Началомъ предлагаемой книги были две лекцiи, посвященныя мною св.Франциску. Когда были прiостановлены московскiе высшiе женскiе курсы, ихъ преподаватели решили продолжать ихъ въ форме систематическихъ публичныхъ курсовъ. Когда очередь дошла до среднихъ вековъ, я избралъ предметомъ своего курса характеристику несколькихъ средневековыхъ идеалистовъ. Въ ихъ числе былъ и Францискъ. Эти лекцiи были съ дополненiями напечатаны въ "Вестн. Европы" въ 1892 г. Когда несколько летъ спустя въ Италiи на досуге я возвратился къ Франциску, оказалось, что за последнее десятилетiе были опубликованы недоступные раньше источники по исторiи Франциска и необыкновенно богато развившаяся литература о немъ выдвинули целый рядъ новыхъ вопросовъ. Такимъ образомъ мой очеркъ обратился въ книгу. "Пресветлая душа" Франциска, по выраженiю Данта, сiяетъ намъ изъ глубины XIII в. все темъ же светомъ, но каноническая исторiя апостола нищеты обогатилась широкой жизненной струей легенды, которая даетъ возможность узреть различное отраженiе образа Франциска въ окружавшей его среде и установить препятствiя, встреченныя Францискомъ при осуществленiи его идеала. Францискъ намъ не чужой; онъ не отошелъ отъ насъ въ прошлое, а своимъ, основаннымъ на евангельскомъ совершенстве идеализмомъ живетъ вечно, какъ веченъ и этотъ идеализмъ. Способы осуществленiя евангельскаго совершенства бывали различны, но никто не осуществлялъ его смиреннее, искреннее и трогательнее и никто не вложилъ въ него столько любви какъ христолюбивейшiй беднякъ (christianissimus pauper) изъ Ассизи. Герье Владимир Иванович Выдающийся русский историк, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1902). Родился в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1862 г. защитил магистерскую диссертацию («Борьба за польский престол в 1733 г.»), а в 1868 г. — докторскую («Лейбниц и его век»). С 1865 г. преподавал в Московском университете; впервые в России ввел систематические семинарские занятия по всеобщей истории. Профессор всеобщей истории Московского университета (1868–1904). Организатор и руководитель Высших женских курсов в Москве (1872–1905). Основатель Исторического общества при Московском университете. С 1906 г. — член Государственного совета. В качестве гласного Московской городской думы принимал деятельное участие в городских делах Москвы. С 1888 по 1905 гг. был председателем комиссии, разработавшей организацию попечительства о бедных.
В. И. Герье — автор значительного числа работ, среди которых сочинения о Великой французской революции, о средневековых деятелях католической церкви, лекции по всеобщей истории, статьи по вопросам образования. Он был сторонником идеи эволюционного исторического прогресса, постепенно ведущего человечество к более высокому уровню «нравственного самосознания общества». В истории цивилизации решающую роль, по его убеждению, играли диалектические отношения двух «основных начал» — власти и личности; при этом огромное значение в историческом процессе играет свобода личности. В. И. Герье также доказывал, что уровень достижений исторической науки во многом зависит от нравственной позиции ученых, которые ее в данный момент представляют. Читаемые им курсы всегда отличались систематичностью, содержательностью и широтой взгляда. |