URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Петров В.М. Измерения в культуре: Количественные методы в искусствознании Обложка Петров В.М. Измерения в культуре: Количественные методы в искусствознании
Id: 231829
1246 р.

Измерения в культуре:
Количественные методы в искусствознании. Изд. 2, испр.

URSS. 2019. 344 с. ISBN 978-5-9710-5333-0.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателей предлагается учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей (искусствоведов, эстетиков, культурологов, социологов, психологов и др.). В первом разделе рассмотрены различные аспекты применения количественных методов при изучении произведений искусства: живописи, музыки, поэзии, прозы. Изложение концентрируется на двух основных проблемах: пространства и времени. Второй раздел посвящен изучению воздействия искусства... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие10
Пространство и время художественного мира11
 Проблема "двух культур" и союз алгебры с гармонией11
Часть I. Пространство художественного мира18
Глава 1.Ареалы национальных школ: цветовые структуры живописи20
 1.Эмпирическая база: произведения четырех европейских школ живописи22
 2.Общие свойства "оптимальной" цветовой структуры: теория и эмпирические данные24
 3.Национальная специфика: выбор "свето-цветовых эталонов"29
 4.Национальная специфика: цветовые предпочтения и триады32
Глава 2."Собственное" пространство живописи: размеры картин и их пропорции36
 1."Потенциал возбуждения" и площади живописных произведений: теория37
 2.Французская живопись – размеры картин: две зоны предпочтений40
 3.Эволюция размеров картин: под натиском потенциала возбуждения45
 4."Загадка формы": теоретические подходы50
 5.Реальные объекты искусства – максимум либо минимум информации?56
Глава 3.Внутреннее пространство искусства: в мире "специфических флюидов"66
 1.Внешнее и внутреннее содержание искусства, или его собственные и побочные функции67
 2.Многоуровневая пирамида и информационные процессы в ней70
 3.Итеративная процедура: от признаков – к объектам и обратно74
 4.Верификация (проверка) измерительного метода83
Часть II. Время художественного мира90
Глава 4.Репрезентативность эволюционной выборки: немые свидетели былого великолепия92
 1."Генералы" и "рядовые" эволюционного процесса93
 2.Выборка художественной "элиты": рекомендации по численности98
 3.Выборка художественной "элиты": процедуры составления101
 4."Массовая" выборка: составление и репрезентативность105
Глава 5.Эволюция искусства: музы, послушные распорядку115
 1.Идеациональное и чувственное в искусстве (Питирим Сорокин)115
 2.Динамика взаимодействия двух начал118
 3.Изначальное и концептуальное в искусстве (Колин Мартиндейл)124
 4.Чередование изначального и концептуального129
 5.Асимметрия информационных механизмов и эволюция искусства: модельные выводы134
 6.Эволюция асимметрии: результаты простейших измерений139
 7.Эволюция асимметрии: совершенствование измерений и их результаты143
 8.Веер оснований – веер результатов151
Глава 6.Внутреннее время художественного произведения: порядок из хаоса – и хаос из порядка157
 1.Потребность в латентном поэтическом времени: теоретические соображения161
 2.Латентное поэтическое время: процедура измерения и результаты165
 3.Потребность в "уничтожении" времени и ее реализация169
 Предварительные итоги: от "аскетической простоты" теории – к "цветущей сложности" реального художественного мира174
Воздействие искусства на человека177
 Воздействие искусства – тайна или объект научного исследования?177
Часть III. Контакты человека с искусством: параметры художественных произведений, признаки реципиентов и их потребности180
Глава 7.Что существенно при восприятии? (Проблема идентификации параметров)182
 1.Путь к измерительной модели182
 2.Неметрическое многомерное шкалирование: основания метода188
 3.В поисках за параметрами бардовского творчества (постановка эксперимента)193
 4.Восприятие бардовского творчества: двумерные конфигурации и предпочтения196
Глава 8.Воздействуют ли невидимые средства? (О реальности латентных структур)202
 1.Частота приема: между Сциллой и Харибдой (Как воздействовать, но не навредить?)203
 2.Поэтический текст: борьба с масштабами210
 3."Склейка" строф: методика обнаружения214
 4.Результаты эксперимента: органично "склеенный" роман в стихах218
Часть IV. Искусство в жизни человека: проблемы измерений222
Глава 9."Высокое" и "низкое" в системе культуры: теоретико-информационный взгляд на виды и роды искусства225
 1.Угол зрения на иерархию: предварительный ответ на предварительный вопрос228
 2.Полюсы "высотности" в искусстве: теоретический анализ237
 3.Примеры реализации жанрово-видовой вертикальной иерархии244
Глава 10.В мире (в море?) корреляций и факторов: искусство в образе жизни человека250
 1."Что наша жизнь" и что – искусство? (Информационная модель и исходный статистический материал)251
 2.Корреляции, или что с чем связано?257
 3.Факторы, или что скрыто под поверхностью поведенческих признаков266
Часть V. Результаты контактов с искусством: развитие личности и развитие общества276
Глава 11.Духовный мир человека: методы измерения280
 1.Дефиниции и измерения в гуманитарных науках: снова между Сциллой и Харибдой (Как уйти от субъективизма, но преодолеть операционализм?)283
 2.Структура как основа подхода к дефинициям и измерениям: методологические аспекты нового количественного подхода287
 3.Модель системы культуры: элементы и их взаимоотношения289
 4.Строение системы: древовидная структура292
 5.В зоне собственной активности: апостериорная дефиниция духовного потенциала298
 6.Измерительный метод: неполная исходная информация – но зато полная инвариантность результатов302
 7.Пример измерений: распределение социально-нравственного потенциала308
Глава 12.Как увеличить "пользу от искусства"? (Результаты измерений в задачах культурной политики)318
 1.Культурная политика и контакты населения с искусством: традиционный программно-целевой подход319
 2.Пути методической модернизации322
 3.Модернизированная модель: гибкие критерии отбора325
 4.Культурная политика и "вертикальное измерение" искусства333
Заключение.Квантификация исследований: итоги и перспективы341
Рекомендуемая литература345

Об авторе
top
photoПетров Владимир Михайлович
Специалист по применению методов точных и естественных наук при изучении проблем гуманитарной сферы, в том числе в области эстетики, искусствознания, философии, культурологии, психологии, социологии, лингвистики, литературоведения и др. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор Государственного университета управления, почетный профессор ряда отечественных и зарубежных университетов, действительный член Международной академии информатизации и Академии гуманитарных наук. В течение 20 лет возглавлял Российское отделение Международной ассоциации эмпирической эстетики, в то же время являясь вице-президентом этой ассоциации.

В. М. Петров –– активный участник социальной и художественной жизни, автор оригинальной (экспериментальной) прозы и поэзии ("Обратимость времени"), переводов из английской, французской и итальянской поэзии ("Калейдоскоп"). Опубликовал более 600 научных работ по физике и гуманитарным наукам (переведены на 14 языков), включая 13 монографий, а также учебник "Количественные методы в искусствознании" (М.: URSS).