URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Мейман Э. Введение в современную эстетику. Пер. с нем.
Id: 170713
 
219 руб.

Введение в современную эстетику. Пер. с нем. Изд.стереотип.

URSS. 2013. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01458-6.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1909 г.)

 Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная известным немецким философом и психологом Эрнстом Мейманом (1862--1915), представляет собой введение в эстетику --- "науку о прекрасном в природе и в искусстве". Книга открывается кратким очерком истории эстетических исканий, после которого дается обзор главных направлений и основных проблем эстетики XIX века, рассматриваемой в качестве эмпирической философской дисциплины. Делается описание отдельных эстетических воззрений того времени и главных произведений, в которых отразились эти воззрения. Данное описание автор подразделяет согласно четырем точкам зрения на научную эстетику --- психологии эстетического удовольствия, психологии художественного творчества, эстетическому обсуждению искусства, эстетической культуре.

Книга не оставит равнодушными философов и историков науки, культурологов, искусствоведов, психологов и всех заинтересованных читателей.


 Оглавленiе

Предисловiе къ русскому переводу
Предисловiе
Введенiе. Историческiя основы современной эстетики
ГЛАВА ПЕРВАЯ
 Обоснованiе эмпирической эстетики у Густава Теодора Фехнера
ГЛАВА ВТОРАЯ
 Непосредственное влiянiе Фехнера на современную эстетику
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
 Главныя направленiя и основныя проблемы современной эстетики
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
 Единство области эстетическаго изследованiя
ГЛАВА ПЯТАЯ
 Психологiя эстетическаго удовольствiя
ГЛАВА ШЕСТАЯ
 Психологiя художественнаго творчества
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
 Эстетическое обсужденiе искусства
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
 Эстетическая культура

 Предисловие к русскому переводу

Наша философская литература, какъ оригинальная, такъ и переводная, настолько бедна сочиненiями по эстетике, что предлагаемая книжка известнаго авторитета, проф. Меймана, несомненно представитъ собою очень заметное и выдающееся явленiе. Какъ читатели увидятъ, авторъ стоитъ на совершенно эмпирической и описательной точке зренiя и скептически относится къ возможности построенiя спекулятивной эстетики (во всякомъ случае, онъ оставляетъ этотъ вопросъ открытымъ); но позитивизмъ Меймана не заслоняетъ отъ него, какъ это нередко бываетъ, самаго существа красоты. Немецкiй ученый беретъ искусство въ его прекрасной специфичности, отражаетъ все попытки низвести его на степень чего-то производнаго, чего-то меньшаго, или растворить его въ какой-нибудь другой человеческой деятельности. Искусство имеетъ свою физiономiю, оно довлеетъ себе, и мы не уяснимъ, а затемнимъ его сущность, если упустимъ изъ виду эту его особенность и неповторяемость. Мейманъ не хочетъ отожествлять его съ игрой -- уже потому, что игра мимолетна и после нея не остается никакого объективнаго следа, между темъ какъ благодатные следы искусства, художественныя произведенiя, ведутъ жизнь безсмертную, пребываютъ навсегда. Мейманъ выступаетъ и противъ теории подражанiя, которое производитъ одни лишь слепки съ природы и ненужно удвояетъ ее: онъ справедливо настаиваетъ на творческомъ характере художественной деятельности, на томъ, что она обогащаетъ мiръ, создавая новое -- въ разнообразiи безпрерывномъ и бездонномъ, какъ сама человеческая душа. Наконецъ, онъ выдвигаетъ моментъ индивидуальности, онъ дорожитъ темъ, что нигде такъ свободно и стихiйно не проявляетъ себя отдельная личность, какъ именно въ искусстве -- въ эстетическомъ созиданiи и въ эстетическомъ наслажденiи.

Особенно въ нашемъ обществе, где все еще къ искусству подходятъ съ утилитарной точки зренiя и отъ художника требуютъ сознательнаго служенiя соцiальнымъ интересамъ, -- особенно у насъ важно напоминанiе Меймана, что каждое художественное произведенiе въ конечномъ счете является деломъ чисто-индивидуальнаго духа; что великiе мастера и ихъ великiе ценители не только не служатъ продуктами своей эпохи, не только не подчиняются ей, а наоборотъ, часто выступаютъ въ резкой противоположности къ ней и къ современному обществу; что художникъ, который делается рабомъ соцiалъныхъ запросовъ, унижаетъ этимъ и свое искусство, и, прибавимъ отъ себя, самое общество.

Можно иначе решать эстетическiя проблемы, чемъ это делаетъ Мейманъ, и подходить къ нимъ съ той самой метафизической точки зренiя, которая такъ отпугиваетъ нашего автора, -- но знаменательно, что и эмпирическiй методъ привелъ его къ проповеди эстетической культуры, къ призыву распространять красоту, насыщать ею действительность. Можно по разному объяснять красоту, но въ одномъ согласны все, -- въ томъ, что у человека есть неодолимое стремленiе ее создавать, ею дышать и наслаждаться, принимать красоту въ свою душу и въ свою жизнь.

Ценнымъ дополненiемъ къ характеристике эстетическихъ теорiй, предлагаемой проф. Мейманомъ, можетъ служить статья Н.Самсонова "Общая эстетика", напечатанная, въ виде обзора соответствующей литературы, въ журнале "Критическое Обозренiе" за 1908 г., вып.III (VIII).

Ю.Айхенвальдъ

 Предисловие

Подъ эстетикой съ древнихъ временъ разумеютъ науку о прекрасномъ въ природе и въ искусстве. Въ дословномъ переводе "эстетика" означаетъ собственно науку о томъ, чтб постигается чисто созерцателъно, и затемъ, въ более широкомъ смысле слова -- науку о томъ, что нравится или не нравится непосредственно, въ силу одного лишь созерцанiя -- безъ посредничества логическаго мышленiя. Прекрасныя произведенiя искусства и красоты природы нравятся намъ непосредственно, -- по тому чувственно-созерцательному впечатленiю, которое оне на насъ производятъ. Въ действительности оба эти значенiя слова "эстетика" покрываютъ другъ друга, поскольку прекрасное въ природе и въ искусстве, по общему пониманiю эстетиковъ, именно темъ и отличается, что оно нравится непосредственно, въ силу одного только созерцанiя.

Хотя эстетика вовсе не принадлежитъ къ числу относительно законченныхъ или выясненныхъ по своему существу философскихъ наукъ и некоторыя проблемы ея даже въ высшей степени запутанны по самой природе своей, -- темъ не менее мы видимъ, что какъ разъ въ настоящее время развивается все более возрастающiй интересъ къ эстетике -- не только среди ея ученыхъ лредставителей-спецiалистовъ, но и въ широкихъ кругахъ образованной публики.

Вопросы эстетики занимаютъ теперь не только философовъ, но и художниковъ и образованную публику вообще. Мы встречаемся съ объясненiемъ эстетическихъ проблемъ какъ въ фундаментальныхъ научныхъ трудахъ и многочисленныхъ монографiяхъ, такъ и въ фельетонахъ нашихъ газетъ и журналовъ, а споры относительно отдельныхъ проблемъ поэзiи и пластическихъ искусствъ стали почти что модою. Вся наша современность старается создать известную эстетическую культуру; эстетическая черта нашего жизнепониманiя проникла даже въ дело воспитанiя и въ постановку нашихъ школъ и воплотилась въ движенiи, выступившемъ подъ именемъ "дитя и искусство". Такимъ образомъ, это -- благодарная работа: подвергнуть наконецъ систематизирующему обсужденiю и критическому пересмотру все эти эстетическiя стремленiя нашего времени.

Хотя теперь проложены новые, отличные отъ прежнихъ, способы и пути научной обработки эстетики, вызвавшiе къ жизни целый рядъ новыхъ вопросовъ, темъ не менее и наша современная эстетика основывается на предшествующей работе прошлаго времени, и мы не могли бы надлежащимъ образомъ оценить ея проблемы, если бы не выясвили себе постепеннаго хода и развитiя ихъ изъ эстетическихъ изследованiй прошлыхъ вековъ. Въ качестве введенiя къ нашему обзору современной эстетики необходимо поэтому предпослать краткiй очеркъ исторiи эстетическихъ исканiй.


 Об авторе

Эрнст МЕЙМАН (1862--1915)

Известный немецкий философ, психолог и педагог, один из основателей экспериментальной педагогики и педагогической психологии. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893--1894 гг. работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897 г. -- профессор философии и психологии в университетах Цюриха, Кенигсберга, Мюнстера, Галле, Лейпцига, Гамбурга. Был одним из основателей журнала "Архив общей психологии" (1903) и "Журнала экспериментальной педагогики" (1905).

Наибольшее значение для науки имели проведенные Э.Мейманом экспериментальные исследования развития памяти у детей. Э.Мейман сделал попытку синтезировать различные психологические концепции развития ребенка, его способностей, успешности обучения и т.п., и положить их в основу теории и практики воспитания. Его фундаментальный труд "Лекции по экспериментальной педагогике" (1907) представлял своего рода энциклопедию педагогической психологии, в которой было не только собрано все накопленное в то время этой наукой, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного развития. Широкую известность получили работы Э.Меймана по эстетике, в число которых входит и настоящая книга, вышедшая в России в 1909 г.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце