URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы
Id: 179645
 
219 руб.

Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 144 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04401-1. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

В настоящей книге впервые системно представлен феномен ароматов и запахов как часть бытия человека. Рассматривается роль запахов в различных культурах, в том числе в культуре французского Просвещения и в русской культуре, в частности в русской литературе XIX -- начала XX века. Исследуются попытки проникновения в мир запахов в рассуждениях И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, В.В.Розанова и А.Белого, Н.А.Бердяева и И.А.Ильина. Проведенный автором анализ позволяет представить историю европейской культуры в запахах, ощутить ароматы культуры Серебряного века, а также понять, почему в современной цивилизации естественные запахи подменяются искусственными.

Книга предназначена для всех интересующихся культурой повседневности.


 Оглавление

Введение
I Мир запахов
 § 1.Самопрезентация человека в запахах и ароматах
 § 2.Присутствие запахов в текстах сознания
 § 3.Ароматы культуры французского Просвещения. Д.Дидро. Ж.-Ж.Руссо
 § 4.Проникновение вглубь запахов у И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля
 § 5.Агрессия запахов у А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
 § 6.Исцеление ароматами
II Язык запахов в России
 § 1.Запах плоти. В.В.Розанов
 § 2.Вселенские запахи. А.Белый
 § 3.Вокруг человека -- сотни запахов. Н.А.Бердяев, И.А.Ильин
 § 4.Запахи России. Традиции русской литературы
 § 5.Размышления о запахах
Заключение
Литература

 Введение

Восприятие запахов изучают в физиологии, психологии, химии, философии, культурологии. Физиологическое воздействие пахучих веществ изучается в экспериментальных исследованиях. Однако органическая реакция индивида составляет лишь одну из сторон восприятия запаха. Она сводится к переживанию элементарных смыслов: удовольствия -- неудовольствия, возбуждения -- успокоения, напряжения -- разрядки. Источником элементарных смыслов является нередко количественная сторона запахов. Содержание запахов образует смыслы более высокого порядка. Наименее изученными проблемами считаются:

-- закономерность смыслообразования при организации воспринимаемых запахов в единое целое;

-- логика движения смыслов, основанная на соотношении данного момента обоняния с предыдущим;

-- отображение композиции запахов в смыслах -- на сознательном и бессознательном уровнях.

Самым сложным оказывается вопрос о том, откуда берется у индивида способность следить за развитием смыслов, представленных запахами. Исследований, посвященных исторической и национальной вариативности восприятия запахов, недостаточно. Между тем в научной литературе признается зависимость осмысления запахов от уровня культуры общества, обонятельного опыта индивида. Одна из причин этого, по нашему мнению, заключается в отвлеченности эстетики восприятия и замкнутости эстетической теории. Историк парфюмерии или гастрономии, изучая свой предмет, не может отрешиться от понимания его как феноменологии вкусо-обонятельного шедевра. История восприятия учитывается лишь в "снятом" виде.

Анализ укладывается в систему субъект-объектных отношений. Природа запаха генетически связана с ситуацией, когда эти отношения еще не были сформированы. Следовательно, необходимо рассматривать осмысление запахов в ракурсе культурной эволюции человека. Тем более что есть попытки представить механизм смыслообразования запахов как древнейший, архаический пласт человеческой культуры, не поддающийся ароматической прогрессирующей организации. Другая крайность: утверждается, что старые механизмы смыслообразования запахов исчерпали свои возможности, и логика развития культуры привела к неким "концептуальным" предписаниям, предваряющим восприятие запахов. Анализ динамики смыслообразования запахов позволяет выделить:

-- дифференциацию запахов;

-- эмоционально-эстетический отклик;

-- ассоциативно-обонятельную активность.

Есть основания предполагать, что становление первого элемента относится преимущественно к архаической культуре. Позже формируется второй элемент, так как эмоционально-эстетический отклик определяется не только культурным обликом человека, но и индивидуально-типологическими, психологическими его особенностями. Архаическое "остается" во втором и третьем элементах на уровне культурно-бессознательного.

Общая тенденция смыслообразования проявляется и в сфере восприятия запахов. С повышением культурного уровня субъекта фрагментарное восприятие запахов превращается в структурно-целостный акт. Происходит некоторое снижение ассоциативной активности в сознании, что объяснимо перерастанием фазы формирования смысла как "осмысления под запахи",/ "угадывания смысла запахов". Создаются предпосылки смыслового перевода языка запахов, причем из разных культур, на язык впечатлений и сюжетных схем индивида.

Различия между субъектом и объектом не существуют на уровне рефлекторной моторики человека. Внутренняя моторика (микродвижения мышц, поднимающих и опускающих нос) "отсутствует" при непонимании запахов. И наоборот, динамика мышечных движений соответствует воспринимаемому запаху. Моторное звено восприятия запаха, следовательно, способствует его осмыслению. По мере осмысления запахов формируется субъект культуры. В каком отношении? Смысл определяется не только тем, что дает человеку совокупность запахов, но, прежде всего, тем, что он в них ищет.

Для осмысления запахов требуется все более сложная аналитическо-синтетическая работа сознания. Раскрывая духовный мир, человек делает "открытым" реальный, внешний мир запахов. Поэтому смыслообразование здесь совершается и как обратный процесс. Во второй половине XX века возникает одорология (от лат. odor -- запах) -- наука о природе и механизме обоняния, опознания запахов. Появляются научные направления -- ольфактроника (от лат. olfactorius -- благовонный) -- изучение применения запахов в разных областях жизни; ольфактометрия -- изучение остроты обоняния. В основу смыслогенетической одорологии, по нашему мнению, должны быть положены следующие закономерности:

1. Смысл запаха является одной из составляющих культуры.

2. Смыслы ароматов человечество всегда приравнивало к символам духовности, гармонии.

3. Сущность смысла запахов заключается, прежде всего, в реально-действенных проявлениях.

Совершенствование обоняния заключается в том, чтобы "подвести" предмет к границе смыслового поля.

Понятийный аппарат современной одорологии усложнен и непорядочен. В нем выделяются понятия, не наполненные личностно-именным содержанием. Существует до 40 теорий, объясняющих происхождение запахов -- химическая, стереохимическая, квантовая и др. Между тем, о запахах известно не более 5% от того, что они скрывают. Не существует общепринятой классификации запахов.

Недостаточно изучена взаимосвязь эфирных масел -- с грозой, погодными аномалиями. Попытка создания "электронного носа" (1948, США) выявила невозможность воспроизвести эту способность человека в машинном варианте. Необходим новый тип социокультурных исследований, в рамках которых главная роль отводится не механическому усвоению существующих смыслов запахов, а подготовке к овладению техникой и содержанию смыслов запахов, которых ранее не существовало.

Запах является индикатором многих процессов, происходящих "внутри" человека, но главное в нем -- культурный смысл. На границе одорологии с другими науками могут решаться такие проблемы, как: влияние запахов на настроение, память, поведение, эмоции; кодирование запахов на уровне обонятельных нейронов.

Классификации запахов в одорологии -- не более, чем универсальные смысловые схемы. К.Линней: приятный, благовонный, амброво-мускусный, чесночный, козлиный, отталкивающий, зловонный. А.Галлер: приятный, неприятный, нейтральный. Дж.Эймур: камфорный, эфирный, цветочный, мускусный, мятный, острый, гнилостный. А.Васильев: хороший для большинства, плохой для большинства, индивидуально предпочитаемый. Д.Димов: чистый, смешанный, раздражающий.

Время, осмысленное в запахах, есть часть времени, существующего независимо от человека; последний в определенной мере идентифицирует себя с ним. Иначе: ценность запаха определяется как осмысление себя во времени. Она появляется позже, чем предметно-смысловое отношение к запахам. Сезонные запахи имеют продолжительность 30--100 суток. Запахи, существующие 50--100 лет, формируются внутри семьи из трех-четырех поколений. Они "укладываются" в продолжительность жизни одного человека. В общественной памяти о событиях запахи сохраняются на глубине 1000--10000 лет. Запахи от 10000 до 100000 лет выражаются в мифах. Это, например, мифологизированный запах материнского молока. Запахи старше 100000 лет находятся за пределами живой памяти.

Запахи легко переводить в цвета. В свою очередь, метафоры цвета становятся метафорами запаха. Происходит двойная символизация: запах пыли -- серый, запах ириса -- радужный. Рыжеватый цвет сапог ассоциируется с запахом старой кожи. В России тоска имеет метафорические запах и цвет -- зеленый. Существуют звуково-запаховые метафоры. Запахи нищеты и роскоши как бы "кричат". К разряду "шумных" относится запах победы. Запах осенних яблок -- "постукивающий". Запахи ржаного поля -- "слегка шелестящие". Через мышечные ощущения также можно выразить запахи. У розы -- аромат "легкий". Уличные запахи всегда "тяжелые".

Движущая сила обонятельной чувствительности -- переосмысление, при которой представления о мире не разрушаются, не отрицаются, а обогащаются новым содержанием. Смыслы запахов не "вносятся" извне как внешнее, принудительное начало. Они "самовозникают" в сознании субъектов культуры. Смыслообразование запахов есть регулируемый процесс. Место смыслов запахов в культуре определяется их преимуществом перед значениями:

-- генетически смыслы запахов "предшествуют" значениям запахов;

-- через смыслы природных запахов можно "выйти" на органическую картину мира в сознании человека;

-- нелинейность организации смысла запахов наиболее полно воспроизводит нелинейную организацию мысли;

-- смыслы запахов не менее социальны, чем значения, так как они представляют индивидуальное освоение опыта разных поколений.

Следует отметить, что смысл и значение запахов не являются жестко фиксированными в своих границах. В культуре смысл и значения запахов "сливаются". Нужна специальная аналитическая операция, чтобы их разделить. К стадиям смыслообразования запахов в культуре относятся:

-- возникновение смысла (событие в запахах);

-- раскрытие смысла (понимание запахов);

-- смысловой подбор (творчество в ароматах и духах);

-- смысловой след (переживание запахов в литературе, изобразительном искусстве).

Некий образец, обонятельная традиция не воспроизводятся сознанием с точностью "до удвоения". Они осмысливаются как нечто культурное, но еще не личное. Чтобы стать принадлежностью человека, обонятельные метафоры должны быть заново присвоены. В сфере парфюмерии и гастрономии эти процессы проходят в концентрированном виде. Поэтому подлинным содержанием приобщения к миру запахов является культура повседневности, в ней человек самовыражается легко и естественно.

Академическая часть философской культуры наиболее консервативна. Но для реализации смысла запахов необходим выбор, поэтому он неизбежно разрушается при переходе предела "жестокости". Чтобы этого не произошло, необходим выход процесса осмысления запахов в многофункциональные социальные пространства.


 Об авторе

Костяев Александр Иванович
Кандидат философских наук, член Российского философского общества. Автор более 130 научных публикаций, в том числе монографий: «Культура как объект смыслогенетического анализа», «Алфавиты и коды культуры. Palaestina. Roma», «У истоков европейской мысли. L. A. Seneca», «Проекции температурной чувствительности Человека культурного» (M.: URSS), «Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы» (M.: URSS). Является одним из авторов учебно-методических пособий: «Структурный курс философии», «Философия: Исследования, тексты, схемы, таблицы, упражнения, тесты», «Культурология: Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования» (M.: URSS).

 Страницы

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце