Показать ещё...
ПОСВЯЩАЕТСЯ Анатолию Константиновичу ЛЯДОВУ
В большей части существующих учебников гармонии мы встречаем подробный разбор всевозможных аккордов и их разрешений, ключ к чтению мало кому нужного в настоящее время цифрованного баса, старания объяснить всякого рода гармонические явления, напр., причины, почему запрещаются параллельные квинты, и т.д., но находим мало или почти совсем не находим практических указаний и постепенных педагогических приемов для гармонизации мелодий и хорошего выбора аккордов. То же можно сказать касательно учения о модуляции. Учебники, выставляя как модуляционные средства разные диссонирующие аккорды, обходят главное основание модуляции-с родство строев и общие аккорды.) Ознакомившись основательно с таким учебником, ученик все-таки не знает, как приступить к гармонизации мелодии, как сочинить прелюдию в несколько тактов и как применить модуляционные средства. Аккорды, даже консонирующие, выходят у него дико и нелепо, а модуляции звучат жестко и неожиданно; он приходит в отчаяние или приводит в таковое своего экзаменатора от нескладности и бессвязности своей музыкальной речи. Хотя я убежден, что учебник мой изобилует многими недостатками, но тем не менее склонен думать, что мне удалось изложить приемы гармонизации мелодии и модуляции довольно полно и притом постепенно, переходя от простейших средств к более сложным, в чем я обязан дружескому содействию Анатолия Константиновича Лядова, которому и посвящаю с благодарностью свой труд. Составляя это руководство, я старался, во 1-х сделать его по возможности сжатым; во 2-х, приспособить его к прохождению курса гармонии сообразно с тем, как это установлено в настоящее время в С.-Петербургской Консерватории, придворной Капелле и других музыкальных школах; в 3-х, приспособить его по мере возможности к самообучению. Я снабдил его значительным числом гармонических образцов и задач. Выполнение учеником этих задач должно итти совместно с составлением подобных же задач или примеров собственного сочинения. Я ограничился в моем учебнике изложением четырехголосного сложения. Паузы, поочередное вступление голосов, имитации, применение мотивов, различные фигуры аккомпанемента – я отношу, с одной стороны, к учению о контрапункте, с другой – к изучению свободного сочинения и форм композиции. Ученик, приступающий к изучению контрапункта и свободного сочинения, доканчивая курс гармонии, должен быть в состоянии выполнить следующие задачи: 1) Гармонизировать хоральную мелодию строго аккордами (образец на стр.80). 2) Гармонизировать хорал с строгою мелодическою фигурацией в трех нижних голосах, оставляя мелодию неприкосновенною (образцы на стр.109, 110, 111). 3) Гармонизировать хорал свободно, с значительным числом диссонирующих аккордов и ложными последовательностями (образец на стр.135). 4) Гармонизировать мелодию, заключающую в себе свободную мелодическую фигурацию (образец на стр.114 и 117). 5) Написать модуляционную задачу с постепенными переходами в аккордах (образец на стр.86). 6) Написать модуляционную прелюдию, по возможности в трехчастной форме, придавая голосам, в особенности верхнему, некоторое мелодическое содержание (образец на стр.141–143). 7) Сделать несколько гармонических вариаций на заданное простейшее предложение (образец на стр.140). Сверх того, он должен уметь сыграть на ф-п. всякую заданную модуляцию, постепенную или внезапную, в аккордах, а также уметь прелюдировать, преимущественно аккордами (4-голосно) в любом строе, играть всякие секвенции и последовательности. Ученик, проходящий специально теорию композиции и не слишком отягченный другими музыкальными занятиями, может пройти этот курс в 8 учебных месяцев. Для прохождения такого гармонического курса необходимы: знание элементарной теории, хороший слух, уменье сольфеджировать и угадывать интервалы и игра на фортепиано. Если гармония проходится в качестве обязательного (т.е. музыкального общеобразовательного) предмета,-курс может быть значительно сокращен. Для большей дешевизны учебника все задачи для решения приложены в конце, внутри же учебника указаны только NN задач; полагаю, что это не представит ни для кого затруднений. Н.Римский-Корсаков
С.-Петербург, 1886 г.
Настоящий учебник гармонии, начиная с третьего издания, не подвергался никаким изменениям. Незадолго до кончины своей Н.А.Римский-Корсаков высказывал мысль о необходимости некоторых дополнений и пояснений в новом издании учебника. Поглощенный всецело сочинением, а также обдумыванием деталей большого руководства к оркестровке, Николай Андреевич, к сожалению, не успел сам заняться новой редакцией учебника. Преподавательская практика в С.-Петербургской Консерватории, где учебник этот служит основным руководством в течение многих лет, ныне выяснила приблизительные размеры и характер необходимых изменений. Поэтому мы решили, с разрешения Н.Н.Римской-Корсаковой, предпринять переработку различных отделов учебника с целью, во-первых, до известной степени пополнить явные пробелы, встречающиеся в предыдущих изданиях, во вторых – сделать некоторые места еще более доступными пониманию учащегося, в особенности при самообучении. Несомненна, что и теперь еще далеко не все случаи гармонизации затронуты в учебнике. Излишняя подробность могла бы повредить стройности изложения, затемняя главное; с другой стороны, желательно было оставить кое-что и на долю преподавателя. Любознательный же и музыкальный читатель, несомненно, сам может вывести бесчисленные частные случаи из общих положений. Наиболее значительные дополнения и изменения в настоящем издании относятся к следующим отделам: § 28 – Секстаккорд уменьшенного трезвучия VII ступени. § 29 – Трезвучие и секстаккорд II ступени. § 38 – Вводные септаккорды и их обращения. § 39 – Септаккорд II ступени и его обращения. § 46 – Свободное употребление аккордов всех ступеней. § 49 – Модуляция без хроматизма. § 54 – Хроматическая модуляция. § 69 – Задержания. § 84 – Энгармонизм аккордов с увеличенной секстой, § 85 – Энгармонизм уменьшенного септаккорда. Все изменения и дополнения означены в тексте звездочками. Уничтожены термины: бывший основной тон, бывшая терция и т.д., так как слово бывший в данной случае является излишним и может ввести учащегося в заблуждение. В задачнике прибавлены две мелодий со скачками основных и квинтовых тонов (N9), в отделах же септаккордов VII и II ступеней (NN21 и 22) 3 задачи, слишком трудные для ученика, заменены пятью другими, более доступными. Иосиф Витоль
Максимилиан Штейнберг
С.-Петербург, май 1912.
В настоящее издание внесены дальнейшие дополнения, необходимость коих указывалась многолетним педагогическим опытом. Наиболее значительные дополнения (как и в предыдущих изданиях, отмеченные звездочкой) касаются следующих отделов: § 16 – Соединение секстаккордов с трезвучиями. § 29 – Трезвучие и секстаккорд II ступени. § 30 – Трезвучие VI ступени. § 42 – Нонаккорд. § 57 – Хоралы с модуляцией. § 58 – 2-ая степень сродства, § 86 – Энгармонизм увеличенного трезвучия (табл.). § 85 – Энгармонизм уменьшенного септаккорда (табл.). § 90 – Ложные последовательности трезвучий. М.Штейнберг
Ленинград, январь 1924.
В наше время, когда широчайшие массы трудящихся получили доступ к музыкальному образованию, когда музыкальная самодеятельность пустила глубокие корни в самых отдаленных местностях нашей страны,-особенно живо ощущается потребность в учебнике гармонии, излагающем в простых и ясных выражениях, хотя бы подчас и несколько догматично, самые основы предмета, равно необходимого как композитору, работающему во всевозможных жанрах многообразного музыкального творчества, так и исполнителю, педагогу и инструктору. В этом отношении учебник Н.А.Римского-Корсакова по ясности, стройности, лаконизму и систематичности изложения материала, по своему глубоко практическому характеру является до сих пор непревзойденным. На этом учебнике воспитались десятки поколений музыкальных работников, начиная от скромных педагогов музыкальных школ до крупнейших композиторов с мировыми именами. Поэтому новое издание учебника, не переиздававшегося по разным причинам с 1929 года, ныне является вполне своевременным. В настоящее издание введены мелкие изменения и дополнения, а также, для большей ясности, заново переработан § 25 о скачках. Образец модуляционной прелюдии (на стр.141 прежних изданий), несколько формальный и мало интересный в музыкальном отношении, заменен новым образцом, заимствованным из труда покойного композитора, профессора Ленинградской Консерватории Н.А.Соколова: "Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом" (Издание Муз. сектора Гос. издательства, Москва, 1924). Труд этот является в высшей степени ценным добавлением к настоящему учебнику. Приношу благодарность профессору Ленинградской Консерватории П.Б.Рязанову за ряд замечаний по различным разделам учебника. М.Штейнберг
Ленинград, июнь 1936.
Римский-Корсаков Николай Андреевич Великий русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик. Родился в Тихвине Новгородской губернии, в старинной дворянской семье. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862–1865). Учился музыке у известного пианиста Ф. А. Канилле, который в 1861 г. познакомил его с М. А. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов («Могучая кучка»), оказавшим решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. В 1871 г. стал профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Был инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–1881), дирижером симфонических концертов (с 1874 г.), а позже и оперных спектаклей. В 1880-х гг. фактически возглавил «новую русскую школу», развивавшуюся в русле «Беляевского кружка».
Творчество Н. А. Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Написанные им 15 опер демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки — он расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств. Важное просветительское значение имели дирижерская деятельность Н. А. Римского-Корсакова и его редакторская работа, благодаря которым были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки. Исключительное значение имела его педагогическая деятельность — им было воспитано около 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и другие. |
URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 99.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) 2022. 560 с. Твердый переплет. 35.9 EUR
После мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. интерес в мире и в России к теоретическому наследию Карла Маркса и классической политической экономии резко возрос, но современной, отвечающей на вызовы экономики XXI века учебной литературы ничтожно мало. Учебник впервые на... (Подробнее) |