URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ковтун И.В. // Kovtun I.V. Предыстория индоарийской мифологии // Prehistory of Indo-Aryan Mythology. (In Russian)
Id: 175899
 
1699 руб.

Предыстория индоарийской мифологии // Prehistory of Indo-Aryan Mythology. (In Russian)

2013. 702 с. Твердый переплет. ISBN 5-85119-089-2.

 Аннотация

Работа посвящена мировоззрению носителей индоарийских диалектов в Северо-Западной Азии, впервые соотнесенных с сейминско-турбинским транскультурным феноменом конца III - начала II тыс. до н.э. На основе сопоставления данных ведийских и постведийских источников с сейминско-турбинскими художественными бронзами реконструируются мифологические представления древних металлургов и коневодов Северной Евразии. Рассматриваются взаимодействие сейминско-турбинских группировок с древнеиранским этнокультурным массивом в Волго-Ураль- ском регионе и следствия социокультурного, межэтнического и языкового взаимодействия крупных этнокультурных объединений Волго- Камья и Северо-Западной Азии в конце 1П - первых веках П тыс. до н.э. Обосновывается единство культурно-исторических истоков образов Вары Видевдата и «осенних крепостей» Ригведы, восходящих к укрепленным сооружениям аркаимо-синташтинского типа. Анализируются свидетельства контактов индоариев с протоугорским и протосамодийским населением, отразившиеся в сейминско-турбинском искусстве. Обосновывается доминирование индоарийского субстрата в составе сейминско-турбинских сообществ контактировавших и конфликтовав­ших с преимущественно ираноязычным населением аркаимо-синташтинского культурного массива, и с его финно-угорским окружением. Выделена indoarica самусьских древностей и свидетельства андроновского аниконизма. Создана типологическая классификация сейминско-турбинского и самусьско-кижировского орнаментального комплекса. Обоснованы критерии стилизации сейминско-турбинских образцов, морфологическая и смысловая преемственность «постсеймин- ско-турбинских» оружейных форм и изображений с изделиями конца III — начала II тыс. до н.э: Представлен Свод бронзовой и каменной скульптуры сейминско-турбинской эпохи и постсейминско-турбинского времени. Монография адресована археологам, историкам религий, палеоэтнологам, этнографам, культурологам, искусствоведам, специалистам в области лингвоэтнокультурогенеза индоиранских народов. Содержит 168 цветных иллюстраций.


 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ I МЕТАЛЛУРГИЯ, МЕТАЛЛОПЛАСТИКА И МИФОЛОГИЯ

Глава 1. ЕЛУНИНСКИЕ И СЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКИЕ БРОНЗЫ

1.1. Технология и иконография 14

1.1.1 Сейминско-турбинское и елунинское 15

1.1.2 Алгоритм технологии 18

1.2. Тонкостенное литьё и «рёбра жёсткости» 20

1.2.1. Бронзолитейные новации 20

1.2.2 Происхождение «ребра жёсткости» 22

1.3. Древнейшая металлопластика Северо-Западной Азии 25

1.3.1. «Байкальский компонент» 26

1.3.2. Истоки елунинской металлопластики 27

1.4. Индоарийские диалекты и сейминско-турбинские бронзы 31

1.4.1. Языковой барьер 31

1.4.2. Индоарийское и индоиранское 35

1.4.3. Осенние крепости и Вара 42

1.4.4. Арья, даса и дасью 50

1.4.5. Боги арийской древности 59

1.5. Конь, колесница и колесо 62

1.5.1. Колесница Ашвинов и ашвамедха 62

1.5.2. Колесо Эташи 65

1.5.3. Конь-змееборец 67

Глава 2. ГАЛИЧСКИЕ КИНЖАЛЫ

2.1. Параметры изделий 72

2.1.1. Протоформы клинков 72

2.1.2. Галичское и сейминско-турбинское 74

2.2. Лосиха и змея 75

2.2.1. Историография и проблематика 75

2.2.2. Инвариантная связка 77

2.2.3. Праобраз Варуны 79

2.2.4. Образ «мира ариев» 88

2.2.5. Между конём и лосем 90

2.2.6. Деривации основного мифа 98

2.3. Змея в змее 101

2.3.1. Кинжал и жезл 101

2.3.2. Боги-змеи и календарь 103

2.3.3. Тринадцатый месяц 106

2.4. «Змеиная» и «лосиная» пары 111

2.4.1. Пазырыкские лоси и «пермский звериный стиль» 111

2.4.2. «Змеиная пара» 113

2.4.3. Посредине «семи сестёр» 116

2.4.4. Космическая погоня 118

2.5. Змеи и кинжалы 120

2.5.1. Образы и метафоры 121

2.5.2. Змей и змееборец 123

Глава 3. НОЖИ, КОПЬЯ И КОННОГОЛОВОЕ НАВЕРШИЕ

3.1. Композиция ножа из Сеймы 128

3.1.1. Истоки композиции 128

3.1.2. Сейминская и «окуневские» лошади 131

3.1.3. Вивасват и Саранью 133

3.1.4. Календарь ашвамедхи 139

3.1.5. Нож и конь 142

3.1.6. Индоарийский локус 148

3.2. Мотивы и персонажи турбинской композиции 151

3.2.1. Ноги баранов 151

3.2.2. Баран-Индра 153

3.2.3. Творение и жертвоприношение 155

3.2.4. Функция и ритуал 159

3.3. Скульптурная группа из Ростовки 161

3.3.1. Конь и лыжник 161

3.3.2. Мифокалендарный ритуал 166

3.3.3. Грива и хвост. 173

3.3.4. Космогоническая топография 180

3.3.5. Внешность и атрибуты 186

3.3.6. «Собирательный» персонаж 195

3.3.7. Композиция и погребение 198

3.3.8. Календарные чётки 201

3.4. Нож из-под г. Омска 209

3.4.1. Конструктивное и изобразительное 210

3.4.2. Змей у Мирового дерева 214

3.4.3. Конная пара Индры 220

3.4.4. «4 х 4» 226

3.5. Скульптурки на втулках копий 230

3.5.1. Конь-птица 230

3.5.2. Копьё и жертва 236

3.5.3. «Барсовая шкура» 239

3.6. Конноголовое навершие 241

3.6.1. Уникальность и сопоставимость 241

3.6.2. Образ и предназначение 242

ЧАСТЬ II СКУЛЬПТУРА, СИМВОЛЫ И СТИЛИЗАЦИЯ

Глава 1. КАМЕННАЯ СКУЛЬПТУРА И САМУСЬСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

1.1. Прообразы идеи и праобразы формы 247

1.1.1. История идей 247

1.1.2. «Скипетровидные» жезлы 252

1.2. Жезлы и персонажи 253

1.2.1. Жезлы-бараны 253

1.2.2. Конноголовые жезлы 254

1.2.3. Конские головы 256

1.2.4. Голова коня и ваджра 262

1.2.5. Жезлы-змеи и «шипуновский квартет» 267

1.3. Доминанты медвежьих изображений 268

1.3.1. Голова медведя 268

1.3.2. Медвежьи композиции и медвежий праздник 272

1.3.3. Медведи, металлургия и ритуал 277

1.4. Антропоморфные образы 278

1.4.1. Головные уборы 279

1.4.2. Андрогинность и первопредки 280

1.4.3. Фигура «звездочёта» 282

1.5. Indoarica самусьского искусства 285

1.5.1. «Столп» и «капитель» 285

1.5.2. Кони и гуси 291

1.5.3. Боги и люди 295

1.5.4. Гранит и агальматолит. 301

Глава 2. СЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКИЙ ОРНАМЕНТ

2.1. Сейминско-турбинские и самусьско-кижировские кельты………………………306

2.1.1. Элементы системы 307

2.1.2. Система элементов 308

2.2. Происхождение сейминско-турбинского и елунинского декора………………....315

2.2.1. Истоки и параллели 315

2.2.2. Символика ростовкинского кельта 317

Глава 3. «ПОСТСЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКИЕ» КИНЖАЛЫ И ОБРАЗЫ

3.1. «Постсейминская» и «галичская» линии 322

3.1.1. Постсейминские кинжалы 322

3.1.2. «Галичская» линия 325

3.2. «Эпоха героев» и андроновская традиция 326

3.2.1. Герои в грибовидных уборах 327

3.2.2. Рождение героя и образа 331

3.2.3. «Постсейминско-турбинское» и андроновское 336

3.3. «Постсейминско-турбинская» изобразительная традиция 338

3.3.1. Критерии стилизации 339

3.3.2. Утончённость и брутальность 341

3.3.3. Гон и заклание быков 344

3.3.4. Конский тандем и «Уроборос» 346

РЕЗЮМЕ

Приложение I: Ракурсы

Приложение II: Таблицы

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце