URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время: История материализма после Канта. Пер. с нем.
Id: 178853
 
359 руб.

История материализма и критика его значения в настоящее время: История материализма после Канта. Пер. с нем. Изд.3

URSS. 2010. 432 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01114-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается историко-философский труд известного немецкого философа Ф.А.Ланге (1828--1875), который стал основной работой его жизни. Автор с критических позиций рассматривает некоторые основные вопросы познания и бытия в рамках исторического пересмотра важнейших философских и культурных течений, начиная с древнегреческой философии и заканчивая современным ему материализмом.

Настоящее издание представляет собой второй том книги, в котором рассматривается история материализма со времен Канта. Первый том, в котором исследуется история материализма от учения Демокрита до философских дискуссий XVIII столетия, выходит одновременно со вторым в издательстве URSS.

Книга предназначена философам и историкам науки, а также всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

Предисловiе ко второму тому

ОТДЕЛЪ ПЕРВЫЙ. НОВЕЙШАЯ ФИЛОСОФИЯ  

 I. Кантъ и матерiализмъ. Возвращенiе немецкой философiи къ Канту. Прочное значенiе критицизма. Оборотъ точки зренiя метафизики. -- Движенiе и ощущенiе; мiръ какъ явленiе. -- Опытъ какъ продуктъ организацiи; отношенiе Канта къ Платону и Эпикуру. -- Отрицательное отношенiе Канта къ субъективизму и скептицизму. Возбуждающее влiянiе Юма и его точка зренiя. -- Кантъ и опытъ. -- Анализъ опыта. Синтетическiя сужденiя а ргiогi. -- Открытiе апрiорныхъ элементовъ. -- Чувственностъ и умъ. -- Пространство и время какъ формы чувственности. -- Можетъ ли ощущенiе измеряться ощущенiемъ? Психофизика. -- Апрiорность пространства и времени. -- Отношенiе матерiализма къ ученiю о пространстве и времени. -- Категорiи. -- Юмъ отрицаетъ понятiе причинности. -- Выводъ категорiй. -- Ошибка дедукцiи. Здравый человеческiй разумъ. Основанiе понятiй а ргiогi. -- Различные взгляды на понятiе причинности. -- Отношенiе къ этому понятiю эмпириков и матерiалистовъ. -- Вещь въ себе . -- Выводъ категорiй и происхожденiе идей. -- Свобода воли и нравственный законъ. -- Умопостигаемый мiръ какъ идеалъ.
 II. Философскiй матерiализмъ со временъ Канта. Страны, бывшiя родиной новейшей философiи, обращаются къ реальной жизни, а Германiя предается метафизике ходъ умственнаго развитiя въ Германии. -- Причины возрожденiя матерiализма; влiянiе естественныхъ наукъ; Кабанисъ и соматическiй методъ въ физiологiи. -- Влiянiе привычки къ философской борьбе мненiй и къ свободе мысли -- естественно-научное направленiе ; поворотъ къ реализму съ 1830 г. -- Фейербахъ. -- Максъ Штирнеръ. -- Упадокъ поэзiи -- развитiе естественныхъ наукъ. -- Теологическая критика и молодая Германiя; усиленное движенiе умовъ до  г. -- Реакцiя и матерiальные интересы; новый подъемъ естественныхъ наукъ. -- Начало матерiалистическаго спора. -- Бюхнеръ и философiя. Бюхнеръ; сведенiя объ его личности; возбуждающее влiянiе Молешотта; неясности и недостатки его матерiализма. -- Молешоттъ; влiянiе Гегеля и Фейербаха; нематерiалистическое ученiе о познанiи у Молешотта. -- Возможность матерiализма по Канту. Категорическiй императивъ: довольствуйся даннымъ мiромъ. -- Чольбе.

ОТДЕЛЪ ВТОРОЙ. ЕСТЕСТВЕННЫЯ НАУКИ  

 I. Матерiализмъ и точное изследованiе. Матерiалисты и спецiальные изследователи: дилетантизмъ и школа въ естественныхъ наукахъ и въ философiи. -- Естественно-научный и философскiй образъ мышленiя. -- Границы познанiя природы. -- Дю-Буа-Реймонъ ; недоразуменiя между матерiалистами и теологами. -- Поправка следствiй изъ положенiя Дю-Буа- Реймона. -- Границы познанiя природы суть границы познанiя вообще. -- Механическое мiровоззренiе не можетъ проникнуть въ самую сущность вещей. -- Матерiализмъ теорiю считаетъ действительностью, а непосредственно данное -- видимостью. -- Ощущенiе есть более основной фактъ, чемъ подвижность матерiи. -- Даже принятiе ощущающей матерiи не устраняетъ всехъ трудностей. Неизвестное третье. -- Несправедливость упрековъ матерiализму. -- Устраненiе матерiализма философскимъ и историческимъ образованiемъ. -- Ценность теорiй. -- Матерiализмъ и идеализмъ въ изследованiи природы.
 II. Сила и вещество. Исторiя понятiя объ атоме. -- Бойль. -- Влiяние закона тяготенiя Ньютона и релятивированiе понятiя объ атоме Гоббсомъ. -- Дальтонъ. -- Рихтеръ АIО. -- Гей-Люссакъ. -- Молекулярная теорiя Авогадро. -- Берцелiусъ, Дюлонгъ и Пети. -- Мичерлихъ и изоморфизмъ. Теорiя типовъ. -- Сомненiя въ теорiяхъ, строгое различенiе факта отъ теорiи. -- Математики и физики. Принятiе непротяженныхъ атомовъ . -- Фехнеръ. -- Возраженiе противъ непротяженныхъ атомовъ. Понятiе Вебера о массе безъ протяженiя. -- Влiянiе новыхъ химическихъ теорiй и механической теорiи теплоты. -- Попытка матерiалистовъ подчинить силу матерiи ; критика ея. -- Молекулы становятся все известнее, а атомы неизвестнее. -- Законъ сохраненiя силы. -- Влiянiе его на понятiе о веществе. Релятивистическое определенiе вещи, силы и вещества. -- Взгляды Фехнера и Целльнера. -- Задача силы и вещества есть задача теорiи познанiя.
 III. Естественно-научная космогонiя. Новейшая космогонiя примыкаетъ къ Ньютону. Теорiя сгущенiя. -- Геологическая теорiя устойчивости. -- Большiе перiоды времени. -- Заключенiя о необходимой гибели солнечной системы и жизни во вселенной. -- Возникновенiе организмовъ . -- Гипотеза самопроизвольнаго зарожденiя. -- Теорiя перенесенiя по Томсону и Гельмгольцу; возраженiя Целльнера. -- Взглядъ Фехнера.
 IV. Дарвинизмъ и телеологiя. Интересъ къ спорамъ о дарвинизме значительно усилился, вопросы спецiализировались, но основанiя остались неизменными. -- Суеверiе вида. -- Необходимость опыта. -- Телеологiя. -- Неделимое. -- Сеть деленiя животнаго царства не годится для низшихъ животныхъ. -- Устойчивость органическихъ формъ какъ необходимое следствiе борьбы за существованiе. Равновесiе формъ. -- Подражанiе. -- Соотношенiя роста. -- Морфологическiе виды. -- Законъ развитiя. -- Различiе между имеющими одинаковый видъ первичными формами. -- Монофилетическое и полифилетическое происхожденiе -- . -- Ложная и истинная телеологiя. -- Телеологiя Гартманна какъ образецъ ложной телеологiи.

ОТДЕЛЪ ТРЕТIЙ. ЕСТЕСТВЕННЫЯ НАУКИ: ЧЕЛОВЕКЪ И ДУША  

 I. Положенiе человека по отношенiю къ мiру животныхъ. Большiй интересъ къ антропологическимъ вопросамъ сравнительно съ космическими. Успехи антропологическихъ наукъ. -- Примененiе Дарвиновской теорiи ръ происхожденiю человека разумеется само собою. -- Приговоры Кювье. -- Открытiе остатковъ дилювiальнаго человека. -- Древность ихъ. -- Следы древнихъ культурныхъ состоянiй. -- Проявленiе чувства красоты. -- Вертикальное положенiе тела. Возникновенiе языка. -- Ходъ культурнаго развитiя былъ сначала медленъ, но потомъ все ускорялся. -- Вопросъ о единстве вида человека . -- Отношенiе человека къ обезьянамъ.
 II. Мозгъ и душа. Трудности предмета яснее обнаружились только съ прогрессомъ наукъ. Гибельное влiянiе школьной философiи. -- Френологiя. -- Рефлективныя движенiя какъ основной элементъ психической деятельности. Опыты Пфлюгера. -- Разныя недоразуменiя и ошибочныя перетолкованiя физiологическихъ опытовъ. -- Мозгъ не производитъ психологическихъ абстракцiй. -- Ошибочныя теорiи Каруса и Гушке. -- Необходимо прежде всего устраненiе психологическихъ школьныхъ понятiй. -- Упорство предразсудка о локализацiи душевныхъ способностей. -- Изследованiя Мейнерта о мозге. -- Психологическая важность двигательныхъ путей. -- Одинаковость процесса возбужденiя во всехъ нервахъ. -- Опыты Гитцига, Нотнагеля и Феррьера. -- Истолкованiе ихъ. -- Мненiе Вундта о физiологическихъ элементарныхъ явленiяхъ въ психическихъ функцiяхъ . -- Примененiе закона сохраненiя силы къ мозговымъ функцiямъ. -- Духовное значенiе содержанiя ощущенiя.
 III. Естественно-научная психологiя. Ошибки въ попыткахъ естественно-научной и математической психологiи. Гербартъ и его школа. -- Необходимость критики психологiи. -- Гипотеза о сущности души. Психологiя безъ души. -- Критика самонаблюденiя и наблюденiя посредствомъ внутренняго чувства. -- Естественно-научный методъ и умозренiе. -- Психологiя животныхъ. -- Психологiя народовъ; этнографическiя путешествiя. -- Влiянiе Дарвина. -- Соматическiй методъ. -- Применимость эксперимента. -- Эмпирическая психологiя въ Англiи: Милль, Спенсеръ, Бенъ. -- Моральная статистика.
 IV. Физiологiя органовъ чувствъ и мiръ какъ представленiе. Физiологiя органовъ чувствъ показываетъ, что мы не воспринимаемъ внешнихъ предметовъ, но производимъ явленiя ихъ. -- Помещенiе предметовъ во вне и прямое виденiе по Мюллеру и Ибервегу. -- Дальнейшая разработка и критика теорiи Ибервега. -- Гельмгольцъ о сущности чувственныхъ воспрiятiй. -- Органы чувствъ какъ аппараты для отвлеченiя. -- Аналогiя съ отвлеченiемъ въ мышленiи. -- Психологическое объясненiе не исключаетъ присутствiя механической причины. -- Мiръ чувствъ есть продуктъ нашей организацiи. -- Безсознательныя заключенiя. -- Принятiе механизма для всехъ психическихъ функцiй еще не приводитъ къ матерiализму, потому что и самый механизмъ есть только представленiе. -- Попытка Ибервега показать трансцендентную реальность пространства. -- Результаты. -- Объясненiе Рокитанскаго.

ОТДЕЛЪ ЧЕТВЕРТЫЙ. ЭТИЧЕСКIЙ МАТЕРIАЛИЗМЪ И РЕЛИГIЯ  

 I. Политическая экономiя и догматика эгоизма. Происхожденiе теоретическаго предположенiя чисто эгоистическаго общества. -- Право и границы отвлеченiя. Смешенiе отвлеченiя съ действительностью. -- Образованiе капитала и законъ роста потребностей. -- Мнимая польза эгоизма . -- Происхожденiе эгоизма и симпатiи. -- Боклъ несправедливо отрицаетъ нравственный прогрессъ. -- Эгоизмъ какъ моральный принципъ и гармонiя интересовъ. -- Разборъ ученiя о гармонiи интересовъ. -- Причины неравенства и происхожденiе пролетарiата
 II. Христiанство и просвещенiе. Идеи христiанства какъ целебное средство противъ соцiальныхъ золъ и кажущаяся бездейственность ихъ по Миллю. Посредственное и медленное действiе ихъ. -- Связь христiанства съ соцiальной реформой. -- Нравственныя действiя веры частью благопрiятны, а частью не благопрiятны. -- Значенiе формы въ морали и религiи. -- Притязанiе религiи на истину. -- Невозможность разумной религiи безъ поэзiи. -- Пасторъ Лангъ и его возраженiе противъ этого ученiя.
 III. Теоретическiй матерiализмъ въ его отношенiи къ этическому и къ религiи. Характеръ обыкновенныхъ нападокъ на религiю. -- Преобладанiе разсудочнаго принципа. -- Планы новой религiи. -- Новая iерархiя Конта. -- Естественно-научныя познанiя должны сообщаться не церковнымъ, но чисто светскимъ образомъ. -- Не моральное поученiе составляетъ религiю, но трагическое потрясенiе духа. -- Нашъ культъ гуманности не нуждается въ религiозныхъ формахъ. -- Матерiализмъ самымъ последовательнымъ образомъ отвергаетъ религiю. -- Изследованiе связи между этическимъ и теоретическимъ матерiализмомъ. -- Развитiе матерiализма у Ибервега. -- Его прежняя точка зренiя. -- Матерiалистическiе задатки его психологiи. -- Его телеологiя. -- Сознанiе ея слабости. -- Бытiе Бога. -- Переходъ къ матерiализму; доказательство этого въ его письмахъ къ Чольбе и автору. -- Сомненiе въ утверждаемомъ Чольбе атеизме Ибервега. -- Этическiя следствiя его мiровоззренiя. Отношенiе къ христiанству. -- Д. Ф. Штраусъ. Его последнее и окончательное мiровоззренiе было матерiалистическое. -- Его матерiализмъ правиленъ и осмысленъ. -- Поверхностность въ пониманiи соцiальныхъ и политическихъ вопросовъ. Консервативное направленiе. -- Отрицанiе специфическихъ чертъ христiанской этики. Оптимизмъ. Порицанiе культа свободныхъ общинъ . -- Пренебреженiе къ народу и его потребностямъ. -- Расположенiе владеющихъ классовъ къ матерiализму. Соцiалисты и опасность гибели нашей культуры.
 IV. Точка зренiя идеала. Матерiализмъ какъ философiя действительности. Сущность действительности. -- Функцiи синтеза въ умозре- нiи и религiи. Происхожденiе оптимизма и пессимизма. -- Ценность и значенiе действительности; границы ея; шагъ къ идеалу. Пессимизмъ рефлексiи и оптимизмъ идеала. -- Действительность нуждается въ дополненiи идеальнымъ мiромъ. Философскiя стихотворенiя Шиллера. Будущее религiи и внутренняя сущность ея . -- Философiя религiи и въ частности Фихтевская. Группированiе людей по форме ихъ внутренней жизни. -- Судьба религiи въ критическiя времена. Возможность новыхъ религiозныхъ формъ.Условiя существованiя религiи. -- Условiя мира между противоположными точками зренiя. -- Матерiалистическiй споръ -- важное знаменiе времени. Соцiальный вопросъ и предстоящая борьба Возможность смягченiя ея.
Алфавитный указатель

 Предисловие ко второму тому

Появленiе въ светъ второго тома и особенно последней половины его очень замедлилось вследствiе усиленiя тяжкой болезни, благодаря которой у меня осталось мало силы для работы. По той ж.е причине мне невозможно было подвергнуть подробному разсмотренiю некоторыя значительныя литературныя явленiя последняго времени, весьма близко касавшiяся моего предмета. Мне особенно жалъ, что этого нельзя было сделать относительно речи Тиндалля о религiи и науке и трехъ трактатовъ о религiи Стюарта Милля.

Речью Тиндалля, такъ сказать, офицiально провозглашенъ новый перiодъ для Англiи, которая играетъ такую большую роль въ исторiи матерiализма. Прежнiй дурной миръ между естественными науками и теологiей, уже потрясеныый Гексли и въ последнее время Дарвиномъ, теперь нарушенъ, и естествоиспытатели требуютъ для себя права заявлять и проводить везде следствiя, вытекающiя изъ ихъ мiровоззренiя, не стесняясь никакими церковными традицiями. Религiи обезпечивается ея дальнейшее существованiе, если она примкнетъ къ философiи Спенсера; но после этого уже нельзя будетъ считать безразличнымъ, въ чемъ именно выражаются религiозныя чувства относительно догматовъ, и какiя требованiя они предъявляютъ вере. Этимъ, какъ уже прежде въ Германiи, началась борьба, которая можетъ мирно кончаться только возвышенiемъ религiи въ область идеала.

Для меня было въ высшей степени замечательно то, какъ близко подошелъ Милль въ своемъ трактате о теизме, последней большой работе его жизни, къ той точке зренiя, обоснованiе которой составляетъ результатъ и нашей "Исторiи матерiализма". Неумолимый эмпирикъ, представитель философiи утилитаризма, человекъ, который въ столькихъ своихъ прежнихъ сочиненiяхъ признавалъ, повидимому, только разсудочный принципъ, выразилъ здесь то убежденiе, что узкая и скудная жизнь человека и очень даже нуждается въ подъеме ея къ высшимъ надеждамъ на наше предназначенiе, и что развитiе этихъ надеждъ нужно предоставить фантазiи, поскольку она не становится въ противоречiе съ очевидными фактами. Такъ какъ всеми ценимое ясное спокойствiе духа основывается на стремленiи останавливаться мыслью на лучшихъ сторонахъ настоящаго времени и будущности,-а это значитъ непроизвольно идеализировать жизнь,-то мы должны думать о мiроправленiи и о нашей будущности после смерти гораздо благопрiятнее, чемъ это дозволила бы намъ весьма малая вероятность этихъ двухъ вещей; даже идеальный образъ Христа представленъ не только какъ главное преимущество христiанства, но и какъ нечто такое, что можетъ усвоить себе даже неверующiй.

Далеко ли отъ всего этого до нашей точки зренiя на идеалъ? Малая, почти ничтожная вероятность того, чтобы образы нашей фантазiи могли быть действительностью, можетъ служить только слабою связью между религiей и наукой и въ сущности составляетъ слабый пунктъ всего этого воззренiя; потому что ее перевешиваетъ гораздо большая вероятность противоположнаго, и въ области действительнаго нравственность мышленiя требуетъ, чтобы мы не останавливались на неопределенныхъ возможностяхъ, но постоянно давали предпочтенiе более вероятному. Разъ признанъ принципъ, что мы должны созидать нашимъ духомъ мiръ более прекрасный и совершенный, чемъ мiръ действительности, тогда должно быть придаваемо значенiе и мифу какъ мифу. Гораздо же важнее, чтобы мы возвысились до познанiя того, что это-та же самая необходимость, тотъ же самый трансцендентный корень нашего человеческаго существа, который даетъ намъ при посредстве чувствъ образъ мiра действительности, ведетъ насъ также м къ тому, что мы высшей функцiей поэтическаго и творящаго синтеза созидаемъ мiръ идеала, въ который мы можемъ удаляться отъ ограниченности нашихъ чувствъ, и въ которомъ мы находимъ истинную родину нашего духа.

А. Ланге.
Марбургъ, конецъ января 1875 г.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце