URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории
Id: 180111
 
399 руб.

Диалектическая логика: Очерки истории и теории. Изд.5

URSS. 2014. 328 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-9710-0820-0.

 Аннотация

В книге известного отечественного философа Э.В.Ильенкова (1924--1979) рассматриваются важнейшие, в том числе и дискуссионные, вопросы теории материалистической диалектики, диалектической логики, истории ее формирования. Книга по сути представляет собой систематическое критическое исследование дискуссии о природе мышления и науки о нем, цель которого --- обнаружение внутренней логики этого многовекового спора.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами философии.


 Оглавление

Предисловие
Введение

Часть первая. КАК ВОЗНИКЛА И В ЧЕМ СОСТОИТ ПРОБЛЕМА 

Очерк 1. О предмете логики
Очерк 2. Мышление как атрибут субстанции
Очерк 3. Логика и диалектика
Очерк 4. Принцип построения логики. Дуализм или монизм?
Очерк 5. Диалектика как логика
Очерк 6. Еще раз о принципе построения логики. Идеализм или материализм?

Часть вторая. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ   ТЕОРИИ ДИАЛЕКТИКИ 

I
Очерк 7. К вопросу о диалектико-материалистической критике объективного идеализма
Очерк 8. Материалистическое понимание мышления
Очерк 9. О совпадении логики с диалектикой и теорией познания материализма

II
Очерк 10. Логика "Капитала"
Очерк 11. Абстрактное и конкретное в диалектической логике
Очерк 12. Диалектическая взаимосвязь логического и исторического
Очерк 13. Противоречие как категория диалектической логики
Очерк 14. Проблема всеобщего в диалектике

Часть третья. ДИАЛЕКТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ 

Очерк 15. Материализм воинствующий -- значит диалектический
Очерк 16. Диалектика и мировоззрение

Заключение

 Предисловие

В творчестве Э.В.Ильенкова, известного советского философа, автора ряда трудов по теории и истории диалектики, теории познания, методологии и логике науки, психологии и педагогике, книге "Диалектическая логика" принадлежит особое место. На протяжении всей творческой жизни ее проблематика составляла смысловой центр, доминанту всех его научных интересов, сосредоточенных вокруг вопроса о том, как, на каких принципах, с учетом каких исторических и логических взаимосвязей следует строить и развивать теорию материалистической диалектики как цельной философской науки. Размышления о путях решения задачи создания Логики (с большой буквы), завещанной философам-марксистам В.И.Лениным, и составили содержание книги.

Первое ее издание вышло десять лет назад. Будучи переведенной и изданной на нескольких языках, она стала доступной и зарубежному читателю. Книга была высоко оценена советской научной общественностью, а также коммунистической печатью за рубежом.

Выход в свет в последние годы ряда крупных коллективных трудов по теории диалектики свидетельствует о том, что вопрос, обсуждаемый в книге, не потерял своей актуальности. Более того, особенности современного общественного развития, поставленные партией задачи повышения уровня и эффективности исследований в области общественных наук, запросы идеологической практики обязывают шире взглянуть и на проблему разработки теории диалектики, вернуться к истокам, еще и еще раз выверить исходные посылки, чтобы сопоставить различные точки зрения и добиться необходимого единства взглядов.

Новое издание книги "Диалектическая логика", существенно дополненное материалами, опубликованными при жизни автора, дает хорошую возможность для такого сопоставления.

В этой связи необходимо отметить одну особенность книги 9. В.Ильенкова, вытекающую из существа реализованной в ней концепции. Книга дискуссионна, однако не в том расхожем смысле, что к существующим спорным точкам зрения на предмет диалектической логики она добавляет еще одну, а в том, что дискуссия сама составляет и предмет и способ исследования.

По сути дела, она и представляет собой систематическое критическое исследование дискуссии о природе мышления и науки о нем, корни которой и исторически и логически уходят глубоко в историю философии. Цель такого исследования -- обнаружение внутренней логики этого многовекового спора, понятого не как случайное столкновение разнообразных мнений, а как борьба противоположных суждений и концепций, "линий" материализма и идеализма, диалектики и метафизики, необходимо обусловленная противоречивой природой предмета и особенностями социальной практики, как противоречие, испытывающее в движении истории ряд сложных метаморфоз и получающее разрешение в марксистско-ленинской концепции диалектики как логики и теории познания.

Дискуссия, спор, столкновение противоположных мнений -- собственная стихия диалектики. Искусство диалектического анализа и заключается в том, чтобы поднять вопрос о столкновении мнений об одном и том же предмете на принципиальную высоту, на уровень противоречия, изобразить движение этого противоречия "в тех необходимых его моментах и притом в той необходимой его последовательности, которые не зависят ни от воли нашей, ни от сознания" (с.8).

Систематически проведенное "испытание" различных точек зрения на природу мышления и предмет логики, представляющих собой главные типы постановки и решения проблемы, доводится до полного взаимоисключения, до противоречия; каждый из "ходов" домарксистской мысли прослеживается до последнего вывода, просвечивается далеко вперед, до тупика, в котором оказалась мысль современных буржуазных эпигонов.

Важно учитывать, что не имя или школа, а развертывание самого существа дела диктует в книге отбор и подачу исторического материала, отношение к нему и его оценку. Необходимо также иметь в виду, что предметом исследования является как само мышление, так и наука о нем, теория мышления, присущие ей противоречия, исторически реализовавшиеся в том или ином философском учении.

Одна из сильных сторон книги -- способность автора усвоить критикуемую точку зрения, взять ее всерьез, исследовать изнутри и не просто отвергнуть, а именно опровергнуть. Читатель сам убедится, с каким мастерством, например, применен этот подход к концепции Гегеля.

Все это оказывается возможным потому, что автор критически анализирует домарксистские и современные антимарксистские концепции в ходе анализа самого предмета в свете марксистско-ленинской теории познания.

Об особенностях этого "бинокулярного" видения предмета необходимо сказать в предисловии, чтобы читатель сразу мог сориентироваться и в предмете книги, и в ее структуре и логике. Это книга не по истории философии, а по теории диалектики как логики. Не ушедшие в прошлое, а современные проблемы исследуются в ней, хотя, разумеется, она одновременно может служить и хорошим руководством по истории философии и логики.

Мы вынуждены говорить здесь о методе исследования, примененном в книге, не для того, чтобы еще раз напомнить известные марксистские истины о единстве логического и исторического. Дело в том, что второе издание книги дополнено новыми очерками, существенно обогащающими ее содержание. Это очерки о логике "Капитала" К.Маркса, о диалектике абстрактного и конкретного, исторического и логического, вошедшие во вторую ее часть. Третью часть составили очерки, раскрывающие значение воинствующего материализма для логики и диалектики, взаимосвязь диалектики и мировоззрения. В актуальности этих дополнений книги материалами, опубликованными в свое время в журнале "Коммунист", в "Философской энциклопедии" и других изданиях, сомневаться не приходится.

Что же касается целесообразности их воспроизведения в данной работе, то оно продиктовано именно логикой цельной и глубоко продуманной концепции, над которой автор продолжал работать до последних дней своей жизни. Поэтому нам представляется естественным, что в издание, дающее интегрированное изложение этой концепции как в основных чертах законченного целого, вошли мотивы и ранних работ Э.В.Ильенкова, связанных с исследованием логики "Капитала", и его последних работ, посвященных ленинской концепции диалектики как логики и теории познания.

Новые очерки, включенные в книгу, не являются поэтому механическим к ней довеском. Эти дополнения естественны с точки зрения как логики самой концепции, изложенной в ней, так и логики творчества ее автора в целом. Читатель сам сделает необходимую коррекцию в отношении некоторых литературных потерь, обусловленных тем обстоятельством, что эти дополнения не довелось сделать самому автору. Об этом необходимо сказать, ибо хорошо известно, какое большое значение этот превосходный стилист придавал литературной стороне своего творчества -- ясности, точности, доступности и образности языка. Однако мы уверены, что содержательный выигрыш покроет издержки стиля "на стыках" между разделами книги.

В заключение хотелось бы сказать о воспитательном потенциале книги. Не говоря уже о том, что она написана ярким и страстным философом-публицистом, органически не приемлющим академически-цеховую манеру речи, книга раскрывает огромное социально-политическое, нравственное, общекультурное значение ленинской мысли о диалектике как логике и теории познания. Автор заражает читателя своей убежденностью в том, что материалистическая диалектика, понятая по-ленински, есть жизненный фермент формирования и упрочения в сознании людей научного мировоззрения -- основа коммунистического воспитания. Ведь в книге рассказывается о мышлении, о его связи с активной, творчески преобразующей деятельностью, о том, что научная теория развития мира должна разрабатываться и преподноситься так, чтобы она одновременно была и научной теорией активного отношения к миру, теорией его познания и преобразования. Только тогда научный потенциал нашей философии может стать творческим потенциалом личности. В этом огромный не только теоретический, но и практический смысл ленинской концепции диалектики как логики и теории познания, логики и открытия новых знаний и преобразования знаний в убеждения и действия. А именно эта мысль и составляет сквозную идею книги.

Л.К. НАУМЕНКО,
доктор философских наук

 Об авторе

Эвальд Васильевич ИЛЬЕНКОВ (1924--1979)

Выдающийся советский философ, доктор философских наук. Окончил философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, а также аспирантуру. С 1953 г. до конца жизни работал в Институте философии АН СССР. Прошел войну, награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями.

Э.В.Ильенков -- автор множества философских трудов, самые известные из которых: "Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса" (1960), "Об идолах и идеалах" (1968), "Диалектическая логика. Очерки истории и теории" (1974). Кроме работ по диалектической логике, теории познания и истории философии, известны также труды автора по психологии и теории образования. Произведения Э.В.Ильенкова переведены на 18 языков мира.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце