Показать ещё...
Восприятие запахов изучают в физиологии, психологии, химии, философии, культурологии. Физиологическое воздействие пахучих веществ изучается в экспериментальных исследованиях. Однако органическая реакция индивида составляет лишь одну из сторон восприятия запаха. Она сводится к переживанию элементарных смыслов: удовольствия – неудовольствия, возбуждения – успокоения, напряжения – разрядки. Источником элементарных смыслов является нередко количественная сторона запахов. Содержание запахов образует смыслы более высокого порядка. Наименее изученными проблемами считаются: – закономерность смыслообразования при организации воспринимаемых запахов в единое целое; – логика движения смыслов, основанная на соотношении данного момента обоняния с предыдущим; – отображение композиции запахов в смыслах – на сознательном и бессознательном уровнях. Самым сложным оказывается вопрос о том, откуда берется у индивида способность следить за развитием смыслов, представленных запахами. Исследований, посвященных исторической и национальной вариативности восприятия запахов, недостаточно. Между тем в научной литературе признается зависимость осмысления запахов от уровня культуры общества, обонятельного опыта индивида. Одна из причин этого, по нашему мнению, заключается в отвлеченности эстетики восприятия и замкнутости эстетической теории. Историк парфюмерии или гастрономии, изучая свой предмет, не может отрешиться от понимания его как феноменологии вкусо-обонятельного шедевра. История восприятия учитывается лишь в "снятом" виде. Анализ укладывается в систему субъект-объектных отношений. Природа запаха генетически связана с ситуацией, когда эти отношения еще не были сформированы. Следовательно, необходимо рассматривать осмысление запахов в ракурсе культурной эволюции человека. Тем более что есть попытки представить механизм смыслообразования запахов как древнейший, архаический пласт человеческой культуры, не поддающийся ароматической прогрессирующей организации. Другая крайность: утверждается, что старые механизмы смыслообразования запахов исчерпали свои возможности, и логика развития культуры привела к неким "концептуальным" предписаниям, предваряющим восприятие запахов. Анализ динамики смыслообразования запахов позволяет выделить: – дифференциацию запахов; – эмоционально-эстетический отклик; – ассоциативно-обонятельную активность. Есть основания предполагать, что становление первого элемента относится преимущественно к архаической культуре. Позже формируется второй элемент, так как эмоционально-эстетический отклик определяется не только культурным обликом человека, но и индивидуально-типологическими, психологическими его особенностями. Архаическое "остается" во втором и третьем элементах на уровне культурно-бессознательного. Общая тенденция смыслообразования проявляется и в сфере восприятия запахов. С повышением культурного уровня субъекта фрагментарное восприятие запахов превращается в структурно-целостный акт. Происходит некоторое снижение ассоциативной активности в сознании, что объяснимо перерастанием фазы формирования смысла как "осмысления под запахи",/ "угадывания смысла запахов". Создаются предпосылки смыслового перевода языка запахов, причем из разных культур, на язык впечатлений и сюжетных схем индивида. Различия между субъектом и объектом не существуют на уровне рефлекторной моторики человека. Внутренняя моторика (микродвижения мышц, поднимающих и опускающих нос) "отсутствует" при непонимании запахов. И наоборот, динамика мышечных движений соответствует воспринимаемому запаху. Моторное звено восприятия запаха, следовательно, способствует его осмыслению. По мере осмысления запахов формируется субъект культуры. В каком отношении? Смысл определяется не только тем, что дает человеку совокупность запахов, но, прежде всего, тем, что он в них ищет. Для осмысления запахов требуется все более сложная аналитическо-синтетическая работа сознания. Раскрывая духовный мир, человек делает "открытым" реальный, внешний мир запахов. Поэтому смыслообразование здесь совершается и как обратный процесс. Во второй половине XX века возникает одорология (от лат. odor – запах) – наука о природе и механизме обоняния, опознания запахов. Появляются научные направления – ольфактроника (от лат. olfactorius – благовонный) – изучение применения запахов в разных областях жизни; ольфактометрия – изучение остроты обоняния. В основу смыслогенетической одорологии, по нашему мнению, должны быть положены следующие закономерности: 1. Смысл запаха является одной из составляющих культуры. 2. Смыслы ароматов человечество всегда приравнивало к символам духовности, гармонии. 3. Сущность смысла запахов заключается, прежде всего, в реально-действенных проявлениях. Совершенствование обоняния заключается в том, чтобы "подвести" предмет к границе смыслового поля. Понятийный аппарат современной одорологии усложнен и непорядочен. В нем выделяются понятия, не наполненные личностно-именным содержанием. Существует до 40 теорий, объясняющих происхождение запахов – химическая, стереохимическая, квантовая и др. Между тем, о запахах известно не более 5% от того, что они скрывают. Не существует общепринятой классификации запахов. Недостаточно изучена взаимосвязь эфирных масел – с грозой, погодными аномалиями. Попытка создания "электронного носа" (1948, США) выявила невозможность воспроизвести эту способность человека в машинном варианте. Необходим новый тип социокультурных исследований, в рамках которых главная роль отводится не механическому усвоению существующих смыслов запахов, а подготовке к овладению техникой и содержанию смыслов запахов, которых ранее не существовало. Запах является индикатором многих процессов, происходящих "внутри" человека, но главное в нем – культурный смысл. На границе одорологии с другими науками могут решаться такие проблемы, как: влияние запахов на настроение, память, поведение, эмоции; кодирование запахов на уровне обонятельных нейронов. Классификации запахов в одорологии – не более, чем универсальные смысловые схемы. К.Линней: приятный, благовонный, амброво-мускусный, чесночный, козлиный, отталкивающий, зловонный. А.Галлер: приятный, неприятный, нейтральный. Дж.Эймур: камфорный, эфирный, цветочный, мускусный, мятный, острый, гнилостный. А.Васильев: хороший для большинства, плохой для большинства, индивидуально предпочитаемый. Д.Димов: чистый, смешанный, раздражающий. Время, осмысленное в запахах, есть часть времени, существующего независимо от человека; последний в определенной мере идентифицирует себя с ним. Иначе: ценность запаха определяется как осмысление себя во времени. Она появляется позже, чем предметно-смысловое отношение к запахам. Сезонные запахи имеют продолжительность 30–100 суток. Запахи, существующие 50–100 лет, формируются внутри семьи из трех-четырех поколений. Они "укладываются" в продолжительность жизни одного человека. В общественной памяти о событиях запахи сохраняются на глубине 1000–10000 лет. Запахи от 10000 до 100000 лет выражаются в мифах. Это, например, мифологизированный запах материнского молока. Запахи старше 100000 лет находятся за пределами живой памяти. Запахи легко переводить в цвета. В свою очередь, метафоры цвета становятся метафорами запаха. Происходит двойная символизация: запах пыли – серый, запах ириса – радужный. Рыжеватый цвет сапог ассоциируется с запахом старой кожи. В России тоска имеет метафорические запах и цвет – зеленый. Существуют звуково-запаховые метафоры. Запахи нищеты и роскоши как бы "кричат". К разряду "шумных" относится запах победы. Запах осенних яблок – "постукивающий". Запахи ржаного поля – "слегка шелестящие". Через мышечные ощущения также можно выразить запахи. У розы – аромат "легкий". Уличные запахи всегда "тяжелые". Движущая сила обонятельной чувствительности – переосмысление, при которой представления о мире не разрушаются, не отрицаются, а обогащаются новым содержанием. Смыслы запахов не "вносятся" извне как внешнее, принудительное начало. Они "самовозникают" в сознании субъектов культуры. Смыслообразование запахов есть регулируемый процесс. Место смыслов запахов в культуре определяется их преимуществом перед значениями: – генетически смыслы запахов "предшествуют" значениям запахов; – через смыслы природных запахов можно "выйти" на органическую картину мира в сознании человека; – нелинейность организации смысла запахов наиболее полно воспроизводит нелинейную организацию мысли; – смыслы запахов не менее социальны, чем значения, так как они представляют индивидуальное освоение опыта разных поколений. Следует отметить, что смысл и значение запахов не являются жестко фиксированными в своих границах. В культуре смысл и значения запахов "сливаются". Нужна специальная аналитическая операция, чтобы их разделить. К стадиям смыслообразования запахов в культуре относятся: – возникновение смысла (событие в запахах); – раскрытие смысла (понимание запахов); – смысловой подбор (творчество в ароматах и духах); – смысловой след (переживание запахов в литературе, изобразительном искусстве). Некий образец, обонятельная традиция не воспроизводятся сознанием с точностью "до удвоения". Они осмысливаются как нечто культурное, но еще не личное. Чтобы стать принадлежностью человека, обонятельные метафоры должны быть заново присвоены. В сфере парфюмерии и гастрономии эти процессы проходят в концентрированном виде. Поэтому подлинным содержанием приобщения к миру запахов является культура повседневности, в ней человек самовыражается легко и естественно. Академическая часть философской культуры наиболее консервативна. Но для реализации смысла запахов необходим выбор, поэтому он неизбежно разрушается при переходе предела "жестокости". Чтобы этого не произошло, необходим выход процесса осмысления запахов в многофункциональные социальные пространства. Костяев Александр Иванович Кандидат философских наук, член Российского философского общества. Автор более 130 научных публикаций, в том числе монографий: «Культура как объект смыслогенетического анализа», «Алфавиты и коды культуры. Palaestina. Roma», «У истоков европейской мысли. L. A. Seneca», «Проекции температурной чувствительности Человека культурного» (M.: URSS), «Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы» (M.: URSS). Является одним из авторов учебно-методических пособий: «Структурный курс философии», «Философия: Исследования, тексты, схемы, таблицы, упражнения, тесты», «Культурология: Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования» (M.: URSS).
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |