Введение |
1 | Квазичастицы в мозге и мышление человека |
| § 1. Мышление индивидов, обменивающихся квазичастицами |
| § 2. Некоторое усложнение модели обмена квазичастицами при беседе индивидов |
| § 3. Лидерство |
| § 4. Обобщение свойств предмета до выработки понятия |
| § 5. Испускание квазичастиц с их возвратом |
| § 6. Понимание |
| § 7. Изучение природы группой ученых |
| § 8. Производство и хранение информации |
| § 9. Как думает человек. Мышление. Сознание |
| § 10. Андроны и мышление |
| § 11. Производство информации мозгом и ее структурирование |
| § 12. Производство и запоминание энтропии |
| § 13. Одна модель производства и обмена энтропией и информацией |
| § 14. Логическое и ассоциативно-логическое понимание в моделях мышления |
| § 15. Сознание |
| § 16. Регулярная система экономики |
| § 17. Возникновение теории в физике |
| § 18. Обобщенная модель мышления при научении |
| § 19. Мышление при чтении книги |
| § 20. Любовь |
| § 21. Простейшая модель экспериментально-теоретических исследований ученых |
| § 22. Экспериментальная и теоретическая наука |
| § 23. Экспериментальная физика |
| § 24. Литература. Поэзия |
| § 25. Модель обучения |
| § 26. Образование |
| § 27. Воспитание |
| § 28. Потеря образования |
| § 29. Внушение |
| § 30. Генерирование хаоса и регулярности |
| § 31. Самоубеждение |
| § 32. Неурядицы |
| § 33. Надежда |
| § 34. Обсуждение научной проблемы |
| § 35. Модель теоретической лаборатории |
| § 36. Познание и осознание необходимости |
| § 37. Озарение |
| § 38. Кодирование информации |
2 | Свобода, необходимость, тупики: математическое моделирование |
| § 1. Познание и осознание необходимости |
| § 2. Свобода волеизъявления |
| § 3. Возникновение независимого поведения в группе |
| § 4. Возникновение свободы при осознании себя в глазах группы |
| § 5. Свобода и выбор. Тупики |
| § 6. Свобода и необходимость в различных грубых ячейках динамических экономических систем |
| § 7. Необходимость и борьба за свободу |
| § 8. Группа с лидером и индивид |
| § 9. Возникновение свободного поведения |
| § 10. Ценность индивидов и их свобода |
| § 11. Свобода покупательной способности |
| § 12. Конкуренция слов и дел |
| § 13. Свобода художественного творчества |
| § 14. Конкуренция за финансирование и свобода творчества |
| § 15. Надежда и свобода воли |
| § 16. Ревность |
| § 17. Становление личности |
| § 18. Проявления характера |
| § 19. Свобода высказываний |
3 | Синергетика и самоорганизация в общей психологии |
| § 1. Самоутверждение. Возникновение "Я". Возникновение упрямства |
| § 2. Возникновение сознания |
| § 3. Озарение |
| § 4. Самоанализ и самоконтроль |
| § 5. Взаимный контроль действий индивидов |
| § 6. Возникновение морали |
| § 7. Независимый индивид |
| § 8. Психическая гиперестезия |
| § 9. Психическая анестезия |
| § 10. Профессиональный отбор |
| § 11. Характер и личность |
| § 12. Творчество |
| § 13. Коллектив-препятствие |
| § 14. Модификация модели "Творчество" |
| § 15. Возникновение у индивида общественного сознания |
| § 16. Обмен и конкуренция в среде обитания |
| § 17. Формирование общественного сознания |
| § 18. Идеология. Упрямство |
| § 19. Поведение индивидов в безразличной и доброй среде |
| § 20. Борьба мнений |
| § 21. Идеология и власть |
| § 22. Навязанная субъективная идеология |
| § 23. Навязанная идеология |
| § 24. Обсуждение научной проблемы |
| § 25. Консультация |
| § 26. Возникновение морали в коллективе |
| § 27. Ревность и влюбленность индивида |
| § 28. Сюрприз для матери |
| § 29. Характер индивида |
| § 30. Массовое искусство. Возникновение сценической "звезды" |
| § 31. Конкурентная борьба артиста за зрителя |
| § 32. Эмоциональная оценка события |
| § 33. Замкнутый индивид. Молчун |
| § 34. Становление характера и личности |
| § 35. Идеология – теория общества |
| § 36. Запоминание |
| § 37. Строптивый подчиненный |
| § 38. Эмоциональное возбуждение при посещении картинной галереи |
| § 39. Взаимодействие индивида со средой обитания |
| § 40. Образ "мира" |
| § 41. Надежда |
| § 42. Чувство признательности за любовь |
| § 43. Горе |
| § 44. Спесь и высокомерие |
| § 45. Чувство обиды |
| § 46. Одиночество эгоиста |
| § 47. Одиночество и изоляция наций. Национализм |
| § 48. Шаловливый ребенок |
| § 49. Внимание |
| § 50. Восприятие речи |
| § 51. Любовь. Надежда. Сердцеед |
| § 52. Любовь с первого взгляда. Дружба и любовь |
| § 53. Грусть и тоска |
| § 54. Радость творчества |
| § 55. Удивление. Восторг. Зависть. Гордость |
| § 56. Ностальгия |
| § 57. Справедливость |
| § 58. Воодушевление |
| § 59. Беспокойство |
| § 60. Оценка прочитанного |
| § 61. Коварство |
| § 62. Озабоченность |
| § 63. Выработка индивидом установки действия |
| § 64. Рассказчик и слушатель |
| § 65. Консерватизм и новшество |
| § 66. Скопидомок, транжира |
4 | Мышление |
| § 1. Возникновение социальной организованности из биологической |
| § 2. Эволюция мозга |
| § 3. Модель мыслительной деятельности |
| § 4. Моделирование процесса обучения. Модель коллективного принятия решения |
| § 5. Модификация модели обучения и коллективного принятия решений |
| § 6. Модель целенаправленного поведения |
Литература |
Настоящая книга посвящена самому трудному разделу биофизики –
мышлению человека. На настоящее время мы имеем разрозненные данные
по мышлению человека (см.21,22).
Эта книга посвящена единому подходу к процессу мышления –
с точки зрения так называемых квазичастиц (андронов, как назвал
их автор, отдавая дань великому русскому математику A.A.Андронову,
много сделавшему для качественной теории
дифференциальных уравнений).
На многочисленных примерах социальной науки показана роль
квазичастиц (андронов).
Механизм довольно прост. Андроны возникают согласно принципам
качественной теории – передовой ветви науки нашего времени,
и переносят информацию и энтропию, делая процесс мышления
наглядным.
Мозг работает как генератор катастроф, непрерывно производя
бифуркацию фазовых портретов.
Результаты понимания, как работает мозг, по-видимому, будут
иметь практические применения, например для создания компьютеров и различных
автоматических устройств.
Ведь не что иное, как практика,
делает наши познания совершенными.
Кандидат физико-математических наук. По образованию физик. Кандидатскую диссертацию защитил в Физическом институте
АН СССР под руководством Нобелевского лауреата по физике, академика П.А.Черенкова. В этом институте занимался
преимущественно физикой высоких энергий, в частности, расщеплением легких атомов протонами высоких энергий,
исследованием каскадного механизма в ядерных реакциях.
С 1970 г. работает в Московском государственном институте электроники и математики. Научные интересы:
макроэкономическая динамика, физика в гуманитарных науках, моделирование теоретической и экспериментальной
работы ученых и инженеров. Разработал математические модели для описания семейных и трудовых конфликтов,
человеческих чувств и эмоций; мотивации коллективного поведения; возникновения лидеров, вождей и т.д.;
разных проблем в области синергетики и самоорганизации в социально-экономических системах. Предложил новую
концепцию стоимости и гипотезу о сосуществовании более двух видов социально-экономических систем, разработал
классификацию таких систем. Автор книг по биофизике, экономике, психологии; некоторые из них вышли
в издательстве URSS и были переведены на испанский язык.