URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Фонсегрив Ж. Элементы психологии. Пер. с фр.
Id: 170895
 
307 руб.

Элементы психологии. Пер. с фр. Изд.стереотип.

URSS. 2013. 400 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03905-5.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1906 г.).

 Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная французским философом и психологом Ж.Фонсегривом, представляет собой учебник по психологии, предназначенный для первоначального знакомства с основными данными этой науки. Автор дает сжатый, систематический и ясный очерк важнейших психологических явлений и теорий в связи с существующими в этой области философскими проблемами. В книге рассмотрены отношения философии и науки, предмет, задачи и методы психологии, представлены концепции сознания, бессознательного и душевных способностей. Сама психология разделена автором на аффективную и рефлексивную. В рамках первой описываются работа органов чувств, происхождение ощущений и восприятия, формирование представлений, природа желаний, инстинктов, привычек. В разделе рефлексивной психологии изучаются способности мозга отражать действительность: образование и свойства понятий, суждение и умозаключение, законы мышления, память и др. Все главы сопровождаются кратким описанием содержащегося в них материала. В приложении даются темы для сочинений по психологии.

Книга с успехом выдержала несколько переизданий в России, что сделало ее классическим трудом в области изучения и преподавания психологии. Она будет интересна не только профессиональным психологам и историкам науки, но и широкому кругу читателей, в том числе студентам и аспирантам философских и психологических вузов.


 Оглавление

Предисловiе къ первому русскому изданiю
Предисловiе къ третьему русскому изданiю
Предисловiе автора
ВВЕДЕНIЕ
Наука и философiя
 I.Удивленiе и любознательность.-II. Какъ удовлетворяется любознательность?-III. Познанiе.-IV. Наука.-V. Отдельныя науки.-VI. Философiя.-VII. Философское и научное стремленiе.-VIII. Попытка свести философiю къ философскому стремленiю.-IX. Философiя, какъ систематизацiя наукъ.-X. Философiя, какъ критика познанiя.-XI. Возможность метафизической философiи.-ХII. Положенiе психологiи въ системе философскихъ наукъ,-Резюмэ.-Литература
ПСИХОЛОГIЯ
Глава I. Понятiе и предметъ психологiи
 I.Понятiе психологiи и ея предметъ.-II. Явленiе сознанiя не доступно определенiю.-III. Явленiя сознанiя и физiологическiя явленiя.-IV. Степени сознанiя.-V. Рефлексивныя и аффективныя состоянiя сознанiя-Резюмэ.-Литература
Глава II. Задачи и методы психологiи
 I.Задачи психологiи.-II. Историческое развитiе психологiи и психологическiе методы.-III. Внутреннее наблюденiе -IV. Границы интроспекцiи -V. Внешнее наблюденiе.-VI. 06ласть внешняго наблюденiя.-VII. Психологическiй анализъ и формулировка законовъ.-VIII. Экспериментъ.-Резюмэ.-Литература
Глава III. Сознанiе и способности
 I.Сознанiе и психическiя явленiя.-II. Существуютъ-ли безсознательныя психическiя явленiя?-III. Общая классификацiя сознательныхъ явленiй. Понятiе способности.-IV. Три душевныхъ способности: чувство, умъ и воля.-V. Эта классификацiя необходима и достаточна.-VI. Единство душевныхъ способностей.-Резюмэ.-Литература
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Аффективная психологiя
Глава IV. Органы чувствъ
 I.Классификацiя ощущенiй и органы чувствъ.-II. Органъ зренiя.-III. Органъ слуха.-IV. Органы вкуса и обонянiя.-V. Органы осязанiя.-VI. Специфическiя энергiя органовъ чувствъ.-Резюмэ.-Литература
Глава V. Ощущенiя
 I.Качество и интенсивность ощущенiй.-II. Зренiе.-III. Слухъ.-IV. Вкусъ и обонянiе-V. Осязанiе.-VI. Мускульныя и органическiя ощущенiя.-VII. Относительность ощущенiй и Веберовъ законъ.-Резюмэ.-Литература
Глава VI. Физическiя чувствованiя
 I.Удовольствiе и страданiе.-II. Относительность физическихъ чувствованiй.-III. Основной законъ физическихъ чувствованiй -IV. Теорiя чувствованiй Джемса-Ланге.-V. Критика этой теорiи.-Резюмэ.-Литература
Глава VII. Воспрiятiе
 I.Ощущенiя и воспрiятiя.-II. Воспрiятiе собственнаго тела.-III. Образованiе мускульно-осязательнаго и зрительнаго атласа.-IV. Воспрiятiе внешнихъ вещей.-V. Воспрiятiе пространственныхъ отношенiй.-VI. Пространственныя воспрiятiя у детей и оперированныхъ слепорожденныхъ.-VII. Эмпирическая теорiя воспрiятiя пространства.-Резюмэ.-Литература
Глава VIII. Представленiя и ихъ основные законы
 I.Ослабленiе ощущенiй. Представленiе.-II. Причины ослабленiя ощущенiй.-III. Существуютъ-ли представленiя всехъ чувствъ?-IV. Сохраненiе и репродукцiя представленiй.-V. Законъ ассоцiацiи-Резюмэ.-Литература
Глава IX. Ассоцiацiя представленiй
 I.Условiя ассоцiацiи.-II. Недостаточность пространственной смежности.-III. Недостаточность объективной временной смежности.-IV. Недостаточность причинной зависимости.-V. Недостаточность сходства.-VI. Конструктивная ассоцiацiя.-Резюмэ.-Литература
Глава X. Общiя представленiя
 I.Законъ образованiя общихъ представленiй.-II. Представленiе антецедентовъ и следствiй.-III. Представленiе всеобщей связи явлеяiй.-IV. Представленiе пространственной и временной непрерывности.-V. Субъективный характеръ общихъ представленiй.-Резюмэ -Литература
Глава XI. Двигательная роль представленiй
 I.Связь ощущенiй съ движенiями.-II. Связь представленiй съ движенiями.-II. Динамическiй законъ представленiй.-IV. Рефлекторныя, автоматическiя и идеомоторныя действiя.-V. Законы реализацiи представленiй.-VI. Влiянiе удовольствiя и страданiя на двигательныя представленiя.-Резюмэ.-Литература
Глава XII. Репрезентативныя чувствованiя и желанiя
 I.Законы репрезентативныхъ чувствованiй.-II. Психологическiя основанiя этихъ законовъ.-III. Симпатiя и антипатiя.-IV. Понятiе и виды желанiя.-V. Потребности и склонности.-VI. Склонность къ сохраненiю и перемене.-VII. Семейныя склонности.-VIII. Общественныя склонности.-IX. Осуществленiе потребностей и склонностей.-Резюмэ.-Литература
Глава XIII. Инстинктъ
 I.Понятiе и свойства инстинкта.-II. Безсознательность инстинкта.-III. Безошибочность инстинкта.-IV. Неизменность инстинкта -V. Прирожденность инстинкта.-VI. Зависимость инстинкта отъ организацiи вида.-VII. Природа инстинкта.-VIII. Осуществленiе инстинкта.-Резюмэ.-Литература
Глава XIV. Привычка
 I.Понятiе привычки и условiя ея возникновенiя.-II. Привычка у живыхъ существъ -III. Физическiя, умственныя и нравственныя привычки.-IV. Влiянiе привычки на ощущенiя, чувства и стремленiя.-V. Безсознательвость привычныхъ действiй.-VI. Наследственность привычки.-VII. Переходъ ко второй части.-Резюмэ.-Литература
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Рефлексивная психологiя
Глава XV. Рефлексивныя состоянiя и вниманiе
 I.Различiе аффективныхъ и рефлексивныхъ состоянiй.-II. Понятiе вниманiя.-III. Виды вяиманiя.-IV. Апперцепцiя.-V. Вниманiе и мускульныя состоянiя.-Резюмэ.-Литература
Глава XVI. Образованiе и свойства понятiй
 I.Абстракцiя, сравненiе и обобщенiе.-II. Понятiя.-III. Свойства понятiй.-IV. Различiе понятiй отъ общихъ представленiй.-V. Схематимзмъ понятiй.-IV. Значенiе понятiй.-Резюмэ.-Литература
Глава XVII. Сужденiе и умозаключенiе
 I.Определенiе сужденiя.-II. Классификацiя сужденiй.-III. Умозаключенiе и его виды.-IV. Анализъ индукцiи.-V Основное условiе индуктивныхъ умозаключенiй.-Резюмэ.-Литература
Глава XVIII. Оcновныя понятiя разсудка
 I.Пять основныхъ понятiй разсудка.-II. Пространство.-III. Время.-IV. Число.-V. Причина.-VI. Природа причинности.-VII. Субстанцiя.-VIII. Тожество субстанцiи и причины въ понятiи закона.-Резюмэ.-Литература
Глава XIX. Законы мышленiя
 I.Законы тожества и достаточнаго основанiя.-II. Законы целесообразности, причинности и субстанцiальности.-III. Вопросъ о происхожденiи законовъ мышленiя.-IV. Эмпирическая теорiя закона тожества.-V. Эмпирическая теорiя закона причинности.-VI. Происхожденiе законовъ мышленiя съ точки зренiя эволюцiонизма.-VII. Апрiорность законовъ мыiшленiя.-Резюмэ -Литература
Глава XX. Память
 I.Настоящiя и прошедшiя состоянiя сознанiя.-II. Условiя воспоминанiя.-III. Мотивы сужденiя о прошломъ.-IV. Локализацiя воспоминанiй въ прошедшемъ.-V. Типы памяти.-VI. Свойства хорошей памяти.-VII. Болезни памяти.-Резюмэ.-Литература
Глава XXI. Идея "я"
 I."Я", какъ субъектъ психическихъ состоянiй.-II. Образованiе идеи "я".-III. Внутреннее воспрiятiе.-IV. Деятельность "я".-V. Роль памяти въ деятельности "я".-VI. Есть ли "я" продуктъ своихъ состоянiй?-VII. Разборъ теорiи измененiя личности.-Резюмэ.-Литература
Глава XXII. Идея внешняго мiра
 I.Проблема внешняго воспрiятiя.-II. Теорiя инстинкта.-III. Теорiя иллюзiи.-VI. Критика этой теорiи.-V. Теорiя умозаключенiя.-VI. Разборъ возраженiй противъ теорiи умозаключенiя.-Резюмэ.-Литература
Глава XXIII. Высшiя идеи разума
 I.Высшiя понятiя.-II. Идея безконечнаго.-III. Идея совершеннаго.-IV. Идея абсолютнаго.-V. Абсолютное существо.-Резюмэ.-Литература
Глава ХХIV. Разумъ
 I.Различныя значенiя слова "разумъ" и различныя формы разумной деятельности.-II.Здравый смыслъ и общiй смыслъ.-III. Оригинальность.-IV. Состоянiя, противоположныя разуму.-V. Основное свойство разума.-Резюмэ.-Литература
Глава XXV. Воображенiе
 I.Разумъ и воображенiе.-II. Воображенiе пассивное и активное.-III. Типы воображенiя.-IV. Значенiе воображенiя.-V. Дисциплина воображенiя.-Резюмэ -Литература
Глава ХХVI. Языкъ
 I.Знаки, естественные и искусственные.-II. Языкъ и вопросъ, о его происхожденiи.-III. Образованiе языка у детей.-IV. Образованiе языка въ человечестве.-V. Языки аналитическiе и синтетическiе.-VI. Роль общихъ понятiй въ образованiи языка.-VII. Отношенiе языка и мысли.-VIII. Письмо.-Резюмэ.-Литература
Глава XXVII. Идейныя чувствованiя и склонности
 I.Влiянiе идей на чувствованiя.-II. Трансформацiя потребностей.- III. Трансформацiя аффективныхъ склонностей.-IV. Возникновенiе новыхъ склонностей и чувствъ.-V. Склонность къ эмоцiямъ.-VI. Склояность къ любознательности.-VII. Склонность къ деятельности.-VIII. Гуманитарныя чувства и склонности.-IX. Религiозныя чувства и склонности.-Резюмэ.-Литература
Глава XXVIII. Страсти
 I.Природа страсти.-II. Схоластическая классификацiя страстей.-III. Классификацiя страстей по предметамъ.-IV. Действiя страстей.- V. Универсальная любовь.-Резюмэ.-Литература
Глава XXIX. Благо
 I.Желанiе и благо.-II. Желательное и предпочтитльное.-III. Критерiй блага.-IV. Абсолютное благо.-V. Долгъ.-Резюмэ.-Литература
Глава XXX. Красота и искусство
 I.Анализъ чувства прекраснаго.-II. Свойства красоты, какъ объекта.-III. Безобразное, смешное и возвышенное.-IV. Эстетическiй вкусъ.-V. Искусство.- VI. Идеализмъ и реализмъ въ искусстве.-VII. Правда и действительность въ художественномъ творчестве.-VIII. Деленiе искусствъ.-Резюмэ.-Литература
Глава XXXI. Воля
 I.Понятiе волевого акта.-II. Вопросъ о свободе воли и анализъ свободнаго действiя.-III. Необходимые моменты волевого акта.-IV. Свободный моментъ.-V. Метафизическое доказательство свободы воли.-Резюмэ.-Литература
Глава XXXII. Критика детерминизма
 I.Фатализмъ и детерминизмъ.-II. Психологическiе аргументы детерминизма.-III. Научные аргументы.-IV. Метафизическiе аргументы-Резюмэ.-Литература
Глава XXXIII. Характеръ и личность
 I.Понятiе характера.-II. Темперамонтъ.-III. Образованiе характера.-IV. Личность.-V. Участiе природы и воли въ образованiи человека.-Резюмэ.-Литература
Глава XXXIV. Галлюцинацiи и сновиденiя
 I.Понятiе галлюцинацiи.-II. Исправленiе галлюцинацiй.-III. Коллективныя галлюцинацiи.-IV. Сновиденiя.-V. Свойства и виды сновиденiй.-Резюмэ.-Литература
Глава XXXV. Человекъ и животное
 I.Понятiе сравнительной психологiи.-II. Различiе между человекомъ и животнымъ.-III. Аргументы Декарта въ пользу автоматизма животныхъ и критика этихъ аргументовъ.-IV. Критика взглядовъ Монтэня.-V. Умъ животныхъ.-VI. Человеческiй умъ.-Резюмэ.-Литература
Глава XXXVI. Душа и тело
 I.Двойственность человеческой природы.-II. Взаимодействiе души и тела.-III. Критика матерiализма.-IV. Критика феноменизма.-V. Заключенiе.-Резюмэ.-Литература
Приложенiе
Темы для сочиненiй по психологiи

 Предисловие к первому русскому изданию

За последнiе годы русская психологическая литература обогатилась значительнымъ количествомъ оригинальныхъ и особенно переводныхъ сочиненiй, среди которыхъ есть и выдающiеся труды. Но у насъ до сихъ поръ очень мало элементарныхъ учебниковъ психологiи, пригодныхъ для того, чтобы удовлетворительно познакомить начинающаго съ основными данными этой науки и ввести его въ изученiе более спецiальныхъ работъ, Издавая настоящую книгу, мы и хотели отчасти восполнить этотъ пробелъ.

Учебникъ психологiи Фонсегрива составляетъ первую часть его элементарнаго курса философiи для французскихъ лицеевъ (гимназiй). Научный по содержанiю и литературный по форме, онъ удовлетворяетъ многимъ изъ техъ требованiй, какiя предъявляются къ книгамъ подобнаго рода. Не выходя изъ пределовъ элементарной программы, этотъ учебникъ даетъ сжатый, систематичный и ясный очеркъ главнейшихъ психологическихъ фактовъ и теорiй въ связи съ теми философскими проблемами, которыя выростаютъ на ихъ почве. Въ то-же время онъ заслуживаетъ вниманiя какъ интересная попытка примирить традицiи стараго французскаго спиритуализма съ выводами новейшей французской и англiйской эмпирической психологiи. Правда, психологическая теорiя, при помощи которой авторъ хочетъ достигнуть этой цели, спорна; но она сообщаетъ книжке колоритъ оригинальности, даетъ ей ясныя идейныя рамки и делаетъ ее, по справедливому замечанiю Перэ, не только полезной для учениковъ, но и поучительной для учителей. Все эти качества учебника Фонсегрива были въ свое время высоко оценены критикой (см. Revue philosophique, 1892, janvier, и Mind, 1891, April), и они же побудили насъ избрать его для перевода.

Но при всехъ несомненныхъ достоинствахъ этотъ учебникъ имеетъ, конечно, и свои недостатки. Въ немъ есть пробелы, зависевшiе главнымъ образомъ отъ недостаточнаго знакомства автора съ результатами немецкой физiологической и экспериментальной психологiи; въ немъ есть также некоторыя фактическiя и теоретическiя неточности, ошибки и противоречiя. Эти недостатки вызвали необходимость внести въ русское изданiе рядъ более или менее существенныхъ дополненiй, измененiй и поправокъ. Наибольшей переделке подверглись "уроки" или главы II, IV, V, IX, XIII и XXVIII. Во II главе добавленъ & VI (Область внешняго наблюденiя), заново написанъ & VIII (Экспериментъ) и переработаны остальные отделы. Глава IV значительно переделана и дополнена параграфомъ IV (Интенсивность ощущенiя и Веберовъ законъ). Глава V (Воспрiятiя) вся написана вновь вместо выпущенныхъ двухъ главъ подлинника, XIX (Perception du corps propre) и ХХIII (Les perceptions naturelles et les perceptions acquises), которыя у Фонсегрива изложены не совсемъ удовлетворительно и находятся не на месте. Въ главе IX подверглись более или менее значительной переработке все отделы. Въ главе XIII написаны вновь & IV (Апперцепцiя) и & V (Внимание и мускульныя состоянiя). Глава ХХVIII представляетъ переработку двухъ главъ подлинника, ХХVII (Notions d,esthetique.-Le beau) и ХХVIII (L, Art,) соединенныхъ вместе. Точно также соединены главы XV и XVI (Les concepts essentiels de I,entendement). Въ главахъ VIII, X, XIV, XV, XVII, XIX, XXIV, XXXIV некоторые параграфы выпущены или сокращены, а другiе расширены или переделаны. Небольшiя измененiя и поправки сделаны почти всюду, какъ въ содержанiи, такъ и въ изложенiи книги. Въ некоторыхъ случаяхъ изменены названiя и порядокъ главъ и слиты параграфы, стоящiе въ тесной связи другъ съ другомъ; некоторыя мысли развиты подробнее или формулированы точнее; некоторые примеры заменены другими, более подходящими или более понятными для русскаго читателя, и проч. Резюмэ главъ въ большинстве случаевъ написаны заново; французская библiографiя заменена русскою. Наконецъ, въ Приложенiи приведенъ заимствованный изъ второй части курса Фонсегрива спiсокъ психологическихъ темъ, которыя давались за последнiя 30 летъ въ Сорбонне абитурiентамъ французскихъ лицеевъ на баккалаврскихъ экзаменахъ (соответствующихъ нашимъ экзаменамъ зрелости). Такимъ образомъ, русское изданiе настоящей книги является не только переводомъ, но и переработкой.

Назначая этотъ учебникъ для начинающихъ, мы сочли полезнымъ сохранить въ немъ философское Введенiе, которое у Фонсегрива относится собственно къ целому курсу философiи: это Введенiе дастъ имъ ясное и правильное понятiе о томъ, что такое философiя и наука вообще и какое положенiе занимаетъ психологiя въ системе знанiя. По тому-же побужденiю мы сохранили некоторыя философскiя главы второй части (наприм., XXI и XXVII). Чтобы облегчить начинающему дальнейшее изученiе психологiи, мы привели въ конце главъ возможно полный списокъ существующихъ на русскомъ языке сочиненiй по каждому вопросу. Те изъ этихъ сочиненiй, которыя могутъ быть наиболее доступными: или наиболее полезными для учащихся на первыхъ порахъ, отмечены звездочкой. Мы ограничились только русскою психологическою литературой, оригинальной и переводной, такъ-какъ книги на иностранныхъ языкахъ начинающимъ бываютъ редко доступны. Но считаемъ необходимымъ заметить, что для серьезнаго изученiя психологiи одной русской литературы недостаточно. Оригинальные русскiе труды въ большинстве случаевъ не имеютъ особенной ценности, а переводы иностранныхъ книгъ иногда устарели или сделаны очень дурно. Притомъ, многихъ наиболее капитальныхъ иностранныхъ сочиненiй по психологiи совсемъ и не существуетъ въ русскомъ переводе.

Настоящей книге было бы трудно появиться на светъ, если-бы не щедрая помощь В.А.Хлудова и В.Н.Львова, которые дали большую часть средствъ на ея изданiе. Считаемъ долгомъ принести обоимъ жертвователямъ нашу глубокую благодарность.

Въ переводе принимали участiе следущiе студенты LIV, LV и LVI выпусковъ: II. И.Бугославскiй, А.А.Братановскiй (о. Сильвестръ), Ф.С.Владимiрскiй, С.А.Гапоновъ, В.Н.Голубевъ, гр. Г. I. Дорреръ, Д.Г.Коноваловъ, Н.И.Луневскiй, А.П.Малининъ, 1. И.Поповъ, Г.А.Староверовъ, В.А.Федоровскiй, А.В.Червипскiй и С.И.Чистосердовъ. Хлопоты по организацiи перевода и прiисканiю средствъ для изданiя принялъ на себя студентъ LIV вып. В.А.Харламовъ. Наблюденiе за печатанiемъ книги и веденiе корректуръ взяли на себя студенты LV и LVI вып. А.П.Малининъ, В.К.Стыранкевичъ и Н.Г.Высоцкiй. Вся выручка отъ настоящаго изданiя назначается въ пользу студенческой библiотеки.

П.Соколовъ
1900 г., май

 Предисловие к третьему русскому изданию

Во второмъ русскомъ изданiи этой книги были подвергнуты наибольшей переработке главы IV (Ощущения и физическiя чувствованiя) и XVIII (Память). Въ IV главе написаны вновь отделы о классифакацiи ощущенiп, объ органахъ чувствъ, о качествахъ ощущенiй и о теорiи чувствованiй Джемса--Ланге; XVIII глава) дополнена параграфами о типахъ памяти и о свойствахъ хорошей памяти. Все эти дополненiя вошли безъ существенныхъ переменъ и въ настоящее, третье изданiе. Но они были причиной того, что IV глава прежнихъ изданiй чрезмерно разрослась и ея содержанiе стало слишкомъ разнохарактернымъ и сложнымъ. Поэтому я счелъ необходимымъ разбить теперь эту главу на три следующихъ: IV. Органы чувствъ, V. Ощущенiя, и VI. Физическiя чувствованiя. Такимъ образомъ, число главъ въ настоящемъ изданiи увеличилось и нумерацiя ихъ изменилась. Далее, во второмъ изданiи отделъ объ органахъ чувствъ не имелъ пояснительныхъ рисунковъ и учащiйся принужденъ былъ обращаться за ними къ указаннымъ мною учебникамъ физiологiи. Теперь въ IV главе помещены шесть анатомическихъ фигуръ, которыя должны облегчить пониманiе и усвоенiе текста. Наконецъ, въ настоящемъ изданiи, какъ и въ прежнихъ, сделано несколько мелкихъ поправокъ и измененiй и дополнена библiографiя. Отмечать все свои добавленiя и переделки я по прежнему не имею возможности, но главнейшiя изъ нихъ указаны въ примечаяiяхъ. Въ общемъ русское изданiе книги Фонсегрива теперь уже значительно отличается отъ французскаго подлинника: по размерамъ оно увеличилось въ сравненiи съ французскимъ почти въ полтора раза, а по содержанiю изменилось еще более.

Вследствiе печатанiя въ провинцiальной типографiи и некоторыхъ другихъ причинъ въ книге оказалось не мало опечатокъ, которыя иногда пожалуй могутъ поставить учащагося въ затрудненiе. Поэтому я прошу учащихся, прежде, чемъ они приступятъ къ чтенiю книги, исправить эти опечатки.

Въ заключенiе считаю долгомъ выразить отъ имени издателей благодарность студенту LХI выпуска В.Я.Андрееву, взявшему на себя исправленiе корректуръ и все другiя сложныя хлопоты по изданiю, а также темъ его товарищамъ, которые изредка делили его трудъ.

Чистый доходъ отъ настоящаго изданiя получаетъ двоякое назначенiе. Половина его поступаетъ по прежнему въ пользу студенческой библiотеки, другая же половина будетъ употреблена на организацiю кабинета экспериментальной психологiи при Московской духовной академiи.

П.Соколовъ
1906 г., февраль

 Предисловие автора

Многiе благомыслящiе люди полагаютъ, что пора ввести въ преподаванiе среднихъ школъ безспорные результаты новой психологiи вместе съ теми самыми формулами, какiя употреблялись ея основателями, между которыми мне позволятъ назвать Тэна и Рибо.

Мне казалось, что есть возможность принять эти результаты, оставаясь во всемъ вернымъ философскимъ традицiямъ, дорогимъ французской школе. Я заимствовалъ у Аристотеля и Лейбница элементы для примиренiя эмпиризма новой психологiи съ традицiоннымъ апрiоризмомъ; Мэнъ де Биранъ, въ свою очередь, указалъ мне основныя черты плана, которому я долженъ былъ следовать.

Можетъ быть, некоторые изъ моихъ коллегъ найдутъ, что этотъ скромный учебникъ можетъ оказать маленькую услугу нашимъ учащимся. Они сумеютъ своими объясненiями исправить его недостатки и восполнить его пробелы.

Я очень обязанъ г.Жоржу Лiону, профессору Высшей Нормальной школы, который любезно согласился прочесть настоящую книгу и помочь мне своими советами. Да позволитъ онъ мне выразить ему здесь мою благодарность.

Ж. Фонсегривъ
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце