Члены общества не могут лично наблюдать подавляющее большинство событий, которые для них представляются значимыми. Они не могут лично проверить на практике качество различных продуктов, побывать в организациях, участвовать во многих политических процессах. Вместе с тем большинство людей имеет представление о наиболее значимых сферах жизнедеятельности общества, будь то качества или свойства продуктов, состояние дел в организации или особенности проведения политических акций. Члены общества могут судить о личностных качествах политиков и известных людей, настроениях среди членов социальных групп и проявлении напряженности в обществе. Во всех этих случаях глазами и ушами членов современного общества являются средства коммуникации. По различным коммуникационным каналам (СМИ, собрания, массовые зрелища, рекламные сообщения в почтовых ящиках, межличностное общение и т.д.) члены общества получают необходимую информацию, формирующую их взгляд на события, происходящие в окружающей действительности. Деятельность по связям с общественностью делает возможным успешное управление представлениями людей об окружающем мире, формирование образов отдельных личностей, видов деятельности, социальных групп, организаций, культурных объектов. Деятельность по связям с общественностью позволяет любой фирме получить известность, любую деятельность сделать почетной и привлекательной, ранее неизвестный продукт сделать привлекательным и общепризнанным. Иными словами деятельность по связям с общественностью обладает огромными возможностями в отношении формирования общественного сознания и управления поведением людей. Кроме того, эта деятельность весьма многогранна, она включает в себя новейшие представления и исследования в областях таких наук, как социология, психология, экономика, семиотика, антропология и др. В учебнике стороны деятельности по связям с общественностью раскрыты фрагментарно – для того, чтобы специалист в этой области представлял себе всю систему действий для достижения целей в рамках деятельности по связям с общественностью. Представляемый учебник не претендует на всеобъемлющее изложение всех составляющих деятельности по связям с общественностью. Мы ограничились такой важной областью человеческой деятельности, как работа организаций в условиях рыночного окружения. Это означает, что рассматриваемые нами цели деятельности по связям с общественностью касаются таких проблем, как "раскрутка" фирмы, создание корпоративного имиджа и репутации, разрешение кризисных ситуаций организации, создание и распространение брендов, изменение поведения потребителей в условиях современного рынка. Основные положения, представляемые в данном учебнике, проверены в ходе осуществления практической деятельности современных фирм и государственных организаций. Большое внимание в учебнике уделяется вопросам, связанным с процессами коммуникации, так как деятельность по связям с общественностью основана на передаче информации от коммуникатора к целевой аудитории. Учитывая это обстоятельство, следует сказать, что каждый компонент процесса коммуникации оказывает стимулирующее воздействие на поведение представителей целевых аудиторий. Уникальной особенностью данного учебника следует, безусловно, считать разработку вопросов применения стратегий по связям с общественностью. Применение таких стратегий позволяет наиболее эффективно проводить кампании по связям с общественностью при минимальных издержках материальных средств. В учебнике представлены примеры кризисных стратегий и пошаговых стратегий для простых ситуаций в рыночном окружении. В приложении учебника содержатся реальные примеры использования методов построения стратегий и использования каналов коммуникации для достижения целей кампании по связям с общественностью. Важной составной частью данного учебника следует считать также разбор коммуникативных основ деятельности по связям с общественностью. При этом рассматриваются наиболее перспективные коммуникативные модели, которые позволяют разрабатывать оптимальные стратегии в отношении достижения целей деятельности по связям с общественностью, а также выбирать наиболее эффективные каналы для осуществления воздействия на целевые аудитории. Значительная часть учебного материала посвящена основным вопросам деятельности по связям с общественностью, каковыми являются формирование имиджа и репутации организации. В данном случае мы рассматриваем эти вопросы с точки зрения доверия как наиболее важной составляющей коммуникативных процессов в рамках деятельности по связям с общественностью. Рыночная составляющая пиар-деятельности в данном учебнике прослеживается в главах, посвященных брендингу и мифологическим основам формирования современных брендов. В целом можно сказать, что в учебнике представлен в наиболее полном виде весь процесс реализации основных целей деятельности по связям с общественностью. При этом в ходе изложения материала применяется терминология из разных областей деятельности: социологии, психологии, теории коммуникаций и т.д. Учебник предназначен для студентов, изучающих курсы по связям с общественностью, социологии, психологии, теории управления, а также для специалистов, работающих в этих областях деятельности. Автор учебника выражает благодарность кандидатам психологических наук Т.С.Мексичевой и М.С.Дороховой, принявшим участие в написании главы 9 и главы 10 данного учебника соответственно. Фролов Сергей Станиславович Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 1973 г. окончил Горьковский политехнический институт. В 1980 г. окончил аспирантуру при Институте социологии АН СССР и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социальные факторы процесса формирования руководителя первичного производственного коллектива». С 1988 г. работал в качестве доцента, а затем профессора на кафедре социологии и психологии управления Государственного университета управления. В 1995 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Культурные аспекты отношений власти». Области научных интересов: социология организаций, социология управления, социально-психологические аспекты деятельности по связям с общественностью, проблема неопределенности в социальных отношениях, власть как социальное отношение. С. С. Фролов — автор более 50 опубликованных работ, в числе которых: «Методы управления социальными процессами в трудовых коллективах», «Организация работы с руководителями предприятий», учебники «Основы социологии», «Социология организаций», «Социология», «Общая социология».
|