URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее
Id: 179641
 
349 руб. Бестселлер!

Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. № 21. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 264 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04357-1.

 Аннотация

В настоящей книге рассматриваются основные понятия, представления и модели современной междисциплинарной теории самоорганизации и коэволюции сложных систем. Проблемы обсуждаются в контексте философских изысканий в области холизма, телеологии, эволюционизма и гештальтпсихологии. Синергетические модели и методы применяются для понимания индивидуальной познавательной и творческой деятельности человека, исторического развития научного знания и культуры, направлений насущной реформы образования, а также для разработки новых подходов в прогнозировании --- исследовании будущего.

Книга рассчитана на широкий круг читателей --- студентов, преподавателей, учителей, научных работников, специализирующихся в различных областях естественно-научного и гуманитарного знания. Она будет интересна всем, кто стремится использовать новейшие результаты науки для личностного инновационного прорыва и активного созидания желаемого будущего.


 Содержание

От редакции
Предисловие к четвертому изданию
Предисловие ко второму изданию
Глава 1. На пути к синергетике познания
 1.1."Вавилонская башня" знания
 1.2.Критика традиционного линейного взгляда
 1.3.Применима ли синергетика к анализу когнитивных процессов?
 1.4.Три аргумента в защиту синергетики познания
 1.5.Нелинейное видение когнитивной эволюции
 1.6.Воплощенный разум: перспективы применения моделей нелинейной динамики в когнитивной науке
Глава 2. Брожение умов творящих. Синергетическое видение "когнитивной робинзонады"
 2.1.Сценарность креативного мышления
 2.2.Принципиальная эмерджентность нового или его скрытая пред-детерминация? Аттракторы креативного мышления
 2.3.Самоорганизация как механизм творческого мышления
  2.3.1.Холизм в творчестве
  2.3.2.Искусство отбора
  2.3.3.Самодостраивание
  2.3.4.Каскад кристаллизаций таланта
  2.3.5.Феномен резонанса
 2.4.По ту сторону ментального: путь творческой интуиции и путь йоги
  2.4.1.Стереть старые следы
  2.4.2.Сознание-сокровищница
  2.4.3.Стягивание в точку
  2.4.4.Иерархия сознания. Связь темпомиров
  2.4.5.Ритмы творческой активности
  2.4.6.Человек-прибор. Резонанс
  2.4.7.Опасность расщепления сознания
  2.4.8.Топология души
Глава 3. Приключения коллективного разума. Историческое развитие науки и культуры в синергетическом представлении
 3.1.Альтернативность и многовариантность развития научного знания
 3.2.Неравномерность темпов научного прогресса. Колебательный режим
 3.3.Неизживаемость предрассудков в науке. Заблуждения коллективного разума
 3.4.Природа инноваций
  3.4.1.Новое как забытое старое
  3.4.2.Новое как пересечение научных традиций
  3.4.3.Новое как "мутация" культурных эстафет
 3.5.Феномен инерции парадигмального сознания
 3.6.Условия "выживания" нового в науке
  3.6.1.Как ищущий дух может выразить "дух времени"?
  3.6.2.Феномен одновременных научных открытий. Идеи ищут людей
  3.6.3.Экология знания. "Встраивание" индивида в культуру
Глава 4. Синергетика образования
 4.1.Современный мир и реформа образования
  4.1.1.Не стремиться все знать, а знать как учиться
  4.1.2.Информация --> знания --> мудрость
 4.2.Почему синергетика имеет особое значение для образования?
  4.2.1.Междисциплинарность синергетики
  4.2.2.Синтетическая функция синергетики
  4.2.3.Синергетика как стратегия исследования
  4.2.4.Связь синергетики с будущим
  4.2.5.Синергетика как метод и содержание образования
 4.3.Синергетические методы образования
  4.3.1.Самообразование
  4.3.2.Нелинейный диалог
  4.3.3.Пробуждающее обучение
  4.3.4.Обучение как инактивация
  4.3.5.Обучение как адаптивная модификация
  4.3.6.Обучение как фазовый переход
  4.3.7.Гештальт-образование
 4.4.Возврат к визуальному мышлению
 4.5.Синергетика как способ интеграции естественно-научного и гуманитарного образования
 4.6.Обучающие компьютерные программы по синергетике
Глава 5. Синергетика и исследование будущего
 5.1.Мышление, ориентированное на будущее
 5.2.Глобальные проблемы и глобальные возможности
 5.3.Изменение установок исследования
 5.4.Альтернативное и предпочитаемое будущее. Спектр путей в будущее
 5.5.Горизонты будущего. Пределы предсказуемости
 5.6.Будущее уже здесь. Надо только научиться его видеть
 5.7.Искусство мягкого управления
 5.8.Достижение недостижимого. Надежды на светлое будущее
Заключение
Приложение 1. Математические предвестники единства
 Беседа С.П.Курдюмова с корреспондентом журнала "Знание -- сила" К.Левитиным
Приложение 2. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе
 Заметки о первой ежегодной конференции Немецкого общества исследования сложных систем (октябрь 1997) (Е.Н.Князева)
Приложение 3. Синергетика: 30-летний ребенок и его отец
 Интервью с Г.Хакеном, проведенное Е.Н.Князевой в сентябре 1998 года
Глоссарий
Литература
Authors
Summary
Contents

 Предисловие к четвертому изданию

В книге рассматриваются гуманитарные и социальные приложения синергетики. Синергетическое видение мира распространяется на человека и общество. В первых трех главах синергетика применяется для понимания человеческого познания и творчества. В четвертой главе развертывается синергетический подход к образованию и обучению. Ключевым представлением здесь является образование как пробуждение человеческой души, стимулирование реализации внутренних потенций личности. Пятая глава сфокусирована на синергетике как новой, нетрадиционной методологии исследования будущего.

Мне хотелось бы подчеркнуть важность для понимания человека и различных сфер его деятельности трех, реализуемых в книге подходов: нелинейно-динамического, когнитивного и конструктивистского.

Нелинейно-динамический -- это, по сути дела, синергетический подход, но включающий в себя более обширный комплекс понятий и методов, сложившихся вокруг понятий вокруг понятий "сложность" и "нелинейность". Имеется в виду когнитивная сложность, сложность социальной среды и социальной организации, сложность образовательного пространства, сложность поля трендов, возможных путей в будущее и построения сценариев будущего развития. Важно уяснить глубокий мировоззренческий смысл понятия "нелинейность". Оно связано с пониманием наличия не только альтернатив, различных вариантов развития, но и неожиданных поворотов, смены режима и темпа развития, эмерджентных скачков к продуктивным инновациям или, напротив, к упадку или к кризису.

Когнитивный подход становится сегодня выигрышным и многообещающим в гуманитарных и социальных науках. Господствовавшая до сих пор теория рационального выбора, или рационального действия (theory of rational choice / action), подвергается ныне серьезной критике. Ошеломляющая сложность мира, возрастание темпа экономических, геополитических, социальных изменений, неопределенность, смутность, неясность будущего (будущее как fuzzy future) вынуждают человека как субъекта социального действия быть более гибким, уметь подстраиваться под ситуацию и изменять свою стратегию в зависимости от изменяющихся условий. Происходит концептуальный сдвиг от теории чисто рационального выбора к теории ограниченной рациональности (bounded rationality), в которой учитываются когнитивные предпочтения, личный опыт субъекта действия, его неявное знание. А исследование чувственной и интеллектуальной интуиции, личностного когнитивного опыта, элементов осознанного и неосознанного в нем -- это предмет когнитивных наук и эпистемологии как их философского стержня. С одной стороны, в когнитивной науке и эпистемологии как ее философской составляющей происходит сдвиг к феноменологии, к изучению субъективных особенностей опыта сознания, к "методологии от первого лица", а с другой, в экономических и социальных науках возникает явная эпистемологическая ориентация. Принимая решения, субъект социального действия вынужден учитывать разнонаправленные ценностные векторы, факторы риска, использовать свою личную интуицию и эвристики, сложившиеся на основе накопленного опыта.

В интеллектуальных сообществах во всем мире ныне активно обсуждается новая ориентация, которая со всей выпуклостью была обрисована в нашумевшей книге американского журналиста Дэниела Пинка "Новый целостный разум". Пинк провозглашает, что в наши дни происходит переход от информационного века к веку концептуальному. Речь идет о радикальном смещении акцентов и перевесе ценностей, переходе в обществе завтрашнего дня от чисто логического, линейного, левополушарного мышления к мышлению нелинейному, правополушарному. Такие когнитивные способности, как целостное, холистическое видение, артистичность и художественное чутье, эмпатия, умение вживаться и сговариваться с другими, привнося в этот мир свое, личное и неповторимое, строя этот мир по своим собственным меркам, становятся определяющими для успешной деятельности. Будущее принадлежит людям совершенно иного типа мышления и мировосприятия. Пинк показывает, почему именно правополушарно мыслящие субъекты будут управлять будущим. Способности к дизайну, к рассказу, нарративности, к игре, к усмотрению, к приданию и творению смыслов -- это высоко ценимые сегодня способности человека. Именно те компании, которые подбирают людей с такими способностями, будут иметь преимущество в соревновании на рынке товаров и услуг.

Конструктивизм -- это тот подход, который пронизывает всю книгу. Человек является творцом, созидателем и по отношению к самому себе, и по отношению к своему микро- и макросоциуму, к своему близкому окружению и более или менее отдаленному природному социальному окружению. Активность человека связана с его способностью к творчеству, к креативному мышлению и продуктивному воображению, к преображению и обновлению самого себя и своего окружения, к активному выбору желаемого будущего. А каковы механизмы человеческого творчества? Как функционирует творческая интуиция? Как можно стимулировать работу творческого мышления? Какая деятельность дает синергийный, взаимоусиливающийся эффект? Что во власти и что не во власти человека, когда он намеревается строить свое собственное будущее или будущее своей организации, своего региона, своей страны, своей планеты? В книге показывается, как синергетика может нам помочь в поисках ответа на все эти вопросы.

Вообще говоря, конструктивизм -- это философская, прежде всего эпистемологическая, позиция. В его рамках предполагается, что то, с чем имеет дело человек в процессе познания и освоения мира, -- это не какая-то реальность, существующая сама по себе, которую он пытается постичь, а, в каком-то смысле, продукт его собственной деятельности (коллективной познавательной деятельности, или деятельности трансцендентального субъекта, по Канту). Конструктивисты считают, что человек в своих процессах восприятия и мышления не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит, конструирует его.

В философии конструктивизм восходит к воззрениям Вико, Беркли, Канта. Итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668--1744) и ирландский философ Джордж Беркли (1685--1753) пришли к идеям эпистемологического конструктивизма практически одновременно и независимо друг от друга. Странным выглядит совпадение, что в 1710 г., когда Беркли опубликовал свой главный философский труд "Трактат о началах человеческого знания", Вико в Неаполе опубликовал свой метафизический труд De Antiquissima Italorum Sapientia ("О древней мудрости италийцев"), в котором он приходит к сходным заключениям. Имя Вико вошло в философию прежде всего благодаря тому, что он развил идею историзма, исторического прогресса и циклов в истории, имел теоретико-познавательную позицию, близкую конструктивизму. Человеческому сознанию, считал Вико, доступно только то, что создано самим человеком. Поэтому и изучать следует лишь то, как создана вещь, будь то произведение искусства, идея как порождение сознания, языковая форма. Рациональное знание не затрагивает существующее в реальном мире, но ограничивается только миром опыта, который создается человеком. Только Бог знает, что представляет собой реальность, поскольку он сам ее создал. Беркли, со своей стороны, утверждал, что субъекту доступно лишь содержание сознания -- идеи, поэтому он может лишь констатировать свое существование. Отсюда его известная формула esse est percipi ("существовать -- значит быть воспринимаемым"). Несмотря на крайний солипсизм, эта позиция имеет нечто общее со взглядами современных радикальных конструктивистов. В качестве предтечи современного философского конструктивизма, как правило, называют и имя И.Канта. По Канту, именно конструкты сознания -- априорные формы чувственности и категории -- оформляют опыт, причем то, что недоступно индивидуальному сознанию является предметом деятельности сознания трансцендентального, трансцендентального субъекта.

Субъект имеет дело в процессе познания и деятельности с самим собой. От себя ему никуда не уйти. Он постигает мир через идеализации, абстракции, модели, которые определяются его возможностями познания здесь и сейчас. В конечном счете, и осчастливить человек может только сам себя. Отсюда вытекает ряд следствий. Во-первых, проблема множественности реальностей, а также проблема соизмеримости реальностей, переводимости и понимания субъектов, живущих, вообще говоря, в разных перцептивных и концептуальных мирах. Во-вторых, проблема телесных и ситуационных детерминантов познания, которые делают реальности различных субъектов принципиально иными, несоизмеримыми. В-третьих, признав, что субъект не отражает, а создает реальность, важно понять, по каким законам он ее создает. Творить себя и мир -- значит: а) созидать, т.е. способствовать рождению нового, б) соединять, т.е. активировать свою синтетическую способность мышления и деятельности. Синтез в умственной деятельности -- это способность к холистическому видению, к сращиванию элементов опыта, к интерпретации смысла части с точки зрения целого.

Сегодня становится ясным, что современный конструктивизм возник не на пустом месте, а имеет глубокие корни в кибернетике. Конструктивизм встроен во внутреннее ядро теоретических представлений кибернетики, особенно ее гуманитарного крыла. Можно даже сказать, что кибернетика рождает конструктивизм как свое родное дитя. С самого начала своего существования, с 1940--1950-х гг. (концепции Н.Винера, У.Росс Эшби, Х.фон Фёрстера) одними из центральных для нее были представления об обратной связи и циклической причинности. И в синергетике, которая является наследницей кибернетики, представление о циклической причинности выступает в качестве базисного. У Германа Хакена -- это циклическая причинность между элементами системы и параметрами порядка как динамическими характеристиками системы на макроуровне: параметры порядка порождены, определены, детерминированы поведением элементов системы и, в свою очередь, подчиняют элементы, накладывают ограничения на их поведение, даже, если угодно, порабощают отдельные элементы. Метафорический образ циклической причинности как фундаментального кибернетического и синергетического представления -- змея, которая кусает себя за хвост.

Иной образ этой циклической организации -- свойство самоотнесенности, самореферентности. Любая самоорганизующаяся система неживой или живой природы, природы или общества организует себя, будучи отделенной от окружающего мира (поддержание своей целостности) и встроенной в него, открытой по отношению к нему. (открытость как условие для самоорганизации). Живое существо (живая организация) реализует себя как живая система через производство своих собственных операций. Живая система продуцирует саму себя (автопоэзис). Равным образом и структуры неживой природы, например структуры в плазме, как показывал С.П.Курдюмов, способны к самодостраиванию, т.е. проявляют свойства, подобные свойствам живого.

Логика рассуждений ведет к соответствующему пониманию человека как наблюдающего и теоретизирующего существа. Наблюдая мир, наблюдатель создает самого себя. Наблюдение создает наблюдателя. Наблюдатель, наблюдаемый процесс и процесс наблюдения образуют неразложимое единство. Нет наблюдения без наблюдателя. Нет языка без носителя языка: язык -- и продукт говорящего, и его создатель. Язык творится людьми и творит их. Язык говорит в нас и через нас, строит нас, будучи нашим порождением. Конструируя мир, человек конструирует самого себя. А конструируя самого себя, создавая конструкты в своем сознании, человек конструирует мир. Это креативный цикл. Это, как говорит фон Фёрстер, gekr\"ummte Raum, изогнутое пространство, в котором человек, удаляясь от себя, возвращается к самому себе.

Что есть в бытии -- это тайна. Тайна бытия приоткрывается только сознанию познающего субъекта, который протаскивает мир через свою собственную душу, преломляя его через конструкты своего сознания. Реальность завуалирована (le re\'el voil\'e), как говорит Бернар д'Эспанья, а вселенная еще не разрешена, как писал Карл Поппер См. об этом: Le Moigne J.-L. Les \'epistemologie constructiviste en progr\'es // Entre syst\'emique et complexit\'e, chemin faisant M\'elanges en hommage \`a Jean-Louis Le Moigne. Paris: Presses Universitaires de France, 1999. P.290.. Природа как рожденная (что этимологически отражается в самом слове "природа") пребывает в рождении, в становлении. Пытаясь проникнуть в природное бытие, человек со своим сознанием вносит в него необратимые и неизбежные изменения, как это показано в неклассической науке, в квантовой механике в первой трети XX века, а далее, в последние десятилетия XX века -- и в нелинейной динамике и синергетике. Человек становится соучастником процесса рождения природы, процесса становления в ней. Становление природного бытия и становление человека и конструктов его сознания -- эти два процесса сопряжены. Человек творит самого себя через мир, через его деятельность в мире. Человек и мир, субъект и объект познания находятся в процессе коэволюции.

В теории автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы получило развитие важное представление о структурном сопряжении организма и среды его активности, субъекта и объекта познания и деятельности. В циклическом процессе взаимной детерминации субъект и объект познания оказываются взаимно подогнанными, адаптированными друг к другу. Субъект не просто открыт к окружению, но и операционально (организационно) замкнут, что дает ему возможность поддерживать свою идентичность.

Живые системы являются операционально (организационно) замкнутыми системами, они находятся в циркулярном взаимодействии, структурном сопряжении с "внешней средой", которая на самом деле является частью их собственной организации. Трудно провести границу между тем, что является моим, а что не моим, что внешним, а что внутренним. Кроме того, живые системы -- это своего рода китайские шкатулки (или русские матрешки), которые есть целое, находящееся внутри другого целого, а это целое -- внутри еще более мощного целого и т.д. Сложные структуры эволюции, как правило, подчинены принципу вложенности, масштабной инвариантности, самоподобия.

Наш мозг и сознание, которое, по-видимому, необходимо связывать не просто с мозгом, но и со всем телом, с его психомоторной деятельностью -- это замкнутые, автономные, самореферентные, относящиеся к самим себе системы. Вспомним в связи с этим, что еще Аристотель в своем сочинении "О душе" говорил о том, что ум движется по кругу, мыслит самого себя. Наш мозг и сознание не просто обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира, они не просто строят внутренние символические репрезентации, которые представляют внешнюю реальность. Они, скорее, устанавливают схемы изменения как проявления или собственной модели организации. Мозг (и сознание) организует внешнюю среду как продолжение самого себя. Знание не есть просто репрезентация. Знание есть определенный соответствующей системой когнитивный процесс, а не составление карты объективного мира в субъективных когнитивных структурах.

Идея о том, что сознание может создавать правильное представление о внешней среде, предполагает наличие некой внешней контрольной точки, с которой можно судить о степени соответствия между представлением и реальностью. Сознание должно обладать способностью видеть и понимать мир с точки, находящейся вне его, что невозможно. Поэтому сознание создает образы реальности как проявления его собственной организации и взаимодействует с этими образами, модифицируя их в свете текущего опыта.

Представления о конструировании реальности с кибернетической и эпистемологической точки зрения разрабатывал Х.фон Фёрстер, с психологической, эпистемологической и медицинской точек зрения -- Г.Бейтсон, с точки зрения теории коммуникации и психотерапии -- П.Ватцлавик, социологии и философии -- Э.Морен, биологии познания -- У.Матурана и Ф.Варела, философии зоологии -- Я.фон Икскюль. Субъект никогда не задан наперед: он продукт своей свободной творческой деятельности, своего окружения, среды, которую он строит и которой он управляет. Свобода индивида, по Сартру, есть "разжатие бытия", образование в нем трещины, дыры, ничто, откуда рождается новое в индивидуальном и социальном планах.

Позиция конструктивизма, безусловно, имеет свои преимущества. Во-первых, эта позиция позволяет нам свободно играть с реальностью; мир представляется как если бы (als ob -- нем.), в свободном, подвешенном состоянии, его мы можем перестраивать по своему усмотрению, пробовать, испытывать и ждать от него отклика. Во-вторых, конструктивизм подчеркивает важность создания метареальности в процессе коммуникации, в которой отношение играет бoльшую роль, чем содержание передаваемого. В-третьих, конструктивизм акцентирует внимание на возможности постоянного и активного создания реальности и самого себя, индивидуальной эмерджентности, растворения Я субъекта в окружающем его мире, в деятельности, в сетях коммуникации, которые он создает и которые создают, творят его самого.

Слабость позиции конструктивизма заключается в том, что субъект деятельности, активно создавая реальность и строя самого себя во взаимодействии с ней, не встречает никакого сопротивления от реальности, он буквально залипает в реальности, не чувствует границ между собственным опытом и реальностью как таковой. Липкой становится не только реальность, но и человеческий опыт. Человек не может снять шубу, в которую он укутан, даже летом, он не может вырваться из самого себя, выйти за границы своего опыта, своих восприятий и мыслей. Он смотрит в мир, а видит в нем, как в зеркале, самого себя. Его ноги начинают вязнуть в реальности, как в романе Стругацких "Пикник на обочине". Всё есть Я и всё есть не-Я, Я-другой, все есть продукт моего творчества и воображения. Всё есть сон или же я все-таки бодрствую -- мучительный вопрос, обсуждаемый многими философами, в частности А.Шопенгауэром в сочинении "Мир как воля и представление".

Критика конструктивизма, в особенности в его радикальной версии, идет, с одной стороны, с позиции эволюционной эпистемологии, а с другой -- с позиции нелинейной динамики и синергетики. Рассмотрим сначала возражения приверженцев эволюционной эпистемологии. К.Лоренц и его ученики и последователи Р.Ридль, Э.Эзер, Г.Фолльмер и Ф.Вукетич показали, что познание и знание не есть результат произвольного конструирования мира. Это форма приспособления живого организма к окружающему миру, выработанная долгим эволюционным путем. Окружающий мир человека -- так называемый мезокосм, мир средних размерностей, к которому он эволюционно приспособлен (Г.Фолльмер). Онтогенетически априорные категории являются филогенетически апостериорными, т.е. выработанными у живого организма, в том числе и человека, в ходе его эволюции.

В самих когнитивных механизмах живых существ заложен вектор на максимально возможную очищенность результатов восприятия от привнесенных, в том числе и конкретно-телесных факторов, а сознания -- от произвольных, субъективных его конструктов. Этот важный феномен подробно разобрал Конрад Лоренц, назвав его объективацией. Возможность объективации -- это выход из бесконечного круга рекурсии и взаимной детерминации "субъект-объект". "Я описываю активность, обеспечивающую абстрагирование константных свойств реальности, посредством глагола "объективировать", а ее продукты и результаты -- существительного "объективация"". Наглядный пример, который он приводит, касается тех же цветков с нектаром. Ведь для того, чтобы высмотреть свою маленькую "посадочную площадку" при каком-нибудь чрезвычайно красочном закате или в хаосе цветных бликов под буйной сенью окружающих растений, пчеле нужно выделить исходный, нужный ей цвет, что она и делает с помощью сложного зрительного механизма. Поэтому свою позицию эволюционные эпистемологи называют "гипотетический реализм" (Г.Фолльмер).

С точки зрения философии синергетики, конструктивистская, творческая деятельность человека имеет естественные ограничения в виде собственных путей эволюции сложных систем, спектров их структур-аттракторов, которые определяются внутренними свойствами самих сложных систем, самого окружающего мира. Не все, что угодно, можно осуществить, сконструировать, построить, а только то, что согласовано с внутренними тенденциями.

Синергетическое видение связи субъект--объект таково, что субъект познания с определенными установками и конструктами сознания конструирует окружающий природный и социальных мир отнюдь не наобум, а "ударяет по клавишам возможного". Игра не по клавишам -- это либо хаотизация мира, либо оставление его нечувствительным, "равнодушным" к воздействиям, ибо они ниже его порога чувствительности или нерезонансны. Удары по клавишам -- высечение новых форм, пробуждение мира к новой его собственной жизни спусковой механизм для начала процессов самоорганизации. Поэтому Г.Хакен называет мировоззренческую позицию синергетики "базирующимся на реальности конструктивизмом или конструктивистским реализмом".

Когнитивные функции познающего субъекта -- это инструменты, которые служат для того, чтобы не просто приспособиться к миру, но попробовать этот мир, вдействовавшись в него. Испытывая мир, он испытывает и самого себя. Живой организм как самоорганизующаяся система является дизайнером себя и своей среды (окружающего мира как Umwelt, по Икскюлю), но только в согласии и в сотрудничестве с актуализациями и потенциями окружающей среды. Umwelt -- это окружающая среда живого организма в том смысле, в каком она им обживается и проживается, это феноменальный мир, т.е. мир, как он проявляет себя для живого организма благодаря тому, что он оснащен определенным арсеналом чувств и моторных действий.

Хотелось бы подчеркнуть также то, что конструктивизм становится ныне весьма плодотворным подходом в теории и практике социального управления и социального прогнозирования. Конструирование социальной реальности -- это постоянная проба мира, игра с ним, испытание его, мысленное прокручивание ситуаций как если бы и осуществление стратегических действий с постоянной готовностью изменить путь в соответствии с изменяющейся ситуацией. Конструирование связано с виртуализацией, с размножением реальностей и поиском лучших путей в будущее. Конструирование -- это умение мыслить на два шага вперед, не с точки зрения "завтра", а с точки зрения "послезавтра", преследовать свои собственные цели, согласовывая свои действия с собственными глубинными руслами исторического развития.

Каковы возможности и границы применимости методов и технологий социального конструктивизма в практике социального и государственного управления? Перспективы его применения, на мой взгляд, еще недооценены. А понимание границ его применимости должно основываться на реализации нелинейно-динамической исследовательской программы в теории социального управления и прогнозирования.

С позиции постнеклассической науки, сердцевину которой составляет синергетика, коренным образом изменяется понимание отношения субъекта и объекта управления. Субъект управления встроен в ситуацию управления: он строит ситуацию, но и она строит его. Стратегии его деятельности с необходимостью претерпевают изменения и получают корректировки с изменением ситуации. Субъект управления созидает, со-переустраивает, творит ближайшую и более отдаленную социальную среду, но и среда творит его, после свершения актов управления он выходит обновленным и измененным, он вырастает сам вместе с изменяемым им миром. Это новое представление об энактивации, вдействовании субъекта в среду, заимствованное из современной эпистемологии и переинтерпретированное в контексте современной теории управления.

Конструирование социальной реальности можно понимать в нескольких аспектах.

Во-первых, это управление инновациями. В наши дни недостаточно просто быть готовым к появлению социальных инноваций, но можно и должно направлять развитие коллектива, организации, государства в желаемом направлении инновационного развития, сознательно и со знанием новейших методов науки о сложном способствовать появлению новшеств, которые могут прижиться в социальной среде, стать общепринятыми, создать новые паттерны социального поведения.

Во-вторых, это управление рисками. Недостаточно быть готовым к возможным нестабильностям и катастрофам (а с повышением сложности общественных процессов, их вероятность возрастает), но в наших силах находить оптимальные выходы из ситуаций нестабильности, проходить критические периоды с наименьшими потерями, резервировать достаточные материальные, финансовые и психологические ресурсы для прохождения через периоды турбулентности в обществе.

Управление рисками -- это новая технология социального управления, которая включает в себя готовность использования творческого случая. Как говорил известный французский биолог, создатель теории переноса генетической информации Жак Моно (1910--1976), "эволюция есть случай, пойманный на крыльях". Нестабильности и кризисы, как периоды максимальной дезорганизации, могут быть использованы как основа для перевода процессов в иные русла, для взращивания социальных инноваций.

В-третьих, это конструирование будущего. Мы должны осознать, что будущее не в последнюю очередь зависит и от нас сами. Мы не только выявляем, обнаруживаем тренды, но и устанавливаем их. Будущее открыто, оно имеет альтернативы, и в наших силах выбирать будущее, претворять те сценарии, которые ведут к предпочитаемому и желаемому будущему.

В-четвертых, это овладение временем. Овладение и управление временем возможно через понимание принципов нелинейного (резонансного) управления, т.е. своевременного и уместного управленческого действия, действия в нужное время и в нужном месте с правильной топологической конфигурацией воздействия. Управление временем связано также с умением выделять главное и достраивать свою активность вокруг ключевого управленческого звена.

Наконец, обобщая все эти подходы, можно сказать, что конструирование социальной реальности есть овладение сложностью социальных процессов. А управление сложностью возможно через структурное сопряжение с ней. Структурное сопряжение определяется отрицательными, гомеостатическими, стабилизирующими и положительными, ответственными за быстрый рост обратными связями, устанавливающимися между субъектом и объектом управления и определяющими их взаимное становление, рождение, со-рождение, а также их взаимное согласованное перерождение в актах управления.

Активное созидание, управление будущим К.Майнцер в недавней работе связывает с современными технологиями управления сложностью, которые основаны на представлениях нелинейной динамики и синергетики. Управление сложностью включает в себя и выбор трендов, путей дальнейшего развития, и запуск макропроцессов резонансными микровоздействиями, и, по Майнцеру, контролируемую эмерджентность, управляемое и стимулированное возникновение новых структур и новых качеств в ходе эволюции.

Будущее -- это воистину самое загадочное и часто самое тревожное, с чем мы сталкиваемся в своей жизни. Уж если неуловимо и постоянно ускользает от нас настоящее, то будущее тем более невозможно уловить, оно нам не подвластно, оно может нас страшить или поражать своей новизной. Сегодня уже мало кто -- вслед за философами-стоиками Марком Аврелием и Сенекой или философами эпохи Нового времени и Просвещения Спинозой и Гольбахом -- считает, что ход событий в мире жестко и однозначно предопределен, что человек и история природы и общества имеют свою судьбу. Если и есть судьба, то она неоднозначна и творима человеком как в том, что касается его индивидуального существования, так и в масштабах истории всего человечества. Именно это убедительно демонстрирует нам синергетика.

Открыто или закрыто для нас будущее? -- вопрошает Илья Пригожин в своем послании будущим поколениям, -- и отвечает, что "будущее открыто". "Современные науки, изучающие сложность мира, опровергают детерминизм: они настаивают на том, что природа созидательна на всех уровнях ее организации. Будущее не дано нам заранее". Более того, Пригожин показывает, что в природе и человеческой истории, как правило, происходит не одна единственная бифуркация, а целые их серии, каскады, что делает будущее принципиально неопределенным. Мир находится в процессе непрерывного становления и конструирования, и мы можем принимать участие в этом процессе, влиять на выбор путей эволюции в точках бифуркации. Именно с этих позиций неопределенности и открытости будущего развиваются ныне нелинейно-динамические и синергетические методологические подходы в теории социального управления и в социальном прогнозировании.

Теоретическое ядро синергетики, создание которого было делом жизни Сергея Павловича Курдюмова, не теряет своей методологической силы. Сегодня оно обрастает новыми приложениями и может получать новые названия, но его основное содержание как понимание конструктивных принципов эволюции и коэволюции сложных саморазвивающихся систем остается прежним. В данное издание включено в качестве первого новое приложение -- интервью "Математические предвестники единства", данное Сергеем Павловичем корреспонденту журнала "Знание -- сила" и опубликованное в N10 и N11 этого журнала в 1988 году. Это год, когда наша совместная работа с Сергеем Павловичем только начиналась, когда книга "Основания синергетики" брезжила как отдаленный, едва ли осуществимый проект. Думаю, что читателю будет небезынтересно посмотреть, как этапы творческого пути предвосхищают, соединяют и заключают друг друга. Всё было уже в начале, что становится предельно ясным, когда достигнут некий значимый, завершенный результат. И все же в начале еще не было всего, поскольку всякий процесс развития сопровождается эмерджентными событиями, открытиями и инновациями. Начало и конец взаимно отражаются друг в друге, энактивируют друг друга, т.е. вдействованы один в другой. Нелинейная динамика самоорганизации процесса творчества и его продуктов манифестирует себя.

Е.Н.Князева
Москва, январь 2011

 Об авторах

Елена Николаевна КНЯЗЕВА

Доктор философских наук, заведующая сектором эволюционной эпистемологии Института философии РАН, профессор кафедры управления социальными и экологическими системами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры философии Первого Московского государственного медицинского университета им.И.М.Сеченова.

Специалист в области эпистемологии и философии науки. Работала в научных центрах Германии и Франции. Автор свыше 350 научных трудов, среди которых наиболее известны: "Законы эволюции и самоорганизации сложных систем" (М., 1994), "Одиссея научного разума: Синергетическое видение научного прогресса" (М., 1995), "Темпомиры: Скорость восприятия и шкалы времени" (М.: URSS, 2008), "Основания синергетики: Синергетическое мировидение" (3-е изд.M.: URSS, 2010), "Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции" (2-е изд. М.: URSS, 2011). Более 50 работ написаны Е.Н.Князевой в соавторстве с С.П.Курдюмовым.

Сергей Павлович КУРДЮМОВ

С.П.Курдюмов -- выдающийся российский ученый, специалист в области математической физики, вычислительной математики, физики плазмы и синергетики, один из основателей синергетического движения в России. Член-корреспондент РАН. Всю творческую жизнь работал в Институте прикладной математики (ныне ИПМ им.М.В.Келдыша РАН), с 1989 по 1999 годы в должности директора. Около 15 лет руководил кафедрой прикладной математики Московского физико-технического института, был профессором Международного университета "Дубна" и Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Cоавтор открытия эффекта Т-слоя -- нового типа неустойчивости плазмы (1968, Государственный реестр открытий СССР. N55), лауреат премии Правительства РФ в области образования (2002). Создатель теории режимов с обострением, получившей мировое признание. В последние 30 лет он активно развивал междисциплинарные подходы и занимался философскими проблемами синергетики. Эти исследования нашли отражение в книгах "Законы эволюции и самоорганизации сложных систем" (1994), "Синергетика и прогнозы будущего" (URSS, 2003), "Основания синергетики" (URSS, 2005, 2006). Сергей Павлович был инициатором создания центра "Стратегии динамического развития", серии книг "Синергетика: от прошлого к будущему" и научно-образовательного портала www.spkurdyumov.narod.ru.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце