URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бадмаев П.А. Главное руководство по врачебной науке Тибета 'Жуд-Ши'
Id: 174513
 

Главное руководство по врачебной науке Тибета "Жуд-Ши". Изд.5

URSS. 2014. 160 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-397-04198-0. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается руководство по врачебной науке Тибета. Удивительная книга "Жуд-Ши", представляющая собой основной канонический источник тибетской медицины и главное ее руководство, пришла к нам из тысячелетней давности и оказалась вполне современной. Во многом это объясняется тем, что изложена на русском языке она была известным знатоком тибетской медицины, врачом и ученым П.А.Бадмаевым (хотя в оригинальном издании книги Бадмаев был представлен как переводчик, на самом деле он является ее автором, поскольку две книги "Жуд-Ши" даны в его интерпретации, а остальной материал написан им лично). Эта книга о том, как жить, чтобы быть здоровым и сохранить свежесть тела и ясность ума до глубокой старости.

Книга рассчитана на врачей и фармацевтов, а также широкий круг читателей, интересующихся историей науки и культуры Востока.


 Оглавление

Предисловiе
Основы врачебной науки Тибета
Историческiя сведенiя о врачебной науки Тибета
Схема системы врачебной науки Тибета. (Съ тремя рисунками)

Первая книга "Жуд-Ши"  

I  ГЛАВА
 Обращенiе къ Будде. Городъ, пользующiйся дарами пяти драгоценныхъ врачебныхъ средствъ, которыя излечиваютъ разстройства трехъ жизненныхъ процессовъ, совершающихся въ организме. Описанiе местности, флоры и фауны. Учителя врачебной науки Тибета
II  ГЛАВА
 Лица, желающiя пользоваться здоровьемъ, должны изучать "Жуд-Ши", т. е. "Четыре Основы". Главную, Повествовательную, Основу терапiи и хирургiи и Прибавочную, трактующiя въ 156 главахъ о врачебной науке. Подробное перечисленiе главъ
III  ГЛАВА
 Необходимость изученiя здороваго и больного состоянiй организма, способовъ, при посредстве которыхъ возможно точно узнать то и другое и, наконецъ, условiй и средствъ, способствующихъ сохраненiю здоровья. Отделы, въ которыхъ изложены эти положенiя. Цели, преследуемыя врачебной наукой. Общiя и частныя сведенiя, необходимыя для врача. Три жизненные процесса, совершающiеся въ организме: воспрiятiе, уподобленiе, всасыванiс, усвоенiе, удаленiе-очищенiе-расходованiе воздуха, жизненные процессы желчи и жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, семь веществъ и три выделенiя. Три причины, разстраивающiя жизненные процессы, совершающiеся въ организме, и четыре обстоятельства, ослабляющiя или усиливающiя влiянiе этихъ причинъ. Где прежде всего отражается разстройство процессовъ, где именно возникаютъ эти процессы, начиная съ эмбрiональнаго перiода? Влiянiе возраста, климата (местныхъ условiй), временъ года, дня и ночи на разстройство процессовъ. Девять состоянiй, ведущихъ организмъ къ смерти. Свойства процессовъ
IV  ГЛАВА
 О распознаванiи разстройствъ питанiя въ организме при помощи осмотра, ощупыванiя и разспроса больного. Признаки разстройства воспрiятiя, уподобленiя, всасыванiя, усвоенiя, удаления-очищенiя-расходованiя воздуха, желчи и слизистосерозной и млечно-лимфатической системы
V  ГЛАВА
 Пища -- питье, образъ жизни, лекарства и наружные способы леченiя-четыре средства, излечивающiя разстроенное питанiе организма. Различныя пищевыя вещества, полезныя при разстройствахъ воспрiятiя, уподобленiя, всасыванiя усвоенiя, удаленiя-очиiценiя-расходованiя воздуха, жизненныхъ процессовъ желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Климатическiя условiя и образъ жизни. Шесть известныхъ тибетскимъ врачамъ вкусовъ, на основанiи которыхъ изготовляются лекарства. Два рода лекарствъ по ихъ жизненному действiю. Наружныя средства
VI  ГЛАВА
 Подробное перечисленiе сведенiй, изложенныхъ въ девяти отделахъ "Жуд-Ши". Сохраненiе здоровья и долголетiе - цель врачебной науки, изученiе которой можетъ быть пригодно, доступно и понятно только для некоторыхъ вполне разумныхъ лицъ

Вторая книга "Жуд-Ши"  

I  ГЛАВА
 Цель изученiя второй книги: "Повествовательной Основы" Необходимо изучить организмъ, знать средства, при помощи которыхъ возможно излечивать разстроенный организмъ, сознавать ясно значенiе врачебной науки для человечества и ознакомиться со способами распознаванiя и методами леченiя
II  ГЛАВА
 О развитiи зародыша; объ условiяхъ его зачатiя; постепенное развитiе и появленiе на светъ. Время, когда возможно зачатiе. Причины возникновенiя того или другого пола. Взгляды европейскихъ ученыхъ
III  ГЛАВА
 Анатомическiя сведенiя. Семь различныхъ формъ черепа, плотность мозга находится въ зависимости отъ формы черепа. Черепныя кости. Кровеносные сосуды. Нервы. Поврежденiя некоторыхъ частей тела, влекущiя серiозныя последствiя
IV  ГЛАВА
 Меры тканей, частей и органовъ: положенiе сосудовъ и нервовъ; наиболее опасныя поврежденiя; отверстiя и пути; важная роль последнихъ
V  ГЛАВА
 Ткани и выделенiя организма и ихъ роль; хилусъ, кровяная ткань, мышечная ткань, жировая ткань, костная ткань и хрящи, костный мозгь, нервная ткань, sperma и menstrua, экскременты, урина, потъ. Жизненная-живая теплота. Измененiя, происходящiя после пищеваренiя. Результаты пищеваренiя. Сущность жизненныхъ процессовъ. Наследственная передача ихъ зародышу черезъ sperma и menstrua и влiянiе на него. Влiянiе этихъ процессовъ на энергiю жизненной-живой теплоты, влiянiе ихъ на брюшную полость, районъ деятельности и роль ихъ въ организме. Спецiальная роль каждаго изъ процессовъ. Свойства газовъ, желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы
VI  ГЛАВА
 Явленiя, обнаруживающiя деятельность организма. Полъ, возрастъ, темпераментъ и здоровье
VII  ГЛАВА
 О предвестникахъ разстройства организма: отдаленныхъ, ближайшихъ, сомнительныхъ и достоверныхъ. Сновиденiя. Измененiе общаго вида, характера, привычекъ и образа жизни больного
VIII  ГЛАВА
 О причинахъ разстройства питанiя организма; отдаленныя и ближайшiя причины; причина всевозможныхъ растройствъ питанiя -- разстройство воспрiятiя, уподобленiя, всасыванiя, усвоенiя, удаленiя-очищенiя-расходованiя воздуха
IX  ГЛАВА
 Обстоятельства, способствующiя разстройству питанiя. Общiя и частныя причины разстройствъ
X  ГЛАВА
 Пути и районы разстройствъ питанiя
XI  ГЛАВА
 Причины и признаки, сопровождающiе упитыванiе (увеличенiе) и ослабленiе (уменьшенiе), происходящiя въ жизненныхъ процессахъ въ тканяхъ и выделенiяхъ
XII  ГЛАВА
 Прiобретенныя и наследственныя разстройства питанiя въ организме; разстройство питанiя по полу и возрасту; простыя и сложныя разстройства; осложненныя разстройства. Разстройство умственной деятельности. Разстройство питанiя физической сферы, разстройство питанiя верхняго отдела тела, разстройство питанiя нижняго отдела тела, разстройство питанiя наружныхъ частей тела, разстройство питанiя внутреннихъ частей тела и разстройство тканей, присущее какъ внутреннимъ, такъ и наружнымъ частямъ тела. Систематическое деленiе разстройствъ питанiя. Разстройства питанiя зависятъ или отъ усиленiя или отъ ослабленiя жизненной-живой теплоты въ организме
XIII  ГЛАВА
 Образъ жизни, способствующiй излеченiю разстроеннаго организма
XIV  ГЛАВА
 Влiянiе временъ года на жизненные процессы, совершающiеся въ организме
XV  ГЛАВА
 Спецiальныя наставленiя врачебной науки Тибета
XVI  ГЛАВА
 О пищевыхъ веществахъ
XVII  ГЛАВА
 Некоторыя сведенiя объ отравленныхъ пище и питье и веществахъ, делающихся вредными, когда они потребляются въ пищу одновременно
ХIII  ГЛАВА
 Количество и качество потребляемой пищи
XIX  ГЛАВА
 О лекарствахъ
XX  ГЛАВА
 О действiи лекарственныхъ веществъ. Ихъ свойства и родъ
XXI  ГЛАВА
 Составленiе лекарствъ по вкусу и жизненному действiю
XXII  ГЛАВА
 Наружныя средства, излечивающiя различныя растройства и успокаивающiя ихъ. Хирургическiе инструменты
XXIII  ГЛАВА
 Где и какъ нужно жить, чтобы продлить жизнь
XXIV  ГЛАВА
 Важность изученiя способовъ распознаванiя разстройствъ питанiя организма
XXV  ГЛАВА
 Какъ долженъ поступать врачъ, изучившiй разстройства организма
XXVI  ГЛАВА
 При какихъ условiяхъ легко или трудно излечиваются, или совсемъ не поддаются леченiю разстройства питанiя организма
XXVII  ГЛАВА
 О способахъ и средствахъ леченiя при ясныхъ признакахъ разстройства питанiя организма
ХХIII  ГЛАВА
 О выборе метода леченiя, когда признаки разстройства питанiя организма неясны
XXIX  ГЛАВА
 О леченiи упитыванiемъ и голоданiемъ
XXX  ГЛАВА
 Различныя средства, употребляемыя при разстройстве жизненныхъ процессовъ въ организме
XXXI  ГЛАВА
 Этика врачей Тибета

 Предисловие

Индiя, Тибетъ, Кукуноръ, северо-западная часть Китая, Монголiя -- юго-восточная часть Туркестана, бурятскiя и калмыцкiя степи являются колыбелью и ареной деятельности представителей врачебной науки Тибета. Народы этихъ странъ хотя тысячелетiями пользуются ея услугами при своихъ недугахъ и относятся къ ней съ полнымъ доверiемъ и уваженiемъ, но еще не сознаютъ великаго значенiя этой науки для человечества, вследствiе многочисленныхъ условiй, препятствовавшихъ ихъ общему развитiю и послужившихъ причиною отсталости этихъ странъ отъ другихъ культурныхъ народовъ.

Отсталость эта, конечно, зависитъ отъ руководителей народовъ, населяющихъ поименованныя страны. Руководителями буддiйско-ламайскаго востока являются ламы (духовныя лица -- монахи). Многiе изъ ламъ принимаютъ на себя роль врачей, такъ какъ врачебная наука входитъ въ число отраслей знанiя, изучаемыхъ ламами въ своихъ монастыряхъ или у отдельныхъ лицъ, считающихся знатоками этой науки. Ламъ, изучающихъ врачебную науку въ полномъ ея составе, весьма немного на всемъ ламайскомъ востоке. Зато чрезвычайно много ламъ, не знакомыхъ съ основами врачебной науки, а врачующихъ по установленной рецептуре и по "тарни".

"Тарни" -- это целый обширный отделъ буддiйско-ламайской литературы, заключающiй въ себе ученiе о явленiяхъ спиритизма, гипноза, ясновиденiяхъ, о заклинанiяхъ съ известными формулами и т.п. Многочисленные врачующiе ламы не знакомы серьезно также и съ этимъ ученiемъ, а пользуются только его заклинательными формулами и обрядовой стороной для достиженiя своихъ целей. Обрядовая сторона "тарни" нередко чрезвычайно груба и легко можетъ казаться фокусничествомъ и грубой формой обмана.

По духу буддiйско-ламайскаго ученiя, ламы-гелунги, то-есть, давшiе обетъ целомудрiя, въ самомъ широкомъ смысле этого слова, не имеютъ права изучать врачебную науку, такъ какъ они даютъ обетъ даже не находиться подъ одной кровлей съ женщиной. Если лама-гелунгъ желаетъ заниматься врачебной наукой, которая требуетъ отъ него изследованiя и леченiя не только мужчины, но и женщины, то онъ долженъ передать другому лицу на все то время, пока будетъ врачемъ, данный имъ при посвященiи въ гелунги обеть целомудрiя.

На буддiйско-ламайскомъ востоке народъ считаетъ своихъ лучшихъ ламъ преемниками Будды и ставитъ ихъ выше ламъ-врачей, такъ какъ первые свято охраняютъ духъ буддiйско-ламайскаго ученiя; потому-то и въ кругу ламъ-гелунговъ весьма немногiе посвящаютъ себя изученiю врачебной науки. Остальные же ламы, какъ сказано выше, относятся къ ней лишь поверхностно.

Что же касается техъ ламъ, услугами которыхъ пользуется народная масса, то они занимаются врачеванiемъ только по установленной рецептуре и по "тарни". Эти ламы не знакомы ни съ буддизмомъ, ни съ врачебной наукой и ни съ "тарни" и по по своему развитiю близко подходятъ къ народной массе, знаютъ ея нужды и потребности и умеютъ эксплоатировать ея невежество. Лица, интересующiяся буддiйско-ламайскимъ востокомъ и желающiя изучать этотъ мiръ, всегда наталкиваются на ламъ последней категорiи, которые, конечно, не станутъ признаваться въ своемъ невежестве. Ламы же первой категорiи совершенно недоступны сближенiю съ ними, во-первыхъ, по своей малочисленности, во-вторыхъ, по своей скромности и, въ третьихъ, по обременительности своихъ занятiй.

Первый выпускъ книги "Жуд-Ши" убедилъ меня, что этой наукой интересуются только лица, пользовавшiяся ея услугами. Многiе изъ интеллигенции, имевшiе соприкосновенiе съ Тибетской медициной, и несколько врачей прочитали эту книгу, усвоили ея смыслъ и обращались ко мне съ различными вопросами. Поэтому я и решилъ въ печатаемомъ здесь введенiи къ новому переработанному переводу "Жуд-Ши" ознакомить всехъ, кто желаетъ отнестись более сознательно къ врачебной науке Тибета, съ основными ея воззренiями и съ различными ея отраслями. Эти сведенiя изложены въ сжатой форме, въ пределахъ "Жуд-Ши", насколько они могутъ быть пригодны врачу, при его практической деятельности, и лицамъ* привыкшимъ осмысленно Относиться къ своему здоровью и своимъ недугамъ..

Мне пришлось изучать врачебную науку Тибета подъ руководствомъ своего брата, известнаго знатока этой науки, который учился у бурятскихъ монгольскихъ и тибетскихъ ламъ. После смерти моего брата я продолжалъ это изученiе подъ руководствомъ первыхъ врачей въ бурятскихъ степяхъ и пополнялъ свои знанiя сведенiями, сообщавшимися мне лучшими знатоками этой науки. Последнiе почти ежегодно, въ продолженiе 20-ти слишкомъ летъ, прiезжали въ Петербургъ и каждый разъ проживали у меня не менее полгода, давая мне свои указанiя и советы.

Занятiя въ С.-Петербургскомъ университете на факультете восточныхъ языковъ и главнымъ образомъ въ медико-хирургической академiи дали мне возможность достигнуть некоторыхъ результатовъ при переводе сочиненiя "Жуд-Ши", которое прослужило матерiаломъ для настоящаго труда. При этомъ нельзя не упомянуть, что весьма трудно установить терминологiю, которая соответствовала бы смыслу подлинника и была бы понятна лицамъ, привыкшимъ къ европейскимъ медицинскимъ терминамъ.

Нужно знать, что тибетская медицинская литература чрезвычайно обширна и касается различныхъ вопросовъ жизни отдельнаго человека, семьи, общества и государства. Многiя сочиненiя недоступны, по своей редкости и невозможности попасть въ отдаленный западный Тибетъ не только частнымъ лицамъ, но даже и богатымъ монголо-бурятскимъ буддiйскимъ монастырямъ. Но, благодаря знакомствамъ на Востоке, мне удается получать редкостныя книги, лекарства и другiе предметы, необходимые для полнаго изученiя тибетской медицины, хотя ихъ мне приходилось ждать десятки летъ. Подлинныя сочиненiя по медицине, анатомiи, физiологiи, эмбрiологiи, зоологiи, ботанике и минералогiи, хирургическiе инструменты и различныя лекарства, а также и рисунки могутъ быть прiобретаемы только при помощи людей знающихъ, которые не часто встречаются въ Тибете и сопредельныхъ съ нимъ областяхъ.

Обстоятельства эти служатъ мне помехою къ тому, чтобъ ознакомить европейскихъ читателей съ результатами трудовъ целыхъ поколенiй врачей, работавшихъ въ глубине Азiи, въ теченiе многихъ вековъ, на поприще врачебной науки, съ целью облегчить физическiе и умственные недуги человечества.

Выработанная двадцать столетiй тому назадъ система скромныхъ тружениковъ врачебной науки можетъ быть названа и въ настоящее время terra incognita для европейскаго мiра. Поэтому, позволительно надеяться, что изложенiе системы "Жуд-Ши" будетъ встречено съ весьма понятнымъ интересомъ. Теме более, что лица, уже ознакомившiяся съ этимъ сочиненiемъ, хотя и отдаленныя другь отъ друга временемъ и разстоянiемъ, единогласно утверждаютъ, что "Жуд-Ши" считается главнымъ руководствомъ по тибетской врачебной науке. Это, какъ подробно разъяснено ниже, утверждали: Реманъ въ 1811 году, Чома Де-Кёрезъ въ 1820 году, архiепископъ Нилъ въ 1860 году, Уайзъ въ 1867 году, и А.А.Бадмаевъ тоже въ шестидесятыхъ годахъ текущаго столетiя, и все вниманiе этихъ лицъ останавливалось именно на "Жуд-Ши", несмотря на то, что одни изъ упомянутыхъ ученыхъ изучали тибетскую врачебную науку въ бурятскихъ степяхъ Забайкалья, другiе-въ Индiи и въ Кашмире.

Необходимо добавить, что обширнейшая область медицины -- исторiя ея-нуждается въ пополненiи, такъ какъ система, изложенная въ "Жуд-Ши", до сихъ поръ была еще не известна въ Европе, а Высочайшее повеленiе о переводе "Жуд-Ши" на русскiй языкъ и объ изданiи этого сочиненiя на счетъ запасныхъ суммъ военнаго министерства состоялось 1-го iюня 1860 г.

П. Бадмаевъ

 Об авторе

Петр Александрович (Жамсаран) БАДМАЕВ (1851--1920)

Выдающийся знаток тибетской медицины, знаменитый врач, ученый и дипломат. По происхождению монгол, сын кочевника-скотовода. Окончил гимназию в Иркутске с золотой медалью. В 1875 г. окончил с отличием восточный факультет Петербургского университета и поступил на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел России. В это же время был вольнослушателем Военно-медицинской академии. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Петербурге. Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления), получил широкую известность в Петербурге как врач. Играл заметную роль в политике, неоднократно ездил в Китай, Монголию и Тибет, выполняя различные поручения, связанные с усилением сферы влияния России в этом регионе. В 1894 г. вышел в отставку, посвятив себя исключительно тибетской медицине.

П. А. Бадмаев -- первый переводчик на русский язык фундаментального труда "Жуд-Ши", главного руководства по врачебной науке Тибета. Будучи знатоком тибетской медицины, он достиг блестящих результатов в расшифровке закодированной древней поэмы, раскрыв тайны этой науки (обычный подстрочный перевод представляет интерес лишь как памятник культуры). Кроме того, он выступал с критикой нападок на тибетскую медицину как со стороны фармацевтов, опасавшихся конкуренции, так и хирургов, не признававших ее как науку. После его смерти тибетская медицина долгое время была под запретом, но в 1980-е гг. она была официально признана, и школа П. А. Бадмаева заслуженно считается ее классическим направлением.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце