URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Купарашвили М.Д. Лекции по современной философии: Модернизм
Id: 171692
 
399 руб.

Лекции по современной философии: Модернизм. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 336 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04279-6. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.

 Аннотация

Курс лекций посвящен рассмотрению современных философских течений и является попыткой рефлексии новейших мировоззренческих систем в условиях постоянной подвижности социальных систем и структур мышления. Авторская манера осмысления материала и оригинальный способ его подачи являются залогом неподдельного интереса к учебнику. Строгая методологическая, хронологическая и классификационная последовательность, параметры которой задаются в первой теме учебника, с одной стороны, гарантирует спецификацию каждой темы, а с другой --- создает условия представления анализируемых направлений в виде эпохального и тематического единства мировоззрения современности.

Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей философии.


 Оглавление

Предисловие
Тема 1. Кризис рационализма – рождение философии современнoсти
 1.1.Преображение разума и системы ценностей
 1.2.Утрата смысла. Мысль и смысл
 1.3.Многозначное обеззначение языка
 1.4.Дискурс недискурсивности
Тема 2. Герменевтика и философия имени
 2. 1.Герменевтика сознания – методология исследования (В.Дильтей, Э.Гуссерль, П.Рикер)
 2. 2.Герменевтика бытия – интерпретация опыта (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер)
 2. 3.Философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, В. Эрн, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев)
Тема 3. Метафизика и философия жизни
 3.1.Метафизика, а не философия
 3.2.Основные категории метафизики жизни
 3.3.Взгляды Ф. Ницше – предчувствие иного мира
 3.4.Жизненный мир есть реальное существование человека (В. Дильтей)
 3.5.Жизнь как хронический конфликт формы и содержания (Г. Зиммель)
 3.6.Универсальная данность жизни есть длительность (А. Бергсон)
 3.7.Метод действительной жизни – цветущая сложность (К.Н. Леонтьев)
Тема 4. Феноменология
 4.1.Феноменология Эдмунда Гуссерля – "Поиск области незыблемой истины"
 4.2.Феноменология в герменевтике (Г.Г. Шпет)
 4.3.Феноменология в экзистенциализме (М. Мерло-Понти)
Тема 5. Аналитическая философия
 5.1.Логический этап аналитической философии (Г. Фреге, Б. Рассел)
 5.2.Лингвистический этап (Л. Витгенштейн)
 5.3.Джон Остин – теория речевых актов
 5.4.Скептицизм и "усовершенствованный реализм" Альфреда Джулиса Айера
Тема 6. Прагматизм – это радикальный эмпиризм
 6.1.Прагматическая доктрина Чарлза Пирса
 6.2.Уильям Джемс – все ради пользы
 6.3.Ценность опыта и инструментальная логика Джона Дьюи
 6.4.Прагматическая герменевтика Ричарда Рорти как "наставительная" философия
Тема 7. Экзистенциализм – духовный опыт индивидуального существования
 7.1.Отчаяние как исток бытия Сёрена Кьеркегора
 7.2.Лев Шестов: "жить в неизвестности"
 7.3.Подлинный экзистенциализм Николая Бердяева
 7.4.Способ философствования и философия объемлющего Карла Ясперса
 7.5.Философствование в экзистенциалах (Мартин Хайдеггер)
 7.6.Философия – "ожог от реальности" (Габриэль Оноре Марсель)
 7.7.Бытие как свободная игра (Жан-Поль Сартр)
 7.8.Тихая радость Сизифа Альбера Камю
Тема 8. Фрейдизм в поисках психологических корней человека и человечества
 8.1.Рационализация бессознательного (Зигмунд Фрейд)
 8.2.Трансперсонализм бессознательного (Карл-Густав Юнг)
 8.3.Мизогиническая психология «мужского протеста» Альфреда Адлера
 8.4."Травма рождения" как основа индивидуации (Отто Ранк)
 8.5.Конструктивный психоанализ и культурный срез неврозов (Карен Хорни)
 8.6.Гуманистический психоанализ Эриха Фромма
Заключение
Глоссарий

 Предисловие

В лекционном курсе по современной философии, состоящем из двух частей, последовательно рассматриваются течения и персоналии модернистской и постмодернистской философии. Первая часть, посвященная модерну (приблизительно 40-е гг. ХIХ – 50-е гг. ХХ вв.), раскрывает все основные направления, способствующие осмыслению окружающего мира в изменяющихся условиях, объяснению закономерностей и проникновению в глубь потаенных сущностей, помогающие пробить броню явленности мира и заглянуть в недискурсивные формы бытия.

Эпоха великих философских систем покинула арену истории вместе с немецкой классической философией. Перспективы создания новых систем становятся нереальными. Они смотрятся старомодными и скучными и не оправдывают затрат времени и усилий. К тому же исчезает сама надобность в целостных философских концепциях из-за утраты интереса к исследованию сущности и метафизических, безусловных начал мироздания. Разочарование в поисках сущности удаляет из философского бытия любовь к мудрости и находит своевременную (но недостойную) замену ей. На смену системе приходит стиль и манера философствования. Теперь философия ставит перед собой более скромные и прагматические цели, нежели поиск объективной истины, сущностей и первоначал. Специфика современного мышления оказалась невероятно жесткой и суровой при оценке заслуг традиционного рационализма и познавательных возможностей уникальных философских систем. «Бесполезному» поиску сущностей философствование противопоставляет анализ узко утилитарных, иногда эрзац-проблем, стараясь при этом обмануть мудрость. Философствование как разновидность бытийствования человека в состоянии мысли при отсутствии истинной глубины философских проблем удовлетворяется пластиковой едой, чтобы заглушить чувство невыносимого голода.

Конечно, столь суровую оценку заслуживают далеко не все модернистские направления. Более того, каждое из них имеет достаточно большую ценность в качестве определенного мыслительного опыта, однако в силу выпавшей на их долю роли – стать переходным моментом от одних способов поиска вечных истин к другим – они вынуждены удовлетворяться малым. Они представляют собой ростки, которым не суждено стать большими и внушительными деревьями с мощными кронами, а призваны только удобрять почву, на которой вырастет дерево новой целостной философии.

Модерн – начало неклассической философии. Классическая философия ориентирована на познание реальности, трактуемой как внешний мир, на внешние объекты и вещи, скрытые от наблюдателя за непрозрачностью явлений, в которых человеку дан (явлен) мир. Еще в 40-е гг. ХIХ в., откуда берет свое начало модерн, философы пытались пройти через эту непрозрачность, пробить брешь в освоении «вещи-в-себе». В начале ХХ в. явленность мира становится невыносимой, и модерн активно приступает к «раскопкам» явлений, чтобы добраться до глубинных слоев реальности.

Для адекватной ориентации в сложных взаимоотношениях между направлениями философской мысли, возникших в большом количестве на фоне ослабившегося классического рационализма, подрастающему поколению предлагается знакомство со сложнейшим терминологическим аппаратом направлений модерна. Необходимость всестороннего и как можно более глубокого понимания наличной действительности, критическо-конструктивное освоение философских опытов модерна может оказать реальную помощь в выработке актуальных идей и формировании способов реализации прогрессивных направлений.


 Заключение

Время уходит, а философские проблемы остаются.

Нет эпохи, которая не переосмысливает мировоззренческие вопросы. Слова, термины, категории почти всегда разные, предпочтение обусловлено вкусом, психологией, достигнутой культурой, состоянием цивилизации и, конечно, наличной историей. Ведь каждая последующая эпоха должна видеть дальше, потому что стоит на плечах у гигантов. Переоценка ценностей подразумевает не столько их изменение или замещение, сколько реинтерпретацию и, по большому счету, только для того, чтобы сделать вечные истины доступными для современника.

Помимо сугубо познавательных целей, человечество изучает опыт жизни прошлых поколений также для того, чтобы сравнить свои ценности и представления с другими, как это делали когда-то. Мы всматриваемся в иные эпохи, чтобы больше узнать о своей и, конечно, о себе лично.

Эпоха модернизма – наше непосредственное прошлое. Многие идеи, впечатления и воззрения еще не остыли, не утратили аромат и способность очаровывать умы современников. Наше мировоззрение практически неопосредованно вытекает из нее. Потому многие проблемы и предпочтения родом из модерна. Чтобы лучше понимать современное нам состояние науки, философии и просто пристрастия, психологию и значение этических и эстетических эталонов современности, весьма полезно и поучительно знать недавнее прошлое.

А оно было совсем неспокойным, оно было революционным, оно сместило классическую науку и философию, искусство и религию, указало на ветхость моральных догм, таких, которые до сих пор сохраняли человечеству способность самоидентификации.

По своему историческому значению эпоху модернизма можно сравнить с эпохой возрождения, та же ностальгия о действительных ценностях, та же борьба с замкнутостью и односторонностью взглядов на мир, осуждение нищеты легитимных познавательных методов, неспособных ухватиться за истину, все та же неудовлетворенность результатами овладения мира.

В указанном контексте изучение и анализ философии модерна весьма показательны и необходимы. Разумеется, автор не может претендовать на полное освещение представителей и проблем, актуализированных модерном, как по содержанию, так и по глубине рассмотрения. С увеличением временной дистанции, непременно будет возрастать и полнота, и точность описания, и степень адекватности значения наследия модерна.


  О книге

Настоящий учебник посвящен анализу современных философских тенденций, возникших на фоне кризиса рационализма. Исследование проблем сознания, мышления и способов освоения действительности в монографиях "Бессознательные основы человеческого мышления" (1996), "Сумма трансценденталии" (2002, 2003, 2007), а также авторство таких учебников, как "Неклассическая логика" (2006) и "Лекции по гендерологии и феминологии" (2006), приводит автора к необходимости скрупулезного анализа и осмысления современных способов философствования, в которых прогрессирующая утрата смысла мировоззренческих конструкций упраздняет ключевые категории, обеспечивающие целостное восприятие мира, и делает актуальным поиск нового философского смысла, категориального аппарата и соразмерных принципов иного способа рефлексии.


 Об авторе

Мзия Джемаловна КУПАРАШВИЛИ

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.



 
© URSS 2016.

Информация о Продавце