URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Степанищев С.А. Внутренность без внешности: Феноменология не/очень естественного
Id: 172037
 
275 руб.

Внутренность без внешности: Феноменология не/очень естественного

URSS. 2014. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0747-0.

 Аннотация

В книге рассматривается связь между важнейшими версиями феноменологической философии --- влиятельной в ХХ веке школы мысли --- версией Эдмунда Гуссерля, версией Мартина Хайдеггера и версией Эмманюэля Левинаса. Проводится сопоставление этико-философских взглядов Левинаса и выдающегося русского мыслителя Семена Франка. Также автор предлагает оригинальное "концептуальное облако" для рассмотрения ситуации, в которой находится современная мысль в целом, внутри которого, например, возможно представить взаимоотношения философских позиции Эмманюэля Левинаса и Алена Бадью --- известного противника Левинаса--- как своего рода "параллакс" или "минимальное отличие от самого себя" (термины С.Жижека), составляющееся тремя вещами: концептами "сверх-естественное" и "дедовщина" --- первый автор использует для описания предмета современной философии, второй применяет в исследовании истории философии Нового времени в целом, и утверждением необходимости рассматривать любое утверждение новоевропейской мысли а) как попытку определения того, что является верностью, б) как апологию в одно и то же время перед двумя вездесущими инстанциями мысли: "ребенком" и "взрослым". Часть книги, вводящая эти темы, представляет собой введение к другой, еще не написанной книге.


 Оглавление

Введение

Часть IФеноменология  

Глава 1. Философские основания этического рационализма Э. Левинаса
§1. От теоретического к этическому: Э. Гуссерль и Э. Левинас
  Философия как строгая наука
  Денатурализация сознания
  Абсолютность существования сознания
  Трансцендентность вещи
  Интенциональность: сознание как стремление к отличному от себя
  В начале интенциональности -- объективирующий акт
  Правда ли, что до теоретического сознания "ничего нет"?
§2. От существования к существующему: М. Хайдеггер и Э. Левинас
  До теории что-то есть
  Бытие как событие бытия всех "сущих"
  Понимание
  Проживание жизни, "быть" -- переходный глагол
  Время и конечность
  Истина Dasein и превзойденность сознания бытием
  Бытие-в-мире, инструменты
  Ужас и смерть, забота
  Власть
  Критика, похвала рационализму
  Безличное бытие
§3. Этический рационализм
  Денатурализация сознания. Сознание как "сейчас"
  Свет. Приостановка. Отступление Интериорность
  Наслаждение. Сознание Субъективность
  Лик Другого
  Проблематизация. Нравственное сознание
  Понятие интенциональности Этическое измерение
  Бесконечное
  Желание. Доброта Справедливость. Нужда, утопающая в роскоши
Глава 2. Этические основания рациональности в антиномистическом монодуализме С. Франка и этическом рационализме Э. Левинаса
§1. Заповедь
§2. Этика и метафизика. Благо
Вместо заключения Левинас и трепет

Часть II. Психоделия  

§1. Манифест держащихся врозь
§2. В поисках неизвестно чего. Легенда к Карте
§3. Внутренность без внешности. Каким образом линия Гераклита -- Гегеля -- Хайдеггера продолжается в философиях Левинаса и Деррида?
§4. Искусство руки. Пояснение к схеме "Стена. Силуэт. Пустая рука"
§5. Голова-ешива
§6. Железный тур в лесу
§7. Disputatio de quodlibet
§8. Новое имя

Часть IIIСверхъестественное  

§1. План работы
§2. Развернутый план
§3. Введение
Библиография
Приложение. Генерировать текст (Катерина Пиц)

 Введение

Представленные тут работы разнородны. Первая часть содержит тексты, созданные в рамках подготовки диссертации на соискание степени кандидата философских наук. Было это уже сравнительно давно – большая часть была готова уже в 2009. С тех пор прошло четыре года, автор представляемого текста изменился и такого текста, как тогда, уже бы не написал. Но кандидатская на то и кандидатская. Текст не предлагает новых концептов, и если и имеет какую-то ценность, то лишь как свидетельство эволюции, хранящей в своей сердцевине верность событию, которым оказалась встреча с философией Эмманюэля Левинаса. Философия Другого, с которой я встретился еще в 2001 году, в прямом смысле перевернула мою жизнь. Я вдруг получил оптику, позволявшую высекать энергию буквальным образом из всего – любой камень, любое утверждение, любая онтология – все превратилось в следы ускользнувшей бесконечности. Один всего лишь ход, но открывающий так много! Все, буквально все стало фантастическим! А в скуке оказался виноват сам скучающий. Думать оказалось возможным только обо всем и всерьез. О каждой частичке и каждом живущем существе, и тоже только всерьез, и весело, и абсолютно. Потому что ведь на мне лежит абсолютная ответственность! Так как же что-то может быть не абсолютным, если это так?

<...>

Вниманием, в первую очередь, к феноменологическим истокам обусловлено то, что часть собственно про «понятия» этического рационализма оказалась достаточно куцей. Автор надеется исправить этот недостаток в дальнейшем.

Кроме того, последняя часть первой части содержит такой же построчный анализ-сравнение текстов о заповеди, должном и Благе у Левинаса и Семена Франка. С одном стороны, сравнение этих фигур может показаться странным. С другой, почему нет? Во первых, у них много общего. Хоть они и не были знакомы. Оба были евреи, оба говорили по-русски (Левинас всю жизнь в семье пользовался русским языком), оба пережили страшные потрясения ХХ века, оба использовали феноменологический метод. Но главное не это. Главное, что оба описывают то, что считается «неописываемым», Благо. Знакомство с Франком было очень радостным. Меня поразило, с какой ясностью и простотой (и как нескромно, но уверенно!) он пишет не о чем-нибудь, но об абсолютном благе. Это меня поразило. Поразило и то, что называл свою философию он антиномистическим монодуализмом. И это тоже показалось мне движением в ту же сторону, в какую движется Левинас («монодуализм» Левинаса прекрасно выговаривается Деррида, когда оказывается, что мы можем не бороться с предшествующей философией, но просто переименовать ее, когда любая наличность может быть переинтерпретирована как предварительность или вторичность, а любое тождество – как различие). Потому я решил их сравнить.

Вторая часть содержит несколько коротких текстов философско-эстетического плана, разрабатывающих дальше, как мне кажется, открытую в первой части проблематику.

Третья часть, в абсолютно гегельянском духе, является первой частью нового, еще не существующего, но уже имеющего ясную идею и структуру текста. В котором, кроме Левинаса, появляются Бадью и Жижек, и Хаким-Бей. Она состоит из трех частей – содержания, развернутого содержания и концептуального введения, из которого, в общем, должно быть ясно, чем будет этот еще не написанный труд.


 Об авторе

Сергей Анатольевич СТЕПАНИЩЕВ

Кандидат философских наук, автор исследования "Этический рационализм Э.Левинаса в контексте феноменологической традиции", защищенного в МПГУ. Окончил философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, отделение религиоведения. Участвовал в мета-театральном проекте "ЛабораТория. Голем" Бориса Юхананова. Один из основателей образовательной инициативы T.A.Z.University (Киев). Преподаватель Международного еврейского института экономики, финансов и права. Член арт-группы "Выстрел в коленку!".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце