URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Дьяков Ю.Т. История христианской церкви, рассказанная рационалистом
Id: 173534
 
239 руб. Бестселлер!

История христианской церкви, рассказанная рационалистом. Изд.стереотип.

URSS. 2013. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00527-3.

 Аннотация

В настоящей книге рассмотрены ключевые моменты истории христианской церкви на Ближнем Востоке, в Западной Европе и в России. Рассказано, как, с одной стороны, исторические изменения в общественном развитии влияли на организацию церкви и церковные догматы и как, с другой стороны, особенности христианского мышления населения определяли развитие общества.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей христианской церкви; может быть полезна для учащихся и учителей средней школы в качестве пособия по предмету "История религий".


 Оглавление

Оглавление
От автора
Вступление
Глава 1. Ранняя история
 1.Истоки
 2.Развитие и распространение
 3.Строительство церкви
 4.Богословские течения в раннем христианстве
 5.Христиане в Римской империи
 6.Заключение
Глава 2. Cредние века
 1.Две церкви
 2.Папы и короли
 3.Католицизм в конце Средних веков
 4.Средневековые ереси
 5.Образование и наука
Глава 3. Реформация
 1.Предтечи церковной реформации
 2.Базельский собор
 3.Реформация
 4.Протестантское движение на континенте
 5.Протестантское движение в Англии и Шотландии
 6.Заключение
Глава 4. История русской православной церкви
 1.Крещение Руси, причины и последствия
 2.Первые митрополиты
 3.Церковные дискуссии XV в.
 4.Патриарший стол
 5.Патриарх Никон и церковный раскол
 6.Церковная реформа Петра и ее последствия
Заключение
Именной указатель
Использованная литература

 От автора

Христианство может стать живой истиной для сменяющих друг друга поколений лишь в том случае, если среди них будут постоянно появляться мыслители, которые, оставаясь в Духе Иисуса, сумеют выразить веру в него в категориях мировоззрения своей эпохи. Становясь традиционной верой, которую люди должны принимать просто как данность, христианство теряет связь с духовной жизнью своего времени и способность принимать новую форму в соответствии с новым мировоззрением. Когда прекращается полемика между традицией и мышлением, страдают христианская истина и христианская правдивость.

А. Швейцер

Я не историк и не теолог. Я биолог, профессор биологического факультета Московского государственного университета. Но с детства, после первого прочитанного рыцарского романа, я стал интересоваться историей, в старших классах читал серьезные исторические исследования (главным образом, будучи правоверным марксистом, в области международного рабочего движения и анархо-синдикализма) и собирался поступать на истфак. Отговорил меня от этого мой дядя, доктор исторических наук, известный советский индолог А. М. Дьяков. У него было убеждение, что учиться в ВУЗе надо той специальности, в учебном плане которой есть практикумы, недоступные для самостоятельного освоения. Сам он закончил медицинский факультет, работал практикующим врачом и организатором здравоохранения, и стал индологом лишь волею сложившихся обстоятельств. Не обсуждая правоту этой точки зрения, замечу лишь, что я ему благодарен за выбор биологии, которой я отдал свою жизнь и имел много положительных эмоций в своей работе. Однако интереса к истории я не терял никогда.

Недавно сотрудники кафедры, которую я возглавляю, организовали культурологический семинар, на котором были прочитаны лекции по разным вопросам истории, философии и этнографии. Я подготовил и прочитал 4 лекции по истории христианский церкви. Сотрудники кафедры, друзья и коллеги, которые ознакомились с материалом, посоветовали мне издать эти лекции в виде книжки. После небольшой доработки, я решился последовать их совету.

Поскольку я свою жизнь посвятил науке и преподаванию и написал ряд книг в той области, которой занимаюсь профессионально, я весьма критически оцениваю этот труд. Первый историк христианской церкви Евсевий Памфилл писал, что ".. не мог я найти никаких следов от людей, шедших до меня по той же дороге... словно на лугу духовном, я, как цветы, подбираю у старых писателей нужные мне сведения... ". Сейчас "луг духовный" настолько обильно зарос и цветами, и сорняками, что главной задачей стало не искать редкие цветы, но не набрать вместо цветов тернии. Кроме того, сотня книг, которые мне пришлось прочитать, и которые легли в основу приведенных фактических и, отчасти, аналитических материалов, -- лишь капля в море литературы, посвященной истории христианской церкви. Поэтому данную книжку следует рассматривать как популярную, написанную для неспециалистов, историю религии, оказавшей существенное влиянию на судьбу любой европейской семьи.


 Вступление

В школе меня учили, что история человечества -- это история смен общественно-экономических формаций. Это правда, но в этом не вся правда. Марксова надстройка -- не пассивная составляющая, которая покорно тянется вслед за базисом, но она активно влияет и на сам базис, ускоряет или, наоборот, задерживает его развитие. И важнейший участок этой надстройки -- религия. Человеку, создан ли он таким Богом, или возник как продукт биологической эволюции, свойственны две ипостаси -- разум и вера. Соотношение в сознании разума и веры волновало людей на заре цивилизации, и волнует до сих пор: накануне XXI в. была написана философская энциклика папы Иоанна Павла II, названная "Вера и разум". Их векторы противоположны; для разума необходим поиск, объясняющий самого себя и окружающий мир, поиск, основанный на опытах, наблюдениях или, по крайней мере, не противоречащих логике гипотезах. Вера, как аксиому, предполагает существование неких высших сил, управляющих миром, и для того, чтобы не раздражать и ублажать эти высшие силы, человек должен соблюдать определенные нормы поведения и освященные традициями ритуалы. Крупнейшему христианскому писателю II в. Тертуллиану приписывают высказывание: "Верую, ибо абсурдно", а знаменитый номиналист XIV в. религиозный философ Вильгельм Оккам учил, что разум может познавать только единичные явления и не способен к постижению религиозных начал, которые раскрываются только вере посредством откровения. Епископ Архангельский и Холмогорский Никанор писал о выдающемся теологе IV в. александрийском епископе Афанасии: "Он говорил: "учение о Божестве преподается не в умственных доводах, но при посредстве веры... ". И в его исследованиях вера всегда была руководительным началом, а рассудочные доводы имели значение только второстепенное. Он подчинял разум вере и посредством этого явился великим учителем не только своего только времени, но и вековечным образцом, достойным всеобщего подражания". А по мнению французского проповедника XIII в. Жака де Витри, гоняющийся за знаниями уподобляется мужику, который, уронив топор в воду, остановился, поджидая, когда в реке стечет вся вода. Занятия науками не только тщетны, но и чреваты опасностью. Существуют богословские истины, о которых не следует рассуждать, ибо дискуссии о них лишь грозят впадением в ересь. Как писал борец с альбигойской ересью, инквизитор Этьен де Бурбон, еретиков можно распознать по их мудрствованию. "Разум -- любимая потаскуха сатаны", -- это сказал не малограмотный сельский священник, а великий богослов и реформатор церкви Лютер.

В каждом человеке есть некое соотношение разума и веры (даже воинствующие атеисты испытывают дискомфорт, пропуская впереди себя черную кошку). В человеческих популяциях число индивидов, у которых вера преобладает над разумом, доминирует, поэтому с древних времен религии привлекали гораздо больше внимание общества, чем науки, занятия которыми вызывали, в лучшем случае, настороженный прием. В V в. великий христианский мыслитель Блаженный Августин написал: "В нечестивой гордости отходя от Тебя и удаляясь от Твоего света, они (ученые математики) задолго предвидят будущее затмение солнца и не видят собственного в настоящем". Почти через тысячу лет религиозный писатель XIII в. Робер де Сорбон скажет то же самое: "Рассуждают ученые о затмении солнца, а затмением душевного солнца, каковое из-за грехов происходит в их сердцах, не озабочены". Но, несмотря на гонения со стороны религии, наука, руками небольших групп энтузиастов развивалась, а после того, как достижения фундаментальных наук позволило создавать новые вещества и технологии, сделавшие существование человечества более удобным и, что главное, более приятным, эти достижения были приняты всеми. В результате, религия во многих странах отдала свой приоритет науке. Важно понять, как эти смены приоритетов происходили в ходе истории.

И еще одно предварительно замечание. Надо отдавать себе отчет, что религия и вера не одно и то же. Религия включает три главных компонента: 1) вера, 2) богословие, 3) обряды.

Вера исходит из того, что Священное Писание составлено людьми (ветхозаветными пророками, апостолами и евангелистами) непосредственно со слов Бога, поэтому все сказанное в нем не подлежит обсуждению и должно беспрекословно исполняться.

Богословие, является научной, философской дисциплиной (научной, конечно, только при исходном условии -- незыблемом признании существования Бога). Она занимается такими вопросами, как толкование священного писания, соотношение божественного и человеческого в личности Христа, соотношение ипостасей в Божественно Троице и т. п. Все эти вопросы на веру не только не влияют, но не связаны с ней. Например, знаменитый христианский философ II в. Ориген был настолько верующим человеком, что даже оскопил себя, чтобы не иметь никаких страстей, кроме любви к Христу, и посвятил жизнь толкованию священного писания и другим богословским трудам. Живший в VI в. император Юстиниан, хотя и получил прекрасное христианское образование, вел отнюдь не христианский образ жизни. По словам протоиерея Георгия Флоровского он "думал всегда скорее о христианском Царстве, чем о Церкви... С этим связано его вмешательство в богословские споры". На V вселенском соборе он настоял на том, чтобы объявить учение Оригена еретическим. То есть глубочайшая вера не спасла Оригена от анафемы даже после его смерти. Но богословские споры оказали огромное влияние на историю церкви. В ходе дискуссий выкристализовались некие общие правила, которые хотя и не являются единственно верными (логический анализ текстов Священного писания с такой же долей вероятности позволяет и иные толкования), но которые церковь посчитала наиболее отвечающими ее воздействию на паству, и отклонение от которых немедленно объявлялось ересью.

Наконец, третья составляющая религии -- обрядовая. Она постепенно с развитием церкви стала доминировать в жизни как священнослужителей, так и паствы, однако она наиболее подвержена временным и местным изменениям. Религиозные обряды по мере распространения религии в разные регионы мира и по мере изменения исторического развития этих регионов, менялись. Христианские обряды различны в православной, католической, лютеранской, кальвинистской, англиканской церквях. Более того, обряды в русской и греческой православных церквях, в русской старообрядческой и официальной церквях различаются многими деталями.

Торнтон Уайдлер писал, что "религия -- лишь платье на теле истинной веры, причем платье это порой скверно сшитое". Поясню это на простом примере. Когда тоненькая молодая девушка шьет себе платье, которое подчеркивает ее фигуру и показывает стройные ноги, это платье не кажется скверно сшитым. Но если, через ряд лет, постарев и располнев, она натянет на себя это платье, оно будет неудобно в носке и смешно для окружающих, то есть выглядеть скверно сшитым. Также и религия. Она -- продукт эпохи и господствующего в данное время и в данном месте менталитета общества. По выражению святого апостола Павла религия создается тогда, когда возникает соответствующая ей "полнота времени", то есть общество созрело для распространения новых религиозных воззрений, для принятия "Благой Вести". Меняется общество, должна меняться и религия. Но с другой стороны религиозные воззрения и ритуалы -- самые консервативные изо всех воззрений, присущих людям. Поэтому такие смены "правил игры" сопровождаются трагическими, кровавыми событиями, невероятными ломками, а часто, в странах с наиболее консервативным мышлением общества, вообще не происходят, так что не религия подстраивается к обществу, а общество подстраивается к религии. Такие платья действительно выглядят скверно сшитыми. Вот об этих исторических событиях, произошедших в недрах только одной мировой религии -- христианской -- я попытался написать.


 Об авторе

Юрий Таричанович ДЬЯКОВ

Доктор биологических наук, заведующий кафедрой микологии и альгологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Заслуженный профессор Московского университета, Соросовский профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Вице-президент Национальной академии микологии и Регионального общества фитопатологов, главный редактор журнала "Микология и фитопатология" РАН. Автор и соавтор 12 книг и более 300 статей, посвященных различным вопросам микологии, фитопатологии и иммунитета растений.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце