URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Паннекук А. История астрономии. Пер. с англ.
Id: 179494
 
729 руб.

История астрономии. Пер. с англ. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 592 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-382-01519-4.

 Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга известного голландского астронома А.Паннекука (1873--1960) --- капитальный труд, в котором прослежено развитие астрономической картины мира. Автор указывает, что уже в глубокой древности, когда еще не сформировалось никаких систематических знаний по другим естественно-научным дисциплинам, астрономия была высокоразвитой наукой, и ее история совпадает с процессом развития человечества. Исходя из этого, показано развитие астрономии в Вавилоне, Египте, Греции, Китае, арабском мире, Европе эпохи Возрождения, в XVII--XIX столетиях, становление и развитие современного представления о Вселенной.

Книга не только весьма содержательна по приведенному материалу и оригинальности мыслей автора, но и легко читается благодаря живому и образному языку. Она будет интересна самому широкому кругу читателей --- от профессиональных астрономов, физиков и историков науки до студентов, школьников старших классов и просто любителей астрономии.


 Оглавление

Предисловие переводчика
Введение

Часть I. АСТРОНОМИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Глава 1. Жизнь и звездное небо
Глава 2. Земледелие и календарь
Глава 3. Знания о небе в Древнем Вавилоне
Глава 4. Ассирийская астрология
Глава 5. Новая вавилонская наука
Глава 6. Халдейские таблицы
Глава 7. Египет
Глава 8. Китай
Глава 9. Греческие поэты и философы
Глава 10. Календарь и геометрия
Глава 11. Системы мира
Глава 12. Практическая астрономия и астрология
Глава 13. Теория эпициклов
Глава 14. Конец античной астрономии
Глава 15. Арабская астрономия

Часть II. ВЕК РЕВОЛЮЦИИ

Глава 16. Мрачная Европа
Глава 17. Возрождение науки
Глава 18. Коперник
Глава 19. Астрономические вычисления
Глава 20. Тихо Браге
Глава 21. Реформа календаря
Глава 22. Борьба за систему мира
Глава 23. Кеплер
Глава 24. Механика и философия
Глава 25. Телескопы
Глава 26. Ньютон
Глава 27. Практическая астрономия
Глава 28. Астрономы в пути
Глава 29. Усовершенствование практики
Глава 30. Усовершенствование теории

Часть III. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Глава 31. Мир расширяется
Глава 32. Прецизионная техника
Глава 33. Расстояния и размеры
Глава 34. Небесная механика
Глава 35. Множественность миров
Глава 36. Космогония и эволюция
Глава 37. Солнце
Глава 38. Кометы и метеорные тела
Глава 39. Пекулярные звезды
Глава 40. Обычные звезды
Глава 41. Галактика
Глава 42. В бесконечном пространстве
Глава 43. Жизнь звезд
Заключение
Комментарии
Именной указатель

 Предисловие переводчика

Настоящее издание представляет собой перевод книги А. Паннекука "Развитие нашей картины мира. История астрономии", опубликованной впервые в 1951 г. в Амстердаме на голландском языке. В 1961 г. (через год после смерти автора) вышел английский перевод этой книги, изданный одновременно в Лондоне и Нью-Йорке. А. Паннекук участвовал в подготовке перевода своей работы на английский язык, причем первоначальный голландский текст был значительно переработан как им самим, так отчасти и тремя переводчиками. Во-первых, была произведена перепланировка глав книги и даны литературные сноски, отсутствовавшие в голландском издании. А. Паннекук значительно расширил и обновил отдельные разделы и целые главы на основании новых данных, накопленных наукой примерно за 10 лет, отделявшие голландский подлинник от английского перевода. Переводчиками был внесен и ряд изменений идеологического характера, в частности опущено все "Заключение".

Труд Паннекука -- значительное явление в мировой историко -научной литературе. Став после перевода на английский язык более доступной, книга сразу привлекла к себе внимание широкой научной общественности. В связи с этим решено было перевести ее и на русский язык. За основу взят английский текст (в научном отношении более полный и современный), однако в тех местах, где отклонения английского и голландского текстов носят идеологический характер, это особо оговорено в комментариях. Там же даны некоторые разъяснения терминов, уточнения и дополнения, особенно по русским и советским материалам, которые не были известны автору.

Антони Паннекук (1873--1960) -выдающийся астроном, известный своими работами в области астрофизики, звездной астрономии и истории астрономии. Это был весьма эрудированный в различных областях науки и культуры человек, свободно владевший многими языками и обладавший несомненным литературным даром. Все это делает его книгу не только весьма содержательной по приведенному здесь материалу и оригинальности мыслей, но и легко читающейся благодаря живому и образному языку.

Однако для советского читателя особенно ценно то, что А. Паннекук был не только глубоко эрудированным ученым, но и выдающимся политическим деятелем. Так, в 1907--1914 гг. он принимал активное участие в социалистическом движении. Лидер левого крыла голландской социал-демократии, он деятельно боролся против оппортунизма в международном социалистическом движении. Этим вопросам был посвящен ряд его работ, опубликованных под псевдонимом "А. Хорнер". Выдающийся деятель международного рабочего движения, А. Паннекук стал одним из основателей компартии Голландии, созданной в 1918 г. Однако в дальнейшем он перешел на ультралевые позиции, вышел из компартии в 1921 г. и отошел от политической деятельности.

Таким образом, в лице А. Паннекука советский читатель встретит не только эрудированного ученого, но и убежденного атеиста, а также автора, владеющего методом диалектического материализма. Правда, как ясно из сказанного выше, Паннекук не был последовательным марксистом. Противоречивость и непоследовательность его взглядов наложила заметный отпечаток на всю книгу. Однако в основном бывший коммунист остался верен своим убеждениям.

Не случайно А. Паннекук закончил свою книгу следующими словами: "Настало время, чтобы человечество, основав свободное общество, где господствует производительный труд, обеспечило в изобилии свою материальную жизнь и освободило все духовные силы для совершенствования знаний о природе и науки о вселенной". Понятно, что фраза, свидетельствующая о вере автора в конечное торжество социалистического способа производства и общественной организации над капиталистическим, не могла устроить английских и американских издателей. "Крамольная" фраза вместе со всем "Заключением" оказалась опущенной в английском переводе!

Несмотря на недостаточно полный охват материала и некоторую непоследовательность взглядов автора, книга А. Паннекука представляет несомненный интерес для советского читателя. Она восполнит в некоторой степени пробел, существующий в учебной историко-астрономической литературе. Более полное представление об исследованиях русских и советских астрономов читатель может получить по книгам. Б. А. Воронцова-Вельяминова: "Очерки истории астрономии в России" (Гостехиздат, 1956) и "Очерки истории астрономии в СССР" (Физматгиз, 1960).

Отрывки из голландского текста, восстановленные в русском переводе, взяты в квадратные скобки.

При подготовке настоящего издания переводчик пользовался любезными советами М. Миннарта и П. Г. Куликовского, консультациями А. А. Ваймана, Л. Н. Меньшикова, Т. А. Шумовского, В. Б, Вилинбахова, Ю. X. Копелевич, В. Г. Трисман, а также помощью при подготовке рукописи со стороны Л. В. Жигаловой, Б. В. Блек, Г. И. Жарныльской и многих других. Всем этим лицам переводчик пользуется случаем выразить глубокую благодарность.


 Введение

История астрономии отличается от истории других естественных наук прежде всего своей особой древностью. В далеком прошлом, когда из практических навыков, накопленных в повседневной жизни и деятельности, еще не сформировалось никаких систематических знаний по физике и химии, астрономия уже была высокоразвитой наукой. Эта древность и определяет то особое место, которое астрономия занимает в истории человеческой культуры. Другие области естествознания развились в науки только за последние столетия, и этот процесс протекал главным образом в стенах университетов и лабораторий, куда лишь изредка проникал шум бурь политической и общественной жизни. В противоположность этому астрономия уже в древности выступала как наука, как система теоретических знаний, которая [значительно превосходила практические потребности людей] и стала важным фактором в их идейной борьбе.

История астрономии совпадает с процессом развития человечества, начиная с самого возникновения цивилизации, и относится главным образом к тому времени, когда общество и личность, труд и обряд, наука и религия в основном еще составляли единое нераздельное целое. На протяжении всех этих столетий учение о звездах было существенной частью философско-религиозного мировоззрения, являвшегося отражением общественной жизни. Если современный физик оглянется на своих предшественников, стоящих первыми у основания здания науки, он найдет таких же людей, как и он сам, с аналогичными представлениями об эксперименте и теории, о причине и следствии; [правда, это были первые, более сложные искания]. Если же астроном посмотрит назад, на своих предшественников, он обнаружит вавилонских жрецов и прорицателей, греческих философов, мусульманских властителей, средневековых монахов, дворян и духовных лиц эпохи Возрождения и так далее, до тех пор, пока в лице ученых XVII и XVIII вв. не встретит своих собратьев по профессии. Для всех них астрономия была не ограниченной отраслью науки, а учением о мире, тесно связанным с их мыслями и чувствами, со всем их мировоззрением в целом.

Работу этих ученых вдохновляли не сложившиеся по традиции задачи профессиональной гильдии, а глубочайшие проблемы человечества и всего мира.

История астрономии явилась развитием того представления, которое человек составил себе о мире. В людях всегда жило инстинктивное сознание того, что небо над ними было источником и сущностью их жизни в более глубоком смысле, чем Земля [доставлявшая им продукты питания]. С неба исходили свет и тепло. Там описывали свои орбиты небесные тела -- Солнце и звезды. Там пребывали боги, которые управляли судьбой человека и выражали свою волю при помощи звезд. Небо было близким; звезды принимали участие в жизни людей. Изучение звезд сулило раскрытие тайн этого высшего мира и было самой благородной целью, ради которой человеку стоило напрягать мышление и духовные усилия.

Это веками длившееся изучение уже в древности выдвинуло два направления: правильную закономерность небесных явлений и [огромную] обширность вселенной [в пространстве]. Внутри всеобъемлющей небесной сферы с ее неподвижными звездами Земля была лишь маленьким темным шаром, хотя она все еще считалась центром и целью мироздания. Вокруг нее обращались со строго определенными периодами другие небесные тела: Солнце,. Луна, планеты. Некоторые из них превосходили ее по величине. Все они оказывали постоянное влияние на земные события. Такова была картина мира, заимствованная из античности западноевропейской культурой, возникшей в период средневековья.

В XVI столетии, под влиянием бурного общественного развития, астрономия выдвинула новую картину мира. В ее основу были положены два важнейших открытия. Прежде всего то, что неподвижность Земли, представлявшаяся наиболее достоверным: фактом, основой нашей жизни, -- была только кажущейся, обманчивой. Затем -- открытие, что Земля является лишь одной из многих, похожих друг на друга [шарообразных] планет, и что далеко за пределами солнечной системы простирается бесконечное пространство с другими солнцами и звездными мирами. С большими усилиями и в ожесточенной борьбе человечеству пришлось заново ориентироваться в своем мире. В этот век революции борьба за астрономическую картину мира была важным элементом в общей идейной борьбе, которая обычно сопровождает великие социальные перевороты.

Астрономия, как и все естествознание в целом, вступила в новую эру. Следующий век принес открытие фундаментального закона, который предопределял все движения во вселенной. Таким образом, философское мышление впервые столкнулось с фактом строгого применения точного закона природы. Место прежнего мистического астрологического влияния звезд на человечество заняло всеобъемлющее действие чисто механической силы притяжения.

Наконец, в современный век науки представление о вселенной расширилось до гигантских, непрерывно увеличивающихся размеров, выражаемых такими числами, по сравнению с которыми нечего и говорить о ничтожных размерах Земли. И опять, как и всегда, астрономия является наукой о вселенной в целом, но теперь -- исключительно в пространственном представлении. Если в древности интуитивное ощущение единства звездного и человеческого миров наполняло гордостью сердца исследователей высших сфер, то теперь это чувство вызывает гордое сознание силы человеческого разума, который, находясь на нашей маленькой планете, сумел постигнуть самые отдаленные звездные системы.

В прошлые века, когда физическая теория состояла лишь из абстрактных рассуждений, астрономия уже была упорядоченной системой знаний, использовавшихся для практической ориентировки во времени и пространстве. По мере того как в последующие столетия удавалось все лучше добиваться этой цели, астрономические исследования все более направлялись на теорию, на теоретическое познание строения мира. Оно выходило далеко за пределы сугубо "практического приложения" и удовлетворяло стремление к истине, т.е. к интеллектуальной красоте. Теперь и взаимосвязь наук была противоположна той, которая существовала раньше. В результате быстрого и все ускоряющегося в последние столетия развития физика, химия и биология как науки поднялись на значительную высоту. Благодаря развитию техники, все более глубокому ее проникновению во все трудовые методы и приемы, на которых основана наша жизнь, они преобразили Землю и человечество. Астрономия стояла в стороне от этой революции. Звезды не могут [или едва могут] внести какой-либо вклад в нашу технику, экономическую организацию и материальную жизнь.

Изучение звезд стало приобретать все более отвлеченный характер. В то время как другие науки добивались блестящих успехов в коренном преобразовании человеческого мира, занятие астрономией стало смелым поиском ума, исключительной областью культуры. Таким образом, и теперь ее история остается тем, чем она была всегда: существенной частью истории человеческой культуры.

Всякий, кто углубляется в прошлое, воспринимает развитие человечества как бы на собственном опыте. Цель этого труда и состоит в том, чтобы изложить развитие нашей астрономической картины мира в прошлом как одно из событий истории человечества, производящих наиболее глубокое впечатление, -- в развитии представлений о вселенной.


 Об авторе

Антони ПАННЕКУК (1873--1960)

Известный голландский астроном и политический деятель, член Нидерландской королевской академии наук. Родился в Вассене. Окончил Лейденский университет. В 1899--1906 гг. работал в Лейденской обсерватории. Лектор (1918--1925), затем профессор астрономии (1925--1942) Амстердамского университета. В 1907--1914 гг. принимал активное участие в социалистическом движении; один из наиболее ярких представителей левого крыла социал-демократии, член Коммунистической партии Нидерландов (1918--1921). В 1921 г. отошел от политической деятельности и основал в Амстердамском университете Астрономический институт, позже названный его именем; был его директором до 1946 г.

Научные работы А. Паннекука относятся к астрофизике, звездной астрономии и истории астрономии. Он заложил основы изучения распределения звезд в Млечном Пути и определения структуры нашей Галактики; предложил метод определения расстояний до темных туманностей; одним из первых исследовал ионизацию в звездных атмосферах; предложил получивший широкую известность метод численного решения уравнений переноса для различных моделей атмосферы; выполнил совместно с М. Г. Й. Миннартом первый количественный анализ спектра солнечной вспышки. Труды А. Паннекука принесли ему международное признание -- он был удостоен почетной степени Гарвардского университета в 1936 г. и золотой медали Британского королевского астрономического общества в 1951 г.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце