URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Куэ Э. Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения. Пер. с фр.
Id: 175283
 
139 руб.

Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения. Пер. с фр. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 74 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01480-7. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Настоящая книга написана знаменитым французским психотерапевтом Эмилем Куэ (1857--1926). В ней описан разработанный Куэ метод лечения самых разных болезней, получивший название метода сознательного (преднамеренного), или произвольного, самовнушения и позволяющий больному управлять заложенными в каждом человеке силами воли и воображения. По мнению автора, подтвержденному практикой лечения больных, его система заставит многих задуматься над сущностью своей болезни, позволит лучше понять хотя бы отчасти механизм заболевания, научит больного бороться с болезнью и придаст ему уверенности в действенности лечения, назначенного врачом.

Книга будет интересна психологам и психотерапевтам, философам и историкам науки, а также всем желающим ознакомиться с сущностью метода, и в наши дни применяющегося в лечебной практике.


 Оглавление

Предисловие
Господство над самим собой путем сознательного (преднамеренного) самовнушения
 О сознательном и бессознательном "я"
 Воля и воображение
 Внушение и самовнушение
 Применение самовнушения
 Как обучают применению сознательного (преднамеренного)
 самовнушения
 Указания при внушении с лечебной целью
 Как применять сознательное (преднамеренное) самовнушение
 Преимущество метода
 Каким образом действует внушение
 Применение внушения с лечебной целью при моральных заболеваниях, врожденных и приобретенных пороках
 Несколько случаев излечения
Заключение

 Из предисловия

"ЧЕМ БОЛЬШЕ БЛАГА ВЫ ДЕЛАЕТЕ ДРУГИМ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЕГО СЕБЕ"
Э. КУЭ

Автор предлагаемой книжки -- Эмиль Куэ -- знаменитый психотерапевт принадлежит уже не только своей родине-Франции, его имя и метод сделались в настоящее время достоянием всего культурного мира. И это тем удивительнее и трогательнее, что скромный провинциальный фармацевт из окрестностей города Нанси, человек чистой практики, чуждый всяких теорий и хитроумных умозрений, путем непосредственного познания человека, его страданий, его беспомощности, задавшись сильным желанием притти к нему на помощь, самостоятельно находит новый способ лечения изверившегося, нередко уже долго и бесплодно лечившегося человека, старается научить его в его законном стремлении найти исцеление и помогает ему преодолеть естественные в его положении сомнения и неуверенность в себе. Скромный фармацевт Эмиль Куэ был человеком пытливого и недюжинного ума, он многим интересовался, ко многому приглядывался, на многие вопросы искал ответов. Очень давно он принимал участие в знаменитых сеансах гипнотизированья у нансийского и провинциального врача папа Льебо (учителя нашего русского гипнолога Токарского), которому наука о гипнотизме обязана своими громадными успехами. Льебо был прекрасным учителем, умный, тонкий наблюдатель, критически мыслящий, добродушный, с первого взгляда располагающий к себе, -- Эмиль Куэ один из его знаменитых учеников был таким же как его учитель. И подобно тому, как учитель в свое время основал так называемую Нансийскую школу, теоретиком которой явился проф. Бернгейм, так с именем Эмиля Куэ связывается основание Новонансийской школы, теоретиком которой является проф. Шарль Бодуэн.

Льебо путем самостоятельного изучения явлений гипноза пришел к своим знаменитым тезисам (выводам), среди которых выделяющимся по своему значению является утверждение, что нет никакого гипноза, а что существует только одно внушение. Этому положению суждено было в высшей степени способствовать дальнейшему развитию гипнологии того времени. Так ясна и по существу была формулировка Льебо, что она до последнего времени позволяла отбросить все то, что затемняло этот трудный вопрос о сущности гипноза, в котором и до сих пор некоторые усматривают мистические стороны, и для многих исследователей в этой области имеется еще не мало таинственного и непонятного. Льебо начал с того, что освободил область гипнотического лечения от этих чуждых ему примесей таинственного и способствовал тому, чтобы сделать лечение внушением более доступным и более понятным. И потому он утверждает: нет гипноза, как некоторого особого, самостоятельного состояния, существует только внушение, причем внушение и внушаемость представляют нормальную способность человеческой психики поддаваться психическим влияниям, заражаться примерами, отзываться на психические воздействия, нередко помимо и даже вопреки сознательному намеренью человека. Гипноз по Льебо не есть какое-либо ненормальное состояние, проявляющееся только при особенно искусственных условиях, гипноз есть только внушенный сон. Внушать, как думал Льебо, это значит ввести в сознание человека определенную идею и человек воспринимает эту идею, как свою собственную. Если внушение имеет место при очень многих, совершенно нормальных психических процессах, то было бы неправильно везде и всюду видеть и объяснять все только внушением. Внушаемость человека колеблется, она не одна и та же в каждую данную минуту, в каждом состоянии, в соответствии с национальностью, с возрастом, полом, утомлением, временем года, дня и ночи изменяется внушаемость человека.

Если ввести в сознание человека идею успокоения, -- он будет отдыхать, идею движения, -- он станет двигаться, дремать, наконец, он может под влиянием идеи сна -- уснуть, но из того факта, что человек погрузился в похожее на сон состояние, никак нельзя делать заключения, что гипноз вызывается каким-то другим фактором, а не внушением. В полной мере оценить заслуги Льебо (справедливость заставляет впрочем отметить, что уже до Льебо высказывались такие взгляды, однако систематически не разработанные) может тот, кто примет во внимание одну из интереснейших особенностей человеческого ума, отмеченную уже основателем современного научного метода Бэконом. При научных исследованиях человеческая фантазия нуждается не в крыльях, а наоборот, скорей в тяжести, для того чтобы не улететь далеко от надежной почвы фактов. Несомненно, что все то, что сильнейшим образом воздействует на наши чувства и воображение, то, что производит наибольшее впечатление, то с громадным трудом поддается дисциплинированному научному мышлению, так как область чувств и фантазий гораздо больше и сильнее связаны с личными и личностными мотивами, которые в большой степени ограничивают возможность об'ективного критического отношения, в результате чего наблюдатель оказывается неспособным видеть в явлении то, что оно содержит в действительности, а только то, что хотелось бы в нем увидеть. Наука помощью своих методов старается обеспечить объективное содержание наблюдаемого.

И вот, когда имеешь дело с таким явлением, как с гипнозом, которое и в наше время продолжает производить сильнейшее впечатление на воображение, когда видишь, как человек, только что разговаривавший с вами, все понимавший и учитывавший окружающее и ваши слова, вдруг совершенно несоответственно действующей причине (одному только слову гипнотизера), погружается в состояние подобное сну и затем начинает так действовать и вести себя, что проявляет поступки и речи, самые неожиданные и не оправдываемые ни его настоящим положением, ни сознанием,-когда, например, такой человек по простому приказанию гипнотизера чувствует себя превращенным в собаку и тогда начинает лаять, в женщину и тогда начинает кокетничать, в дитя и тогда лепечет непонятное, пишет каракули или рисует как ребенок. Все эти и бесчисленное множество других проявлений создают впечатление чудесных превращений личности, коренного изменения ее. И подобно тому, как по слову гипнотизера происходит превращение, подобно этому по его же приказанию очарование проходит, и тот, кто только что лаял по собачьи, снова приобретает способность серьезно и с полным достоинством держаться с окружающими, как это и соответствует его положению. Экспериментаторы, простодушно верившие, что чудесные изменения в гипнозе всецело зависели от "чудесной силы их воли", естественно изощрялись в том, чтобы вызывать по возможности самые удивительные явления для того, чтобы укрепить себя в льстившей им уверенности, что они обладают беспредельной властью над загипнотизированными, публика падкая на всякие сенсации, также, естественно, изумлялась, восторгалась, восторгалась "силой воли", видела поразительные вещи и тем больше, чем меньше понимала сущность явлений перед нею происходящих. Всякий раз, когда говорят чувства и чем больше они говорят, тем меньше остается места для понимания, для критического подхода, а где нет критического отношения, там нет еще научного исследования, там его и совсем не может быть.

В литературе по гипнозу и внушению, в ответ на такую потребность в чудесном у публики, написано не мало книжек, сильнейшим образом действующих на воображение, сильнее чем на интеллект. Люди хотят найти силу, они хотят видеть проявление воли сильной, и так как они ее не находят в окружающей их действительности, то они приписывают и ищут эти силы в таких областях, на которые существует мода и в которых они всего меньше разбираются. Как когда-то темными силами, например, электричеством и магнетизмом хотели объяснить все непонятное, так теперь в таких случаях обращаются к гипнозу и к внушению. Людям свойственно объяснять все неизвестное им известным или малоизвестным и особенно тем, что производит сенсацию. Воображение, не регулируемое критикой, заходит значительно дальше, чем это позволяют знание и опыт. Вот почему, между прочим, научная мысль движется чрезвычайно медленно, освобождаясь от заблуждений и борясь за трезвое, строго проверенное на опыте понимание сущности гипноза и только с большими усилиями удается очистить явления от тех привходящих чувств (иллюзий), которые, являясь самыми притягательными для публики, лишают возможности беспристрастно, с полной об'ективностью взглянуть на эту область. На этом долгом и трудном пути освобождения человеческой мысли от власти неправильных взглядов заслуги Льебо и Эмиля Куэ-неоспоримы. И если учение Льебо дало возможность ближе подойти и сознательнее применять гипнотическое внушение во врачебной практике, то новое направление, возглавляемое Эмилем Куэ, еще больше освободило гипноз и внушение от кажущегося произвола отдельной императивной личности. Куэ принадлежит заслуга раскрепощения лечащегося внушением больного от "власти" гипнотизера, так как Новонансийская школа видит сущность явления внушения и ставит ударение не на лечащем, а на тех процессах, которые происходят в самом больном, подвергающемся лечению. Поэтому Куэ совершенно правильно утверждает, что дело не в гипнозе, даже не столько во внушении -- хотя он к нему и прибегает, -- а прежде всего и единственно только в воображении того, кому внушают -- в самовнушении. Всякое внушение со стороны (гетеросуггестия) в последнем счете сводится к самовнушению (автосуггестии), а самовнушение есть не что иное, как развившееся в каком-либо направлении воображение. Поэтому метод Куэ, как это ясно для всякого, сводится к методическому воспитанию воображения или, как выражается теоретик школы Куэ -- Бодуэн, необходимо превратить неосознанное внушение в преднамеренное, в целесообразное самовнушение.

Внушение должно применяться соответственно цели, воображение нужно сознательно воспитывать в себе как способность к сосредоточению внимания на определенных мыслях, в определенном направлении. В этом смысле школа Куэ тщательно разработала и выработала методику самовнушения, при помощи которой удается достигнуть довольно скоро и с определенным успехом результатов, особенно в случаях массового лечения, получившего такое большое распространение за последнее время, например, при лечении в диспансерах алкоголиков и наркоманов. Массовое внушение, влияние уже поправляющихся на только что приступающих к лечению -- все это имеет громадное значение при таком лечении, и в этом тоже неоспоримая заслуга метода Куэ.


 Об авторе

Эмиль КУЭ (1857--1926)

Знаменитый французский психотерапевт, автор метода произвольного самовнушения (<метод Куэ>). С 1882 по 1910 гг. работал аптекарем. Будучи наблюдательным человеком и постоянно общаясь с пациентами, Куэ заметил, что лечебный эффект лекарства зависит не только от его фармакологических свойств, но в еще большей степени -- от того, верил ли больной в целебную силу этого лекарства или нет. Отсюда Куэ сделал вывод, что сила воображения влияет на эффективность лечения. В 1910 г. он переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти.

Эмиль Куэ обнаружил главные психофизиологические механизмы воздействия на человека -- внушение и воображение. Он считал, что воздействуя внушением на бессознательное, можно эффективно управлять сознанием и физиологией человека. Разработанный им метод позволял вытеснять болезненные негативные представления и заменять их позитивными. Сам Куэ с помощью своего метода лично исцелил многих больных от самых разных болезней. И хотя с позиций современной психологии некоторые теоретические рассуждения Куэ кажутся упрощенными, созданный им метод произвольного самовнушения до сих пор применяется в практике психотерапии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце