URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ланге В.Н. Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи: Электричество и магнетизм. Колебания и волны. Оптика. Теория относительности. Атомная и ядерная физика
Id: 179752
 
Предварительный заказ! 255 руб. Бестселлер!

Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи: Электричество и магнетизм. Колебания и волны. Оптика. Теория относительности. Атомная и ядерная физика. № 21. Кн.2. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 232 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04329-8.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

В предлагаемой читателю книге приведены физические софизмы и парадоксы, различные по тематике и степени трудности. Цель книги --- показать, что даже в наше время стремительного прогресса науки в поисках удивительного и необычайного вовсе не обязательно отправляться куда-то далеко (например, в космос!). И в обыденной жизни нас окружают загадочные явления, над которыми мы не задумываемся лишь потому, что они привычны.

Физические парадоксы и софизмы, приведенные в книге, --- это, в сущности, своеобразные физические задачи, особенно пригодные для создания ярких проблемных ("конфликтных") ситуаций, активно побуждающих школьников к самостоятельной познавательной деятельности. Знакомство с ними окажется полезным для читателей и предостережет их от некоторых часто допускаемых ошибок, поможет увидеть привлекательные стороны физической науки и будет способствовать пробуждению интереса и любви к этой важной области человеческих знаний.

Настоящее издание, представляющее собой вторую часть книги, посвящено вопросам электричества и магнетизма, механических колебаний и волн, оптики, физики элементарных частиц, атомной и ядерной физики.

Книга адресована самому широкому кругу любителей занимательной физики, в первую очередь из числа учащихся старших классов.


 Оглавление

Предисловие
Несколько замечаний о роли софизмов и парадоксов в формировании и развитии физической науки
Глава 1. Электростатика
 1.1.Ожиданию вопреки
 1.2.Странное непостоянство
 1.3.Притяжение одноименных зарядов
 1.4.Сначала отталкивание, а притяжение потом
 1.5.Верен ли закон Кулона?
 1.6.Кулону вопреки
 1.7.Навстречу силовым линиям
 1.8.Откуда берется энергия?
 1.9.О зарядке конденсатора переменной емкости
 1.10.Выполняется ли закон сохранения энергии при зарядке конденсатора?
 1.11.Еще раз о законе сохранения энергии
 1.12.Почему энергия конденсатора увеличивается?
 1.13.Генератор высокого напряжения
Глава 2. Постоянный электрический ток
 2.1.Атмосферная динамомашина
 2.2.Должен ли течь ток через проводник, замыкающий полюсы батареи?
 2.3.Сила тока в ответвлении равна силе тока в неразветвленной части цепи?!
 2.4.Какой ток может дать аккумулятор?
 2.5.Как уменьшить показания гальванометра?
 2.6.Почему уменьшился ток?
 2.7.Каково сопротивление электрической лампочки?
 2.8.Причуды амперметра
 2.9.Что покажет вольтметр?
 2.10.Сопротивления любых проводников равны!
 2.11.Каким должно быть сопротивление?
 2.12.Какой ток потребляет прибор?
 2.13.Противоречие с законом Ома?
 2.14.Электромагнитные взаимодействия и третий закон Ньютона
Глава 3. Электрический ток в различных средах. Магниты и магнитные взаимодействия. Электромагнитное взаимодействие
 3.1.Загадка электролиза
 3.2.Способ увеличения КПД электролитической ванны
 3.3.Электрический ток в атмосфере
 3.4.Почему в последовательной цепи ток неодинаков?
 3.5.Как объяснить понижение температуры?
 3.6.Зарядится ли конденсатор?
 3.7.Магнит с одним полюсом
 3.8.Где источник энергии магнита?
 3.9.Взаимодействие электронных пучков
 3.10.Всегда ли отталкиваются противоположно направленные токи?
 3.11.Две простых задачи
 3.12.Всегда ли магнит притягивает железо?
Глава 4. Колебания и волны. Производство, передача и использование электрической энергии
 4.1.Простой вывод формулы маятника
 4.2.Конический маятник
 4.3.Отчего часы стали спешить?
 4.4.При каком напряжении загорается неоновая лампа?
 4.5.Показания какого амперметра правильны?
 4.6.Почему показания вольтметра различны?
 4.7.Чья частота лучше?
 4.8.Меняется ли коэффициент трансформации при изменении нагрузки на трансформатор?
 4.9.Почему магнитное поле осталось неизменным?
 4.10.Странная арифметика, или $120 + 160 = 200$
 4.11.Переменный ток и уравнения Кирхгофа
 4.12.Танцующий сердечник
 4.13.Паспорт электродвигателя
 4.14.Как проверять предохранители?
 4.15.Почему загорались лампы (причуды трехфазных сетей)
 4.16.Необычные лампочки
 4.17.Возможны ли поперечные волны в жидкостях?
 4.18.Наблюдается ли в этом опыте интерференция звука?
 4.19.Почему усиливается звук?
 4.20.Странный случай намагничения железа
Глава 5. Оптика -- геометрическая и волновая
 5.1.Гром и молния
 5.2.На небе и на Земле
 5.3.Прозрачная вода и непрозрачный туман
 5.4.Предметы и их тени
 5.5.Задача о световом потоке
 5.6.Уличные фонари
 5.7.Где поместить зеркало?
 5.8."Прожекторы" освещают небо
 5.9."Коварное" зеркало
 5.10.Вместо лазера
 5.11.Необычное зеркало
 5.12.Почему бывает радуга?
 5.13.Одежда металлургов
 5.14."Что ж ты, милая, смотришь искоса?"
 5.15.Перевернутый гвоздик
 5.16.Замечательный глаз
 5.17.Почему колеса вращаются "не в ту сторону"?
 5.18.Можно ли получить увеличение освещенности с помощью рассеивающей линзы?
 5.19.Линзы "наоборот"
 5.20.Как работает телескоп-рефрактор?
 5.21.Нужны ли астрономам телескопы?
 5.22.Когда при фотографировании нужна большая выдержка?
 5.23.Каков истинный цвет?
 5.24.Зеленый или белый?
 5.25.Изменится ли цвет?
 5.26.Отчего огоньки новогодней елки меняют цвет?
 5.27.Какого цвета зеленка?
 5.28.Сюрпризы зеленого стекла
 5.29.Просветленная оптика
 5.30.Как свет проходит сквозь непрозрачный шарик?
 5.31.Какой должна быть диафрагма?
 5.32.Возможна ли постройка гиперболоида?
 5.33.Случай с Вудом
 5.34.О скорости света в прозрачных телах
Глава 6. Теория относительности, атомная и ядерная физика, кванты, элементарные частицы
 6.1.Простой способ путешествовать в прошлое
 6.2.Теория относительности и абсолютно твердое тело
 6.3.Парадокс линеек
 6.4.Парадокс рычага
 6.5.Загадка мю-мезона
 6.6.Парадокс близнецов
 6.7.Будет излучение или нет?
 6.8.Сколько радия было на Земле в "день ее рождения"?
 6.9.Ядерные реакции и закон сохранения массы
 6.10.Аддитивна ли масса?
 6.11.Неожиданный сюрприз
 6.12.Об удельной мощности человека и Солнца
 6.13.Как возникают космические лучи?
 6.14.Опасна ли встреча?
 6.15.Активность Солнца и космические лучи
 6.16.Отрицательное световое давление
 6.17.Почему по-разному светятся одинаково нагретые тела?
Глава 7. Несколько разных задач
 7.1.Любопытное постоянство морских волн
 7.2.Когда два излучателя хуже, чем один
 7.3.Как хлопок превращается в рычание?
 7.4.Способ услышать ультразвук?
 7.5.Почему небо ночью темное?

 Предисловие

Памяти Ольги Николаевны и Николая Ивановича Ланге

В настоящей книге, адресованной самому широкому кругу любителей занимательной физики, в первую очередь из числа учащихся старших классов, приведены физические софизмы и парадоксы, различные по тематике и степени трудности.

"Софизм" и "парадокс" -- слова греческие. Софизм означает рассуждение, формально кажущееся совершенно безупречным, но содержащее на самом деле ошибку, в результате которой конечный вывод оказывается абсурдным. Одним из типичных софизмов, дошедшим до нас с древнегреческих времён, является следующий: "То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты рогат".

В парадоксе, наоборот, умозаключение, кажущееся неверным, противоречащим "здравому смыслу", на самом деле справедливо. Например, выражаясь словами популярной поговорки, "невероятно, но факт", что при сложении скоростей, направленных в одну сторону, результирующая скорость будет меньше арифметической суммы скоростей (этот вывод следует из частной теории относительности).

Несколько более подробные сведения о парадоксах и софизмах приведены в небольшой главке, следующей за предисловием.

Размышления над софизмами и парадоксами не нужно считать пустой тратой времени. Не случайна любовь к ним таких выдающихся учёных, как Г.Лейбниц, Л.Эйлер, А.Эйнштейн. Гости Эйнштейна видели в книжном шкафу хозяина, весьма разборчивого в приобретении книг, целую полку, забитую математическими забавами и головоломками. Может быть, именно ранняя любовь к нешаблонным задачам развила у него способность к нестандартному мышлению, без которого никакое открытие невозможно. Анализ многих парадоксов сыграл важную роль в развитии современной физики. Знакомство с задачами-парадоксами и задачами-софизмами, попытки разрешить их самостоятельно -- прекрасная тренировка для пытливого ума. Автор надеется, что знакомство с задачами, приведёнными в этом небольшом сборнике, окажется полезным для читателей и предостережёт их от некоторых часто допускаемых ошибок.

После формулировки каждой задачи дается решение к ней. Разумеется, не нужно спешить знакомиться с ним, чем большую работу читатель проделает самостоятельно, тем больше будет ценить достигнутый успех и тем большее удовлетворение получит. Ответ полезно прочитать как в тех случаях, когда справиться с задачей самостоятельно оказалось трудно, так и для проверки своего решения.

Цель книги -- показать, что даже в наше время стремительного прогресса науки в поисках удивительного и необычайного вовсе не обязательно отправляться куда-то далеко (например, в космос!). И в обыденной жизни нас окружают загадочные явления, над которыми мы не задумываемся лишь потому, что они привычны; нужно чаще и внимательнее осматриваться вокруг, стараясь увидеть в очевидном невероятное, и старания непременно будут вознаграждены -- открытиями или изобретениями. Хотелось бы надеяться, что знакомство со сборником поможет читателям увидеть привлекательные стороны физической науки и будет способствовать пробуждению интереса и любви к этой важной области человеческих знаний.

Первое русское издание книги появилось в 1963 году. В 1967 и 1978 годах были выпущены второе и третье издания. Книга вызвала интерес и за рубежом, о чём свидетельствуют её переводы на более полутора десятков различных языков (в том числе два издания в Японии и семь -- в Германии). Автор отмечает этот факт отнюдь не в целях "саморекламы" (хотя слово "реклама", кстати говоря, в наше время уже не используется как бранное!), а для того, чтобы читатель имел возможность убедиться в том, что в его руки попала апробированная книга, выдержавшая проверку временем. По ряду причин новое издание книги выходит значительно позже предыдущего. В него включено много новых парадоксов и софизмов, большинство старых переработано, часть же -- вообще исключена. Практически возникла совершенно новая книга, в связи с чем представилось необходимым несколько изменить её название; кроме того, она разбита на две части: первая повящена проблемам механики и молекулярной физики, данная -- вопросам электричества и магнетизма, механических колебаний и волн, оптики, физики элементарных частиц, атомной и ядерной физики.

Автор с сердечной благодарностью отмечает большой конструктивный вклад, внесённый в создание книги, как официальных, так и неофициальных рецензентов, в том числе К.А.Путилова, Д.И.Сахарова, М.И.Блудова, П.В.Маковецкого, П.А. и А.П.Рымкевичей, В.А.Фабриканта, Б.Ю.Когана и А.З.Синякова. Дальнейшие советы и критика будут также приняты с признательностью.

Замечание для преподавателей

Решение физических задач, в качестве каковых можно рассматривать физические софизмы и парадоксы, всегда выступало на уроках и как средство, и как цель обучения, но в разных случаях акценты расставляются по-разному.

При "традиционном" обучении решение задач рассматривается, главным образом, как цель: задачи решаются для того, чтобы закрепить теоретические знания, сделать их практически значимыми; задачи следуют за теоретическим материалом.

В проблемном обучении центр тяжести переносится на другой аспект решения задач -- они выступают чаще как средство создания проблемной ситуации, предваряя теоретическое рассмотрение вопроса. Здесь задача является весьма эффективной формой изложения материала, в которой данный материал включается в процесс обучения.

Физические парадоксы и софизмы, приведённые далее, -- это, в сущности, своеобразные физические задачи, особенно пригодные для создания ярких проблемных ("конфликтных") ситуаций, активно побуждающих школьников к самостоятельной познавательной деятельности. Эти их возможности отмечали ещё в середине сороковых годов, в частности, физик академик Л.И.Мандельштам и профессор психологии С.Л.Рубинштейн.

Автор

 Об авторе

Виктор Николаевич ЛАНГЕ

Кандидат физико-математических наук, крупный специалист по методике преподавания физики. После окончания Ленинградского государственного педагогического института работал учителем физики в средней школе. После защиты диссертации работал в институтах Барнаула, Уссурийска, Кишинева. В 1967 г. переехал в Ленинград, где преподавал физику в Военно-морском училище им. С.О. Макарова, а затем заведовал кафедрой физики в Ленинградском институте водного транспорта (ЛИВТ, ныне Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций).

Всю жизнь В.Н. Ланге занимался популяризацией науки, и даже после выхода на пенсию вел факультативный курс по физике в Санкт-Петербургской гимназии. Особое внимание он обращал на решение нетиповых физических задач. Его книги переведены на английский, немецкий, французский, болгарский, испанский и японский языки.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце