URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Васильев В.В. Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии Обложка Васильев В.В. Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии
Id: 277138
549 р.

СОЗНАНИЕ И ВЕЩИ:
Очерк феноменалистической онтологии. № 5. Изд. 2

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии URSS. 2021. 240 с. ISBN 978-5-9710-9097-7.
Типографская бумага

Аннотация

Сознание остается одной из главных загадок для философии и экспериментальной науки. Эта книга --- попытка по-новому взглянуть на старый вопрос. Признавая успехи экспериментальных исследований сознания, автор тем не менее проводит свои изыскания в концептуальном ключе, пытаясь прояснить структуру и соотношение наших базовых убеждений о мире и о самих себе.

Все мы верим в существование сознания у других людей, в то, что прошлый... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Введение
Глава 1. Вещи вообще и физические объекты
Глава 2. Ментальное и его каузальные возможности
Глава 3. Проблема "сознание – тело"
Заключение
Примечания
Список использованной литературы
Именной указатель
Предметный указатель

Предисловие
top

Наше время, по-видимому, благоприятно для философии. Расцвет экспериментальных наук не только не ослабил, а, наоборот, усилил потребность в ней. Невероятная быстрота изменений самых разных сторон жизни, столь характерная для последних десятилетий, тоже сыграла свою роль. Кто, как не философ, знает, как помочь сориентироваться в нестандартных ситуациях? Но ориентироваться философам приходится и по отношению к собственному делу. Основные философские темы, конечно, остаются. Философы, как и прежде, интересуются устройством сущего, природой человеческого знания и сознания, проблемой свободы и происхождением морали и общества. Традиционные методы философии, однако, подвергаются критике. Раньше философия была умозрительной, кабинетной дисциплиной, а сейчас многие считают, что она должна выстраиваться по модели экспериментального знания и вообще становиться помощницей экспериментальной науки.

В этой книге я попробую показать, что кабинетная философия не исчерпала свои ресурсы. Правда, для того чтобы она действительно заработала, она, на мой взгляд, должна скорректировать собственную методологию. Важным инструментом умозрительной философии всегда был концептуальный анализ, позволяющий прояснять понятия людей о мире и о самих себе. Любое эмпирическое понятие структурирует наши представления о вещах. Но эти представления структурируются и на более глубоком уровне – уровне наших базовых убеждений вроде веры в причинность. Я смещаю концептуальный анализ именно в эту плоскость. Думаю, что только при таком понимании он может приносить по-настоящему интересные результаты.

Этот шаг объясняет и онтологическую тематику книги. Базовые убеждения о мире отражают наиболее общие характеристики сущего, которыми всегда занималась онтология. Но так сложилось, что главным моим интересом было и остается сознание. Поэтому онтологические исследования в этой работе фокусируются на проблеме онтологического статуса сознания. Поскольку я пытаюсь уточнить этот статус, рассуждая о базовых убеждениях и установках людей, притом что эта тема нередко затрагивалась в феноменологических исследованиях, я начинаю анализ скорее с феноменологических позиций, чем с позиций аналитической философии сознания, в русле которой я по большей части работаю. По ходу дела, однако, тональность меняется.

Эта книга – заключительная часть моей трилогии о сознании. Первая часть была посвящена реконструкции исторических контекстов современной философии сознания. Эту задачу я пытался решить в работе "Философская психология в эпоху Просвещения", первое издание которой вышло 10 лет назад. Вторая часть и вторая книга – "Трудная проблема сознания" – это обсуждение новейшей философии сознания. В ее начале и конце я уже достаточно детально проговорил специфику собственных подходов (в первой книге они были лишь обозначены), но главная ее цель была все же интерпретационной. Третья книга, напротив, концептуальна; историко-философские изыскания сведены здесь к минимуму. Но хотя это и финальная часть трилогии, она самостоятельна и не предполагает знания других книг.

Некоторые ее фрагменты могут быть сложны для восприятия и понимания, хотя я и стремился к ясности. Полная ясность, впрочем, подразумевает высокую детализацию, а в этой книге я хотел скорее акцентировать ключевые моменты, чем прорабатывать все нюансы. Слово "очерк" в ее заглавии должно пониматься в буквальном смысле. Каждый танцует, как может.

В ходе работы над книгой я не раз обсуждал ее с Д.Б.Волковым. Эти обсуждения, а также дискуссии со студентами магистратуры философского факультета МГУ осенью 2012 и весной 2013 г. оказались очень полезными для меня. Я также благодарен В.А.Лекторскому, Т.Уильямсону, Р.Хауэллу, Д.Чалмерсу, В.П.Васильеву, В.В.Горбатову, Д.В.Иванову, И.В.Ощепкову и А.В.Кузнецову за ценные замечания. Спасибо декану В.В.Миронову, а также коллегам с философского факультета МГУ и с кафедры истории зарубежной философии за поддержку моих начинаний. И спасибо моей жене Гале Васильевой за то, что я вообще взялся за эту книгу и завершил ее.

Подлинный удел философии – исследование обыденной жизни. Д.Юм


Об авторе
top
photoВасильев Вадим Валерьевич
Член-корреспондент РАН, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории зарубежной философии, профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор трудов по истории философии Нового времени и по аналитической философии. Среди его работ — книги «Трудная проблема сознания», «Сознание и вещи», «Философская психология в эпоху Просвещения» и «Дэвид Юм и загадки его философии».