Предисловие | 10 |
Пространство и время художественного мира | 11 |
| Проблема "двух культур" и союз алгебры с гармонией | 11 |
Часть I. Пространство художественного мира | 18 |
Глава 1. | Ареалы национальных школ: цветовые структуры живописи | 20 |
| 1. | Эмпирическая база: произведения четырех европейских школ живописи | 22 |
| 2. | Общие свойства "оптимальной" цветовой структуры: теория и эмпирические данные | 24 |
| 3. | Национальная специфика: выбор "свето-цветовых эталонов" | 29 |
| 4. | Национальная специфика: цветовые предпочтения и триады | 32 |
Глава 2. | "Собственное" пространство живописи: размеры картин и их пропорции | 36 |
| 1. | "Потенциал возбуждения" и площади живописных произведений: теория | 37 |
| 2. | Французская живопись – размеры картин: две зоны предпочтений | 40 |
| 3. | Эволюция размеров картин: под натиском потенциала возбуждения | 45 |
| 4. | "Загадка формы": теоретические подходы | 50 |
| 5. | Реальные объекты искусства – максимум либо минимум информации? | 56 |
Глава 3. | Внутреннее пространство искусства: в мире "специфических флюидов" | 66 |
| 1. | Внешнее и внутреннее содержание искусства, или его собственные и побочные функции | 67 |
| 2. | Многоуровневая пирамида и информационные процессы в ней | 70 |
| 3. | Итеративная процедура: от признаков – к объектам и обратно | 74 |
| 4. | Верификация (проверка) измерительного метода | 83 |
Часть II. Время художественного мира | 90 |
Глава 4. | Репрезентативность эволюционной выборки: немые свидетели былого великолепия | 92 |
| 1. | "Генералы" и "рядовые" эволюционного процесса | 93 |
| 2. | Выборка художественной "элиты": рекомендации по численности | 98 |
| 3. | Выборка художественной "элиты": процедуры составления | 101 |
| 4. | "Массовая" выборка: составление и репрезентативность | 105 |
Глава 5. | Эволюция искусства: музы, послушные распорядку | 115 |
| 1. | Идеациональное и чувственное в искусстве (Питирим Сорокин) | 115 |
| 2. | Динамика взаимодействия двух начал | 118 |
| 3. | Изначальное и концептуальное в искусстве (Колин Мартиндейл) | 124 |
| 4. | Чередование изначального и концептуального | 129 |
| 5. | Асимметрия информационных механизмов и эволюция искусства: модельные выводы | 134 |
| 6. | Эволюция асимметрии: результаты простейших измерений | 139 |
| 7. | Эволюция асимметрии: совершенствование измерений и их результаты | 143 |
| 8. | Веер оснований – веер результатов | 151 |
Глава 6. | Внутреннее время художественного произведения: порядок из хаоса – и хаос из порядка | 157 |
| 1. | Потребность в латентном поэтическом времени: теоретические соображения | 161 |
| 2. | Латентное поэтическое время: процедура измерения и результаты | 165 |
| 3. | Потребность в "уничтожении" времени и ее реализация | 169 |
| Предварительные итоги: от "аскетической простоты" теории – к "цветущей сложности" реального художественного мира | 174 |
Воздействие искусства на человека | 177 |
| Воздействие искусства – тайна или объект научного исследования? | 177 |
Часть III. Контакты человека с искусством: параметры художественных произведений, признаки реципиентов и их потребности | 180 |
Глава 7. | Что существенно при восприятии? (Проблема идентификации параметров) | 182 |
| 1. | Путь к измерительной модели | 182 |
| 2. | Неметрическое многомерное шкалирование: основания метода | 188 |
| 3. | В поисках за параметрами бардовского творчества (постановка эксперимента) | 193 |
| 4. | Восприятие бардовского творчества: двумерные конфигурации и предпочтения | 196 |
Глава 8. | Воздействуют ли невидимые средства? (О реальности латентных структур) | 202 |
| 1. | Частота приема: между Сциллой и Харибдой (Как воздействовать, но не навредить?) | 203 |
| 2. | Поэтический текст: борьба с масштабами | 210 |
| 3. | "Склейка" строф: методика обнаружения | 214 |
| 4. | Результаты эксперимента: органично "склеенный" роман в стихах | 218 |
Часть IV. Искусство в жизни человека: проблемы измерений | 222 |
Глава 9. | "Высокое" и "низкое" в системе культуры: теоретико-информационный взгляд на виды и роды искусства | 225 |
| 1. | Угол зрения на иерархию: предварительный ответ на предварительный вопрос | 228 |
| 2. | Полюсы "высотности" в искусстве: теоретический анализ | 237 |
| 3. | Примеры реализации жанрово-видовой вертикальной иерархии | 244 |
Глава 10. | В мире (в море?) корреляций и факторов: искусство в образе жизни человека | 250 |
| 1. | "Что наша жизнь" и что – искусство? (Информационная модель и исходный статистический материал) | 251 |
| 2. | Корреляции, или что с чем связано? | 257 |
| 3. | Факторы, или что скрыто под поверхностью поведенческих признаков | 266 |
Часть V. Результаты контактов с искусством: развитие личности и развитие общества | 276 |
Глава 11. | Духовный мир человека: методы измерения | 280 |
| 1. | Дефиниции и измерения в гуманитарных науках: снова между Сциллой и Харибдой (Как уйти от субъективизма, но преодолеть операционализм?) | 283 |
| 2. | Структура как основа подхода к дефинициям и измерениям: методологические аспекты нового количественного подхода | 287 |
| 3. | Модель системы культуры: элементы и их взаимоотношения | 289 |
| 4. | Строение системы: древовидная структура | 292 |
| 5. | В зоне собственной активности: апостериорная дефиниция духовного потенциала | 298 |
| 6. | Измерительный метод: неполная исходная информация – но зато полная инвариантность результатов | 302 |
| 7. | Пример измерений: распределение социально-нравственного потенциала | 308 |
Глава 12. | Как увеличить "пользу от искусства"? (Результаты измерений в задачах культурной политики) | 318 |
| 1. | Культурная политика и контакты населения с искусством: традиционный программно-целевой подход | 319 |
| 2. | Пути методической модернизации | 322 |
| 3. | Модернизированная модель: гибкие критерии отбора | 325 |
| 4. | Культурная политика и "вертикальное измерение" искусства | 333 |
Заключение. | Квантификация исследований: итоги и перспективы | 341 |
Рекомендуемая литература | 345 |