Переход от плановой экономики к рыночной в России в начале 1990-х годов проявился среди прочего и в кардинальных изменениях в системе регулирования центральными властями социально-экономического развития территорий. Тотальное планирование сменилось практически полным отсутствием какого-либо целенаправленного воздействия федеральных органов власти на экономическое развитие отдельных регионов. Вплоть до настоящего времени основное внимание уделяется совершенствованию межбюджетных отношений, которые в России служат в основном для снижения различий между регионами в их возможности финансировать текущие расходы, но не для изменения пропорций в экономическом развитии территорий. Роль федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, созданных по решению центральных властей свободных экономических зон – инструментов государственного регулирования, предназначенных для привлечения инвестиций в отдельные регионы, оказалась крайне незначительной. Вместе с тем и многие ученые, и целый ряд представителей федеральных органов власти настаивали и продолжают настаивать на том, что в России должна существовать гораздо более значимая система государственного регулирования территориального развития. Причем утверждения эти основываются в значительной степени на зарубежном опыте: в странах рыночной экономики действительно достаточно активно используются механизмы воздействия центральных властей на экономическое развитие отдельных территорий. При этом, однако, несмотря на существование немалого числа исследований, посвященных и зарубежному опыту государственного регулирования экономического развития территорий (чаще называемого региональной экономической политикой), и социально-экономическому развитию российских регионов в последнее десятилетие, остается немалое число не имеющих ответы вопросов: если в России федеральные власти не будут проводить региональную экономическую политику, могут ли сократиться диспропорции в уровне экономического развития территорий (речь идет именно об уровне экономического развития, а не о наличии средств в региональных бюджетах на финансирование текущих расходов)? что лучше в российских условиях – стимулировать экономическое развитие в наиболее перспективных с этой точки зрения регионах или, наоборот, наиболее проблемных, или нужно какое-то сочетание поддержки перспективных и проблемных регионов? в каких границах должны выделяться регионы-объекты региональной экономической политики – субъектов Федерации или муниципальных образований? если федеральное регулирование экономического развития регионов необходимо, то какие его инструменты в наибольшей степени способствуют достижению ускоренного роста в проблемных регионах – налоговые льготы, кредиты, гарантии, инвестиционные субсидии, инвестиции в образование, инфраструктуру и т.д. и т.п.? Отсутствие ответов на эти вопросы препятствует созданию эффективной системы федерального регулирования экономического развития российских регионов – полностью от этого регулирования федеральные власти не отказываются, но средства на него выделяются в очень ограниченных масштабах, поскольку нет уверенности в целесообразности их расходования. Во многом декларативными оказываются разрабатываемые федеральные законы о региональной политике (в т.ч. и находящиеся в настоящее время в процессе принятия Государственной Думой законы "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации" и "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации"). Возникают споры и сложности при разработке правительственных программ (стратегий, концепций) развития отдельных территорий (так, например, бурные дискуссии разгорелись вокруг Стратегии развития Сибири). Поэтому поиск ответов на поставленные выше вопросы представляется чрезвычайно актуальным. К настоящему времени российскими учеными проведено немало исследований, посвященных проблемам государственного регулирования экономического развития регионов и в том числе зарубежному опыту в этой сфере. Однако они исходят в основном из необходимости сокращения диспропорций в уровне экономического развития российских регионов, т.е. предлагают в этом отношении копировать опыт промышленно развитых капиталистических стран, и не отвечают на базовые вопросы о целесообразности постановки подобной цели, наиболее оптимальных способах ее достижения и т.д. Разработкой теорий развития регионов и региональной политики занимаются в основном зарубежные ученые, но они по вполне понятным причинам не уделяют внимания применимости этих теорий к российским реалиям. К сожалению, то же можно сказать и о российских авторах (хотя обзоры зарубежных теорий развития регионов и региональной политики в российской литературе встречаются). Целью исследования, результаты которого представлены в данной книге, являлась разработка и обоснование концепции государственного регулирования экономического развития регионов в России, основываясь на анализе теорий регионального роста и региональной экономической политики, особенностей экономического развития российских регионов в последнее десятилетие, российском и зарубежном опыте проведения региональной экономической политики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать существующие теории региональной экономики, которые могут помочь найти ответ на вопросы о целесообразности, целях, инструментах государственного регулирования экономического развития регионов; обобщить мировой опыт проведения региональной экономической политики, причем не только промышленно развитых стран, но и развивающихся, выявить причины появления государственного регулирования экономического развития регионов в различных странах и происходивших в дальнейшем изменений в этом регулировании; проанализировать факторы экономического развития регионов России в последнее десятилетие, в т.ч. рассмотреть вопрос применимости к российским условиям теорий регионального роста; выявить достоинства и недостатки существующей системы федерального регулирования экономического развития регионов в России, оценить его результаты. Представленное в данной книге исследование опирается на теоретические труды зарубежных ученых-регионалистов, в т.ч. У.Айзарда, Ж.-Р.Будвиля, Э.Гувера, С.Р.Деннисона, Х.Зиберта, А.Лёша, Г.Камерона, Э.Куклински, Г.Мюрдаля, Х.Ричардсона, Дж.Фридмана. Оценка динамики развития российских регионов и воздействия на это развитие федеральной экономической политики основывается на трудах известных российских ученых, среди которых С.С.Артоболевский, М.К.Бандман, Л.Б.Вардомский, А.Г.Гранберг, Н.В.Зубаревич, А.М.Лавров, Н.И.Ларина, В.Н.Лексин, С.Н.Леонов, Н.Н.Михеева, В.Е.Селиверстов, Л.В.Смирнягин, А.И.Трейвиш, А.Н.Швецов, Б.М.Штульберг и др. При подготовке исследования использовались статистические данные Государственного комитета РФ по статистике, а также Министерства финансов РФ (по исполнению региональных бюджетов) и Министерства по налогам и сборам РФ (по поступлению налоговых платежей в бюджеты всех уровней), Центрального банка Российской Федерации (по деятельности кредитных учреждений). Источником информации по российскому (федеральному и региональному) законодательству являлась правовая база данных "Консультант Плюс". Ольга Владимировна КУЗНЕЦОВА Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института системного
анализа РАН, профессор Московского государственного университета им. М.В.
Ломоносова. |