URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Топчий И.В. Дополнительное архитектурно-художественное образование в контексте развития университетов мира: Соединенные Штаты Америки. Канада
Id: 175340
 
499 руб.

Дополнительное архитектурно-художественное образование в контексте развития университетов мира: Соединенные Штаты Америки. Канада

URSS. 2014. 360 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0663-3.

 Аннотация

Высокие места, которые занимают университеты Северной Америки в международных рейтингах, объясняют интерес к изучению североамериканского опыта профессионального образования. Второй этап комплексного исследования зарубежного опыта и моделей дополнительного архитектурно-художественного образования посвящен анализу деятельности ведущих университетов США и Канады.

Структура книги соответствует первой части исследования: во введении проводится анализ рейтингов и выделение перечня изучаемых школ; в отдельных разделах исследуются особенности моделей дополнительного архитектурно-художественного образования, существующих в структурах многопрофильных университетов (Гарварда, Йеля, Принстона и др.), в технологических университетах (МИТ, Иллинойском ТУ), колледжах искусств (Купер Юнион) и музеях США (МОМА, Чикагский институт искусств). Анализ деятельности структур дополнительного образования проводится во взаимосвязи с общей концепцией университета; академическими программами подготовки в области архитектуры, градостроительства, дизайна, ландшафтной архитектуры; междисциплинарными исследованиями и работой отделов общественного взаимодействия архитектурных школ.

Исследование позволяет определить глобальные тенденции в дополнительном образовании североамериканских стран: его ориентированность на общественные потребности в изучении искусства и архитектуры, повышение эффективности образования за счет совместного использования материальных и интеллектуальных ресурсов университетов, организаций-партнеров и городских территорий. Опыт ведущих архитектурных школ США и Канады может быть использован для развития разнообразных форм дополнительного архитектурно-художественного образования в России.


 Оглавление

 Введение
Глава 1.  Архитектурные школы многопрофильных университетов
 § 1.Гарвард
 § 2. Йельский университет
 § 3.Принстон (Princeton) -- многопрофильный университет штата Нью-Джерси
 § 4.Колумбийский университет, Нью-Йорк
 § 5.Университет Пенсильвании (University of Pennsylvania)
 § 6.Университет Беркли (Калифорния)
Глава 2. Архитектурные школы технологических университетов США
 § 1.Массачусетский технологический институт
 § 2.Иллинойский институт технологии (Чикаго)
Глава 3. Архитектурные школы колледжей искусств США
 § 1.Школа искусств Купер Юнион, Нью-Йорк
Глава 4. Архитектурно-художественное образование в музеях США и Канады
Глава 5. Ведущие архитектурные школы Канады
 § 1.Архитектурная школа канадского многопрофильного Университета Макгилла
 § 2.Университет Британской Колумбии в Ванкувере
 Заключение
 Приложение 1
 Приложение 2
 Приложение 3
 Приложение 4

 Введение


Определение перечня изучаемых университетов США и Канады

Интерес к изучению моделей профессионального образования архитекторов в Северной Америке объясняется международным признанием эффективности методов подготовки в американских школах архитектуры. Их притягательность для студентов многих стран мира обусловлена успешной деятельностью выпускников и преподавателей, их участием и победами в международных проектных конкурсах, активной научно-исследовательской деятельностью, в том числе участием в международных научных конференциях, научными публикациями в СМИ и выступлениями с общественными инициативами.

Страны Северной Америки имеют многолетний опыт работы в условиях рыночной экономики и выработали результативные формы взаимодействия между "основным", академическим образованием и "дополнительным".

Внешнеполитическая конфронтация между США и СССР, существовавшая на протяжении большей части XX в. в период холодной войны, ограничивала профессиональное общение и затрудняла обмен опытом. К факторам, ограничивающим коммуникации, следует отнести территориальную удаленность, наличие языковых барьеров, различия в уровнях социального и экономического развития, определяющих приоритетные направления в профессиональном образовании и научных исследованиях.

Глобальные мировые процессы, произошедшие в первой половине XXI в., способствовали расширению профессиональных контактов между архитекторами, учеными и специалистами в области профессионального архитектурного образования. При этом комплексного изучения моделей архитектурного образования в США и Канаде проведено не было.

В США насчитывается около двухсот архитектурных школ, в Канаде это число на порядок меньше. Изучение моделей архитектурного образования всех школ не представляется целесообразным, поскольку потребует приложения больших интеллектуальных усилий и временных затрат, при этом возможности практического использования результатов будут ограничены.

Методика исследования предполагает следующий алгоритм действий:

-- выделение перечня наиболее популярных и успешных североамериканских школ архитектуры, включение в него различных институционных форм высших учебных заведений, в состав которых входят архитектурные школы;

-- изучение каждой из выделенных архитектурных школ с целью построения модели дополнительного архитектурного образования;

-- построение модели дополнительного архитектурного образования на основании изучения образовательной концепции университета, истории его развития и современного положения, законодательства США и Канады в области образования; основной целью построения модели является изучение содержания дополнительного архитектурного образования в контексте его влияния на развитие социальных и социально-функциональных аспектов архитектуры.

Выделение перечня наиболее изучаемых архитектурных школ США и Канады происходит с помощью рейтингов, составляемых средствами массовой информации, университетами, центрами архитектурной социологии и при участии экспертов -- российских ученых.

<...>

На протяжении нескольких десятилетний перечень университетов, входящих в верхнюю двадцатку лучших университетов мира по версии The Times, меняется незначительно. В их число входят англоязычные многопрофильные университеты США: Гарвард, Массачусетский технологический институт, Йель, Колумбийский университет, университет Пенсильвании и ряд других. В состав большинства университетов входят школы архитектуры. Устойчивая репутация университетов в целом свидетельствует об эффективной системе управления, которая гарантирует получение высококачественного и востребованного на мировом рынке труда профессионального образования во всех школах, входящих в его состав. При составлении моделей дополнительного архитектурного образования следует учитывать, что деятельность архитектурной школы в многопрофильных университетах подчинятся общей концепции университета и имеет самостоятельное лицо, определяемое ее местом в архитектурном образовании и архитектурной профессии.

<...>

Наиболее распространенным способом получения профессионального образования в США и Канаде является обучение по двухступенчатой системе профессиональной подготовки: "бакалавр -- магистр" (схема). Дальнейший профессиональный рост предполагает участие в научно-исследовательской работе и обучение в аспирантуре и докторантуре. Все программы обучения высших учебных заведений подлежат аккредитации.

Отличительным подходом к получению высшего образования в США и Канаде является гибкость и вариативность в формировании программы (содержания) обучения. Основная специальность (major) может быть дополнена дополнительными специальностями (minor), для получения дипломов профессионального образования необходимо набрать определенное количество зачетных единиц -- "кредитов", выбор которых в ряде случаев остается за студентом [6].


 Об авторе

Ирина Владимировна ТОПЧИЙ

Кандидат архитектуры, член Московского союза архитекторов, член-корреспондент Академии профессионального образования, профессор Международной академии архитектуры (Московское отделение), член подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ. Окончила с отличием Московский архитектурный институт, работала архитектором в ЦНИИЭП "Граждансельстрой"; в настоящее время -- директор подготовительных курсов МАРХИ, преподает рисунок на подготовительных курсах, а также занимается научной и публицистической деятельностью.

И. В. Топчий -- автор около 60 статей на темы информатизации архитектурного образования, развития социальных аспектов архитектурного образования и архитектурной деятельности, дополнительного архитектурного образования, опубликованных в журналах "Архитектура и строительство Подмосковья", "Архитектурный вестник", "Архитектура и строительство России", электронном журнале "АМIT", в различных сборниках научных трудов. Редактор серии учебных пособий для довузовской подготовки будущих архитекторов, автор мультимедийных пособий "Рисунок", "Черчение" и "Макетирование". Организатор международных и региональных конкурсов для молодежи, выставок МАРХИ и подготовительных курсов МАРХИ в "Экспоцентре" в Москве (2009, 2011 гг.), конкурса для студентов архитектурных школ и колледжей Москвы "Плетение. Образ и ирония" и выставки в Центральном доме архитектора (2012 г.). Участник международных научных конференций ICOMOS во Флоренции (2009, 2011 гг.), консорциума OSW (2012 г.; Кембридж, Великобритания). Стажировалась в Великобритании и США. Автор системы дистанционного обучения ASSA (www.distant-marhi.ru) и сайта Открытых образовательных курсов по архитектуре (www.open-marhi.ru).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце