. "Физический план, его самый плотный аспект, почти не содержит тайн в наше время; человек его познал. Но разреженные уровни физического плана остаются скрытыми и являют собой ближайшее поле открытий" (А. Бейли, 1999, с.103). "Современная экзотерическая (западная -- Е.В.) наука многое знает о внешней форме, или материальном аспекте с его электрической природой. Эзотерическая наука многое знает о природе субъективных энергий и качествах, окрашивающих и обуславливающих формы. Если разумно соединить оба знания, мы получим более верную и точную психологию, новую науку человеческой культуры" (там же, с.102).

Если взглянуть на карту мира, то видно, что в западном полушарии Западный мир отделяется от Восточного бездонной ямой Тихого океана. В восточном же полушарии Западный и Восточный миры непосредственно соприкасаются: их разделяет лишь пограничный памятный столб. Изучая мозг человека ак. И.П. Павлов создал понятие об анализаторах мозга: отделах мозговой коры, анализирующих модальностно специфические сенсорные (зрительные, слуховые, тактильные и пр.), раздражения; между отдельными модальностно специфическими анализаторами возникают амодальностные зоны перекрытия отдельных анализаторов, деятельность которых направлена на обобщение, синтез специфических сенсорных раздражений, в результате чего возникают абстрактные языковые обобщения. Как известно, языковые обобщения в принципе не могут иметь какой-либо сенсорной модальности. Так, слова не могут быть тактильными, а суффиксы -- слуховыми или зрительными.

Между Европой и Азией тоже возникает своего рода зона перекрытия, но уже не анализаторов, а человеческих культур; здесь на территории современной России находится наиболее благоприятный фокус для обобщения западной и восточной культур. Россияне с их многонациональным населением, душевной широтой, терпимой к другим религиям православной верой, образованностью, развитой индустрией с высоким техническим потенциалом, многонациональной культурой, склонностью к теоретическим научным разработкам, вдохновляющим и одновременно таким ужасным опытом построения коммунизма, представляются подходящими исполнителями подобной культурной задачи. Россиянам в наибольшей степени должно быть свойственно диалектическое мышление с пониманием диалектики как науки о всеобщей связи; с представлением о диалектических законах, присущих в равной мере природе, истории общества и самому мышлению; с законами, главными из которых являются: превращение количества в качество, взаимное проникновение полярных противоположностей, когда они доведены до крайности, и превращение их друг в друга, с развитием этих законов путем противоречия или отрицанием отрицания. Обобщение западной и восточной культур с выработкой единого для людей XXI века мировоззрения, -- достойная задача нашего времени.

Думается, что эта задача исподволь начала решаться в советский период развития России. Все то уродливое, что вошло в сознание россиян того периода, не может, конечно, заслонить поразительного расширения сознания большинства советских людей. Вместо привычных семейных, общинных, клановых общественных ценностей люди стали ориентироваться на значительно более широкие: классовые, государственные, партийные, межнациональные и даже общечеловеческие. Возникла страстная вера в бескорыстную дружбу народов, в скорое торжество идей коммунизма во всем мире. Не покладая рук и не считаясь ни с какими личными тяготами и жертвами, люди трудились для этих целей, трудились с творческим энтузиазмом. Такой нравственный настрой советского народа помог пережить сталинские репрессии, разгромить в тяжелейшей Отечественной войне 41-45 годов немецкий фашизм и сохранить живую душу народа в годы "застоя" конца ХХ столетия, депрессирующий эффект которого был многократно усилен распадом СССР и так называемой борьбой суверенитетов. Опыт резко расширенного состояния сознания евроазиатских народов начинает восстанавливаться и в центре такой духовной агглютинации все чаще оказываются культурные ценности и гуманистические идеи России.

Свидетельством того, что интеграция западной и восточной культур на территории России идет, служит, как думает философ А.С.Арсеньев (2001), накопленное в русской культуре духовное богатство, в частности философское. Автор обращает внимание на то, что различные концепции и проекты философская мысль строила, начиная от Платона и кончая Марксом; однако эти проекты всегда касались будущего общественного устройства, форм социальности. Для современной же русской философии будущее -- это духовное личностное преображение самого Человека. "Сегодня Россия -- это не Мессия, явившийся откуда-то для спасения остального человечества. Она -- тот реальный "фокус" истории, откуда могут начаться радикальные изменения, разрушающие старое и создающие новое, наиболее страдающая, болевая, рискующая точка, своего рода Голгофа, соединяющая для мыслящих людей всего мира амбивалентные начала: страх и надежду, отрицание и непреодолимое влечение". (А.С. Арсеньев, 2001, с.582). И меньше всего, добавляет ученый, это -- торжество великодержавности или национализма, напротив, для духовного преображения нужен уход из сферы политического и социального соревнования.

Можно согласиться с А.С. Арсеньевым, что коммунизм не может быть построен волевым способом. Социальные преобразования общества должны расти естественным образом, как и личность. "Корни этого роста в нравственном личностном самосознании, а отнюдь не в производстве материальных благ, рыночной экономике и соответствующей "демократии", неизбежно ведущих к вещному вырождению Человека, его деградации как личности". Идея личностного роста, как высшая цель жизни, должна захватить ум и чувства людей, преобразовать их сознание. Только такая идея способна пробудить энергию россиян.

"Сознание -- это предельное философское понятие, и, следовательно, сама философия есть некая попытка работать на этом пределе. Это особая техника предельных переходов, где последние служат для прояснения непонятной ситуации и превращения ее в понятную" (М.К. Мамардашвили,1990). Автор настоящей работы не является дипломированным философом, но приступая к обсуждению предельного философского понятия "сознание" и ведя это обсуждение "с научного перекрестка", он волей-неволей должен пользоваться весьма абстрактными философскими понятиями, приемлемыми для ряда пограничных научных дисциплин, и затрагивать ряд философских проблем диалектики, аксиологии, гносеологии, онтологии и эпистемологии, философии культуры и методологии научного познания. По-видимому, нужно прислушаться к М.С. Кагану (1996), когда он, развивая идеи философии культуры, говорит о том, что главным уроком истории, связанным с современным уровнем научно-технического прогресса, является окончание всех форм монологического догматизма (физического, духовного, социально-организационного и психолого-идеологического), который привел бы к самоубийству человечества. "Наступает эпоха многомерного диалога -- и он должен быть универсальным, всеохватывающим способом существования культуры и человека в культуре" (с.402-405).

Структура работы проста. Ее общая посылка -- законы диалектики природы (по Ф.Энгельсу), постепенно дифференцируемые и уточняемые закономерностями функциональных систем. В работе, кроме Введения, пять содержательно перекликающихся частей: часть I/ Космические предпосылки сознания; часть II/ Биологические предпосылки сознания; часть III/ Общественно-исторические предпосылки сознания; часть IV/ Сознание и функционально системные представления; часть V/ Духовное развитие человека в свете принципа "онтогенез повторяет филогенез"; Заключение / Зонные настройки и знаковые перестройки сознания. К концу I, II, и III частей нарастает авторская неудовлетворенность использованием профессионально ограниченной информации и в силу этого односторонностью обсуждаемой проблемы сознания. Поэтому IV часть интегрирует всю информацию I -- III частей под функционально системным углом зрения. Как человек является лишь элементом человеческого общества, так и сознание единичного человека -- всего лишь часть общечеловеческой культуры, -- отсюда часть V, завершаемая Заключением, в которых затрагиваются некоторые уже самые масштабные аспекты проблемы сознания. Гипотетичность ряда излагаемых во всех частях книги положений может быть оправдана, с точки зрения автора, их системным характером: материалы I части находятся в системных корреляциях с материалами II, III, IV и V частей, а материалы этих частей с материалами I части и материалами каждой из них по отдельности.

Учитывая междисциплинарный характер книги, ей придан терминологический словарик. В конце книги имеется список использованной литературы.

Замысел книги вызревал не сразу. В нем нашел выражение опыт многолетней работы, во-первых, по диагностике и неврологическому анализу у больных с очаговыми поражениями мозга расстройств сознания, эмоционально-волевой сферы, восприятия, движений, речи и мышления; во-вторых, по нейропсихологическому и психолингвистическому анализу этих же расстройств и, в-третьих, по функционально-системному анализу рече-мыслительного поведения здорового человека и его бионическому моделированию. Имея в виду формирование этого разнообразного опыта, выражаю глубокую благодарность своим учителям, к сожалению, уже ушедшим из жизни: неврологам Е.К. Сеппу, М.Б. Цукер и Макдональду Критчли (Macdonald Critchlly), неврологу, физиологу и кибернетику Н.А. Бернштейну, нейропсихологу А.Р. Лурия, лингвисту и философу В.А. Звегинцеву, лингвисту-фонетисту Л.Р. Зиндеру, музыковеду Е.В. Назайкинскому. В идейном содержании работы большую роль сыграли такие научные труды как: "История развития нервной системы позвоночных" Е.К. Сеппа, "О построении движений" Н.А. Бернштейна, "Очерки по физиологии функциональной системы" П.К. Анохина, "Мышление и речь" Л.С. Выготского, "Земное эхо солнечных бурь" А.Л. Чижевского, "Теория физического вакуума" Г.И.Шипова и философские статьи М.К. Мамардашвили разных лет.

Приношу свою искреннюю признательность друзьям, способствовавшим обсуждению и разработке отдельных пограничных вопросов: фонетисту С.С. Высотскому, биологу Ю.И. Кузьмину, инженеру Г. И. Фирсову, математику О..Я. Бендерскому, музыковедам А.И. Иванову, Т.Я Радионовой и М.С.Старчеус, лингвистам Г.М. Богомазову и А.М.Антиповой, историку Б.И.Ковалю и знатоку эзотерической литературы Н.И. Гайдуку, а также тем, кто создавал на протяжении ряда лет благоприятные условия для моей работы, прежде всего кибернетикам и бионикам: С.А.Крутовских и Е.С.Кузину.

Помня о пограничном характере сложных и во многом дискуссионных проблем, затронутых в книге, автор благодарит всех ее читателей и ждет от них заинтересованных соображений и критических замечаний. От сознания всех нас, ныне живущих людей, зависят перспективы жизни человечества в III тысячелетии.


 Об авторе

Елена Николаевна ВИНАРСКАЯ

Доктор медицинских наук, профессор. Работала в области диагностики расстройств речи и мышления при очаговых поражениях мозга, а также в таких смежных с клинической невропатологией сферах, как теоретическая неврология, нейропсихология, нейролингвистика, психофизиология и бионика. Столь разнообразный профессиональный опыт был интегрирован автором под углом зрения злободневных проблем нашего времени в настоящей книге, названной "Сознание человека: Взгляд с научного перекрестка". В этой работе отразилось творческое мышление Е. Н. Винарской, ее умение выдвигать оригинальные научные гипотезы, синтезировать полидисциплинарные факты в свете функционально-системных идей, подтверждая их при этом примерами из своего богатого практического опыта.

Е. Н. Винарская является также автором книг "Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии" (М., 1987), "Задержки и дисгармонии развития при воспитании детей методами силового принуждения" (М., 1994), учебных пособий "Выразительные средства текста (на материале русской поэзии)" (М., 1989) и "Возрастная фонетика" (в соавт. с Г. М. Богомазовым; М., 2005); несколько ее научных статей опубликованы в научных журналах и сборниках.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце