URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования
Id: 17772
 
379 руб.

Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд.2

URSS. 2004. 304 с. Мягкая обложкаISBN 5-354-00566-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Книга кандидата экономических наук, начальника отдела региональной экономической политики Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ посвящена проблемам и перспективам федерального регулирования территориального развития в России. Рассматриваются теории региональной экономики, анализируются факторы экономического развития российских регионов в последнее десятилетие, опыт разных стран в проведении региональной политики.

Книга предназначена для широкого круга специалистов, интересующихся региональной проблематикой.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическая основа государственного регулирования экономического развития регионов
 1.1.Место регулирования экономического развития регионов в деятельности государства и региональных теориях
 1.2.Теории размещения как базовые в региональной экономике
 1.3.Теории регионального роста
 1.4.Теории государственного регулирования экономического развития регионов
Глава 2. Основные особенности государственного регулирования экономического развития регионов в зарубежных странах
 2.1.Общая характеристика региональной экономической политики в зарубежных странах
  2.1.1.Этапы развития региональной экономической политики
  2.1.2.Региональная экономическая политика отдельных стран во второй половине 20 века
 2.2.Выбор регионов -- объектов региональной экономической политики
  2.2.1.Выбор сетки регионов и перекройка административно-территориального деления
  2.2.2.Выбор показателей для оценки уровня социально-экономического развития регионов
  2.2.3.Типология регионов
  2.2.4.Выделение полюсов роста
  2.2.5.Определение доли поддерживаемых территорий
 2.3.Инструменты государственного регулирования экономического развития регионов
  2.3.1.Классификация инструментов региональной экономической политики
  2.3.2.Редко используемые инструменты региональной экономической политики
  2.3.3.Развитие инфраструктуры и помощь предприятиям как основные инструменты региональной экономической политики
  2.3.4.Комплексные инструменты региональной экономической политики
  2.3.5.Свободные экономические зоны
Глава 3. Факторы экономического развития регионов России
 3.1."Объективные" факторы экономического развития регионов
 3.2.Роль экономической политики властей субъектов Федерации
  3.2.1.Составляющие экономической политики властей субъектов Федерации и возможности их оценки
  3.2.2.Налоговая политика
  3.3.3.Расходы региональных бюджетов
 3.3.Роль федерального регулирования экономического развития регионов в России
  3.3.1.Общая характеристика региональной экономической политики в России
  3.3.2.Федеральные инвестиции в регионах
  3.3.3.Российские свободные экономические зоны
Глава 4. Концепция государственного регулирования экономического развития регионов в России
 4.1.Предложения по концепции региональной экономической политики в России
 4.2.Федеральная экономическая политика по отношению к отдельным территориям
  4.2.1.Федеральная экономическая политика по отношению к Калининградской области
  4.2.2.Федеральная экономическая политика по отношению к Сибири
 4.3.Перспективы свободных экономических зон в России
  4.3.1.Предложения к закону о свободных экономических зонах в России
  4.3.2.Перспективы развития Особой экономической зоны в Калининградской области
Заключение
Приложение 1. Региональная политика Европейского Союза
Приложение 2. Федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов
Список литературы

 Введение

Переход от плановой экономики к рыночной в России в начале 1990-х годов проявился среди прочего и в кардинальных изменениях в системе регулирования центральными властями социально-экономического развития территорий. Тотальное планирование сменилось практически полным отсутствием какого-либо целенаправленного воздействия федеральных органов власти на экономическое развитие отдельных регионов. Вплоть до настоящего времени основное внимание уделяется совершенствованию межбюджетных отношений, которые в России служат в основном для снижения различий между регионами в их возможности финансировать текущие расходы, но не для изменения пропорций в экономическом развитии территорий. Роль федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, созданных по решению центральных властей свободных экономических зон -- инструментов государственного регулирования, предназначенных для привлечения инвестиций в отдельные регионы, оказалась крайне незначительной.

Вместе с тем и многие ученые, и целый ряд представителей федеральных органов власти настаивали и продолжают настаивать на том, что в России должна существовать гораздо более значимая система государственного регулирования территориального развития. Причем утверждения эти основываются в значительной степени на зарубежном опыте: в странах рыночной экономики действительно достаточно активно используются механизмы воздействия центральных властей на экономическое развитие отдельных территорий. При этом, однако, несмотря на существование немалого числа исследований, посвященных и зарубежному опыту государственного регулирования экономического развития территорий (чаще называемого региональной экономической политикой), и социально-экономическому развитию российских регионов в последнее десятилетие, остается немалое число не имеющих ответы вопросов:

если в России федеральные власти не будут проводить региональную экономическую политику, могут ли сократиться диспропорции в уровне экономического развития территорий (речь идет именно об уровне экономического развития, а не о наличии средств в региональных бюджетах на финансирование текущих расходов)?

что лучше в российских условиях -- стимулировать экономическое развитие в наиболее перспективных с этой точки зрения регионах или, наоборот, наиболее проблемных, или нужно какое-то сочетание поддержки перспективных и проблемных регионов?

в каких границах должны выделяться регионы-объекты региональной экономической политики -- субъектов Федерации или муниципальных образований?

если федеральное регулирование экономического развития регионов необходимо, то какие его инструменты в наибольшей степени способствуют достижению ускоренного роста в проблемных регионах -- налоговые льготы, кредиты, гарантии, инвестиционные субсидии, инвестиции в образование, инфраструктуру и т.д. и т.п.?

Отсутствие ответов на эти вопросы препятствует созданию эффективной системы федерального регулирования экономического развития российских регионов -- полностью от этого регулирования федеральные власти не отказываются, но средства на него выделяются в очень ограниченных масштабах, поскольку нет уверенности в целесообразности их расходования. Во многом декларативными оказываются разрабатываемые федеральные законы о региональной политике (в т.ч. и находящиеся в настоящее время в процессе принятия Государственной Думой законы "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации" и "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации"). Возникают споры и сложности при разработке правительственных программ (стратегий, концепций) развития отдельных территорий (так, например, бурные дискуссии разгорелись вокруг Стратегии развития Сибири). Поэтому поиск ответов на поставленные выше вопросы представляется чрезвычайно актуальным.

К настоящему времени российскими учеными проведено немало исследований, посвященных проблемам государственного регулирования экономического развития регионов и в том числе зарубежному опыту в этой сфере. Однако они исходят в основном из необходимости сокращения диспропорций в уровне экономического развития российских регионов, т.е. предлагают в этом отношении копировать опыт промышленно развитых капиталистических стран, и не отвечают на базовые вопросы о целесообразности постановки подобной цели, наиболее оптимальных способах ее достижения и т.д. Разработкой теорий развития регионов и региональной политики занимаются в основном зарубежные ученые, но они по вполне понятным причинам не уделяют внимания применимости этих теорий к российским реалиям. К сожалению, то же можно сказать и о российских авторах (хотя обзоры зарубежных теорий развития регионов и региональной политики в российской литературе встречаются).

Целью исследования, результаты которого представлены в данной книге, являлась разработка и обоснование концепции государственного регулирования экономического развития регионов в России, основываясь на анализе теорий регионального роста и региональной экономической политики, особенностей экономического развития российских регионов в последнее десятилетие, российском и зарубежном опыте проведения региональной экономической политики.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать существующие теории региональной экономики, которые могут помочь найти ответ на вопросы о целесообразности, целях, инструментах государственного регулирования экономического развития регионов;

обобщить мировой опыт проведения региональной экономической политики, причем не только промышленно развитых стран, но и развивающихся, выявить причины появления государственного регулирования экономического развития регионов в различных странах и происходивших в дальнейшем изменений в этом регулировании;

проанализировать факторы экономического развития регионов России в последнее десятилетие, в т.ч. рассмотреть вопрос применимости к российским условиям теорий регионального роста;

выявить достоинства и недостатки существующей системы федерального регулирования экономического развития регионов в России, оценить его результаты.

Представленное в данной книге исследование опирается на теоретические труды зарубежных ученых-регионалистов, в т.ч. У.Айзарда, Ж.-Р.Будвиля, Э.Гувера, С.Р.Деннисона, Х.Зиберта, А.Лёша, Г.Камерона, Э.Куклински, Г.Мюрдаля, Х.Ричардсона, Дж.Фридмана. Оценка динамики развития российских регионов и воздействия на это развитие федеральной экономической политики основывается на трудах известных российских ученых, среди которых С.С.Артоболевский, М.К.Бандман, Л.Б.Вардомский, А.Г.Гранберг, Н.В.Зубаревич, А.М.Лавров, Н.И.Ларина, В.Н.Лексин, С.Н.Леонов, Н.Н.Михеева, В.Е.Селиверстов, Л.В.Смирнягин, А.И.Трейвиш, А.Н.Швецов, Б.М.Штульберг и др.

При подготовке исследования использовались статистические данные Государственного комитета РФ по статистике, а также Министерства финансов РФ (по исполнению региональных бюджетов) и Министерства по налогам и сборам РФ (по поступлению налоговых платежей в бюджеты всех уровней), Центрального банка Российской Федерации (по деятельности кредитных учреждений). Источником информации по российскому (федеральному и региональному) законодательству являлась правовая база данных "Консультант Плюс".


 Об авторе

Кузнецова Ольга Викторовна
Физик-теоретик и историк физики, кандидат физико-математических наук. Окончила физический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (кафедра теоретической физики). Работала в Институте истории естествознания и техники АН СССР (с 1991 г. ИИЕТ имени С. И. Вавилова РАН). Автор книг "Атомистические концепции строения вещества в XIX веке" и "История обоснования статистической механики", а также ряда статей в различных журналах, в том числе по истории интерпретаций квантовой механики. Выступала докладчиком на ряде конференций, в том числе зарубежных, по истории физики.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце