Введение 3 Часть I СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ В ВЕРБАЛЬНОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 5 Глава I Языковая личность в народной культуре 5 О понятиях устной народной культуры, языковой личности и языкового сознания 5 Личность и социум. Языковой коллектив и коллективная языковая личность 10 Языковое самосознание и "народная филология" 17 Глава 2 Связь устной народной культуры с письменной традицией и ее осознание 31 О понятиях стиля, традиции и формы фиксации текстов. Сосуществование текстов 31 Функции письменной культуры по отношению к устной 35 Генерирующая функция. Народная герменевтика 36 Консервирующая, регулирующая и охранительная функции 40 Глава 3 Духовные стихи и народная филология 45 Духовные стихи как скрещение двух форм словесной культуры 45 Духовные стихи сегодня. Проблема метатекстов 56 Часть II ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОЛЬКЛОРНОГО МИРА 61 Глава 4 Тезаурусное описание языка народной поэзии: общий подход и структура словаря 61 Цели описания. Выбор модели 61 Структура словарной статьи 72 Заглавное слово, грамматическая информация, толкование 72 Тезаурусные функции 75 Образец словарной статьи 95 Перспективы словаря 99 Глава 5 Фрагменты языковой картины мира в духовном стихе 101 Вселенная 102 Земля 104 Небеса 112 Мир и пустыня 117 Ад, смерть и Страшный суд 120 Человек: тело, душа, речь 123 Пробные словарные статьи (к разделу "Фрагмент картины мира" на материале текстов машинного массива из сборников В. Варенцова, Е. Ляцкого и записей С. Никитиной — 37 800 словоупотреблений) 131 Глава 6 Языковая оценка в текстах народной поэзии 138 Заключение 152 Литература 156 Тексты-источники 164 Приложения 165 Запись чтения Жития Кирика и Улиты с толкованием 165 Духовные стихи 177 Никитина Серафима Евгеньевна Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института языкознания РАН. Сфера научных интересов: язык науки, язык фольклора, культура русских конфессиональных групп. В течение ряда лет работала в области информационного поиска и терминологии; результатом этих исследований явилось построение методики тезаурусного описания лингвистической терминологии и ее теоретическое обоснование. Параллельно занималась полевыми исследованиями устной культуры старообрядчества, а затем — изучением языка и культуры других русских конфессиональных групп — духоборцев и молокан. Участвовала в десятках экспедиций, в том числе в США, где проводила исследования устной культуры и языковой ситуации среди молокан и старообрядцев США.
С. Е. Никитина — автор монографий «Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике», «Семантический анализ языка науки», «Устная культура и языковое сознание», «Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов» (совместно с Н. В. Васильевой), «Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах» (совместно с Е. И. Кукушкиной), «Человек и социум в народных конфессиональных текстах (лексикографический аспект)», а также более двухсот научных статей. |