Памяти исследователя кино, фотографии и телевидения Валентина Ивановича Михалковича
В одной из статей Ю.Лотман писал о том, что теория не всегда нужна там, где на первый план выступает практическое умение. И, если человек умеет ходить, теория ходьбы ему не нужна. Нужна ли теория фотографу? В фотографической среде такие настроения распространены, но к умению делать хорошие фотографии, к чему все стремятся, такой подход не совсем правилен. Дело в том, что многие фотографы ищут в книжках по теории фотографии то, чего в них не может быть. А не может быть в них инструкций, как создавать эти самые хорошие фотографии. Тем не менее книжки теоретического характера (разной, конечно, степени сложности), если и не дают практических рецептов, то влияют на фотографическую культуру авторов. А это в свой черед сказывается на их мышлении и уже имеет прямое отношение к практической работе. Иначе говоря, практикам полезно знакомиться с сочинениями по теории фотографии. Среди них ближе всего к практическим нуждам стоят тексты по эстетике фотографии. В век автоматических камер распространилось убеждение, что отличный снимок сделать нетрудно. Главное – оказаться на месте интересного события или попасть в красивые места. А как будет выглядеть эта интересная натура на снимке? При "переводе" реальности на плоскость кадра многое происходит. Предполагается, что читатель этой книги уже прошел курс начинающего любителя и про фотографию кое-что знает. Знает, какую выбирать камеру и как решать технические проблемы. Об этом существует большая литература. Эта книга ставит другую задачу – научить "читать" фотографию и понимать ее. Для этого в первую очередь необходим анализ готовых снимков, своих и чужих. Если понимать, какую цель преследовал автор снимка и какими путями шел к ней, то станет яснее, к чему следует стремиться. Опытный фотограф пользуется испытанными приемами, поиск и отбор вариантов идет у него быстро. К тому же сегодня выбор технических параметров отчасти поручают камере, фотографу остается собрать в целое в рамке кадра линии, плоскости, тональные пятна и не забыть проверить, как все это нарисует свет. И каждый раз, получив готовые снимки, найти время внимательно рассмотреть их и спросить себя, а все ли получилось из задуманного. Воплощая в снимках образы человека и окружающего мира, фотограф принимает различные творческие решения. Всякий раз такое решение влечет за собой определенное построение кадра – связывая тем или иным способом тона и линии в одно целое, автор строит композицию, которая соединяет предметы и окружающее их пространство. Создавая композицию, автор творит структуру снимка; в ней закрепляется превращение реальности в фотографическое изображение. В то же время снимок всегда адресован зрителям и, значит, воздействует на них образным началом. Композиция, образ, структура снимка являются главными разделами фотографической эстетики. Построение образа связано с жанровыми особенностями снимка. За время существования светописи в ней сформировалась обширная жанровая система. В каждом из жанров существуют свои способы отбора материала. А так как эти способы влияют на образность фотографии, то поэтому вместе с различными типами композиционных и образных решений в книге разбираются основные фотографические жанры. В целом фотоэстетика охватывает и более общие проблемы фотографического творчества: отношение автора к действительности, выражение этого отношения в произведениях, то есть изучает проблему автора. И, наконец, в самом общем виде фотоснимок можно рассматривать как изобразительное высказывание. Такой подход оказывается плодотворным, потому что в нем выявляются повествовательные возможности светописи. Изображение предмета важно для фотографа, как слово – для поэта. В стихотворении слова влекут за собой свои значения, свою семантику, но помимо того поэт активно использует их фонетику: слова для него – носители звучаний. Звуковую материю слов поэт приводит в соответствие со своими настроениями и ощущениями. То есть поэтической речи присуще взаимодействие смыслового и фонетического уровней слова. Аналогично влияют друг на друга уровни художественной фотографии. Изображенный предмет значим, его семантику образует практический опыт людей. Изображенные объекты – это один уровень снимка. "Фонетический" же уровень – это линейные и тональные ритмы, которые определяют "звучание" изображенного. Фотограф, как и поэт, приводит зримую "фонетику" в соответствие со своими ощущениями и настроениями. Они получают непосредственное выражение в ритмических структурах снимка. Из взаимодействия этих уровней вытекает многообразие методов фотоэстетики. С момента изобретения фотография проделала долгий путь, пережив несколько технических революций. Последняя по времени – цифровая запись фотоизображения – существенно расширила возможности человека снимающего. Изложение материала в книге ограничено проблематикой черно-белой фотографии и это сделано не случайно. Черно-белая фотография позволяет сконцентрировать внимание на главных проблемах фотоэстетики, оставляя в стороне вопросы цвета и его влияния на структуру снимка. В исторической части текст иллюстрируется произведениями классиков отечественной светописи, в книге в качестве примеров используются также снимки автора книги, в этих случаях его фамилия в подписи не указывается. Приводятся также словарь имен фотографов, художников, деятелей науки и культуры, упомянутых в тексте, рекомендации по литературе и список иллюстраций. Стигнеев Валерий Тимофеевич Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (с 1980 года), кандидат философских наук. Автор ряда книг и статей по теории и истории отечественной фотографии. Печатался в отечественных и зарубежных журналах. Его авторские снимки опубликованы в изданиях "Фотографии" и "Фотоальбом".
|