URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Золян С.Т. Семантика и структура поэтического текста Обложка Золян С.Т. Семантика и структура поэтического текста
Id: 173156
624 р.

Семантика и структура поэтического текста Изд. 2, перераб. и доп.

URSS. 2014. 336 с. ISBN 978-5-397-04100-3.
Типографская бумага

Аннотация

Как и благодаря каким языковым механизмам мы понимаем поэтический текст? Главная тема настоящей книги --- это текст во взаимодействии с читателем, то, как взаимосвязаны между собой структура поэтического текста и его возможные прочтения. В отличие от традиционных поэтик, для которых исходным является порождение текста, предлагаемая теория --- это поэтика адресата, описывающая как механизмы осмысления и интерпретации текста, так и миры, конструируемые... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию
Введение
Глава I.Общелингвистические предпосылки сильной поэтической семантики
  1.К постановке проблемы понимания в лингвистической поэтике: принципы поэтики адресата
  2.Уровни сентенциональной семантики — семантика выражения, предложения, высказывания
  2.0.К понятию "уровень семантики"
  2.1.Интуитивные предпосылки выделения уровней
  2.2.Семантика выражения
  2.3.Семантика предложения
  2.4.Семантика высказывания
  2.5."Автономна" ли семантика высказывания?
  3.Семантика предложения и высказывания и выразительные средства языка
  3.1.Синонимия и многозначность предложения и высказывания
  3.2.Выражение и миры
  3.3.Выражение и контекст
  3.4.Синонимия/многозначность и механизмы интерпретации
  3.4.3. Иллюстрация из истории литературы
  4.О семантике текста
  4.0.К постановке проблемы
  4.1.Предложение VS текст
  4.2.Семантика текста и межмировые отношения
  4.3.О возможном формальном описании семантики текста
  5.Две "наивные" модели семантики языка
  5.1.Волшебное зеркало и семантические механизмы высказывания
  5.2.Что записано в волшебных книгах?
  6.Заключение
Глава II.Понимание и интерпретация художественного текста
  1.О "теоретическом" и читательском подходах к сильной (референциальной)поэтической семантике
  2.Понимание и условия истинности поэтического высказывания
  2.1.О состоянии проблемы
  2.2.Истинность поэтического высказывания как модальное отношение
  2.2.1. Истинность как возможность языкового описания
  2.2.2. Истинность как "правдоподобие" или "искренность"
  2.2.3. Отмеченные альтернативы и допустимые поэтические миры
  2.3.Допустимые поэтические миры и язык
  2.4.Истинность поэтического высказывания в системе межмировых отношений
  3.Семантические механизмы интерпретации художественного текста
  3.0.Исходные допущения
  3.1.Миры ахматовской интерпретации "Каменного гостя" Пушкина
  3.2."Межмировые путешествия и мировые линии"
  3.2.1. Поэтический мир "Каменного гостя" и актуальный мир
  3.2.2. Мир "Каменного гостя" и миры литературной традиции
  3.3. Актуальная семантизация художественного образа
  4.Семантическая организация текста и его толкование
  4.0.К постановке проблемы
  4.1.Лексико-семантическая организация поэтического текста
  4.1.1. Денотативное и сигнификативное прочтение текста
  4.1.2. О композиционном тезаурусе текста
  4.2.Семантическая структура текста и семантическая структура толкования
  5.Выводы
Глава III.Аспекты поэтической прагмасемантики
  1.Принципы поэтической прагмасемантики
  2.О поэтической цитации
  2.1.Семантика цитаты: "классический" подход
  2.2.Проблема цитации в поэтике
  2.3.Прагмасемантические решения
  2.4.Прагмасемантика пушкинской цитаты из Саади
  2.5.Историко-литературный комментарий
  3."Поэтическая необходимость" как прагмасемантическое отношение
  3.1.К прагмасемантическому определению истинности поэтического высказывания
  3.2.К понятию необходимо истинного поэтического высказывания
  4.Перевод, интерпретация, контекст
  4.1.О возможном обращении прагмасемантики текста
  4.2.Перевод или цитация? — акмеистическое подражание как тип текста
  4.2.1. Подражание и оригинал
  4.2.2. Подражание и перевод
  4.2.3.Типологические особенности акмеистического подражания: “По древнеармянским мотивам” Мандельштама
  5."Я" поэтического текста
  5.1.Проблема говорящего в поэтике 20-х годов
  5.2."Я" как прагмасемантическая функция текста
  5.3."Я" в раннесредневековой армянской поэзии (шараканах)
  5.4."Вот я весь": Прагмасемантика “Я” в “Гамлете” Бориса Пастернака
  5.5.Я и “Я” поэтического текста
  6.Текст и контекст: вместо заключения
Глава IV.Об организации смысла поэтического текста
  1.Введение
  2.Композиционная семантика поэтического языка
  2.1.О задачах композиционной семантики поэтического языка
  2.2.Принцип композиционности и многозначность
  2.3.К композиционному описанию метафоры
  2.4.О композиции синтаксически несвязанных смыслов
  3.Семантика слова в поэтическом тексте как многомерная структура
  4.О принципах развертывания смысла в поэтическом тексте
Заключение
Приложение. О контекстно-зависимой композиционной семантике
Примечания
Литература

Об авторе
top
Сурен Тигранович ЗОЛЯН

Доктор филологических наук, профессор. Автор более 150 научных работ, в том числе 8 монографий, по вопросам общего, русского и армянского языкознания, семантики, семиотики, поэтики, теории перевода, лингвистической политики, политологии. Область научных интересов - текст, его формальная и смысловая структура, референция и прагмасемантика. Член правления Европейского центра современных языков (Грац, Совет Европы) и Комитета экспертов Европейской хартии языков меньшинств, руководитель научно-академического лингвистического центра Балтийского федерального университета (Калининград), ведущий научный сотрудник Института философии и права Национальной академии наук Армении.