URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Шрадер О. Индоевропейцы. Пер. с нем.
Id: 180027
 
235 руб.

Индоевропейцы. Пер. с нем. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 216 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04296-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1913 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого языковеда и историка Отто Шрадера (1855--1919), цель которой автор видел в том, чтобы собрать воедино все научные сведения в области индоевропейской археологии, занимающейся проблемой происхождения и материальной культуры древнейших народов, говорящих на языках индоевропейской семьи.

Предмет исследования О.Шрадера --- народ. В целях выяснения прародины людей, причисляемых к индоевропейцам, автор исследует многочисленные данные об их хозяйстве и поселениях, торговле и промыслах, религии и обычаях.

Книга рекомендуется для широкого круга читателей; немало интересного найдут в ней для себя и специалисты --- историки, археологи, этнологи, культурологи.


 Оглавленiе

Индо-европейскiе народы, ихъ родина и древняя культура. Очеркъ проф. А.Л.Погодина
Предисловie къ русскому изданiю
Предисловие къ немецкому изданiю
Глава I. Индо-европейскiй пранародъ и индо-европейскiе народы
 Индо-европейсюй праязыкъ и индо-европейскiй пранародъ
 Древнейшее распространенiе индо-европейцевъ въ ЕвропЪ и въ Азiи; не индо-европейскiе народы.
 Пранародъ не то же, что первобытная раса.
 Народныя помЪси
 Внешний обликъ индо-европейскаго пранарода
 Продолжительное единство кельтовъ, германцевъ и славянъ на почве индо-германскаго праязыка
 Распадъ индо-европейскаго языкового и народнаго единства.
Глава II. Выясненiе индо-европейскихъ культурныхъ условiй
 Лингвистическая палеонтолоiия въ свете праисторiи, сравнительной археолоiии и этнографiи
Глава III. Народное хозяйство
 Скотоводство
 ДревнЪйшiя домашнiя животныя
 Скотъ-деньги
 Пища
 Одежда
 Повозки
 Названiя частей тЪла
 Земледелiе
 ДревнЪйшiя культурныя растенiя
 Характеръ древнЪйшаго полеводства
 Относительное значенiе скотоводства и полеводства
 Соль
 Разведенiе свиней
 ЛЪсныя деревья
 Птицы
 Охота и рыболовство.
Глава IV. Поселенiя (селища)
 Чувство оседлости и кочевой инстинктъ
 Городъ и пригородныя веси
 Землянка и хата
 Очагъ и печь
 Домашняя утварь
 Домашняя "нечисть" (паразиты)
 Легкость переселенiй
 Дороги
 Судоходство.
Глава V. Опьяняющiй напитокъ
 Страсть къ хмельному у индо-европейскихъ народовъ
 Медъ
 Родина пчелы
 Переходъ отъ меда къ сомЪ, къ пиву и вину.
Глава VI. Торговля и промыслы
 Врагъ и другь
 Гостепрiимство
 Хозяинъ и гость
 Торгъ подарками
 Доисторический торгъ
 Терминологiя купли и продажи, числа и меры
 Праисторическiе варваризмы
 Индо-европейскiе кустарные промыслы
 Горшечное искусство
 Археологическая и лингвистическая точки зрЪнiя
 Рабочая тягота индо-европейской женщины
 Мужскiя ремесла,
Глава VII. Годичный кругъ (Исчисленiе времени)
 Зима со льдомъ и снЪгомъ. Названiя благопрiятныхъ временъ года
 Древнейшая двураздЪльность года
 МЪсяцъ и месяцы
 Ихъ названiя
 12 священныхъ ночей
 Индоевропейскiй годъ -- годъ естественной смЪны осадковъ
 Годъ плодоношенiя (беременности). 9-ти и 7-ми дневные сроки
 Полнолунiе и новолунiе
 Счетъ ночами
 ПодраздЪленiя дня и ночи
 Часъ
 Неделя.
Глава VIII. Семья
 (Введенiе)
 До и не-индоевропейскiе виды семьи
 Материнское право
 Верховенство женщинъ(матрiархатъ)
 Общность женъ
 Подражание мужей родовымъ мукамъ женъ
 Индо-европейскiя степени родства.
 I.Бракъ и свадьба
  Покупка и похищенiе женъ
  Сватовство и женитьба
  Свадебные обычаи
  1) Напоминающiе бракъ уводомъ (хватанiе за руку, несенiе черезъ порогъ, фата, дружки, бросанiе на брачную постель, жалобныя пЪсни)
  2) Символизирующiе будущую плодовитость женщины (мальчикъ на колЪняхъ новобрачной, осыпанiе плодами земли, присутствiе свидетелей)
  Осмотръ свадебной рубашки.
  ДЪвичникъ
  ЦЪнили ли индо-европейцы невинность новобрачной?
  Пробныя ночи.
  3) Символистика соединенiя огненной и водной стихiи (летнее солнцестоянiе и свадьба. Вороженье плодовитости)
  4) Мелкiя подробности; накрытiе головы новобрачной
 II.Мужъ и жена
  Бракъ
  Значенiе индо-европейскаго "poti-s" въ смыслЪ "онъ самъ"
  Многоженство и единоженство при наложницахъ
  ПрелюбодЪянiе и кара за него
  Заместитель и проституцiя, какъ дань гостепрiимству
  Снохачество
  Понятiе о цЪломудрiи
  Положенiе женщины
  ТЬлесная расправа
  Удаленiе отъ стола
  Рабочая тягота
  Лишенiе правъ наслЪдованiя
  Разводъ
  Безправiе женщины
  Вдова
  Светлыя стороны женской доли.
 III.Домашний очагъ
  1) Родители и дЪти; право изгнанiя; хозяинъ, старики.
  2) Братъ и сестра. Братъ въ роли блюстителя невинности
  Сестрина и мужняя любовь.
  3) Дядя и племянникъ
  Исторiя матернаго брата.
  4) Свекровь и сноха
  "Злая теща";
  5) Бобыль
  Половая жизнь въ предЪлахъ домашняго очага
 Заключенiе
Глава IX. Народъ и племя
 ОпредЪзленiе понятiя "народъ" въ индо-европейскихъ языкахъ
 Древне-славянское и индо-европейское родовое государство
 Переходъ отъ племени къ народу.
Глава X. Кровавая месть.
 Ея распространеже среди индо-европейцевъ и ограниченiе определенными родственными кругами
 Вражда и миръ
 Отсутствiе кровавой мести за убiйство прелюбодея или вора
 "Вира"
 Понятие о чести
 Прекращеше кровавой мести постановлешемъ народнаго собрашя
 Кровавая месть въ Черногорiи.
 Искупительные обычаи въ Далмацiи
 Упраздненiе кровавой мести въ Pocciи
 Понятiе "a'gas" (въ смыслЪ "грЪхъ", "преступленiе").
Глава XI. Религiя
 I.Похоронные обычаи, поклоненiе покойникамъ и культъ предковъ.
 II.Обоготворенiе небожителей.
  "Баранье" воскресенье въ Россiи
  Илья-Перунъ и древне-индiйскiй "Парджанья"
  Отецъ небесный и мать-земля.
  Огонь
  Заря
  Богъ
  Внешняя суть индо-европейскихъ боговъ
  Ихъ внутреннее содержанiе
  Жертвы
  Жрецы
  Храмы (капища)
 III.Рокъ
  Мать-судьба
  "Доля", выпадающая каждому отъ матери.
  Есть ли представленiе о прирожденной долЪ особенность индо-европейскаго мiровоззрЪнiя?
Глава XII. ГдЪ прародина индо-европейцевъ?
 ДревнЪйшiя селища индо-европейцевъ въ средней
 ЕвропЪ и ТуркестанЪ, отъ Рейна до Гиндукуша
 Возможно ли считать всю указанную выше обширнЪйшую площадь прародиной индо-европейцевъ?
 Попытки ограничить понятiе прародины болЪе тЪcными пределами:
  а) антропологическо-археологическiя; съ точки зрЪнiя антропологiи и археологiи въ отдельности, и той и другой вмЪстЪ;
  в) лингвистически-историческiя изысканiя
 Факты, опирающiеся на географiю растенiй: букъ; дубъ
 3емледЪльческiя растенiя
 Данныя изъ географiи животныхъ: медвЪдь, угорь, лосось, черепаха, пчела
 Распаденiе пранарода на земледЪльцевъ и скотоводовъ
 ЛЪсъ и степь
 Прародина индо-европейцевъ-сЪверныя и сЪверо-западныя побережья Чернаго мора
 Задача будущаго
Литературный указатель

 Предисловiе къ русскому изданiю


Отъ автора

Когда я преподнесъ настоящую книжку въ ея нЪмецкомъ изданiи одному изъ выдающихся и даровитЪйшихъ сотоварищей по спецiальности, онъ написалъ мнЪ въ посвященiи на одномъ изъ собственныхъ своихъ трудовъ двустишiе:

Dir folg' ich gern, wenn auch nicht sklavisch; Denn manchmal scheinst Du mir zu-slavisch. [Следую теб'Ь охотно, но не рабски: ибо по временамъ ты кажешься мнЪ черезчуръ славянскимъ].

Надеюсь, что то, чЪмъ я навлекъ на себя дружесюй упрекъ, будетъ поставлено мнЪ скорее въ заслугу моими русскими читателями.

Во всякомъ случаЪ я думаю, что изъ нЪдръ славянства и при его участiи древнЪйшая исторiя культуры индоевропейскихъ народовъ почерпнетъ не мало драгоцЬнныхъ свЪдЪнiй. Таково же было мнЪнiе выдающагося прибалтiйско-нЪмецкаго историка культуры В.Гена (о немъ см. стр.34), который неоднократно и охотно высказывался на эту тему. Въ одномъ мЪстЪ онъ говоритъ: "Для историка культуры славяне представляюсь богатЪйшую, доселЪ почти вовсе не использованную сокровищницу доисторическаго быта. Какъ въ ближайшихъ окрестностяхъ Москвы, т.е. въ самомъ сердцЪ Россiи, такъ и въ Малороссiи, внимательный и знакомый съ языкомъ изслЪдователь тысячу разъ имЪетъ случай вспомнить о ГомерЪ и описанной у Гомера жизни". И далЪе, въ другомъ мЪстЬ: "На славянахъ лежитъ печать глубокой, сЪдой древности; они ревностно стоятъ на стражЪ старины и не порываютъ съ прошлымъ. Ихъ языкъ, ихъ семейный укладъ, религiя, нравы, суевЪрiя, ихъ права наследованiя могутъ служить источниками для изученiя глубочайшей древности".

Вполне разделяя подобныя воззренiя, я слишкомъ десять летъ тому назадъ сталъ знакомиться съ Росciей, съ русскимъ языкомъ, съ страною и народомъ, въ особенности же съ теми русскими учеными, выдающiеся труды которыхъ въ области языкознанiя, народовЪдЪнiя и археологiи прiобрели известность далеко за пределами Россш. Благодаря содействш профессоровъ Московскаго Университета В.К.Поржезинскаго и М.М.Покровскаго, которымъ я обязанъ обширнейшими указанiями, стремленiя мои были поддержаны съ величайшею готовностью такими учеными, какъ Ф.Ф.Фортунатовъ, А.А.Шахматовъ, Д.Н.Анучинъ и мн. др., въ числе которыхъ долженъ назвать также графиню Уварову. Столь же предупредительная помощь была оказана мне Импер. Академiей Наукъ, Импер. Русской Археологической Коммиссiей, Импер. Русскимъ Географическимъ Обществомъ, Импер. Эрмитажемъ (въ лице обязательнейшаго г.Е.М.Придика), Румянцевскимъ и Историческимъ музеями въ Москве и многими другими учрежденiями. За все это не могу не чувствовать глубочайшей признательности.

Думаю, что совокупность всехъ этихъ побужденiй и влiяний въ достаточной мере отразилась, какъ въ другихъ новейшихъ моихъ работахъ (см. перечень въ конце книги), такъ и въ настоящей книжке, которую поручаю благосклонному сочувстiю и вниманiю русскаго читателя.

О.Шрадеръ,

Бреславль. 9, XII, 12


 Предисловiе къ немецкому изданiю

ЦЪль настоящей книжки-собрать воедино всЪ научныя прдобрЪтенiя въ области индо-европейской археологиi, занимающейся вопросомъ о происхожденiи и древнЪйшихъ культурныхъ навыкахъ народовъ, говорящихъ на языкахъ индоевропейскаго корня. Хотя излагаемые мною взгляды опираются, главнымъ образомъ, на данныя, вошедиiя раньше въ болЪе крупныя мои работы (ср. указатель въ концЪ книги), тЪмъ не менЪe надеюсь, что отъ вниманiя освЪдомленныхъ читателей не ускользнутъ нЪкоторыя новыя филологичесiя и бытовыя подробности, рельефно оттЪнившiя вопросы въ настоящей обработкЪ.

Рамки, которыхъ я вынужденъ былъ держаться, не позволили мнЪ съ одинаковой обстоятельностью коснуться всЪхъ отдЪловъ. Поэтому я нисколько сократилъ обзоръ внЪшняго матерiальнаго быта индо-европейцевъ, достаточно разработаннаго наукой и печатью, съ тЪмъ, чтобы имЪть возможность дольше остановиться на менЪе избитыхъ темахъ: общественной жизни, правЪ, обычаяхъ и вЪрованiяхъ пра-народа. Въ вопросЪ о пра-родинЪ индо-европейцевъ я занялъ критическое и выжидательное положеше, по причинамъ, изложеннымъ въ XII главЪ.

Книжка предназначена для широкаго круга читателей. Поэтому всЪ историчея ссылки приведены въ переводЪ. Исходной точкою была для меня, по возможности, сокровищница ново-верхне-нЪмецкаго языка (т.е. словъ, вошедшихъ въ современную литературную мецкую рЪчь), а центръ тяжести доказательствъ я старался полагать въ сопоставленiи выраженiй нЪмецкихъ, латинскихъ и греческихъ (въ латинской транскрипциi).

Въ виду этого, я надЪюсь, что книжка окажется понятной и не-филологу и доставитъ ему несколько прiятныхъ часовъ въ области древнЪйшаго языкознанiя и доисторической культуры.

Индо-европейская археологiя-наука сравнительно юная, а потому очень нуждается въ прочной общественной поддержкЪ, которую слЪдуетъ искать въ сочувствiи всЪхъ образованныхъ классовъ. Да поможетъ настоящее изслЪдованiе пробудить всеобщiй интересъ къ индо-европейскимъ древностямъ.

О.Шрадеръ.

Бреславль, 20 сент. 1910 г.


 Об авторе

Отто ШРАДЕР (1855–1919)

Известный немецкий филолог и историк. Родился в Веймаре (Тюрингия), в семье государственного служащего. Закончил гимназию в Веймаре, учился в университетах Йены, Лейпцига и Берлина. Получив в 1878 г. докторскую степень, занял место преподавателя в Великогерцогской гимназии в Йене, где в 1890 г. получил звание профессора. В 1909 г. переехал в Бреслау, где занял должность постоянного профессора в местном университете. Автор получившего широкую известность в научных кругах «Словаря индоевропейских древностей» (1901).

В своих трудах Отто Шрадер развивал идеи культурно-исторической школы в языкознании: он сопоставлял данные сравнительно-исторического языкознания с достижениями исторических и естественных дисциплин — археологии, этнографии, ботаники, зоологии. Комплексный культурно-исторический подход использовался им при изучении древней этнической истории индоевропейских народов, при реконструкции социальной и культурной структуры первобытного общества. Шрадер также поддерживал гипотезу историка Виктора Гена о происхождении носителей индоевропейских языков от степных кочевников. Эта гипотеза предполагала, что праиндоевропейцы одомашнили только лошадь, и поскольку для осла и верблюда не было праиндоевропейских слов, Шрадер полагал, что прародина праиндоевропейцев находилась в зоне черноморско-каспийских степей, естественном ареале обитания лошади. Взгляды Гена и Шрадера получили развитие в середине XX века в виде так называемой курганной гипотезы.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце