URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Малышкин П.А. Физика интеллекта: От принципов самоорганизации к модели мышления
Id: 175631
 
296 руб.

Физика интеллекта: От принципов самоорганизации к модели мышления

URSS. 2014. 256 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0748-7.

 Аннотация

Книга посвящена вопросам свободы воли и мотивации мышления, которые вот уже в течение столетий вызывают ожесточенные дискуссии крупнейших философов и психологов. В работе предложен подход к изучению нервной деятельности и интеллекта с естественнонаучных позиций. В продолжение известной аналогии между физической и информационной энтропией показана роль принципа максимума энтропии для описания поведения. Такой подход позволяет заполнить некоторые пробелы в понимании разума и причин его возникновения.

Несмотря на сложность тематики, материал написан удивительно ясным языком.

Книга предназначена для исследователей --- приверженцев идеологии сильного искусственного интеллекта, которые ищут компактный, но емкий способ описания нервной деятельности, единообразно объясняющий эффекты обучения и внутренней мотивации.


 Оглавление

Предисловие............................................................................................................ 5

Каковы главные вопросы изучения разума, и почему они возникают? В чем особенность исследований мышления? Какую роль физика может сыграть для исследований интеллекта?

Глава 1. Мышление как алгоритм.................................................................. 17

Чем разум отличается от рассудка? Что такое знание? Какова роль логики при передаче знаний? Почему человек не ощущает цели разумной деятельности? Свободен ли человек в своих решениях, и что это значит?

Парадокс Оккама

Машина Тьюрингa

Алгоритмы без останова

Глава 2. Проявления разума.............................................................................. 38

Есть ли у интеллекта внешние признаки? Как узнать, разумна ли машина? Можно ли считать животных разумными? Чем отличается поведение человека и животного? Как мог возникнуть разум? Как можно проявить свой интеллект?

Тест Тьюринга

Китайская комната

Нервная деятельность

Самосознание

Глава 3. Феномен упорядочения..................................................................... 62

В чем причины самоорганизации? Почему возникла жизнь? Какие системы можно считать живыми? В чем необходимость передвижения живых существ, и почему она возникает не у всех видов? Почему нет нервной системы у грибов и растений?

Самоорганизация

Свободная энергия

Неубывание энтропии

Диссипативные системы

Упорядочение поведения

Глава 4. Информация........................................................................................... 101

Что такое информация, и в чем ее физический смысл? Почему информация теряет актуальность? Как два человека могут понять друг друга? Почему поступки не всегда логичны? С чем связано ощущение воли? Что есть знание, и можно ли измерить его полноту?

Парадокс Гиббса

Статистическая независимость

Модель системы

Дискретность неравновесных состояний

Автокатализ видообразования

Глава 5. Наблюдение............................................................................................ 139

Как возникает информация? Как выбрать наилучшую модель? Как оценить точность знания? Как возникает априорное знание, и в чем его роль для обучения?

Усреднение

Правдоподобие

Вычислительная сложность

Переобучение

Эргодичность

Глава 6. Внутренняя мотивация...................................................................... 171

Что определяет полезность блага? Чем определяется способ действия при отсутствии заданной цели? Что дает фокусировка внимания для обучения? На что направлено поведение в условиях насыщения всеми благами? Почему люди играют в логические игры? Почему внутреннюю мотивацию трудно обнаружить?

Выигрыш и ощущение выигрыша

Активное обучение

Внимание и контекст

Направленность на неопределенность

Координация движения

Глава 7. Цели........................................................................................................... 207

Как необходимость поддержания жизнедеятельности организма регулирует познавательное поведение? Как организм сообщает нервной системе о своих потребностях? Каково физическое объяснение существования целей? Каков механизм возникновения целей?

Познавательные цели

Обучение с подкреплением

Экономия и ресурсы

Глава 8. Эпизодическая память....................................................................... 229

Какая особенность нервной системы делает человека разумным? Чем память человека отличается от памяти животных? Как устроено самосознание? Как далеко зашел человек в своем интеллектуальном развитии?

Память

Сжатие данных

Естественный интеллект

Искусственный интеллект

Заключение.............................................................................................................. 248

Литература............................................................................................................... 252


 Об авторе

Павел Александрович МАЛЫШКИН Кандидат физико-математических наук. Окончил Московский физико-технический институт. Работал исследователем и разработчиком измерительной техники в ряде коммерческих организаций. Инициатор проекта «Aitelica» (2012 г.) в области смыслового анализа текстов.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце