| От переводчиков |
| Благодарности |
| Предисловие |
Глава 1. | Введение: дискурс и доминирование |
| 1. | Критические дискурсивные исследования |
| | | Методы (критических) дискурсивных исследований |
| | | Специфика предмета анализа КДИ |
| | | Основные задачи КДИ |
| 2. | Дискурс и воспроизводство социальной власти |
| | | Контроль над контекстом: доступ |
| | | Контроль над дискурсом |
| | | Контроль над сознанием |
| 3. | Дискурс-анализ как социальный анализ |
| | | Еще раз: власть и доступ |
| | | Власть как контроль над публичным дискурсом |
| | | Переосмысливая гегемонию |
| | | Микроанализ власти |
| | | Дискурс, познание, общество... |
| | | ...а также история и культура |
| 4. | От власти к злоупотреблению властью: доминирование |
| | | Нелегитимное использование власти |
| | | Пример расистского сообщения |
| | | Легитимная необъективность |
| | | Контраргумент: невозможность контролировать последствия |
| 5. | Практическая значимость критических дискурсивных исследований |
| | | Посредничество и консультирование |
| | | Просвещение |
| | | Советы специалистам, профессиональные этические кодексы |
| | | Расизм вредит бизнесу |
| | | Альянсы и кооперация |
| 6. | Что делать? |
Глава 2. | Структуры дискурса и структуры власти |
| 1. | Анализ власти |
| 2. | Контроль над дискурсом и способы дискурсивного воспроизводства |
| 3. | Стратегии когнитивного управления и идеологическое производство |
| 4. | Новый подход к изучению идеологии |
| 5. | Дискурс и идеологическое воспроизводство |
| 6. | Анализ власти и дискурса |
| | | Дискурсивные жанры и власть |
| | | Уровни дискурса и власть |
| | | Аспекты власти |
| 7. | Различные подходы |
| 8. | Власть в дискурсе: обзор |
| | | Разговор |
| | | Разговор между родителями и детьми |
| | | Разговоры между женщинами и мужчинами |
| | | Расистские диалоги |
| | | Институциональный диалог |
| | | Собеседование при приеме на работу |
| | | Дискурс между врачом и пациентом |
| | | Дискурс судебных заседаний |
| | | Организационный дискурс |
| | | Политический дискурс |
| | | Институциональные тексты |
| | | Медиа-дискурс: новостные сообщения и производство новостей |
| | | Учебники |
| 9. | Выводы |
Глава 3. | Дискурс, власть и доступ |
| 1. | Аспекты доминирования |
| 2. | Дискурс и доступ |
| 3. | Анализ паттернов доступа |
| | | Планирование доступа |
| | | Организация коммуникации |
| | | Контроль коммуникативных событий |
| | | Контроль над ареалом и аудиторией |
| | | Взаимосвязь различных аспектов доступа к дискурсу |
| 4. | Дискурс, власть и расизм |
| | | Политика |
| | | СМИ |
| | | Научное сообщество |
| | | Бизнес |
| 5. | Примеры |
| 6. | Другие примеры |
| 7. | Выводы |
Глава 4. | Критический дискурс-анализ |
| 1. | Введение: что такое критический дискурс-анализ? |
| 2. | Концептуально-теоретические основы КДА |
| | | Макро vs. микро |
| | | Власть как контроль |
| | | Контроль над публичным дискурсом |
| | | Контроль над сознанием |
| 3. | Критическое дискурс-аналитическое исследование |
| | | Гендерное неравенство |
| | | Медиа-дискурс |
| | | Политический дискурс |
| | | Этноцентризм, антисемитизм, национализм и расизм |
| 4. | От группового доминирования к профессиональной и институциональной власти |
| 5. | Заключение |
| 6. | Примечания |
Глава 5. | Дискурс и расизм |
| 1. | Введение |
| 2. | Расизм |
| 3. | Дискурс |
| | | Определение |
| | | Структурный анализ |
| 4. | Когнитивная связка |
| 5. | Социальный контекст: элиты |
| 6. | Роль контекста |
| 7. | Беседа |
| 8. | Новостные сообщения |
| 9. | Учебники |
| 10. | Политический дискурс: парламентские дебаты |
| 11. | Несколько слов в заключение |
Глава 6. | Дискурс и отрицание расизма |
| 1. | Отрицание расизма |
| 2. | Формы отрицаний |
| 3. | Социокультурные и политические функции отрицаний |
| 4. | Разговор |
| 5. | Пресса |
| 6. | Позитивная саморепрезентация |
| 7. | Отрицание расизма и контратака |
| 8. | Моральный шантаж |
| 9. | Имплицитные отрицания расизма |
| 10. | Смягчение расизма |
| 11. | Защита и нападение |
| 12. | Парламентский дискурс |
| 13. | Националистическое самовосхваление |
| 14. | Справедливо, но... |
| 15. | Отрицания расизма и нападки |
| 16. | Инверсия |
| 17. | Заключение |
Глава 7. | Политический дискурс и политическое познание |
| 1. | Связь между политикой, познанием и дискурсом |
| | | Пример |
| | | Исследование политического познания |
| 2. | Концептуальная модель |
| | | Производство дискурса |
| | | Контекстные модели |
| 3. | Политическое познание |
| | | Знание |
| | | Мнения и установки |
| | | Идеологии |
| | | Политическое познание: заключительные замечания |
| 4. | Политический дискурс |
| | | Контекст |
| | | Структуры политического дискурса |
| 5. | Выводы |
Глава 8. | Воинствующая риторика мелкого союзника: политические импликатуры и легитимация Аснаром войны в Ираке |
| 1. | Введение |
| 2. | Теоретическая база |
| | | Парламентские дебаты |
| | | Контекстуальные модели |
| | | Политические импликатуры |
| 3. | Методы |
| 4. | Определение ситуации |
| 5. | Положительная самопрезентация |
| 6. | Негативная репрезентация других |
| 7. | Мир, безопасность и терроризм |
| 8. | Другие стратегии |
| | | Интернационализм |
| | | Игра в числа |
| | | Консенсус |
| 9. | Несколько слов в заключение |
Глава 9. | Дискурс и манипуляция |
| 1. | Концептуальный анализ |
| 2. | Манипуляция и общество |
| 3. | Манипуляция и познание |
| | | Манипулирование процессами понимания дискурса на уровне краткосрочной памяти |
| | | Манипуляции на уровне эпизодической памяти |
| | | Манипуляция социальным познанием |
| 4. | Дискурс |
| 5. | Пример: Тони Блэр оправдывает войну против Ирака |
| | | Фрагмент 1 |
| | | Фрагмент 2 |
| 6. | Несколько слов в заключение |
Глава 10. | Контекстуализация в парламентском дискурсе: Аснар, Ирак и прагматика лжи |
| 1. | Релевантность контекста |
| 2. | На пути к новой теории контекста |
| | | Контекст как ментальная модель |
| | | Микро- и макроконтексты |
| 3. | Знание |
| 4. | Ложь |
| 5. | Парламентский дискурс |
| 6. | Контекстуальный анализ одного фрагмента парламентских дебатов |
| | | Формы обращения и представления |
| | | Политические роли и отношения |
| | | Знание и ложь |
| 7. | Заключение |
| 8. | Приложение |
| Библиографический список |
| Дополнительная литература |
| | Дискурсивный и конверсационный анализ |
| | Власть (книги, опубликованные после 2000 года) |
| | Легитимность |
| | Дискурс и власть |
| | Дискурс и познание |
Книга, которую Вы держите в руках, очень нужна нашему обществу сегодня.
Глобальные и локальные информационно-коммуникативные пространства современности
характеризуются среди прочего усложнением властных взаимоотношений в социальном
поле. При этом осуществление политики гегемонии, подавления, игнорирования
и исключения реализуется не столько путем оказания прямого давления
на несогласных и неугодных, сколько путем воздействия на концептуальные
структуры современных систем знаний в обществе. Властвовать означает сегодня
обладать не столько аппаратом принуждения, сколько возможностью определять
(описывать, объяснять, прогнозировать, конструировать) текущую ситуацию
в обществе, формулируя критерии объективности, непредвзятости, авторитетности,
правдивости и истинности.
Если на межсубъектном уровне силовое воздействие еще может быть эффективно, то
в условиях глобализации, когда информация способна распространяться практически
мгновенно и охватывать огромное количество индивидов, основным средством власти
является знание, формируемое путем включения субъектов, социальных групп
и институтов в исторически обусловленные гетерогенные дискурсивные практики.
В такой среде разворачивается на сегодняшний день самая острая борьба
за сознание человека.
Как говорил Мишель Фуко, обладать дискурсом -- значит обладать властью.
Современные элиты не осуществляют политику гегемонии с помощью прямого
принуждения. Напротив, прямая конфронтация во многом означает неспособность
элит формировать такие системы знаний, которые исключают возможность "звучания"
критических и несогласных мнений. Более того, само понятие "элита" означает
сегодня уже не только и не столько политические группы, которые, с одной
стороны, по определению имеют доступ к инструментам административного
принуждения, а с другой -- представляются вполне ощутимым объектом критики
и оппозиции. Элитные сообщества сегодня -- это самые разнообразные социальные
группы, выполняющие функцию общественной экспертизы и контроля: врачи,
преподаватели, юристы, чиновники, журналисты, бизнес-консультанты. Если критика
отдельной политики или политического лидера не представляет сложности
ни в идейном, ни в практическом плане, то критика "объективных, справедливых
и рациональных" позиций этих групп, их "практического знания" и "экспертного
мнения", вплетённого в ткань нашей повседневной, "само собой разумеющейся"
жизни, требует особого мужества, самоотверженности и "исследовательского
чутья". Критиковать власть элит -- значит сделать предметом анализа
собственное знание. Поэтому не менее важным является владение специальной
научной методологией, позволяющей если не выйти за пределы детерминированного
элитарными группами языка и дискурса, то, по крайней мере, целостно оценить их
идеологический, властный потенциал.
Именно такую методологию предлагает нам в своей работе профессор Тён Ван Дейк.
Его предыдущая работа, переведенная на русский язык и изданная еще в СССР --
"Язык. Познание. Коммуникация", получила заслуженное внимание исследователей
социально-гуманитарной междисциплинарной сферы. Нынешняя работа является
идейным продолжением стратегии исследования социальных проблем на основе
критической дискурсной теории.
Рассматриваемая проблематика властных взаимоотношений в современном обществе
раскрывается автором одновременно с нескольких принципиальных аналитических
позиций. Во-первых, речь идет о критическом анализе расизма, этнических
и расовых стереотипов, предубеждений, предвзятости и иных форм подавления,
систематически воспроизводимых на уровне социальных дискурсов: от повседневных
разговоров до парламентских дебатов и газетных публикаций. Ван Дейк утверждает:
одной из наиболее устойчивых форм расизма является его систематическое
отрицание на фоне усугубляющихся расово-этнических проблем в обществе.
В условиях внутридискурсной борьбы за право "адекватной оценки" текущей
этнической, расовой и политической ситуации в обществе, субъект испытывает
колоссальное напряжение одновременно на когнитивном (формирование и поддержание
идеологически "заряженного" знания) и на социальном уровне (систематическое
воспроизводство элементов групповой идентичности, в том числе на основе
оппозиции "Мы и Они").
Во-вторых, современные трансформации информационного пространства закладывают
основания для изменения политических взаимоотношений в обществе. Так, исходя
из положения Маршалла Маклюэна о том, что "средство коммуникации и есть
сообщение", информационная ситуация 50--60Нх годов прошлого века
характеризовалась наличием гомогенной аудитории, нацеленной на восприятие как
идеологических, так и критических дискурсов с использованием канала
телевидения, в то время как становление сети Интернет как нового глобального
СМИ оптимистически связывалось с переходом "от Интернета к Гуттенбергу", то
есть от массовой аудитории "глобальной деревни", к критическому сообществу
"новых читателей". Между тем, есть
основания полагать, что оптимистический прогноз, сделанный Умберто Эко
в 1998 году, не оправдался. Интернет как новое СМИ привел к таким
трансформациям глобальной аудитории, при которых прежде молчаливая глобальная
аудитория превратилась в шумящий информационный "рой". В таких условиях
наиболее эффективно реализуют себя не те, кто обладает полнотой научной или
интеллектуальной легитимности, а те, кто умеет громче других заявить о себе
с помощью максимального количества доступных средств. На этом фоне произошла
маркетизация политических взаимоотношений, при которых грамотный PR становится
одним из наиболее эффективных средств борьбы за власть.
В условиях, когда средства формирования политических взаимоотношений могут быть
поддержаны традиционными институциональными средствами и методами,
информационно-идеологическое давление на субъекта приобретает тотальный
характер. В этой связи, Ван Дейк демонстрирует, что государственная власть еще
никогда доселе не обладала таким аппаратом социально-когнитивного воздействия
на субъекта, как сегодня. Более того, как показывает практика современных
политических решений, демократические и неолиберальные идеологии не в состоянии
защитить общество от злоупотребления элитами властью. Нелегитимные
политические, экономические и даже военные меры могут приниматься вопреки
общественному мнению, а манипуляции в СМИ позволяют преподнести подобные
действия как необходимые, адекватные и легитимные, а также заставить замолчать
тех, кто имеет мужество высказывать оппозиционные мнения. Более того,
виртуализация общественных отношений представляется весьма плодотворной почвой
для "дискурсивизации" социального мира. Если в современном эпистемическом
контексте реальность может быть понята как то, что может быть репрезентировано
на (воображаемом) знаково-символическом уровне, то "предвзятое" описание
действительности приведет к созданию сначала "необходимой" картины мира,
а в конечном итоге -- к "правильным" действиям индивидов как объектов
дискурсивного воздействия. Иными словами, если власть заинтересована
в изменении положения вещей, она вполне может достигнуть этого за счёт создания
особых описательных и оценочных "матриц" действительности.
Идеи необходимости формирования научно-методологического аппарата, способного
предоставить качественный аналитический инструментарий для "вскрытия"
внутридискурсных властных и идеологических импликаций начали активно
воплощаться еще в семидесятых годах XX века. Отрасль, получившая название
"критическая лингвистика", пережила бурный период становления, и уже
с восьмидесятых годов мы можем говорить об образовании нового
междисциплинарного научного направления под названием "критический
дискурс-анализ" (КДА). Являясь одним из основателей этого научного направления, Тён
Ван Дейк предпочитает избегать иерархических номинаций, ведущих, по его мнению,
к институционализации течения и ослаблению его критического потенциала. В то же
время, критический дискурс-анализ сегодня -- это сложившееся научное течение,
обладающее всеми признаками академической дисциплины. Между тем, позиция
дискурс-аналитика является предметом острейших дискуссий с участием сторонников
и противников направления. Дело в том, что в центре КДА находятся острые
социальные проблемы -- расизм, этнические предубеждения, подавление, гегемония
и другие, которые требуют не просто объективного научного анализа, но также
и защиты учёными интересов тех, против кого направлены современные дискурсы
подавления. Подобный подход, несомненно, выводит КДА за пределы конвенциальных
научных методологий и помещает его в русло политизированных критических
течений. По этому поводу сам Тён Ван Дейк заявляет: "Да, мы пристрастны
и гордимся этим".
Между тем, в условиях глобальной эскалации идеологических дискурсов и тотальной
дефрагментации информационного пространства критический дискурс-анализ
продолжает оставаться одной из эффективных методологий с точки зрения не только
своего аналитического и критического, но и образовательного и воспитательного
потенциала. В данном случае речь идет не только о возможности увеличения
научно-интеллектуальной роли в решении острейших проблем современности,
но и о "воспитании" способности определять, анализировать и критиковать
манипулятивные, идеологические дискурсы.
С этой и других точек зрения настоящая работа должна представить особый
интерес для отечественных ученых, интеллектуалов и критиков, стремящихся
усилить роль интеллектуальной мысли в современном глобальном коммуникативном
пространстве.
Егор Переверзев
Евгений Кожемякин
Эта книга -- о двух фундаментальных общественных феноменах: о дискурсе
и власти. Дискурс и власть -- это также два основных понятия критических
дискурсивных исследований (КДИ), научного направления, стремительно
развивающегося в лингвистике и социальных науках после выхода в 1979 году книги
"Язык и контроль" авторов Roger Fowler, Bob Hodge, Gunther Kress и Tony Trew,
представляющих так называемую "критическую лингвистику". Схожие направления
существуют и в других дисциплинах, например, в психологии, социологии
и антропологии, которые традиционно ориентированы на изучение способов воспроизводства власти и злоупотребления властью в обществе. Дискурс-аналитики
в области гуманитарных и социальных наук изучают, в частности, место и роль
дискурса в этих процессах. Они выявили, что многие формы социального
неравенства, основанного, например, на гендерных, классовых и расовых
различиях, конструируются, закрепляются и легитимируются с помощью устных
и письменных текстов и в особенности с помощью различных видов публичного
дискурса, контролируемого символическими элитами -- политиками,
журналистами, учеными, писателями и чиновниками.
В различных разделах этой книги я подробно рассматриваю эти формы дискурсивного
воспроизводства элитарной власти. Я фокусирую внимание не столько на общих
вопросах власти в обществе, сколько на проблеме злоупотребления властью
и доминирования, и в частности, на незаконном применении групповой
и элитарной власти, что приводит к социальному неравенству и несправедливости.
Как и предыдущие свои работы, посвященные изучению идеологии, контекста
и знания, представленный здесь анализ власти и доминирования я рассматриваю как
вклад в критические дискурсивные исследования и их концептуальные основы.
За последние 30 лет представители КДИ сформулировали множество различных
исследовательских задач, но в целом все соглашаются с тем, что основной целью
КДИ является изучение способов воспроизводства злоупотребления властью
с помощью дискурса. Однако поскольку мы используем понятие "злоупотребление",
то мы должны рассмотреть содержание такого фундаментального концепта, как
"легитимность" в качестве критерия самого критического исследования: если мы
претендуем на критику доминирующего элитарного дискурса, его авторов
и организаций, мы должны ясно представлять себе, почему и как этот дискурс
становится нелегитимным, почему и как он нарушает фундаментальные ценности
и нормы общества.
Помимо общих концептуальных обсуждений, в разделах этой книги представлены
также результаты прикладных исследований. Как и некоторые предыдущие мои книги
по тематике КДИ, некоторые разделы посвящены фундаментальной социальной
проблеме расизма -- одной из наиболее серьезных форм социального
доминирования и неравенства в "западных" обществах. У этого выбора есть
множество личных, социальных и политических причин. Однако главной из них
является то, что расизм -- это одна из немногих социальных проблем европейских
и европеизированных обществ, которая постоянно игнорируется, замалчивается
и отрицается. Действительно, как я уже показал в других своих работах, самой
характерной чертой элитарного расизма является его отрицание. Как легко можно
убедиться на личных повседневных наблюдениях, это означает, что в наших
парламентских дебатах, в наших СМИ, в наших учебниках или в наших социальных науках существует сегодня огромный интерес к иммигрантам
и меньшинствам -- часто с акцентом на проблемах, которые Они имеют или
создают, но при этом сравнительно небольшой интерес и анализ проблем, которые
Мы создаем своим расизмом. Одна из главных целей этой книги заключается
в обосновании этого тезиса -- тезиса, хорошо известного представителям
этнических меньшинств или иммигрантам, для которых "белый" расизм,
дискриминация и предрассудки постоянно являются одной из главных проблем,
с которой они сталкиваются в повседневной жизни. В нашей работе мы рассмотрим
новости в прессе, парламентские дебаты, учебники, а также инспирированные
элитарными дискурсами повседневные разговоры, для того чтобы определить, как
расизм дискурсивно истолковывается, подтверждается и пропагандируется
в западных обществах.
Как в 1979 году показали Фаулер и коллеги, ключевым теоретическим понятием,
выражающим отношения власти и доминирования, является "контроль". Применительно
к дискурсу это означает, что мы должны поставить вопрос о том, кто имеет доступ
к фундаментальному властному ресурсу, каковым является публичный дискурс, кто
имеет доступ к медиа-дискурсу, политическому, образовательному и академическому
дискурсам. Кто способен контролировать производство такого дискурса, а также
пресс-конференций, пресс-релизов и других способов влияния на журналистов
и медиа? Дело в том, что контроль над частью процесса производства публичного
дискурса означает контроль над частью его содержания, а следовательно,
и косвенный контроль над общественным сознанием -- может быть,
и не непосредственно над тем, что люди думают, но, по крайней мере, над тем,
о чем они думают. Мы обнаружили, что пока "белые" элиты контролируют
публичный дискурс и его производство, этнические меньшинства и иммигранты
не имеют к нему доступа, а значит, их взгляды и мнения редко достигают прессы
и публичного мнения. В основном просто говорят о них, причем, как
правило, негативно, что относится также и к бедным людям или любым другим
"аут-группам" или частям мира. Мы обнаружили, что эти утверждения справедливы
также в отношении политического дискурса, учебников и преподавания. Таким
образом, власть связана с контролем, а контроль над дискурсом означает особый
доступ к его производству и, стало быть, к его содержанию, стилю и, в конце
концов, общественному сознанию.
В фокусе внимания различных разделов этой книги находится, помимо
масс-медийного, политический дискурс. Я рассматриваю его в рамках частного
анализа расистского политического дискурса, а также и в более общем контексте
еще одного направления моих работ -- социального познания. Вслед
за другими авторами я утверждаю, что расизм -- это не предрассудок ханжески
настроенных индивидов, не социально разделяемые когнитивные репрезентации групп
(например, отношения и идеологии), а основа расистских социальных практик,
какой, например, является оценочный дискурс и другие формы дискриминации.
Я показываю, что критические дискурс-исследования должны реализовываться
в мультидисциплинарной перспективе, которая включает в себя, как минимум,
следующие три измерения: дискурс, познание и общество, а также, когда это
возможно, историческое и культурное измерения, которые я, впрочем,
не рассматриваю в этой работе. Как демонстрируется в книге, воспроизводство
политической власти, политических систем и политических групп требует различных
жанров политического дискурса, а он, в свою очередь, должен быть произведен
и понят в рамках различных видов политического знания, например, -- идеологии.
В более широком смысле, в этой книге, а также и в других моих работах,
неоднократно говорится, что познание -- это "интерфейс" между дискурсом
и обществом. Мы не поймем, как социальные ситуации или социальные структуры
вторгаются в текст и речь, если не поймем, как люди интерпретируют
и репрезентируют эти социальные условия в рамках особых ментальных моделей --
контекстных моделей. То же справедливо в отношении "эффектов" дискурса,
оказываемых на людей, -- влияния, которое должно быть описано в терминах
ментальных репрезентаций (более подробное описание моей теории контекстных
моделей см. в моих двух новых мультидисциплинарных книгах, посвященных
контексту -- Context and Discourse и Society in Discourse: How
Context Controls Text and Talk (2008)).
Помимо эмпирических исследований расизма, в этой книге я развиваю и применяю
новую теорию взаимосвязи между дискурсом, познанием и обществом. Связи между
властью и дискурсом могут быть полностью осмысленны, только если они выражены
в широком мультидисциплинарном поле. Я подчеркиваю эту мысль, потому что
и в критических дискурс-исследованиях, и в более широких социальных науках
"когнитивное" измерение является не достаточно распространенным.
И наконец, многие из используемых здесь понятий, такие как "власть", "доступ",
"контекст" и "познание", рассматриваются в итоговом разделе, посвященном
критическому исследованию парламентского дискурса об Ираке -- одной из самых
распространенных тем публичных дебатов последних лет. Это исследование дает
толчок к изучению еще одного важного понятия КДИ -- манипуляции. И вновь мы
говорим здесь о властных группах и организациях, а также о способах их контроля
над публичным дискурсом, особенно в сфере публичной политики, медиа и сознании
граждан. Проведя такой, скорее, теоретический анализ манипуляции, я показываю,
как Тони Блэр манипулирует Британским парламентом, принуждая принять его
решение направить войска в Ирак.
Я также анализирую, как в испанском парламенте Хосе Мариа Аснар защищает свою
политику поддержки президента Джорджа Буша младшего и американскую программу
вторжения в Ирак. Выходя за пределы привычного анализа политического дискурса
в терминах заданной тематики, стиля, риторики и аргументации, я обращаю
внимание на то, как этот тип дискурса приобретает важную, но менее очевидную
составляющую -- в частности, политические импликатуры, то есть смыслы,
производные не столько от самого дискурса, сколько от (обычно скрытых)
контекстов, которые определенным образом конструируют и трактуют участники.
Такой "контекстуальный" анализ позволяет выявить аспект, который не всегда
является очевидным в дискурсе: ложь. С помощью анализа контекстуального
управления знанием мы можем лучше понять и политический дискурс в целом,
и парламентские дебаты об Ираке в частности.
Я надеюсь, что представленный в этой книге теоретический анализ некоторых
базовых понятий социальных наук в целом и КДИ в частности, а также кейс-стади,
в которых применяются эти понятия, внесут вклад в развитие критических
исследований.
За исключением введения и последней главы разделы этой книги были опубликованы
прежде в некоторых журналах и книгах. Однако для того чтобы создать единое
изложение основ КДИ, я счел необходимым собрать эти работы вместе в одном томе.
И, главным образом, я это делаю для тех, у кого нет доступа к журнальным
статьям. С целью сохранить оригинальное содержание статей, все изменения были
сведены к коррекции типографических ошибок и незначительным стилистическим
исправлениям. Между теоретическими частями разных глав существуют неизбежные
совпадения и повторы, хотя фрагменты теории всегда сформулированы по-разному.
Преимуществом использования здесь несокращенных статей является то, что они
могут быть прочитаны независимо друг от друга и в любом порядке.
Книга может быть использована в преподавании различных социально-гуманитарных
дисциплин, таких как лингвистика, дискурс-анализ, политология, социология,
этнология, теория коммуникации и социальная психология.
Несмотря на то что я работаю над достаточно сложными теоретическими
проблемами, я постарался изложить результаты моей работы в доступном стиле
настолько, чтобы книгу могли читать студенты всех гуманитарных и социальных
направлений. Как я уже говорил выше, доступность изложения крайне важна, в том числе
и в академическом процессе и особенно в КДИ, поэтому мы должны всегда следить
за тем, чтобы наши труды, даже посвященные сложным социальным проблемам, были
всегда максимально доступны максимальному числу людей.
Эта книга будет Еще не опубликована? В оригинале еще про арабский язык сказаноопубликована также на испанском, португальском и арабском
языках.
Как обычно, я приглашаю читателей присылать свои комментарии и критику на мой
адрес vandijk@disourses.org и посетить мой вебсайт, на котором
размещены многие другие ресурсы, тексты, библиографии и список моих публикаций
(www.discourses.org).
Барселона,
Тён А. ван Дейк
Тён ван ДЕЙК
Один из выдающихся современных лингвистов, занимающихся проблемами социальной и политической обусловленности языковых явлений.
Ван Дейк является представителем критического дискурс-анализа, к появ-лению и развитию которого имеет непосредственное отношение.
Автор более 250 статей и около 60 монографий по социолингвистической и дискурс-аналитической проблематике, принесших ему
мировую известность, среди которых: "Текст и контекст. Исследования в области семантики и прагматики дискурса" (1977),
"Расизм и пресса" (1992), "Идеология" (1998), "Общество и дискурс. Как социальный контекст влияет на речь" (2008) и др.
Основатель и редактор влиятельных отраслевых журналов Discourse and Society, Discourse Studies, Discourse and Communication.
Член редколлегий около 20 крупных европейских и американских научных периодических изданий в области лингвистики,
коммуникативистики, социальной теории и культурологии.
В настоящее время профессор ван Дейк работает в Университете Помпеу Фабра (Барселона, Испания) на факультете
переводоведения и языкознания. Он также является приглашенным профессором во многих университетах Европы, США, Канады и Южной Америки.
Монография "Дискурс и власть" (2008) представляет результаты многолетних исследований автора, посвященных проблемам дискурсивной
репрезентации и конструирования властных отношений - от языка СМИ до политических дебатов. Книга была переведена на многие языки;
в русском переводе публикуется впервые.