URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ
Id: 175403
 
252 руб. Бестселлер!

Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 240 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04083-9.

 Аннотация

Настоящая монография, ставшая классикой логико-философской мысли конца XX столетия, обобщает результаты исследований автора, цель которых --- пересмотр традиционной теории понятия с применением аппарата символической логики, использованием ее идей и результатов.

В книге выясняется специфика понятия как формы мышления, его роль в познании, возможные логические структуры, виды отношений между понятиями, основные операции с ними. Показаны возможности применения средств современной логики (понятий логической семиотики, формализованного логического языка и аппарата дедукции) для анализа структур понятий, отношений между понятиями и для разрешения некоторых исторически сложившихся спорных вопросов теории понятия. В связи с этим в монографию введен раздел "Логический анализ языка", содержащий, в частности, описание формализованного языка в логике предикатов и исчисления предикатов первого и второго порядков.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов философских факультетов и для интересующихся вопросами теории познания и логическими аспектами языка.


 Оглавление

Введение

Часть I. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ

Глава I. Логический анализ естественного языка
 § 1.Язык как знаковая система. Основные аспекты языка. Виды и характеристики знаков
 § 2.Основные семантические и синтаксические категории языковых выражений
 § 3.Выражения языка как функторы. Виды функций
 § 4.Принципы употребления имен и знаков вообще. Антиномии именования. Типы контекстов
Глава II. Язык логики предикатов и исчисление предикатов
 § 5.Язык классической логики предикатов (первого и второго порядков)
 § 6.Исчисление предикатов первого и второго порядков (система натурального вывода)

Часть II. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Глава I. Понятие как форма мысли и как форма познания
 § 7.Структура и основные характеристики понятия. Роль понятия в познании
 § 8.Логические формы понятий. Понятия и описательные имена (дескрипции)
Глава II. Признаки и их виды
 § 9.Признаки и предикаты. Деление признаков по структурам и содержаниям
 § 10.Основные существенные признаки. Сущность предметов
 § 11.Понятия вида и рода в логике и конкретных науках
Глава III. Закон обратного отношения и его роль в познании
 § 12.Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Логическое и фактическое содержание понятий
 § 13.Способ представления объемов и содержаний понятий в совершенных нормальных формах
 § 14.Закон обратного отношения и проблема отношения общего, особенного и отдельного. О так называемом законе "прямого отношения"
Глава IV. Понятия и теории. Понятие как система знаний
 § 15.Полное содержание понятия. Понятие как система знания. Формальная теория как понятие
 § 16.Некоторые формы развития понятий и проблема соизмеримости сменяющих друг друга теорий
Глава V. Виды понятий и виды отношений между понятиями
 § 17.Виды понятий
 § 18.Виды отношений между понятиями
Глава VI. Операции с понятиями. Определения
 § 19.Обобщение и ограничение понятий
 § 20.Деление понятий. Классификация
 § 21.Определение (дефиниция) как прием познания
Вместо заключения
Литература
Предметный указатель

 Введение

Эта книга является продолжением исследований, некоторые итоги которых были опубликованы в монографии "Понятие" (1987 г.).

Цель исследований состояла в пересмотре традиционной теории понятия на базе современной логики и с применением ее аппарата. Имелось в виду в основном применение формализованного логического языка -- языка логики предикатов, а также связанного с ним аппарата дедукции для анализа логических структур понятия, отношений между понятиями и уточнения ряда положений прежней теории. Теория понятия, начало которой положил Аристотель, рассматривалась в традиционной логике как один из наиболее важных ее разделов. Однако многие ее положения были довольно неопределенны, а во многих случаях явно несостоятельны.

Для характеристики этой теории достаточно, пожалуй, сказать, что в ней не было выяснено даже основное: что представляет собой понятие как особая форма мысли, какова его логическая структура в отличие, например, от суждения.

Так, обращаясь к одному из наиболее солидных и авторитетных трудов по логике традиционного направления Х.Зигварта, в качестве определения понятия находим: "Понятие в логическом смысле отличается от возникшего в естественном течении мышления и обозначенного посредством слова общего представления своим постоянством, не ведающей исключений неизменной определенностью и надежностью и общезначимостью своего словесного обозначения" [41, т.1, с.278].

В другой также широко известной в свое время книге русского автора А.И.Введенского понятие определяется как мысль о предметах, рассматриваемых со стороны их существенных признаков. Понятие здесь связывается с терминами, главным образом выделяемыми в качестве подлежащего и сказуемого в суждениях, и рассматривается как их смысл [22]. В.Ф.Асмус пишет, что понятие есть "мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки" [6, с.32]. Как видно, во всех этих случаях есть те или иные характеристики понятия, но нет ответа на основной вопрос, что именно представляет собой понятие. Аналогичная ситуация наблюдается в других курсах, учебниках, научных работах, посвященных понятию (и при том не только логиков, но также психологов и философов).

Наблюдается довольно странная ситуация: о понятиях говорят в любой науке, теории и постоянно в повседневной жизни. Иногда даже мышление характеризуют как процесс оперирования понятиями. И вместе с тем остается неясным, что при этом имеется ввиду, хотя едва ли можно предполагать, что это не столь уж и существенно. Полезно напомнить здесь известную мысль Ф.Энгельса, которую развивал В.И.Ленин, что искусство оперировать понятиями не является прирожденным. И при этом важно знать не только диалектику становления и развития понятий, на что прежде всего обращали внимание Ф.Энгельс и В.И.Ленин, но и структурно-логические характеристики этой формы мысли, а также основные логические приемы оперирования с понятиями. Кстати, с полным основанием можно утверждать, что встречающиеся в научных работах, учебной литературе погрешности культуры мышления чаще всего связаны с неумением оперировать понятиями как особыми формами мысли.

Указанное выше состояние традиционной теории понятия явилось, возможно, одной из причин пренебрежительного отношения' к ней, а вместе с тем и к самой ее проблематике со стороны представителей современной логики. Этому способствовала также распространившаяся весьма упрощенная, идущая от Г.Фреге трактовка понятия как одноместного предиката (форма выражения свойств предметов в формализованных языках). Это истолкование связано с определенной спецификой формализованных языков. Нередко понятие отождествляют с терминами или со смыслами терминов, не сознавая в последнем случае, что сами эти смыслы представляют собой более или менее сложные мысленные образования, за которыми стоят определенные способы познавательной деятельности.

Другая причина состоит в том, что с возникновением современной символической логики сузилось само понимание логики. Согласно распространенным представлениям задача логики сводится к построению и исследованию дедуктивных систем -- логических исчислений, -- описывающих формы выводов и доказательств в рамках специальных формализованных языков.

Теория дедукции, которая здесь имеется в виду, с особыми методами анализа, а именно методом формализации (рассуждений, понятий, теорий), моделирования смыслов языковых выражений с использованием ряда математических понятий, является центральной частью современной логики. И в этой части она достигла большого прогресса по сравнению с традиционной логикой. Однако в практике исследований интуитивно предмет логики понимается значительно шире. Объектами ее исследований являются индуктивные методы познания и такие приемы, как классификация, обобщение, научное объяснение, методы построения научных теорий и отношения между понятиями и т.д.

Речь идет о понимании логики как науки, о всем многообразии логических форм и приемов воспроизведения действительности на ступени абстрактного мышления, т.е. воспроизведения ее с помощью языка. К числу таких форм и приемов естественно отнести также понятия и разнообразные операции с ними. При изучении их, однако, существенную роль должны играть методы современной логики и особенно такие ее результаты, как формализованные логические языки, связанные с ними семантические понятия и аппарат дедукции.

Именно применение формализованных языков позволяет выявить специфику понятия как формы мышления и многообразие логических структур понятий. Выясняется возможность трактовки как понятий теорий определенных типов. Представление признаков, составляющих так называемое содержание понятий в виде высказывательных форм (предикатов) формализованного логического языка, открывает возможность применения современного аппарата дедукции для анализа отношений между понятиями и уточнения многих положений традиционной теории.

В качестве формализованного языка используется описанный в книге язык классической логики предикатов второго порядка, а в качестве дедуктивного аппарата -- также изложенное в книге исчисление предикатов второго порядка (система натурального вывода) классической логики.

Ряд разделов монографии "Понятие" сохранен в данной книге, однако в более или менее переработанном виде. Вместе с тем добавлены новые разделы: отношения между понятиями и операции с понятиями.

Первую часть книги составляет логический анализ естественного языка, который, по мысли автора, должен подводить к пониманию принципов построения формализованного логического языка, а также обеспечивать эмпирическую основу для логических обобщений в теории понятия.

Логический анализ языка понимается автором как рассмотрение его с теоретико-познавательной точки зрения, т.е. как средство познания. Этим обусловлены огрубления, связанные, в частности, с отвлечением от многих аспектов языка, существенных для него как средства коммуникации.

При отборе материала и особенно при его структурировании автор имел в виду возможность использования книги в качестве учебного пособия по ряду разделов в так называемых общих курсах логики для философов и студентов других факультетов.

Автор выражает искреннюю благодарность жене Аристовой Зое Матвеевне и дочери |it Наталье, А.Е.Болотову, Е.В.Семеновой, Н.А.Алешиной и А.В.Щипковой за помощь в подготовке рукописи к печати.


 Об авторе

Евгений Казимирович ВОЙШВИЛЛО

Родился в 1913 г. Получил математическое образование в Казанском государственном университете. С 1949 г. работает на философском факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Заслуженный профессор МГУ, доктор философских наук, лауреат Ломоносовской премии.

Е.К.Войшвилло является крупнейшим отечественным специалистом в области логики. Он внес значительный вклад в разработку многих разделов современной логики: релевантной логики, теории понятия, логики научного познания, теории натурального вывода, модальной логики, силлогистики, логической семиотики. Им опубликовано более 100 научных статей в отечественных и зарубежных изданиях, 4 монографии, 5 учебников и учебных пособий, в том числе "Понятие" и написанные в соавторстве с М.Г.Дегтяревым "Логика", "Логика как часть теории познания и научной методологии", "Логика с элементами эпистемологии и научной методологии".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце