URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Наумов Г.Б. Три синтеза космоса. Владимир Вернадский: история жизни и мысли
Id: 173166
 
269 руб.

Три синтеза космоса. Владимир Вернадский: история жизни и мысли. №76

URSS. 2014. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0636-7. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Более полувека назад, намного опережая развитие науки, академик В.И. Вернадский сформулировал основные положения своей концепции гармоничного взаимодействия человека и природы --- концепции ноосферы. В то время она не нашла необходимого понимания. Сейчас положение резко меняется. Во всем мире растет интерес к творческому наследию этого великого мыслителя. Понимание единства Человека и Природы становится необходимым условием дальнейшего устойчивого развития цивилизации. В этой ситуации знание и понимание закономерностей развития биосферы становится необходимым не только ученым, но и широким слоям культурного человечества.

Данная книга направлена на популяризацию этих идей В.И. Вернадского среди широких слоев населения. В ней в общедоступной форме излагаются его идеи и основы методологии, история рождения концепции биосферы и ее перехода в новое состояние --- ноосферу. Она рассчитана в первую очередь на учителя и молодых людей, выбирающих жизненный путь, кругозор которых должен соответствовать нашей эпохе, но будет полезна также всем, интересующимся творчеством великого мыслителя.


 Оглавление

Предисловие (Ю. Н. Малышев)

Введение

Глава 1. Мыслитель мирового масштаба

 Демон Сократа

Глава 2. Рождение личности

 Родословная
 Детство
 Университет
 Братство

Глава 3. Шаги в науку

Глава 4. Начала геохимии

Глава 5. Радиогеология

 Первые шаги
 Радиоактивное тепло
 Атомный проект
 Космохимические измерения
 Атомные часы
 "Следы на камне"
 Новые понятия в геологии

Глава 6. Я не могу уйти в одну науку

 Юный активист
 Среди голодающих
 Земские собрания
 КЕПС
 Политик
 Организатор

Глава 7. Учитель

Глава 8. О логике естествознания

 Логика понятий и логика вещей
 Эмпирические факты и эмпирические обобщения
 Научные объяснения, гипотезы и модели
 Принципы и аксиомы
 Система научного знания

Глава 9. Геохимические циклы

 Природные круговые процессы

Глава 10. От минералогии к живому веществу

Глава 11. Путь к Биосфере

 Начало
 Суть понятия
 Резонанс
 Возвращение к забытым идеям

Глава 12. Биосфера

 Возникновение биосферы
 Биокосные тела
 Геохимические функции живого вещества
 Биомасса Земли
 Границы биосферы
 Энергетика биосферы
 Организованность биосферы
 Области былых биосфер

Глава 13. Человек -- геологическая сила

Глава 14. Концепция Ноосферы

 О смысле термина
 Ноосфера -- новая стадия эволюции биосферы
 Когда началась стадия ноосферы

Глава 15. Новая наука экология

 Техническое мышление
 Экологические обстановки
 Существующие подходы к решению экологических проблем

Глава 16. Пути ноосферного развития

 Минимизация техногенных загрязнений
 Системный подход
 Ноосферная стратегия XXI века
 Пути решения глобальных экологических проблем
 Минимизация извлечения продуктов жизнеобеспечения
 Симбиотическая система получения продуктов жизнеобеспечения

Глава 17. Три синтеза космоса


 Предисловие

Более полувека назад академик В.И. Вернадский сформулировал основные положения своей концепции гармоничного взаимодействия человека и природы -- концепции ноосферы. В то время она не вызвала особых возражений, но и не нашла необходимого понимания. Сейчас положение резко меняется. Во всем мире растет интерес к творческому наследию великого мыслителя. В этих условиях полезно вернуться к первоисточнику и проанализировать те идеи, которые оставил нам их автор.

Не случайно еще в 2000 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин на Деловом Саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества сказал: «Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале двадцатого века, создал учение об объединяющем человечество пространстве -- ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития»[1]. Но сказать мало. Нужна систематическая работа. Такие глубокие изменения происходят только тогда, когда идея овладевает массами, когда в этом направлении начинает работать коллективное мышление, когда со школьной скамьи прививается ощущение единства человека и природы. Для этого необходимо чтобы основными идеями В.И Вернадского, которые и указывают нам пути достижения целей гармоничного развития ноосферы, овладели не только ученые, но и учителя школ, а в какой-то мере и все население.

На пропаганду этих идей среди широких слоев населения направлена данная книга. В ней в популярной форме излагаются основы его методологии, история рождения концепции биосферы и ее перехода в новое состояние -- ноосферу. Она построена так, что каждая глава раскрывает какое-то из направлений многогранной деятельности В.И. Вернадского и одновременно какие-то черты этой незаурядной личности, а все вместе дают синтетическое, как он говорил, представление о взаимосвязи трех основных начал развития нашей планеты: косного (неживого), живого и социального. Это отражается и в самом названии книги "Три синтеза космоса", которые требуют для своего понимания комплексного, системного анализа. Но все это написано простым языком, понятным без специальной подготовки. Особенно это важно сейчас, когда успехи технического развития цивилизации во многом создающие комфорт нашей жизни, но и одновременно вызывают нежелательные экологические последствия. В.И. Вернадский предвидел это еще в начале ХХ века, но, понимая общие законы развития общества, сказал: "царство моих идей впереди". Это время пришло.

Понимание единства Человека и Природы становится необходимым условием дальнейшего устойчивого развития цивилизации. Простое понимание этого должно начинаться со школьной скамьи. Для этого не нужен специальный курс, но об этом должно упоминаться в целом ряде учебных дисциплин, в каждой по-своему, и в природоведении, и в географии, и в биологии, и в химии Эволюция видов при таком подходе органично объединяется с эволюцией симбиозов, а она с эволюцией биосферы, в которой мы живем. Такой подход необходим для эффективного и оптимального решения возникающих экологических вопросов.

Патриотическое воспитание молодежи требует, чтобы страна знала своих героев. Мы справедливо упоминаем имя М.В. Ломоносова в разных учебных дисциплинах, и это правильно. Имя В.И. Вернадского и его идеи приобретают сейчас такое же и все более актуальное значение, а суть его учения становится базой для разумного взаимодействия человека и природы. Необходимый шаг в направлении патриотического просвещения и популяризации учения В.И. Вернадского делает эта книга.

Автор книги доктор геолого-минералогических наук, профессор Георгий Борисович Наумов, специалист в области геохимии процессов рудообразования, уже много лет систематически занимается глубоким изучением идей В.И. Вернадского и их применением к нашим современным условиям. Он автор учебного пособия для классического университетского образования «Геохимия биосферы», которая, по существу является общей геохимией, но написанной с позиций учения В.И. Вернадского, которое становится все более актуальным. Данная книга ориентирована на среднюю школу и широкие круги интеллигенции. Именно они создают то коллективное мышление, которое необходимо для успешного продвижения в жизнь любых новых решений.

У меня нет сомнений, что мы идем в направлении, указанным нам великим мыслителем. Идем не всегда прямым путем, с остановками и загибами, но, в общем, в том направлении, о котором он говорил. И чем лучше мы будем знать и понимать основы его учения, чем более широкие народные массы сознательно подойдут к этим вопросам, тем прямее и короче будет этот путь. "Учащийся народ -- основа широкого и мирного развития человечества" говорил В.И. Вернадский.


 Об авторе

Георгий Борисович НАУМОВ, доктор геолого-минералогических наук, профессор.

Окончил Московский геологоразведочный институт (1953, ныне - Российский государственный геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе). Работал в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского АН СССР (с 1963 г.). С 1990 г. по настоящее время работает в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце