URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кузнецова О.В., Кузнецов А.В., Туровский Р.Ф., Четверикова А.С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов
Id: 172750
 
483 руб. Бестселлер!

Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. Изд.3

URSS. 2013. 440 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04048-8.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена региональным аспектам инвестиционных стратегий крупного бизнеса и его роли в экономике российских регионов. В книге рассматриваются особенности становления крупного бизнеса в России, современная география отраслей реального сектора российской экономики, особенности региональных стратегий отечественных и иностранных компаний, причины складывающихся между регионами различий в их привлекательности для инвесторов, перспективы развития крупного бизнеса в разрезе отраслей и территорий.

Книга предназначена для широкого круга специалистов, интересующихся как региональной проблематикой, так и вопросами развития бизнеса в России.


 Оглавление

Введение

Часть 1. Крупный бизнес в России: история развития и современная ситуация

Глава 1. История развития крупного бизнеса в России и качественные его характеристики
 1.1.Развитие крупного бизнеса с начала рыночных преобразований и до финансового кризиса 1998 года
 1.2.Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени
Глава 2. Количественные оценки масштабов крупного бизнеса в России: крупнейшие компании и бизнес-группы
 2.1.Рейтинги крупнейших компаний России
 2.2.Крупнейшие бизнес-группы: история развития и внутренняя структура
 2.3.Ведущие иностранные промышленные транснациональные корпорации с крупными прямыми инвестициями в России

Часть 2. Крупный бизнес в регионах России или современная география реального сектора российской экономики

Глава 3. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность
 3.1.География нефтедобычи и нефтепереработки
 3.2.Ключевые компании в нефтяной промышленности
Глава 4. Газовая промышленность
 4.1.География газодобычи и газопереработки
 4.2.Ключевые компании в газовой промышленности
Глава 5. Угольная промышленность
 5.1.География угледобычи
 5.2.Крупнейшие компании в угольной промышленности
Глава 6. Электроэнергетика как отрасль промышленности и инфраструктуры
 6.1.География электроэнергетики
 6.2.Ключевые компании в электроэнергетике
Глава 7. Черная металлургия
 7.1.География черной металлургии
 7.2.Крупнейшие компании по производству черных металлов
 7.3.Крупнейшие компании в трубной промышленности
 7.4.Крупнейшие компании в других подотраслях черной металлургии
Глава 8. Цветная металлургия
 8.1.Общая характеристика ситуации в цветной металлургии
 8.2.Алюминиевая промышленность
 8.3.Никель-кобальтовая промышленность
 8.4.Медная промышленность
 8.5.Промышленность драгоценных металлов и алмазов
 8.6.Прочие подотрасли цветной металлургии
Глава 9. Химическая и нефтехимическая промышленность
 9.1.Общая характеристика ситуации в химической и нефтехимической промышленности
 9.2.Производство минеральных удобрений и другие подотрасли основной химии
 9.3.Промышленность полимерных материалов
Глава 10. Машиностроение
 10.1.Общая характеристика ситуации в машиностроении
 10.2.Автомобилестроение
 10.3.Железнодорожное машиностроение
 10.4.Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение
 10.5.Авиастроение
 10.6.Судостроение
 10.7.Тяжелое и энергетическое машиностроение
 10.8.Электротехническая промышленность
Глава 11. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
 11.1.География лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
 11.2.Компании лесопромышленного комплекса
Глава 12. Промышленность строительных материалов
 12.1.География производства стройматериалов
 12.2.Крупнейшие компании, производящие строительные материалы
Глава 13. Агропромышленный комплекс
 13.1.Общая характеристика ситуации в агропромышленного комплексе
 13.2.Компании АПК с сельскохозяйственной составляющей
 13.3.Молочная промышленность и производство соков
 13.4.Мясная промышленность
 13.5.Пивоваренная промышленность
 13.6.Кондитерская промышленность

Часть 3. Региональные стратегии крупного бизнеса и экономическое развитие регионов

Глава 14. Инвестиционные стратегии отечественных компаний и их региональная проекция
 14.1.Региональная стратегия или региональная проекция инвестиционной стратегии?
 14.2.Расширение производства в рамках существующей специализации компаний
 14.3.Диверсификация деятельности бизнес-групп
 14.4.Расширение профильной деятельности или диверсификация?
Глава 15. Региональные инвестиционные стратегии иностранных компаний
 15.1.Базовые различия между иностранными и отечественными фирмами
 15.2.Базовая модель иерархически-волновой диффузии иностранных предприятий
 15.3.Упрощение базовой модели под влиянием экономии на масштабе
 15.4.Сдвиг первых центров размещения под влиянием эффекта соседства
 15.5.Искажение диффузии из-за воздействия кооперационных связей
 15.6.Специфика диверсифицированных концернов
 15.7.Добыча сырья - особый случай
 15.8.Новые импульсы диффузии как причина сохранения роли Москвы
Глава 16. Дифференциация регионов по степени присутствия крупного бизнеса и ее объективные причины
 16.1.Сложившиеся межрегиональные различия
 16.2.Тенденции 2000-х годов
Глава 17. Роль государства в формировании пространственной структуры крупного бизнеса
 17.1.Роль федеральных органов власти
 17.2.Роль региональных органов власти
Глава 18. Перспективы развития крупного бизнеса в отраслях и регионах
 18.1.Перспективы развития крупного бизнеса в разрезе отраслей
 18.2.Перспективы развития крупного бизнеса в разрезе регионов
Вместо заключения
Список литературы
Приложение

 Введение

В названии этой книги присутствуют две очень актуальные для современной России темы -- "инвестиционные стратегии крупного бизнеса" и "экономика регионов". Уже банальными стали тезисы о том, что именно крупный бизнес (а не малый или средний) играет в российской экономике ключевую роль, а экономика страны складывается из экономики составляющих ее регионов. Вполне естественно, что и в научной литературе, и в публицистических изданиях каждой из названных тем уделяется немалое внимание. При этом так сложилось, что исследования особенностей развития в России крупного бизнеса и исследования проблем социально-экономического развития российских регионов ведутся в основном независимо друг от друга -- разными учеными, экспертами и разными научно-исследовательскими, аналитическими структурами. Как результат -- в России почти нет работ, посвященных региональным аспектам развития крупного бизнеса. Чуть ли не единственным исключением из этого правила является книга Н.В.Зубаревич "Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы".

Возникновение подобной ситуации вполне объясняется глубокой специализацией экономических исследований, но такое положение вещей нельзя назвать оправданным. Изучение крупного бизнеса и экономики регионов не может идти параллельно, поскольку на практике эти две темы теснейшим образом переплетаются. Невозможно сколько-нибудь обоснованно рассуждать о перспективах развития тех или иных регионов и выстраивать стратегии их развития без анализа мотивов принятия решений крупным бизнесом о выборе территорий для инвестирования. Региональная политика федеральных органов власти никогда не будет эффективной, если при ее проведении не будут учитываться инвестиционные планы крупного бизнеса. Точно так же крайне сложно сформировать и объяснить стратегии развития крупного бизнеса, не понимая преимуществ и недостатков инвестирования в тех или иных регионах.

Эта книга -- попытка восполнить сложившийся в литературе пробел и представить исследование, посвященное как региональным аспектам инвестиционных стратегий крупного бизнеса, так и различиям между российскими регионами по роли крупного бизнеса в их экономическом развитии.

Книга состоит из нескольких частей, у каждой из которых свои задачи.

Первая -- по сути вводная -- часть книги посвящена прежде всего особенностям становления и развития крупного бизнеса в России в целом, в том числе формированию интегрированных бизнес-групп. Обращение к этом теме обусловлено тем, что мы старались ориентировать нашу книгу на максимально широкий круг читателей, многие из которых могут быть не знакомы со специальной литературой о российском крупном бизнесе. Поэтому данный раздел книги носит в некоторой степени реферативный характер, в нем мы постарались кратко изложить те основные характеристики крупного бизнеса, которые важны для понимания региональных аспектов его деятельности. Для тех же, кто захочет познакомиться глубже с проблемами развития крупного бизнеса в России, мы приводим довольно обширный список литературы на эту тему.

Анализируя особенности развития крупного бизнеса в России (как в целом, так и в регионах), любой исследователь вынужден выбирать между двумя подходами: рассматривать крупный бизнес в разрезе интегрированных бизнес-групп, большинство из которых являются диверсифицированными (многоотраслевыми), или рассматривать крупный бизнес в разрезе отраслей экономики. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки. Анализ по бизнес-группам позволяет лучше понять закономерности развития собственно бизнес-групп, в том числе в части изменения их отраслевой специализации. Однако в этом случае менее очевидны особенности развития отдельных отраслей и география присутствия крупного бизнеса в регионах. Отраслевой анализ, напротив, позволяет гораздо лучше понять ситуацию в отраслях экономики, но не дает полного представления о бизнес-группах. В этой книге мы отдали предпочтение отраслевому подходу, поскольку, во-первых, нас интересовала ситуация прежде всего в отдельных отраслях и регионах, а не бизнес-группах, во-вторых, опубликованные исследования выполнены преимущественно в разрезе бизнес-групп (это и уже упоминавшаяся книга Н.В.Зубаревич, и известная монография Я.Ш.Паппэ).

Использование отраслевого подхода при изучении крупного бизнеса потребовало включить в первую часть книги краткое описание структуры сложившихся к настоящему времени в России ключевых интегрированных бизнес-групп. Во многих случаях входящие в бизнес-группы компании разных отраслей имеют вполне самостоятельные стратегии своего развития, в том числе в региональном аспекте (поэтому мы и сочли уместным отраслевой подход к изучению крупного бизнеса). Вместе с тем наличие единого собственника (или группы собственников) имеет при принятии решения об инвестировании в том или ином регионе немаловажное значение, особенно во взаимосвязанных отраслях.

Кроме того, в первой части мы объясняем отбор работающих в России компаний, региональные аспекты деятельности которых стали объектом нашего анализа в последующих главах. Задача выбора компаний для рассмотрения отнюдь не банальна, причем в отношении как иностранного, так и отечественного бизнеса. Для иностранного бизнеса зачастую характерна непропорциональность масштабов присутствия транснациональных компаний в России их общим размерам, что не позволяет при определении круга рассматриваемых иностранных фирм ограничиваться лишь существующими рейтингами крупнейших работающих в России компаний. Для определения круга анализируемых отечественных компаний такие рейтинги могли бы быть достаточными, если бы для них не был характерен целый ряд недостатков, что заставило нас составить и представить в книге собственный рейтинг крупнейших компаний России.

Вторая часть книги -- о географии крупного бизнеса в отраслях промышленности, а также в сельском хозяйстве (с последним неразрывно связана пищевая промышленность, так что если говорить точнее, объектом нашего анализа стал агропромышленный комплекс). Исключение из анализа третичного сектора экономики обусловлено, с одной стороны, невозможностью объять в рамках одной книги необъятное -- отрасли сферы услуг имеют целый ряд специфических черт и территориальных особенностей развития и потому требуют отдельного изучения. С другой стороны, важнейшим фактором размещения сферы услуг является уровень социально-экономического развития регионов, который, в свою очередь, определяется региональными стратегиями развития крупного бизнеса в реальном секторе экономики. Поэтому изучение пространственного развития крупного бизнеса именно в промышленности является первостепенной задачей исследований.

Отметим, что вторая часть книги носит преимущественно справочный характер. В ней мы хотели представить наиболее полную (насколько это позволяет объем одной книги) картину нынешнего и будущего присутствия крупного бизнеса в индустриальном секторе экономики российских регионов (хотя, конечно, по глубине описания отдельных отраслей эта книга может уступать узким специализированным изданиям). При этом важнейшей особенностью данной книги является рассмотрение крупного бизнеса независимо от структуры собственности или особенностей происхождения капитала. В книге рассматриваются региональные стратегии и частного, и государственного бизнеса, и отечественного, и иностранного. Такой подход отличается от общепринятых. Так, исследователи бизнес-групп, как правило, не рассматривают государственные корпорации, разные работы посвящаются отечественным и иностранным инвестициям. С точки зрения изучения крупного бизнеса это вполне очевидно: закономерности его развития во многом определяются спецификой самого бизнеса. Однако с точки зрения развития экономики регионов нельзя исключать из рассмотрения ни одну из составляющих крупного бизнеса.

Во второй части книги по каждой из отраслей дается информация о регионах-лидерах в производстве товаров, о работающих в отрасли ведущих компаниях, находящихся в их собственности унаследованных с советских времен и вновь построенных крупнейших предприятиях, указываются наиболее значимые инвестиционные проекты, которые начали реализовываться или планируются к реализации на территории России. Неотъемлемым дополнением к этой части книги является приложение, в котором в табличном виде приводится информация о крупнейших активах крупного бизнеса в разрезе субъектов Российской Федерации.

Третья часть книги -- аналитическая. В ней мы постарались представить те тенденции и закономерности, которые характерны для региональных стратегий крупного бизнеса и его роли в экономическом развитии российских регионов. Отдельные главы книги посвящены обобщению региональных стратегий отечественного и иностранного бизнеса, оценке различий между российскими регионами по степени присутствия и перспективам развития в них крупного бизнеса. При этом мы старались, насколько это возможно, проанализировать причины складывающихся ситуаций -- мотивы выбора инвесторами тех или иных регионов, факторы инвестиционной привлекательности территорий для разных видов бизнеса, причины различий в региональных инвестиционных стратегиях инвесторов в зависимости от отрасли экономики, от страны происхождения инвесторов и т.д.

В рамках одной книги, конечно, невозможно рассмотреть все аспекты развития крупного бизнеса в российских регионах, поэтому, чтобы не разочаровывать наших читателей, сразу скажем, чего нет в этой книге.

В этой книге нет анализа инвестиций российского крупного бизнеса за рубежом. Конечно, зарубежные инвестиции -- это одна из составляющих региональных стратегий крупного бизнеса. Но буквально накануне выхода этой книги в этом же издательстве вышла еще одна книга (причем примерно такого же объема) одного из авторов данного исследования -- А.В.Кузнецова -- "Интернационализация российской экономики: Инвестиционный аспект", в которой впервые дается комплексный и весьма детальный анализ зарубежной экспансии российского крупного бизнеса, предлагается типология российских транснациональных компаний.

В этой книге нет также отдельного анализа социально-политических аспектов региональной деятельности крупного бизнеса (включая бизнес, связанный со средствами массовой информации). И социальной ответственности бизнеса, и политическому взаимодействию бизнеса и власти уделяется немало внимания в отечественной литературе (причем существенно больше, чем собственно региональным инвестиционным стратегиям), и лишь затрагивать в книге эти темы, каждая из которых заслуживает по меньшей мере еще по одной такой книге, мы сочли нецелесообразным (тем более, что вопросы политического взаимодействия бизнеса и власти в регионах уже были освещены в работах одного из авторов этой книги -- Р.Ф.Туровского).

Сказанное, однако, не означает, что в книге вообще не идет речь о роли федеральных и региональных органов власти в развитии крупного бизнеса. Напротив, в последней части книги рассматриваются случаи непосредственного влияния решений государства на формирование региональных стратегий крупного бизнеса. С некоторой долей условности можно сказать так: мы принимали во внимание политические факторы, когда речь шла о принятии бизнесом решения о "входе" в регион (покупке того или иного предприятия, открытии филиала, строительстве нового производства и т.д.), но не рассматривали взаимодействие бизнеса и власти в вопросах, связанных с обеспечением устойчивого развития бизнеса в регионе (участие в муниципальных выборах, реализацию социальных программ и т.п.).

При подготовке этой книги мы опирались на разносторонние источники информации, включая научно-исследовательские и аналитические работы. Это труды известных исследователей развития крупного бизнеса в России -- С.Б.Авдашевой, В.Е.Дементьева, Т.Г.Долгопятовой, А.А.Дынкина, Н.В.Зубаревич, Р.И.Капелюшникова, Я.Ш.Паппэ, С.П.Перегудова, А.Д.Радыгина, А.Е.Шаститко, Р.М.Энтова, А.А.Яковлева и др. Это обзоры различных аналитических структур, прежде всего групп компаний "Эксперт" и "РБК" ("РосБизнесКонсалтинг"). Это официальные сайты компаний и бизнес-групп, о которых идет речь в книге. Это данные официальной российской статистики -- Федеральной службы государственной статистики (Росстата), а также статистических ведомств зарубежных стран и ЮНКТАД. Это официальные сайты федеральных и региональных органов власти. Это сообщения информационных агентств и публикации в известных периодических специализированных изданиях -- газетах "Ведомости", "Коммерсантъ" и др.

Приводимая в книге "качественная" информация о компаниях -- о структуре интегрированных бизнес-групп, о входящих в состав компаний предприятиях, о географии присутствия компаний, стратегиях их развития и т.п. -- актуальна в основном на конец 2006 года, вместе с тем ключевые изменения первой половины 2007 года в книге по возможности учтены. Статистические данные приводятся за 2005 год, что связано с определенным временным лагом в обработке и публикации соответствующей информации как компаниями, так и в большей степени Росстатом, рейтинговыми агентствами и аналитическими структурами.

Надеемся, что эта книга будет полезна и интересна широкому кругу читателей -- от студентов до представителей научно-исследовательских организаций, органов власти, да и самого бизнеса.


 Об авторах

Ольга Владимировна КУЗНЕЦОВА

Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Алексей Владимирович КУЗНЕЦОВ

Доктор экономических наук, заведующий сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Ростислав Феликсович ТУРОВСКИЙ

Доктор политических наук, старший научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, доцент Государственного университета -- Высшей школы экономики.

Анна Сергеевна ЧЕТВЕРИКОВА

Кандидат экономических наук, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце