URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Хайруллин В.И. Категория справедливости в истории политико-правовой мысли
Id: 178295
 
299 руб.

Категория справедливости в истории политико-правовой мысли. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03885-0.

 Аннотация

Настоящая монография является значительным событием в области теории и истории права, поскольку научных работ такого широкого плана и несомненной научной новизны ранее не предпринималось. В ее основу положено исследование, проводившееся автором в течение ряда лет в университете Копенгагена (Дания). Работа наглядно демонстрирует, что имеется целый ряд концепций, которые, несмотря на их теоретическую значимость, практическую ценность и актуальность для современного правоведения, оставались до сих пор малоизученными.

В первой главе книги автор рассматривает классические концепции справедливости периода Древней Греции (Аристотель и др.), Древнего Рима (Марк Туллий Цицерон), позднего Средневековья (Мишель де Монтень). Вторая глава посвящена теориям, которые получили распространение в Новое и Новейшее время (концепции Вильгельма фон Гумбольдта, русских философов права, а также теории Джона Ролза, Филипа Селзника). В третьей главе анализируется скандинавская традиция права и правоведения, детально рассматриваются особенности судопроизводства в Датском королевстве.

Монография рассчитана на специалистов в области теории и истории права, политологов, практикующих юристов, а также аспирантов.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Классические концепции справедливости
 1.1.Общее понятие справедливости
 1.2.Понятие справедливости в Древней Греции
 1.3.Понятие справедливости в Древнем Риме
  1.3.1.Марк Туллий Цицерон о справедливости
 1.4.Учения о справедливости в эпоху Гуманизма
  1.4.1.Понятие справедливости в работах Мишеля де Монтеня
Глава 2. Концепции справедливости в Новое и Новейшее время
 2.1.Учения о справедливости в Новое время
 2.2.Концепция справедливости Вильгельма фон Гумбольдта
 2.3.Проблема справедливости в российской традиции правоведческих исследований XIX -- начала XX века
 2.4.Теория справедливости в Новейшее время
  2.4.1.Теория справедливости Джона Ролза
  2.4.2.Концепция справедливости Филипа Селзника
Глава 3. Теория справедливости в некоторых европейских странах
 3.1.Скандинавская традиция права и правоведения
 3.2.Проблема справедливости в трудах скандинавских правоведов
 3.3.Особенности судопроизводства в Датском королевстве
  3.3.1.Общая характеристика датской судебной системы
  3.3.2.Обращение с подозреваемыми до и во время суда
  3.3.3.Извещение о судебном заседании
  3.3.4.Защита
  3.3.5.Слушание дела
  3.3.6.Состав суда
  3.3.7.Решение суда, приговор и мера наказания
  3.3.8.Апелляционное заявление и повторное рассмотрение дела в Высшем суде
  3.3.9.Помилование и амнистия
  3.3.10.Способы защиты
  3.3.11.Несовершеннолетние правонарушители
  3.3.12.Административные суды, специальные суды, военные суды
Заключение
Библиография

 Введение

Актуальность темы исследования. Настоящая монография посвящена рассмотрению проблемы становления и развития теории справедливости с историко-правоведческой точки зрения, начиная с классических концепций до современных исследований.

Проблема взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости права и справедливости занимала умы многих правоведов, мыслителей и философов. Исследования прошли сквозной темой через всю историю человечества: со времен Древней Греции и далее хронологически, через Средние века, вплоть до наших дней. Не было, пожалуй, ни одного выдающегося мыслителя, кого бы не привлекала проблема справедливости. Ею детально занимались Гераклит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Монтень, Гроций, Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах, Мор, Кант, Гегель, Гумбольдт, Соловьев, Чичерин и многие другие. Неисчерпаемость, постоянная актуальность данной проблемы позволяют ученым многих поколений искать пути ее решения, каждый раз обращаясь к проблеме в ее новом, до сих пор не изучавшемся аспекте.

Несмотря на богатую историю исследований, проблема справедливости требует дальнейшего изучения, поскольку отношение к ней менялось и меняется до сих пор, в зависимости от времени и места. Две основные диаметрально противоположные точки зрения могут быть представлены следующим образом: 1) справедливость едина во все эпохи и для всех народов; она неизменна; 2) у каждого времени и у каждого народа свое понимание ее сущности и содержания; справедливость есть переменная величина. Кроме того, эти две непримиримые концепции актуализируются тем, что в каждой из них сталкиваются взгляды двух других учений, а именно теории естественного и позитивного права.

Все эти факты свидетельствуют о том, что проблема справедливости обладает научной притягательностью для представителей самых разных школ и направлений. Вместе с тем, разнообразие, но отнюдь не бесспорность имеющихся концепций говорит о несомненной продуктивности проблематики, в русле которой находится настоящее исследование.

Ученые занимаются разработкой проблематики не менее двух тысяч лет, но однозначного и бесспорного подхода пока не найдено. Это объясняется экциклопедичностью, т. е. чрезвычайной широтой понятия "справедливость", которое рассматривается в различных областях знания: в философии, политологии, истории, социологии, этике и т. д. Наибольший интерес для нас представляет то, каким образом трактуется данное понятие с позиций права, или еще более конкретно, с точки зрения истории учений о праве.

Более того, воплощение справедливости в практике правосудия становится объектом пристального внимания историко-правоведческой науки и требует тщательного изучения, поскольку понятие справедливости представляется одним из краеугольных в концепции правового государства. Только тогда государство может считаться правовым, когда во всех его сферах применяются такие принципы, как справедливость, нравственность, гуманизм. Соблюдение данных принципов является одной из высших ценностей общества.

В современной России очень важным с точки зрения развития идей справедливости представляется Послание Президента Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., в котором справедливость признается ключевым понятием. В. В. Путин обосновывает необходимость принципа справедливости при решении широчайшего круга проблем. В Послании Президента Российской Федерации от 10 мая 2006 г. содержится указание на то, что авторитет государства должен основываться на способности принимать справедливые законы и добиваться их исполнения.

Большое внимание проблеме справедливости уделяют ведущие специалисты в области юриспруденции. Например, председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин, признавая справедливость фундаментом безопасности, подчеркивает, что принцип справедливости составляет ядро всего современного права. Одним из требований, предъявляемых Министром внутренних дел Российской Федерации к служащим системы МВД России является требование справедливой оценки поведения и действия граждан, в связи с чем министр поручает руководителям всех уровней добиваться от каждого сотрудника "обостренного чувства справедливости".

Справедливость как показатель правовой защищенности личности базируется на ее конституционном закреплении и гарантии как элемента правового государства, а также на прочной международной основе. Так, Устав ООН признает справедливость основой мирового порядка. Непреходящее значение справедливости подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в Уставе Совета Европы от 5 мая 1945 г., в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., в Резолюции Комиссии ООН по правам человека об укреплении участия населения, равноправия, социальной справедливости и недискриминации как важнейших основ демократии, в Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI в., принятой десятым Конгрессом ООН 15 апреля 2000 г. и многих других международных документах, что, несомненно, указывает на чрезвычайную актуальность проблемы справедливости.

Замечательные образцы более практичного, конкретного и расширительного толкования категории справедливости демонстрирует Европейский Суд по правам человека. Применительно к правосудию составными элементами справедливости становятся гласность и открытость, состязательность и равноправие сторон, равенство всех перед судом и законом, разумные сроки рассмотрения дел и оказание необходимой профессиональной юридической помощи.

Нашей юридической науке и практике предстоит творчески переработать практику Европейского Суда по правам человека с точки зрения современных теоретических представлений о праве вообще и о его справедливости в частности. Цель и задачи монографического исследования. Целью исследования является комплексное изучение эволюции теории справедливости в истории учений о праве.

Основные задачи исследования заключаются в:

1) рассмотрении имеющихся классических и современных определений понятия "справедливость";

2) изучении нравственно-правовых основ теории справедливости;

3) анализе места, роли и значения понятия "справедливость" в истории правоведения;

4) исследовании способов воплощения понятия "справедливость" в практике правосудия в ряде стран;

5) разработке методики научного описания развития теории справедливости, заключающейся в рассмотрении ранее малоизученных и неизученных концепций.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования выступают правоведческие концепции справедливости, разработанные на протяжении нескольких веков истории юриспруденции. Предметом исследования являются исторические закономерности генезиса понятия справедливости, а также способы ее реализации в правосудии ряда европейских стран.

Методологической базой монографического исследования служат методы исторического и диалектического познания действительности, а также системного подхода к изучаемым концепциям, сравнительно-аналитический, сравнительно-синтетический, методы теории государства и права, истории учений о государстве и праве.

Теоретическая основа монографии представлена научными трудами по истории и теории государства и права, философии права, юридической этике, римскому праву, судоустройству и судопроизводству.

Нормативной базой исследования являются такие источники, как Конституция Российской Федерации, международные правовые акты и документы, Послания Президента Российской Федерации, международные конвенции, конвенции Организации Объединенных Наций, уголовные кодексы ряда стран и другие законодательные и нормативные акты.

Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании проблемы справедливости на уровне историко-правоведческих учений. Наряду с широко известными теориями автор детально анализирует концепции тех правоведов и мыслителей, которые до настоящего времени не являлись предметом всестороннего научного описания и, соответственно, на них научное сообщество обращало недостаточное внимание. Предпринятое исследование является попыткой представить более полную картину теории справедливости за счет включения в нее тех концепций, которые ранее находились вне поля зрения правоведов. Новым является также рассмотрение тех современных учений, которые в нашей стране не были широко известны, хотя представляют собой значительный теоретический интерес и поэтому заслуживают внимания.

Новым также представляется то, что этой абстрактной категории передовые ученые и практики пытаются дать более конкретное звучание. На современном этапе развития юридической науки особенно значимым является рассмотрение справедливости не в общем виде, а в парадигме детализации, применимой к различным отдельным отраслям знания, в частности, юриспруденции. Научная новизна исследования видится в том, что в работе даются некоторые элементы понятия справедливости применительно к юридической науке и правосудию.

Рассмотрение практики судопроизводства некоторых европейских стран представляет значительный научный интерес и также является новым в научном плане.

Основные положения, отстаиваемые автором:

1. Далеко не все историко-правовые концепции справедливости хорошо известны и детально изучены. Из предшествующих исторических эпох до современных исследователей доходят в основном труды наиболее крупных авторов, тогда как некоторые из работ или забываются, или им не уделяется должного внимания. Большое число сочинений оказывается игнорируемым, хотя эти труды могут содержать большое правоведческое значение, не утратившее актуальности вплоть до наших дней.

2. Философско-правоведческая концепция справедливости Марка Туллия Цицерона плюралистична, а иногда эклектична и противоречива, что не является недостатком авторской позиции, а свидетельством того, что он был ярким представителем своего времени и сословия.

3. Мишель де Монтень, развивший свою концепцию справедливости и значительно обогативший ее, может быть отнесен к представителям естественно-правовой школы в том виде, в котором она имела место в эпоху позднего средневековья.

4. Вильгельм фон Гумбольдт является автором оригинальной концепции справедливости, в которой основное внимание уделяется роли государства в обеспечении прав и свобод гражданина.

5. В России теория справедливости наиболее плодотворно развивалась в XIX в. Существенный вклад русских теоретиков права состоит в том, что в их подходе справедливость стала разграничиваться на справедливость как правовою категорию и справедливость как нравственную категорию.

6. Доктрина Джона Ролза представляет собой теоретическую модель, а не концепцию справедливости, поскольку согласно Ролзу, справедливость выступает в качестве выбора первого порядка, на основании которого происходит выбор второго порядка, а именно выбор конституции и законодательства. Составляющими справедливости являются принцип свободы, принцип различия, принцип равных возможностей.

7. Концепция Филипа Селзника носит выраженный практический характер. Согласно Ф. Селзнику, принципами справедливости служат: обоснованность претензии; оправданность; равенство; беспристрастность; пропорциональность; взаимность; возмещаемость; необходимость; заслуженность; причастность. Связь этих принципов и права состоит в том, что право наполняет абстрактные принципы содержанием, придает им форму, устанавливает связь между принципами и культурой.

8. Анализ эволюции теории справедливости дает основание утверждать, что односторонний подход оказывается мало конструктивным в плане ее развития. Значительно более эффективно теория справедливости стала развиваться после того, как она вышла из области исключительно философских исследований и заняла свое место в области правоведения.

9. Историко-правоведческий подход к теории справедливости является одним из наиболее ценных в современных условиях, поскольку он, во-первых, помогает наиболее ярко представить некоторые аспекты сегодняшнего дня, и, во-вторых, способствует активизации научного интереса к тем давним проблемам, которые до сего времени не утратили своей актуальности.

10. В настоящее время концепции справедливости принимают всё более практический характер, в том числе имеют непосредственно правовую направленность. В настоящей работе мы придерживаемся точки зрения тех специалистов, которые стоят на позициях рассмотрения судопроизводства в плане справедливости и полагают, что непременными элементами судебного разбирательства являются: 1) публичность; 2) разумность срока; 3) равноправие, независимость и беспристрастность суда; 4) законность суда; 5) право на защиту. Данный подход к справедливому судебному разбирательству находится в соответствии со статьей 6  Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Теоретическая значимость монографического исследования заключается в том, что, давая подробное и глубокое научное осмысление становления и развития теории справедливости, автор тем самым обеспечивает значительно более высокий уровень научного анализа. Рассматриваемые классические концепции дают солидную теоретическую основу другим менее известным, но столь же существенным научным подходам. Анализ ранее не изучавшихся теорий в сочетании с давно утвердившимися способствует в целом углублению и расширению процесса познания, что ценно само по себе. Особенно важным представляется то, что монография теоретически значима в плане обогащения наших знаний в области истории теоретико-правовых изысканий, а именно в области теории справедливости. Теоретически значимо также то, что в рамках настоящего исследования впервые сделана попытка комплексного многоаспектного анализа проблемы справедливости на протяжении нескольких столетий. Более того, являясь одной из вечных тем человечества, проблема справедливости служит основой многих современных тенденций и учений. В этом ряду находится теория прав человека, по которой, как указывают исследователи, проверятся суть, содержание и устремления политической власти.

Практическая ценность работы видится в необходимости использования теоретических результатов в практической научно-правовой деятельности, а также в практике преподавания теории и истории политико-правовых учений, государства и права, теории прав человека, римского права, гражданского права, сравнительного права и ряда других дисциплин и спецкурсов, предлагаемых студентам и аспирантам юридических вузов.


 Об авторе

Владимир Ихсанович ХАЙРУЛЛИН

Крупный российский ученый. Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой делового иностранного языка и перевода Башкирского государственного университета. Окончил Московский государственный институт иностранных языков, учился в Копенгагенском университете. Автор более 150 научных работ, опубликованных в таких изданиях, как "Государство и право", "Право и политика" и др. Его труды также вошли в материалы международных конференций. Член редакционного совета международного научного журнала "Perspectives" (Дания, Великобритания). В. И. Хайруллин -- ведущий специалист по истории права скандинавских стран, специалист в области теории и истории справедливости. Читал лекции в университетах Копенгагена (Дания), Дублина (Ирландия), Лунда (Швеция).


 Review

Khayrullin V.I. The Category of Justice in the History of Political and Legal Thinking.

Vladimir Khayrullin's new monograph tackles one of the most topical scholarly problems within the field of law, that is, the question of justice and in particular, of how it has been approached and defined in different legal and political schools and conceptions. Justice has been of concern ever since antiquity and analysed quite extensively in the Western countries, however in some Scandinavian countries the school of realism did not acknowledge justice as a valid concept and apparently also in Russia there seems to have been a kind of scholarly vacuum within law about justice.

This book contributes to filling in that gap. Moreover, its relevance is due to that the author considers lesser known theories and attitudes and draws the scholarly community's attention to such names as those of Marcus Tullius Cicero, Michel de Montaigne, Wilhelm von Humboldt, the 19th century Russian legal philosophers, etc. which are not normally treated in the same book or in this context.

The structure of the book is logical and original. It comprises the following parts: an Introduction (pages 5-12), Chapter 1: Classical Conceptions of Justice (pages 13-66), Chapter 2: Conceptions of Justice during the New and Newest Periods (pages 67-104), Chapter 3: Theories of Justice in European Countries (pages 105-157, with a strong emphasis on justice in the Danish Kingdom), a Conclusion (pages 158-165), a Bibliography (pages 166-187).

The book is worthwhile, and I have noted with satisfaction the chapter on the Scandinavian and particularly Danish tradition of justice in legal studies. As I know, there have been scarce papers on Danish law published in country-regionplaceRussia. It makes the author credit that he has profited from his visits to Danish scholarly institutions and undertaken to describe and to some extent promote the Danish tradition in his country, and has done it successfully so far.

As for the bibliography, my understanding is that it is a most complete list of books and papers on justice and probably will be very useful as a guideline to the vast literary field in country-regionplaceRussia.

In my opinion the book is timely, well-balanced from the perspective of its contents and written in a logical and linguistically elegant way which makes it good and easy reading.

The author of the book under review is a Russian professor with a substantial educational background in both law and philosophy. He has published several books and papers, he has acquainted himself with a good knowledge of European literature in his field. I first met him a few years ago when he gave a talk on Fyodor Dostoyevski's Just Society at the University of Copenhagen (Denmark).

Ditlev Tamm, professor, dr. jur. and dr. phil., The University of Copenhagen, Denmark
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце