URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гнеденко Б.В. Беседы о математике, математиках и механико-математическом факультете МГУ
Id: 170695
 
197 руб.

Беседы о математике, математиках и механико-математическом факультете МГУ. Изд.стереотип.

URSS. 2013. 168 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03876-8.

 Аннотация

Настоящая книга была написана в 1993--1994 гг. В ней в жанре бесед с читателем автор рассказывает о том, к чему лично был причастен, о тех людях, которых он знал и с которыми вместе работал, говорит о своем времени и о событиях, свидетелем и участником которых он был. Читатель сможет узнать, насколько разнообразны были научные интересы Б. В. Гнеденко, как органично он соединял теоретические разработки с задачами практической жизни, как глубоко волновали его неурядицы в экономической и производственной сферах жизни нашей страны.

Книга будет полезна всем, кого интересует история отечественной науки. Немало интересного в ней найдут профессиональные историки и методологи науки, а также студенты и даже школьники, выбирающие жизненный путь.


 Оглавление

Предисловие (В.М.Золотарев)
Обращение к читателям
Беседа 1. Физико-математический факультет в XIX веке
Беседа 2. Лузитания
Беседа 3. Две задачи теории чисел
Беседа 4. О практической ценности научных знаний
Беседа 5. Роль наук о случайном в познании
Беседа 6. О математических моделях
Беседа 7. Аспирантура
Беседа 8. Первые месяцы войны
Беседа 9. Жизнь в Ашхабаде
Беседа 10. Переезд в Свердловск. Проблема управления качеством
Беседа 11. Московский университет и Великая Отечественная война
Беседа 12. Председатель профкома факультета
Беседа 13. История математики в моей жизни
Беседа 14. О специализации "История математики и механики"
Беседа 15. Интерес к ЭВМ. Медицинская тематика
Беседа 16. Интерес к теории надежности
Беседа 17. О потерях при уборке зерна
Беседа 18. Вопросы сельского хозяйства и математика
Беседа 19. Экология
Беседа 20. Общество "Знание"
Беседа 21. Владимир Васильевич Голубев
Беседа 22. Вячеслав Васильевич Степанов
Беседа 23. Александр Яковлевич Хинчин
Беседа 24. Андрей Николаевич Колмогоров
Беседа 25. О двух обращениях к ученикам
Беседа 26. Назначение различных форм учебных занятий в университете
Беседа 27. О прикладных аспектах математического образования
Беседа 28. В поисках математических талантов
Беседа 29. Факультет и средняя школа

 Предисловие

Борис Владимирович Гнеденко (1912--1995) -- один их крупнейших советских математиков, жизнь которого с 1934 года и до последних дней была связана с механико-математическим факультетом Московского университета (работая с 1945 по 1960 годы на Украине и в Германской Демократической Республике, он поддерживал тесные научные связи с факультетом).

Борис Владимирович родился 1 января 1912 года в Симбирске (ныне -- Ульяновск). В силу обстоятельств семья переехала вначале в Казань (1915), затем в Углич (1923) и, наконец, в Саратов (1925). В 1927 году пятнадцатилетним юношей он поступил (добившись личного разрешения Наркома просвещения А.В.Луначарского) на физико-математический факультет Саратовского университета, который закончил в 1930 году. После этого Борис Владимирович работал ассистентом на кафедре математики текстильного института в Иваново-Вознесенске (с 1932 года -- Иваново). В 1934 году Б.В.Гнеденко поступил в аспирантуру мехмата МГУ, где окунулся в удивительную атмосферу научного творчества, присущую созданной Н.Н.Лузиным великолепной математической школе -- Лузитании.

Лузитания -- феномен, аналога которому никогда прежде не было и, возможно, никогда больше не будет. В течение нескольких лет после революции в голодной стране с разрушенной экономикой, в стране, сотрясаемой отголосками Гражданской войны, в Московском университете появилась плеяда математиков первой величины (все они были учениками Н.Н.Лузина), сформировавших впоследствии математические школы, равных которым не было и нет во всём мире.

Борис Владимирович был учеником и соратником А.Я.Хинчина и А.Н.Колмогорова -- ярчайших деятелей Московской математической школы из числа первых лузитанцев. Б.В.Гнеденко -- один из создателей теории суммирования независимых случайных величин, сформировавшейся в двадцатых--тридцатых годах, которая стала называться классической уже в пятидесятые годы XX века. Начав свою научную деятельность с теории суммирования, где ему принадлежит ряд основополагающих достижений, Б.В.Гнеденко с течением времени стал обращаться и к прикладным областям теории вероятностей, таким как теория массового обслуживания, основы которой были заложены А.Я.Хинчиным, и математическая теория надёжности. Эти науки сформировались под влиянием Б.В.Гнеденко, и в них ему принадлежит ряд фундаментальных результатов.

Б.В.Гнеденко -- основатель вероятностных школ на Украине и в Германской Демократической Республике.

Кафедра теории вероятностей механико-математического факультета МГУ была основана А.Н.Колмогоровым в 1935 году. В начале шестидесятых годов Андрей Николаевич организовал Кафедру математической статистики и Лабораторию статистических испытаний, которые он и возглавил. Кафедру теории вероятностей, одну из ведущих на механико-математическом факультете, А.Н.Колмогоров передал Б.В.Гнеденко. За тридцать лет под руководством Б.В.Гнеденко кафедра ещё более укрепила свои позиции на факультете.

Сотни тысяч студентов учились и учатся по его книге "Курс теории вероятностей", хорошо известной во всём мире. Она многократно издавалась в СССР, США, Германии (всего в девяти странах, на десяти языках) и является базовым учебником во многих ведущих университетах мира.

Борис Владимирович много сил и времени уделял пропаганде математики. Он активно участвовал в работе Всесоюзного общества "Знание", членом Президиума правления которого он был в течение многих лет. В начале 1960Нх годов он организовал выпуск серии брошюр, посвящённых применению математики в различных областях практической деятельности. По этим брошюрам с математикой и её возможностями познакомились десятки, если не сотни тысяч практических работников.

Бориса Владимировича отличали интеллигентность, широта кругозора, исключительная доброжелательность и мягкость в общении. Однако эта мягкость мгновенно сменялась твёрдостью, если того требовали интересы дела.

Борис Владимирович был мужественным и волевым человеком. В 1988 году, узнав суровый приговор врачей, он намечает список книг, которые ему необходимо успеть написать за оставшееся время. И хотя здоровье его ухудшается, зрение слабеет, он пишет, печатая на своей старенькой "Олимпии"; окончательно ослепнув, он диктует, но успевает выполнить намеченное. Две книги из написанных в эти годы уже вышли. Это -- "Математика и жизнь" и "Об обучении математике в университетах и педвузах на рубеже двух тысячелетий". Теперь свет увидели "Беседы", которые Вы держите в руках. На очереди стоят "Воспоминания" и "Путешествия в страну Математика".

"Беседы" писались в течение 1992 и в начале 1993 года. Борис Владимирович спешил, ему надо было успеть высказать волновавшие и переполнявшие его мысли. Поэтому построение книги не предполагало систематичности изложения, а стилем ее автор избрал откровенные беседы с читателем.

Борис Владимирович рассказывает о том, к чему лично был причастен, о тех людях, которых он знал и с которыми вместе работал. Он рассказывает о своем времени и о событиях, свидетелем и участником которых он был. Читатель сможет узнать, насколько разнообразны были научные интересы Б.В.Гнеденко, как органично он соединял теоретические разработки с задачами практической жизни, как глубоко волновали его неурядицы в экономической и производственной сферах жизни нашей страны. Читатель почувствует искреннее и глубокое желание Бориса Владимировича помочь молодым людям получить как можно более полное образование, наилучшим образом отвечающее потребностям настоящего и обозримого будущего.

К замечательным книгам, которые писал Борис Владимирович, добавилась ещё одна.

В.М.Золотарёв

 Обращение к читателям


Дорогие коллеги!

Осталось всего-навсего шесть лет до наступления нового тысячелетия. Мы не знаем, что ожидает нас впереди, какие ценности станут определяющими, каких высот достигнет человечество в своем развитии. Ясно одно, что в будущем к образованию и науке будут предъявлены повышенные требования, и к этому следует подготовиться. Мы не знаем, какие проблемы окажутся на переднем плане, но можем предполагать, что общение между народами упростится, и необходимость в свободном владении несколькими языками будет огромна. Для этого придётся искать более действенные методы обучения. В распространённых до революции школах "Петершуле" дети обучались двум иностранным языкам, и для них три языка становились родными. Я наблюдал детей от смешанных браков, где дети без труда и притом в совершенстве овладевали языками, на которых говорили отец и мать. Язык познавался в каждодневной практике, и это познание было чем-то, напоминающим игру. Когда же человек владеет двумя-тремя языками, познание еще одного языка со всем своеобразием его музыки для него уже не будет представлять трудностей. Генрих Шлиман (1822--1890) -- немецкий археолог, исследователь Трои -- достигал свободного владения новым языком за два-три месяца.

Но язык лишь начало. Необходимо научить студентов полноценно, логически мыслить. Математика в этом отношении замечательное средство. Попытка студента заменить в математике понимание запоминанием быстро приводит к серьёзным неудачам. Достаточно только в одном месте сделать себе послабление и подменить отчётливое понимание определения, правила действия, доказательства простым запоминанием, как немедленно приходится за это расплачиваться: оказываешься полностью выбитым из колеи познания, и даже блестящая память не даёт возможности последующего понимания. В результате непонятое растёт, как снежный ком, и у учащегося появляется мысль об отсутствии математических способностей. Формализм знаний в математике связан с подменой полноценного понимания предмета формальным заучиванием без наполнения формулировок конкретным содержанием.

Мне хотелось бы сказать несколько слов и по следующему поводу. Зачастую студентам сообщают правильную мысль о том, что математика является языком науки и её логическим базисом, но не наполняют это утверждение реальным содержанием. С этой целью я считаю абсолютно необходимым читать курсы естественнонаучного содержания и отдельные лекции посвящать значению математических дисциплин в гуманитарных науках. Студентам должны быть предложены разнообразные курсы: математические методы в биологии, экологии, психологии, экономике, физике, теории связи, организации производства, теории надёжности и другие. Каждый студент выбирает себе по сердцу курс прикладного содержания и убеждается в важности соответствующих математических методов в данной дисциплине. Такой подход может быть полезен и для раскрытия способностей студента. Далеко не каждый студент имеет выдающиеся способности к теоретическому исследованию, в то время как его способности готовы раскрыться в содружестве других наук с математикой.

Затронем ещё один вопрос. Он мне представляется очень важным для воспитания интереса студентов к научному творчеству, к самостоятельному познанию. Это -- знание истории университета и факультета, знакомство с научной и педагогической деятельностью его выдающихся профессоров. Знание прошлого воспитывает уверенность в собственных силах, стремление продолжать славные традиции, созданные на кафедрах. Но об этом не рассказывают ни на лекциях, ни на семинарах. Не рассказывают и о том, как появляются научные и прикладные проблемы. Как же передать студентам уважение к прошлому университета и факультета? Я считаю, что об этом нужно говорить на специальных встречах, где студенты смогут задавать вопросы, волнующие их, выводящие их интересы за пределы круга учебных занятий. В связи с этим я решил написать ряд небольших очерков под общим названием "Беседы".

Жизнь факультета сложна и многолика. Одному лицу, даже много лет связанному с ним преподаванием, научными исследованиями, участием в других сферах деятельности, нет возможности охватить все её основные направления. Вот почему я искренне хочу, чтобы к моим очеркам добавились очерки представителей других кафедр, причём, не только математиков, но и механиков. Чем больше студенты узнают о прошлом факультета, тем больший вклад им удастся внести в предстоящий прогресс наших наук и в совершенствование механико-математического образования. Больших успехов желаю факультету в целом и каждому члену его коллектива в отдельности.

Дорогие студенты механико-математического факультета!

Я твёрдо уверен, что вы полюбите наш факультет так же горячо, как мы, проучившиеся в нём и приобщившиеся к его атмосфере доброжелательства и интеллектуального совершенствования, полной горячего стремления к познанию и открытию нового. Каждое поколение приносит свои научные проблемы и выдвигает новые таланты. Мы не только гордимся славным прошлым, но и верим в не менее славное будущее. И эти ожидаемые успехи принесут не только теперешние ваши преподаватели, но и вы сами. Вы должны стремиться превзойти в своих замыслах и результатах ваших учителей, а мы -- коллектив факультета -- приложим все силы к тому, чтобы помочь вам добиться этой цели. Ведь успехи сегодняшних студентов в науке и её применениях будут залогом прогресса и процветания родной страны и университета.

Наша первоочередная задача состоит в том, чтобы показать вам, что современная математика может принести огромную пользу в любой области знания и практической жизни. Нужно только научиться видеть новые возможности её развития из задач практики и новые методы решения задач практики в её теоретических разделах. Мне бы хотелось помочь вам увидеть изумительные возможности для взаимодействия математики с другими научными дисциплинами -- как естественными, так и гуманитарными, которые имеются в нашем университете. Воспользуйтесь тем, что вы учитесь в нём и приучите себя во всём видеть необходимость полезного вмешательства математической мысли, стремления числом и мерой понять окружающий нас мир.

Ваша задача состоит не только в том, чтобы получить математическое образование и с честью работать в разнообразных областях народного хозяйства и культуры нашей страны. Это лишь часть того, что вы должны сделать. Основное же заключается в том, чтобы всесторонне развивать все области математической науки -- её теорию, применения -- и поддерживать выработанные десятилетиями славные педагогические традиции. Вы должны сохранять и развивать славу Московского университета -- одного из лучших в мире университетов по глубине и качеству математического образования, одного из основных научных учреждений России, где непрерывно возникают и прогрессируют новые математические таланты.

Академик АН Украины,
заведующий кафедрой теории вероятностей
механико-математического факультета
Московского государственного университета
профессор Б.В.Гнеденко

 Об авторе

Гнеденко Борис Владимирович
Выдающийся ученый в области теории вероятностей и ее приложений. Мировую известность ему принесли исследования по теории суммирования независимых случайных величин, отраженные, в частности, в монографии «Предельные распределения для сумм независимых случайных величин» (1949, в соавт. с А. Н. Колмогоровым). Одним из первых среди отечественных ученых в середине 1930-х гг. начал развивать теорию массового обслуживания, притом в ее прикладном аспекте. Создал на Украине всемирно известную школу теории вероятностей и математической статистики, московскую школу теории массового обслуживания, оказал большое влияние на формирование теоретико-вероятностных школ во многих странах. Его «Курс теории вероятностей» признан одним из лучших учебников для студентов. С 1966 г. до конца своих дней бессменно руководил кафедрой теории вероятностей механико-математического факультета МГУ. Академик АН Украины (1948). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член Royal Statistical Society (Великобритания), почетный доктор Берлинского университета им. Гумбольдта и Афинского университета.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце