URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике
Id: 173514
 
215 руб.

Основы научных исследований в лингвистике. Изд.5

URSS. 2013. 144 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04092-1. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Цель настоящего пособия --- ознакомить студентов с основами и процедурами лингвистических исследований, развить у них навыки самостоятельной творческой работы. В пособии рассматриваются методические, методологические и коммуникативные проблемы лингвистических исследований. Книга знакомит с требованиями к терминологии, библиографическому аппарату, сбору и описанию фактического материала.

Для студентов старших курсов институтов и факультетов иностранных языков, а также для аспирантов и слушателей факультетов повышения квалификации.


 Оглавление

Предисловие
Глава I. Интеграция в науке. Методология -- метод -- методика. Направления в современном языкознании
 § 1.Интеграция и дифференциация в науке
 § 2.Методология -- метод -- методика
 § 3.Направления в современном языкознании
 Список рекомендуемой литературы
Глава II. Системный подход
 § 1.История системного подхода
 § 2.Адаптивные функциональные системы. Среда
 § 3.Полевая структура и нечеткие множества
 § 4.Тезаурусный подход
 § 5.Функции системы
 Список рекомендуемой литературы
Глава III. Методы и процедуры лингвистического анализа
 § 1.Выбор методики
 § 2.Гипотетико-дедуктивный метод
 § 3.Метод оппозиций
 § 4.Дистрибутивный анализ
 § 5.Дистрибутивно-статистический анализ
 § 6.Валентностный анализ
 § 7.Контекстологический анализ
 § 8.Компонентный анализ
 § 9.Использование компьютеров в лингвистических исследованиях
 Список рекомендуемой литературы
Глава IV. Выбор и обоснование темы исследования
 § 1.Требования, предъявляемые к научному исследованию. Обоснование темы
 § 2.Выбор темы и объекта исследования
 § 3.Название темы
 Список рекомендуемой литературы
Глава V. Планирование работы. Источники
 § 1.Планирование
 § 2.Критерии отбора материала
 § 3.Источники фактического материала
 § 4.Интуиция и воображение
 § 5.Композиция работы
 Список рекомендуемой литературы
Глава VI. Метаязык исследования
 § 1.Общее понятие о метаязыке
 § 2.Терминология
 § 3.Требования к термину
 § 4.Недостатки терминологии и их причины
 § 5.Советы начинающим
 Список рекомендуемой литературы
Глава VII. Графический метаязык
 § 1.Буквенная символика
 § 2.Схемы
 § 3.Таблицы и графики
 § 4.Графика, заимствованная в математике
 § 5.Графы
 § 6.Векторный анализ
 Список рекомендуемой литературы
Глава VI JI. Стиль изложения
 § 1.Функциональный стиль научной прозы
 § 2.Синтаксис научного текста
 § 3.Лексико-фразеологическое варьирование
 § 4.Определение
 Список рекомендуемой литературы
Глава IX. Накопление теоретической информации. Библиография
 § 1.Ознакомление с теоретической литературой. Практические советы
 § 2.Библиографический аппарат
 Список справочной литературы
Глава X. Обзор истории вопроса. Ссылочный аппарат. Преемственность и этика в науке. Культура -- адаптивная система человечества
 § 1.История вопроса
 § 2.Ссылочный аппарат. Цитирование
 § 3.Преемственность
 Список рекомендуемой литературы

 Предисловие

Увеличение вклада вузовской науки в решение задач общего прогресса страны и повышение качества подготовки специалистов в высшей школе требуют единства научной и учебной работы студентов и усиления индивидуальной работы с ними. Масштабы научной работы в вузах в настоящее время значительно расширяется. Исследовательская деятельность студентов должна быть неотъемлемой частью учебного процесса. Высшая школа становится важной составной частью научно-исследовательского комплекса всей страны, поскольку ускорение научно-технического прогресса требует мобилизации всего интеллектуального потенциала народа, и, более того, поскольку высшая школа готовит специалистов для будущего, развитие науки в стенах вузов должно быть опережающим по сравнению с общим уровнем развития науки.

В соответствии с этим задачи настоящего пособия состоят в том, чтобы помочь студенту овладеть важнейшими процедурами современных лингвистических исследований, ознакомить его с возможными подходами к сбору и обработке фактического материала и использованию уже достигнутого в науке, ознакомить с требованиями, предъявляемыми к научному изложению и доказательности, и заставить задуматься над этикой науки и долгом ученого.

Подлинная научная работа неотделима от повышения общего культурного уровня и развития духовной сферы личности.

Уже со студенческой скамьи необходимо развивать в себе не пассивно-потребительское отношение к науке, а привычку к самостоятельному творческому мышлению и потребность к постоянному систематическому пополнению и обновлению своих знаний, которую квалифицированный компетентный специалист проносит через всю жизнь. В высшей школе закладывается привычка к быстрой адаптации к новым достижениям науки, которая в дальнейшем позволяет специалисту стать проводником передовой научной мысли.

Развернуть и интенсифицировать научную работу студентов можно только при условии специального внимания к их профессиональной и компетентной готовности к исследовательской работе.

Осуществление этих задач требует рассмотрения целого комплекса проблем, которые и составляют предмет этой книги.

В книгу включен и краткий обзор направлений и методов в современном языкознании. Основное внимание при этом уделяется преемственности в науке и тому, с какой целью были достигнуты те или иные результаты и какими методами они были получены. Научное исследование включает не только получение, описание и формулировку новых данных и концептов, но и представление их в такой форме, которую могли бы понять и проверить другие ученые, чтобы, убедившись в их полезности и в том, что они не повторяют уже известное, они могли бы применить их в собственной работе и развивать дальше.

Непременным условием для этого являются: умение найти нужную литературу, грамотно оформить библиографический аппарат, знать требования, предъявляемые к терминологии, и не засорять ее новыми наукообразными, но лишними словами, умение количественно обработать материалы, а иногда и графически наглядно их представить.

В соответствии с этим в пособии как бы две главных темы: получение научного результата и его представление.

В центре внимания книги -- филология, и в частности лексика, грамматика и стилистика английского языка и некоторые общие вопросы прагмалингвистики и семантики. Вместе с тем в каждой научной области есть много вопросов, общих для науки и научного творчества вообще, их предстоит также учитывать.

Изложение иллюстрируется в основном материалом английского языка, но это отнюдь не значит, что книга полезна только для студентов английских отделений. Она предназначена для лингвистов вообще. Предполагается, что филолог со знанием только одного языка -- не филолог.

Творческая исследовательская работа студентов должна стать органической частью всего учебного процесса, а это предполагает необходимость единой системы ее реализации. Избранная на первом курсе тема может быть затем продолжена на спецсеминаре и подсказать тему курсовой или даже дипломной работы. Поэтому, хотя лекции по "Основам научных исследований" читаются студентам старших курсов, в настоящем пособии учтены и интересы студентов, делающих первые шаги в науке, с тем чтобы помочь им и далее в написании курсовых и дипломных работ. Подобные лекции охотно посещаются аспирантами и слушателями ФПК, и, по их словам, оказываются и им полезными.

Содержание примеров соотносится с программами ряда дисциплин, читаемых на факультетах иностранных языков, таких, как введение в языкознание, лексикология, теоретическая грамматика и ряд других.

Курс "Основы научных исследований" читается еще не во всех вузах и находится в процессе становления, но представленная в нем наука имеет уже давнюю историю. Существует науковедение, изучающее научное творчество и историю науки. В наше время возникла информатика, изучающая структуру и общие свойства научной информации. Много точек соприкосновения имеет науковедение с теорией библиотечного дела и другими дисциплинами.

Настоящее пособие является только введением в большой мир совершенствования и формирования интеллектуальных умений, теорию и практику управления познавательной деятельностью, развитие творческой инициативы и улучшение организации умственного труда, который не может иметь пределов, как не имеет вообще пределов человеческое познание мира.

В свете последних решений о перестройке высшей школы содержание настоящего курса и данного учебного пособия особенно актуально, ибо здесь поставлена задача обеспечить повышение эффективности вузовской науки, существенный подъем теоретического уровня и актуальности выполняемых в вузах исследований, обеспечения опережающего развития фундаментальных изысканий, постоянного обогащения содержания учебных курсов новейшими достижениями науки.

Предусмотренное этими решениями формирование специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания основ наук, высокую общую культуру, серьезную практическую подготовку, хорошее знание иностранного языка, богатую эрудицию и высокие личностные качества, требует самого пристального внимания к самостоятельной научной работе, которую желательно сочетать с работой по индивидуальным планам.

Мы будем часто обращаться к методике научных исследований диссертационного характера, поскольку в этой сфере подготовки молодых ученых уже накоплен большой опыт, который полезно перенести и на студенческие самостоятельные работы. Уровень работы не должен снижаться от того, что ее выполняет молодой человек. Упрощенчество, предложенное в вузе, снижает научный потенциал человека на всю жизнь.

Уровень научно-исследовательской деятельности в высшей школе, развитие навыков самостоятельного творческого мышления являются важным фактором, определяющим интеллектуальный научный потенциал и высоту духовного роста страны, компетентность ее кадров, и обеспечивают возможность и потребность для постоянного самостоятельного обновления своих знаний и быструю адаптацию в дальнейшем к изменяющимся условиям деятельности и развитию нового в науке. Молодые специалисты должны стать компетентными проводниками этого нового мышления.

Автор

 Об авторе

Ирина Владимировна АРНОЛЬД (1908--2010)

Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. До последних дней она продолжала быть в курсе новейших открытий в области стилистики и лингвистики текста, являясь консультантом по докторским диссертациям в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете. Научные исследования И. В. Арнольд посвящены лексикологии и стилистике английского языка, актуальным проблемам интертекстуальности и интерпретации художественного текста. В этих направлениях уровень отечественной лингвистики во многом определяется именно ее трудами, основными из которых являются: "Семантическая структура слова в современном английском языке и методика ее исследования" (1966), "Лексикология современного английского языка" (1986), "Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования)" (1990), "Семантика. Стилистика. Интертекстуальность" (1999; 2-е изд. М.: URSS, 2010).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце