URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Лукреций О природе вещей: БИЛИНГВА латинско-русский // Редакция латинского текста и перевода Ф.А.Петровского
Id: 180035
 
479 руб.

О природе вещей: БИЛИНГВА латинско-русский // Редакция латинского текста и перевода Ф.А.Петровского. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 448 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-382-01512-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Вниманию читателя предлагается бессмертная поэма "О природе вещей" римского поэта и философа Тита Лукреция Кара --- единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности. Эта поэма представляет собой не только великий литературный памятник, одну из вершин римской поэзии, но одновременно и важнейшее сочинение в истории естествознания, содержащее наиболее полное и мотивированное изложение одного из вариантов античного атомизма. Параллельно с русским переводом в книге помещен латинский текст Лукреция, и таким образом читатель, знакомый с латинским языком, может сравнить перевод с оригиналом.

Книга адресована философам, историкам науки и культуры, литературоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся классическим наследием.


 Содержание

КНИГА ПЕРВАЯ  

 Обращение к Венере. -- Обращение к Меммию и предмет поэмы. -- Победа Эпикура над религией. -- Религия ведет к преступлениям: принесение в жертву Ифианассы. -- Необходимость уничтожения религии, отравляющей человеческое существование; постижение законов природы уничтожает всякие суеверные страхи. -- Отступление: трудность изложения греческой философии на латинском языке. -- Основное положение: "Из ничего не творится ничто по божественной воле" и доказательства его. Вывод из основного положения: "Ничто не обращается в ничто". -- Доказательство существования атомов, несмотря на их невидимость. -- Доказательство существования пустого пространства и опровержение теорий, отрицающих существование пустоты. -- Всё в мире состоит из тел и пустоты; никакой третьей субстанциональной сущности нет. -- Вопрос о времени. -- Строение атомов и доказательство их плотности и неделимости. Опровержение теории Гераклита. -- Опровержение других космогонических систем (Анаксимена, Фалеса, Ферекида, Ксенофана) и подробное доказательство несостоятельности учения Эмпедокла о четырех стихиях. -- Опровержение учения Анаксагора. -- Отступление: указание на основную задачу поэмы (освобождение человеческой мысли от религии) и оправдание формы изложения. -- Доказательство бесконечного количества атомов и безграничности вселенной. -- Опровержение учения стоиков о центре вселенной. -- Нелепость гипотезы об антиподах. -- Повторение доказательства беспредельности материи и пространства. -- Заключительное обращение к Меммию

КНИГА ВТОРАЯ  

 Вступление: похвала мудрости и доказательство тщетности людских забот и страхов. -- Содержание книги II. -- Движение атомов. -- Их сочетания. -- Скорость их движения. -- Опровержение идеи провидения и участия богов в создании мира. -- Все тела, в силу собственной тяжести, устремляются книзу, и ничто не способно само собой двигаться кверху. -- Отклонение атомов. Отклонение атомов и свобода воли. -- Количество мировой материи остается всегда неизменным. -- Движение атомов и объяснение невидимости его. -- Разнообразие форм атомов и обусловленные этим явления. -- Разнородность форм атомов, однако, ограничена. -- Количество одинакового вида атомов бесконечно. -- Всякая вещь состоит из сочетания разнородных атомов. -- Пример такого сочетания разнородных атомовземля. -- Отступление описание культа Великой Матери, миф о ней и опровержение обожествления природы. -- Другие примеры разнородности материи в вещах. -- Однако не все атомы могут входить в сочетание друг с другом каким угодно образом. -- Атомы бесцветны. -- Теория цвета. -- Атомы не обладают ни температурой, ни звуком, ни вкусом, ни запахом, ни мягкостью, ни гибкостью, ни рыхлостью -- вообще теми качествами, которые присущи "смертным" предметам. -- Атомы лишены чувства. -- Происхождение жизни и чувства. -- Переход к новой теме. -- Множественность миров во вселенной. -- Природа всё создает сама, без всякого участия богов. -- Возникновение и развитие мира. -- Признаки его постарения и неизбежной смерти

КНИГА ТРЕТЬЯ  

 Восхваление Эпикура. -- Содержание и задача книги III: исследование сущности духа и души (animus и anima) и уничтожение страха смерти. -- Дух и душа составляют часть человеческого тела, а не являются его "гармонией". -- Связь между душой и духом. -- Природа духа и души материальна ("телесна"). -- Чрезвычайная тонкость и мелкость атомов духа и души. -- Четыре составные части духа и души; ветер ("дуновение"), тепло ("жар"), воздух и четвертая безыменная сущность ("душа души"). Объяснение разницы темпераментов у животных и человека. Тесная взаимная связь между душою и телом. -- Возражение Демокриту по вопросу о размещении элементов души и тела. -- Учение об абсолютном пороге. -- Преобладание духа над силой души при их взаимной связи. -- Дух и душа, составляющие иную сущность, и рождаются и умирают. -- Душа умирает вместе с телом. -- Дух и душа рождаются одновременно с телом и живут и умирают с ним вместе. -- Душа и дух подвержены болезням, а следовательно, и смерти. -- Душа испытывает ту же агонию, что и тело. -- Так как дух есть часть человека, то о л не может существовать вне тела. -- Жизнеспособность тела и духа обусловлена их взаимною связью. -- Доказательства этого. -- Душа разделима и, следовательно, смертна. Будь дух и душа бессмертны и вселяйся они в "готовое тело", они бы помнили предыдущую свою жизнь. -- Душа так неразрывно сплетена с телом, что не может покинуть его, не разрушаясь. Если бы даже душа представляла какой-то ток, извне проникающий в тело, то тем самым она оказалась бы смертной. -- Душа, труп и черви. -- Доказательство нелепости учения о переселении душ. -- Нелепость предположения о вселении душ. Дух и душа не могут жить вне смертного тела, ибо смертное не может сочетаться с бессмертным. -- Заключительное доказательство смертности души. -- Ничтожность страха смерти при смерти ноет л души. -- Смерть -- не страдание, а избавление от страданий. -- Речь природы к человеку о смерти. -- Наказания после смерти -- басни. -- Толкование мифов о Тантале, Сизифе, и др. как изображений страданий при жизни. Неизбежность смерти. Боязнь смерти и отвращение к жизни происходят от незнания законов природы. -- Заключение: ничтожная длительность жизни по сравнению с вечностью смерти

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ  

 Вступление. -- Оправдание формы изложения. -- Содержание книги IV: теория призраков, или образов. -- Доказательства существования их. -- Природа образа. -- Возникновение их. -- Быстрота образования и скорость их движения. -- Истечения исходят от всевозможных вещей. -- Теория зрения. -- Теория отражения в зеркале. -- Различные явления зрения. -- Тень. Зрительные иллюзии. -- Оправдание чувства. -- Возражение скептикам. -- Другие чувства. -- Слух, голос, звук и различные виды звуков. -- Эхо и связанные с ним легенды. Слух и зрение. -- Разница между распространением звука и путями зрительных образов. -- Вкус. -- Разница во вкусах. -- Обоняние. -- Разные виды запахов. -- Разница в зрительных ощущениях. -- Умственные образы и призраки и возникновение их. -- Опровержение теории целесообразности. -- Голод и жажда. -- Ходьба и движения тела. -- Сон. -- Сновидения. -- Половое чувство. -- Любовь. Страдания и заблуждения влюбленных. -- Взаимное влечение. -- Теория наследственности. -- Бесплодие и плодовитость. -- Привычка и любовь

КНИГА ПЯТАЯ  

 Апофеоз Эпикура. -- Содержание книги V. -- Неизбежная гибель мира. -- Нелепость обожествления и одухотворения мира. Независимость мира от богов и опровержение теории целесообразности. -- Мир имел начало и так же смертен, как и его части. -- Борьба мировых стихий. -- Миф о Фаэтоне и потопе. -- Возникновение и образование мира и его отдельных частей. -- Движение звезд и возможные причины его. -- Причины устойчивости земли. -- Размеры солнца и луны. -- Солнечный свет и тепло. -- Гипотезы для объяснения движения солнца, луны и звезд. -- Смена дня и ночи. -- Изменения длительности дней и ночей в разные времена года. Фазы луны. -- Затмения. -- Переход к изложению теории развития земли. -- Появление растительности и животных. -- Истощение земли. -- Возникновение и исчезновение нежизнеспособных животных. -- Невозможность существования мифических существ. -- Теория борьбы за существование. -- Первобытные люди. -- Возникновение первобытного общества. Происхождение языка. -- Возникновение и применение огня. -- Возникновение царской власти и частной собственности. -- Свержение царской власти. -- Возникновение права и законов. -- Происхождение религии. -- Открытие металлов. -- Открытие железа. -- Усовершенствования в военном деле. -- Изобретение тканей. Обработка почвы. -- Возникновение музыки. -- Мысли о развитии материальной культуры. -- Осознание периодической смены времен года. -- Дальнейшее развитие культуры: письменность, судостроение, строительное искусство и т. д.

КНИГА ШЕСТАЯ  

 Восхваление Афин и Эпикура. -- Содержание книги VI: уничтожение суеверных страхов путем объяснения явлений природы. -- Происхождение грома. -- Молния. -- Природа молнии. -- Возникновение молнии. -- Скорость и сила молнии. -- Причины того, почему грозы чаще всего бывают осенью и весной. -- Молния не может посылаться богами. -- Смерчи. -- Тучи и облака. -- Дождь и радуга. -- Другие метеорологические явления. -- Землетрясения. -- Причины того, почему море не прибывает. -- Извержения Этны. -- Явления природы, допускающие различные объяснения. -- Разливы Нила. -- Аверны. -- Почему летом вода в колодцах холоднее, чем зимой. -- Источник у храма Аммона. -- Огневой источник и Арадский родник. -- Магнит. -- Болезни и эпидемии. -- Повальный мор в Афинах
Пояснения к рисункам

 Об авторе

ЛУКРЕЦИЙ (Тит Лукреций Кар, ок. 99-55 гг. до н. э.)

Выдающийся римский поэт и философ эпохи гражданских войн I в. до н. э., один из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователь учения Эпикура. Биографические сведения о нем малодостоверны. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния, у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Римский оратор и философ Цицерон в письме брату Квинту, написанном в 54 г. до н.э., упоминал поэму "О природе вещей" и признавал в ней "многие проблески гения, но также и немалое искусство". Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на творчество другого великого римского поэта, Вергилия.

Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, стремление по-новому поставить и решить проблемы этики, морали и религии, осознать основы мироздания -- все это вызвало в Риме интерес к греческим философским системам. Большой популярностью стала пользоваться материалистическая философия греческого философа Эпикура (IV--III вв. до н.э.). В дидактической поэме "О природе вещей" ("De rerum natura") Лукреций пламенно пропагандирует идеи Эпикура, раскрывая философские положения в конкретных образах и аналогиях, которые развертываются у него в яркие, цельные поэтические картины. В основе концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы поэт хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью. Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце