Показать ещё...
В работе рассматриваются причинные отношения, выраженные формами имен существительных исследования в области семантики и средств выражения обстоятельственных отношений. Авторы использовали при анализе материала достижения лингвистики последних лет. Формам существительных с причинным значением и их эквивалентам посвящена обширная литература на материале современного русского языка и его истории, истории и современного состояния славянских и романо-германских языков. Интересны работы, выполненные в плане сопоставления русского языка с родным языком авторов. Вместе с тем корректный способ презентации категории именной причинности в нерусской аудитории до сих пор не найден. Систематизация материала в имеющихся пособиях, хотя и кажется на первый взгляд удобной, явно устарела и не отражает языковых фактов. Традиционное описание категории причины ограничивается перечислением отдельных форм или их синонимических рядов, что в принципе не позволяет корректно представить ни значение конструкции, ни случаи употребления той или иной предложно-падежной формы. Сумма причинно-следственных значений и форм их выражения в русском языке очень обширна и не может быть вмещена в рамки одного пособия. Читателю предлагается центральный фрагмент системы значений именной причинности – причина действий и отношений одушевленного субъекта, в том или ином виде нашедшая отражение в программах по русскому языку для нерус ских и наиболее частотная в большинстве (кроме научного) функциональных стилей русского языка. Именная причинная группа – основное средство выражения причины в данной системе - рассматривается в пособии не как детерминант, а как органический компонент целостной причинно-следственной конструкции. Авторы ставили перед собой следующие задачи: 1) дать возможно полный фактический материал, подкрепив его иллюстрациями; 2) раскрыть содержательную сторону каждого значения; 3) описать лексику, формирующую причинно-следственные конструкции (при этом авторы не смешивают лексический и грамматический уровни, а представляют грамматические формы как способ функционирования лексики); 4) показать: а) коммуникативные разновидности основного содержательного инварианта; б) синонимику и вариативность именных причинных групп, обслуживающих представленные ситуации; 5) дать методические рекомендации по организации материала в учебном процессе, которые помогут преподавателю в процессе презентации и закрепления изучаемой темы. Коммуникативность обучения понимается в методике как иммитация (т.е. использование упрощенной и огрубленной модели) речевой деятельности в учебном процессе, что сводится к отвлечению внимания учащихся от решения собственно языковых задач в ходе выполнения упражнений. При этом не учитывается, что язык, являясь в первую очередь системой коммуникативной, несомненно обладает мощным аппаратом коммуникативных механизмов, не сводящимся только к актуальному членению. Выявление и описание одного из таких механизмов, а именно механизма смысловой актуализации, и составляет "нерв" данного пособия. Соответственно под коммуникативностью обучения в книге понимается (помимо иммитации речевой деятельности) обучение, с одной стороны, сознательному выбору языковых средств, необходимых для решения стоящих перед автором высказывания или текста коммуникативных задач, а с другой – распознаванию, "дешифровке" текста с целью адекватного понимания не только его денотативного (т.е. собственно смыслового) содержания, но и коммуникативных установок автора текста. Поскольку из языковых коммуникативных механизмов в методической литературе до сих пор описывалось только актуальное членение, авторы сочли необходимым предпослать описанию причинно-следственных конструкций изложение некоторых основных положений и ввести понятия и термины, без которых представить материал невозможно. Занятия по предложенной методике проводились в группах студентов естественных факультетов МГУ и показали, что учащиеся легко воспринимают смысл и "механику" преобразовании синтаксических конструкций в зависимости от изменения смыслового центра высказывания в связи с коммуникативной установкой говорящего или с потребностями сюжетного развития текста. Вместе с тем авторы сознают, что материал требует дальнейшей коллективной методической "доводки", осмысления и адаптации к учебному процессу. Авторы будут благодарны за замечания и предложения по представлению описываемого материала и по методике его введения в учебный процесс. Пособие адресовано широкому кругу преподавателей русского языка как неродного в СССР и за рубежом, студентам-русистам – будущим преподавателям, филологам, интересующимся функционально-коммуникативным описанием языка в учебных целях. Пособие не имеет в виду какой либо конкретный контингент учащихся и не рассчитано на непосредственное использование в аудитории. Цель его – помочь преподавателю осознать и использовать в практике (не только в рамках причинно-следственной конструкции) принцип смысловой актуализации, опирающийся на систему членов предложения как один из важнейших коммуникативных механизмов языка. Такой подход позволяет типизировать семантику вводимых конструкций, учитывать их коммуникативный потенциал, что приводит в соответствие задачи и средства обучения речевой деятельности. Авторы рассматривают примеры только как иллюстративный материал, не предполагая включения этих примеров в тексты упражнений, в пособия и т.п. При функционально-коммуникативном подходе необходим анализ практически всех составляющих предложение компонентов. Для наглядности в ряде случаев авторы сочли возможным возвращаться два или более раз при последовательном описании компонентов ситуации к одному и тому же примеру. Авторы сердечно благодарят доцента кафедры русского языка и методики его преподавания Университета дружбы народов им.Патриса Лумумбы С.А.Хавронину и преподавателей кафедры русского языка Московского автомобильно-дорожного института за рецензии, способствовавшие доработке рукописи; В.В.Добровольскую, чьими советами они руководствовались при составлении методических рекомендаций, и Е.В.Клобукова, прочитавшего работу в рукописи, за конструктивные замечания. Всеволодова Майя Владимировна
Доктор филологических наук, профессор филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, почетный профессор Шанхайского университета иностранных языков. Автор более двухсот печатных работ, в том числе: «Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке» (в соавт. с Е. Ю. Владимирским; М.: URSS), «Причинно-следственные отношения в современном русском языке» (в соавт. с Т. А. Ященко; М.: URSS), «Теория функционально-коммуникативного синтаксиса» (М.: URSS).
Ященко Татьяна Антоновна Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин филологического факультета Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. В 1982 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Выражение причинно-следственных отношений в структуре простого предложения (действие аниматов)». Читает учебные курсы синтаксиса и методики преподавания русского языка как иностранного, спецкурсы для магистрантов. Преподавала русский язык за рубежом (Польша, Германия, США). Основные публикации: «Культура камня в эстетике и мировоззрении А. С. Пушкина» (комментированный словарь-справочник; в соавт. с проф. В. П. Казариным, 1999); монография «Каузация в русском языковом сознании» (2006); циклы статей о выражении каузации в творчестве М. Волошина и о концептосфере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |