URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Закгейм А.Ю. Системность --- симметрия --- эволюция в физике, химии, биологии
Id: 173706
 
279 руб. Бестселлер!

Системность — симметрия — эволюция в физике, химии, биологии. № 53. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03991-8.

 Аннотация

В настоящей книге представлены наиболее общие концепции современного естествознания, пронизывающие различные естественные науки и объединяющие их, --- концепции системности, симметрии и эволюции. Рассмотрен также ряд парных концепций, описывающих природу и процесс ее познания с противоположных позиций --- идей детерминизма/случайности, порядка/хаоса, дискретности/непрерывности. В заключение обсуждается концепция экологии, менее общая, но служащая базой для постановки и решения глобальных проблем человечества.

Книга представляет несомненный интерес для всех желающих познакомиться с принципами построения системы естественных наук.


 Оглавление

Предисловие
1 Апология
2 Концепция системности
 2.1.Система
  2.1.1.Понятие системы
  2.1.2.Основные свойства систем
 2.2.Система физики. Колебания и волны
  2.2.1.Дискретность и непрерывность в физике
  2.2.2.Волновые процессы
  2.2.3.Природа света
 2.3.Система химии. Концепции элементаризма и атомизма
 2.4.Система биологии
  2.4.1.Классификация мира живого
  2.4.2.Внутренние и внешние связи в биологических системах
  Взаимоотношение "хищник--жертва"
  Паразитизм
  Симбиоз
  2.4.3.Информация в биологических системах
  Внешняя информация особи
  Обмен информацией внутри организма
  Стресс
  2.4.4.Иммунитет
  2.4.5.Наследственная информация
3 Концепция симметрии
 3.1.Геометрические элементы симметрии
 3.2.Кристаллы в природе, в технике, в жизни
  Кристаллы в технике
  Полупроводники
  Как выращивают кристаллы
  О роли кристаллов в жизни
 3.3.Хиральные молекулы и жизнь
 3.4.Функциональная асимметрия головного мозга
 3.5.Симметрия физических законов
  3.5.1.Принципы относительности
4 Концепция эволюции
 4.1.Законы сохранения
 4.2.Эволюция к хаосу
 4.3.Эволюция к порядку
 4.4.Эволюция Вселенной
 4.5.Эволюция Земли
  Падение астероидов и комет
  Извержение вулканов
  Оледенения
 4.6.Эволюция жизни
  4.6.1.Теории эволюции
  4.6.2.Определение геологического возраста
  4.6.3.Эры и периоды земной жизни
  4.6.4.Эволюция человека
5 Концепция экологии и глобальные проблемы
 5.1.Экология человека
  Проблема роста населения
 5.2.Исчерпание ресурсов
  5.2.1.Нехватка продовольствия
  5.2.2.Дефицит энергии
  5.2.3.Сокращение сельскохозяйственных земель и лесов
 5.3.Загрязнение среды обитания
  Загрязнение воды
  Загрязнение воздуха
  Аэрозольные загрязнения атмосферы
  Биосферные загрязнения
  Интродукция
  Эпидемии
  Загрязнение пищевых цепей
 5.4.Обеднение природного разнообразия
 5.5.Римский клуб. Концепция ноосферы
Приложение. Нужна ли вера ученому?
Литература
Заключение. К читателю

 Предисловие

 Эта книга основана на лекциях по дисциплине "Концепции современного естествознания", которые автор читает на протяжении ряда лет в Российской академии музыки им.Гнесиных для студентов, обучающихся по специальности "Музыкальный менеджмент".

Прежде чем приступить к основному содержанию, считаю необходимым разъяснить некоторые особенности моего изложения. Первое. Я позволю себе говорить с читателем от своего лица. Академическое "мы" представляется мне не обязательным и во многом неудобным. Отсюда вытекает второе. Довольно часто у меня будут встречаться обороты: "я считаю..." или "я пришел к выводу...". Заранее разъясняю. В этих случаях полностью отсутствует попытка утвердить свой авторитет исследователя или, простите, мыслителя. Дело совсем в другом. Там, где такой оговорки нет, я стараюсь изложить достаточно признанные, проверенные научным сообществом точки зрения. Конечно, и научное сообщество может ошибаться, но на уровне концепций это происходит редко. А там, где речь -- о моем мнении, за него отвечаю только я, чья компетенция во многих областях естествознания невелика. Поэтому в таких местах читатель вправе быть наиболее критичным. В этой связи оговорю еще вот что. Учитывая состав аудитории, я часть примеров беру из материала музыки. Здесь я намного слабее, чем мои слушатели, и потому все время просил их по возможности корректировать меня. Надеюсь, в основном это удалось.

 Далее. Рассматриваемые концепции столь общие, что зачастую распространяются и за пределы естествознания. Считаю, что таким "выходам за пределы" тоже может найтись место в изложении. Ведь главная цель данной учебной дисциплины, как я ее понимаю, -- способствовать расширению общекультурного контекста, объединяющего и науку, и искусство, и остальные сферы духовной жизни.

И последнее. Говоря о науке на концептуальном уровне, неизбежно выходишь на вопросы взаимоотношения науки и веры, науки и религии. Чтобы не было неясностей, сразу скажу: я не верую в Бога. Но хорошо понимаю, что в религиозных учениях сконцентрирована многовековая мудрость человечества. И в тех случаях, когда я обращаюсь к таким вопросам, мое отношение к взглядам верующих основано на глубоком уважении (уважении, предполагающем возможность критики мнений и верующих, и неверующих). И если при этом я где-то пишу, что какое-то утверждение не относится к науке, это вовсе не значит, что оно ложно. Есть огромное число истин, лежащих вне науки. Например, утверждение: "Моцарт -- гений" истинно, но доказать его истинность только методами науки вряд ли удастся. Точно так же вопросы об истинности или ложности тех или иных положений религии или атеизма не могут быть решены в рамках науки: это область веры. В приложении в конце книги я подробнее говорю об этом; но в основном тексте мое утверждение о том, что некий тезис лежит вне науки, не означает его определения в качестве ложного или истинного.

 Работа в Гнесинской академии дала мне очень много хорошего. Я благодарен Д.К.Кирнарской, вовлекшей меня в это дело, благодарен О.М.Агеевой, заботу которой я ощущал все эти годы. И особенно благодарен моим слушателям, показавшим мне, технарю, что люди искусства неравнодушны к вопросам, поднимаемым наукой.


 Об авторе

Александр Юделевич ЗАКГЕЙМ (род. в 1930 г.)

Кандидат технических наук, профессор. Окончил Московский химико-технологический институт им.Д.И.Менделеева (ныне РХТУ). Более 40 лет работает в Московском государственном университете тонких химических технологий им.М.В.Ломоносова (МИТХТ), где ведет разработанный им курс моделирования химико-технологических процессов. Кроме того, на протяжении последних 10 лет А.Ю.Закгейм читает курс "Концепции современного естествознания" для группы музыкального менеджмента в Российской академии музыки им.Гнесиных. В свободное время пишет стихи и рассказы, в основном фантастические; часть из них опубликованы.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце